NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Среда 23.10.2019 07:52 ast
04:52 msk

Живой классик
Доктор исторических наук Нурболат Масанов: Теперь я стал "манкуртом"...
18.07.2002 / интервью

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Новости недели", 17 Июля 2002 г.

Историей дореволюционного Казахстана в недалеком прошлом заниматься было непрестижно и даже опасно: легко могли обвинить в идеализации феодального или буржуазного прошлого, особенно когда это касалось изучения вопросов происхождения казахского народа и кочевого образа жизни. И как следствие, все книги, монографии, статьи на эту тему в советскую эпоху были наперечет. К ним можно отнести и работу доктора исторических наук Н. Масанова "Кочевая цивилизация казахов". В полном объеме этот труд увидел свет только после крушения советской идеологии: в 1995 году монография была издана тиражом в 1000 экземпляров и быстро разошлась.

Сегодня исследовательским алгоритмом, позволяющим рассматривать историю и культуру казахского народа в определенном контексте, не подпадающим ни под одну из пяти общественно-экономических формаций, заинтересовались французы, которые планируют к концу года издать "Кочевую цивилизацию казахов" в Париже.

- В советские времена в исторической науке существовала так называемая пятичленная схема - первобытное общество, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм, - рассказывает ученый, которого в 80-е называли идеологом казахского национализма, а ныне - манкуртом и предателем своего народа. - Всякий историк, решивший заняться проблемой кочевого скотоводства, должен был подгонять закономерности исторического развития кочевых племен под одну из этих формаций. Но они никуда "не вставлялись", потому что у кочевников существовала особая система взаимоотношений, в корне отличающаяся от постулатов советской идеологии.

Я заинтересовался этой темой еще в студенческие годы, обратив внимание на то, что многие исследователи анализируют кочевничество в отрыве от реальной жизни казахов. Дело в том, что 50 проц. территории Казахстана составляет пустыня, 25 - полупустыня, 20 - степь и лишь 5-7 проц. - лесостепь. Для того чтобы заниматься неполивным земледелием, требуется, как минимум, 400 мм атмосферных осадков в год, а в Казахстане в среднем их выпадает вдвое меньше. Совершенно очевидно, что в таких условиях кочевое скотоводство целесообразнее любого земледелия. Кочевой образ жизни - способ адаптации человека к сложным природно-климатическим условиям региона. Попытки некоторых исследователей представить дело таким образом, будто бы казахи кочевали только потому, что это было их субъективным желанием или чьей-то злой волей, являются абсолютной чепухой. Точно так же, как и нынешние утверждения некоторых авторов о том, что древние казахи были сплошь земледельцами и жили в городах.

- Чем могла заинтересовать французов история кочевников?

- Во Франции очень старые традиции по изучению жизни, истории и культуры кочевников. Они берут начало еще со времен французской колониальной империи, которая господствовала в Северной Африке, где как раз проживали кочевники. В свое время подлинным открытием для меня стала классическая работа французского ученого Р. Капо-Рея "Французская Сахара", по которой я учился исследовать и понимать кочевников. Несмотря на то что во Франции очень сильная научная школа номадизма, научно-исследовательский алгоритм, описанный в моей книге, заинтересовал их.

- А что такое кочевое скотоводство вообще?

- Если говорить популярным языком, то это - кочевка по сезонным циклам. В отличие от монголов, кочевавших в зимний период года, казахи зиму проводили стационарно, то есть находились на одном месте от трех до шести месяцев. Это было обусловлено тем, что в Монголии, расположенной на высоких плоскогорьях, ветер сдувает снег в зимний период года. А в Казахстане снег зимой залегает плотным и глубоким слоем, иногда достигающим 50-70 см. В этот период несколько семейств объединялись в один хозяйственный аул, где должно было быть сосредоточено не более 300-400 голов овец. При большем количестве на зимнем пастбище не хватило бы корма. В короткий зимний день овца может ежедневно проходить не более двух-трех километров, поэтому радиус пастбища составлял полтора, максимум два километра.

Алгоритм исследовательской практики показывает: вначале надо изучить особенности среды обитания номадов, затем способы их адаптации в пространстве и механизмы хозяйствования, из которых вытекают прежде всего социальная организация и материальная культура, затем- социально-экономические взаимоотношения, и только после этого духовная культура и общественно-политические процессы. Если выдернуть из этого ряда один из контекстов, то кочевничество как феноменальное явление становится абсолютно непонятным. Большинство же исследователей начинали изучать проблему с третьего, а то и с пятого уровня, то есть сразу с социально-экономических отношений, этногенеза, социальной организации или духовной культуры.

Высшей стадией развития кочевничества многие ученые считали оседлость. Но в условиях пустыни это просто невозможно, поэтому часть населения Саудовской Аравии и многих стран саванно-сахельской зоны Северной Африки до сих пор кочует. Отсюда вывод: кочевое хозяйство было максимально адаптировано к природным условиям. Чтобы выжить в экстремальных условиях дефицита воды в летний период, крайнего холода, доходящего до 40 градусов зимой, резких суточных перепадов температуры, каждый кочевник должен был иметь, как минимум, две квалификации: скотовода и собственно кочевника. То есть уметь ориентироваться в пространстве, предугадывать направление ветра, время атмосферных осадков, знать особенности произрастания растительного покрова, находить воду в безводной пустыне и многое-многое другое.

Эти две квалификации можно было получить только от отца и деда. Отсюда и статус человека. Сироте такую информацию никто бы не дал, а значит, он был обречен либо на гибель, либо на зависимость. Именно поэтому у казахов существовали генеалогический принцип родства и, как следствие, родоплеменная система. Кстати говоря, даже между родными братьями могла существовать конкуренция за информацию. Известны случаи, когда отец самую важную информацию о природных условиях данной местности, находясь на смертном одре, сообщал только младшему сыну, который наследовал его зимовку. В рамках колхозно-совхозной системы потомки кочевников в значительной степени утратили двухтысячелетний опыт ведения кочевого скотоводческого хозяйства, при котором человек рассчитывал только на себя и свои знания, накопленные его предками.

- Малочисленность народа как-то связана с образом жизни предков?

- Кочевое скотоводство при экстремальных условиях жизни вело к высочайшей конкуренции, когда выживал только сильнейший. Единственный достоверный источник того времени - материалы переписи 1897 года - сообщает, что на тот период численность коренного населения на территории Казахстана составляла всего четыре миллиона. За сто последующих лет число казахов увеличилось лишь вдвое.

Много горя казахам принесла эпоха коллективизации, приведшая к их массовой и неестественной оседлости. Необходимо от трех до шести поколений, чтобы адаптироваться к новому образу жизни. У казахов это проходило очень сложно (переход к оседлому образу жизни сопровождался голодом, массовыми болезнями и снижением продолжительности жизни). Тем не менее наше общество показало высокую степень выживаемости и адаптивный потенциал. Сейчас удельный вес казахов, проживающих в городах, уже превысил 50 проц. Но это не снимает проблем, связанных с так называемой деспотией пространства.

До революции плотность населения составляла всего лишь полтора человека на 1 кв. км, а по переписи 1989 года - 6,3 человека. Это означает, что степень освоенности территории у нас выросла всего в три-четыре раза. Это не так много: в советский период в Казахстане города развивались точечно, а все остальное как было пустыней во всех смыслах этого слова, так и осталось ею. Сегодня сложные природные условия продолжают доминировать над нашими возможностями. Перепись населения 1999 года показала, что за десять лет плотность населения упала с 6,3 до 5,7, а значит, уменьшилась степень освоенности и контроля территорий. Разрушается инфраструктура, связывающая огромное пространство Казахстана в единую государственную географическую целостность. Если процесс освоенности территории будет продолжать понижаться (а это вполне возможно в связи с имеющей место эмиграцией), то Казахстан как единое государство просто не выживет, распадется на удельные княжества.

Уже сейчас между разными группами населения даже в рамках одного этноса произошел огромный разрыв. Есть уже сложившиеся казахи-горожане, 3-4 поколения которых живут в городе. А есть те, кто только пытается прижиться в мегаполисах. Первая группа более продвинутая. Ее представители занимают ведущие позиции в бизнесе и в структурах власти, они уже накопили собственность, связи, знакомства, информацию, высокий уровень образования, знание языков и так далее. У вторых возможностей гораздо меньше. В рамках советского государства это было нестрашно, потому что оно при всех недостатках создавало равные возможности гражданам. Но сейчас, когда образование становится все более дорогим и элитарным, у отстающих групп возникают огромные проблемы в плане выживания. Если государство не поможет им, то сельские "аборигены" будут постепенно превращаться в социальную прослойку без будущего. Кстати говоря, это беда не только нашего государства, но и всех развивающихся стран. Классический пример - Индия, где все общество стратифицировано и на официальном уровне существуют различного рода привилегии и касты.

- Вернемся к истории дореволюционного Казахстана. 10 лет назад появились кафедры истории Казахстана. Надо полагать, темных пятен в истории страны стало меньше?

- Дореволюционная история- достаточно серьезная наука. Она основывается на фактах, которые сохранились в архивах и статистических сборниках, поэтому фальсифицировать ее очень сложно. И тем не менее массовый приток научно не подготовленных людей, ранее специализировавшихся на истории КПСС, сильно подорвал основы этой науки. И многие научные проблемы как были неисследованными, так и продолжают оставаться такими. Мне, например, кажется, что сейчас очень важно сосредоточить внимание на персоналиях, то есть на изучении роли отдельных выдающихся людей в судьбах казахского народа. Да, мы знаем Абулхаир-хана, Аблай-хана, еще полтора-два десятка имен, но в целом наша история продолжает оставаться безымянной: есть какие-то процессы, закономерности, но нет деятельности индивидов. А ведь нашу историю творили яркие личности, о которых народ сегодня ничего не знает. Например, Мухаммед-Салих Бабаджанов - первый казахский этнограф, получивший серебряную медаль Русского географического общества. Это произошло в 1857 году, то есть еще до работ Чокана Валиханова. А ведь еще были Сейдалины, Жантюрины, Тяукин, Чорманов, Акпаев, Даулбаев, Кустанаев. Каждый из этих народных историков-этнографов достоин того, чтобы их именами были названы улицы, а то и целые города.

С другой стороны, нужно наконец заняться переизданием трудов ученых, которые занимались историей Казахстана еще в XVIII-XIX веках. Это касается фундаментальных трудов Палласа, Гавердовского, Броневского, Бларамберга, Вельяминова-Зернова, Мейера, Красовского, Медведского, Гейнса, Потанина, Загряжского, Гродекова, Баллюзека, Самоквасова, Маковецкого, Гурлянда, Словохотова, Добросмыслова, Харузина, Аристова, Алекторова, Крафта, Диваева, Коншина, Румянцева, Скалова, Грумм-Гржимайло...

По истории и культуре казахов мы имеем уникальную базу в виде 35 фундаментальных томов - так называемых "Материалов по киргизскому землепользованию". Переселенческая комиссия, представьте себе, просчитала экономическую ситуацию в каждом казахском ауле по 200-300 позициям! Такого источника нет ни по одному народу в мире. К сожалению, эти и другие работы до сих пор не изучены и не переизданы. Если бы это случилось, то произошла бы определенная демократизация исторических знаний, иначе говоря, они стали бы доступны народу. Но тогда труднее было бы мифологизировать и фальсифицировать историю.

- За что вас в 1986 году в отделе науки ЦК Компартии Казахстана называли "идеологом казахского национализма"?

- Один очень известный академик написал тогда большой донос в ЦК, посвятив мне, как "идеологу казахского национализма", воспевающему уникальность казахской истории, несколько страниц. Он утверждал, что я идеализирую казахскую историю и воспеваю уникальность казахского народа, чем нарушаю принципы марксизма-ленинизма. А мои научные труды являются теоретической основой казахского национализма.

- А что было на самом деле?

- Описывать историю казахского народа такой, какая она есть, - мой долг. Я ее не уничижал, не унижал, не пытался представить примитивной, как было принято в советское время. Но я никогда ее и не идеализировал, и не превозносил до небес, как это делают сейчас некоторые вчерашние партийцы. Я всегда говорил, что у казахского народа были свои, особые история и культура, которые не вписывались в общепринятые марксистские рамки пяти экономических формаций.

Прошло шесть-семь лет, и меня стали обвинять в совершенно противоположном "грехе". Теперь я стал "манкуртом". В период, когда республика переживала первые годы своей независимости, была естественная гордость за свое государство, но это чувство порой выходило за рамки. И тогда я выступил с резкой критикой казахского национализма. В общем, чем больше занимаешься настоящей наукой, тем больше шансов войти в конфликт с властью и общественными стереотипами.

Досье "НН"

Нурболат Масанов в 1976 году закончил исторический факультет КазГУ им. Кирова. Затем 10 лет проработал в Институте истории, этнографии и археологии Академии наук Казахстана. В 1986 году перешел на работу в президиум АН. В 1992 году защитил докторскую диссертацию по этнографии в знаменитом Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. С 1992-го по 1998-й работал в Казахском государственном университете. В настоящее время - президент Казахстанской ассоциации политических наук. Автор более 200 публикаций, в том числе 8 монографий. Последняя его книга, посвященная межэтническим отношениям в Казахстане, была издана в этом году в Японии.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мир… прогнется под нас" 29.07.2002
Сельское хозяйство: иерархия приоритетов 29.07.2002
У первого канала открылось второе дыхание 26.07.2002
КНБ Казахстана 10 лет 25.07.2002
Интеграция по-генеральски 24.07.2002
Сын атаке 23.07.2002
Живой классик 18.07.2002
Белые и пушистые 17.07.2002
Мухтар Алтынбаев: о небе и земле. И о себе, любимом 07.07.2002
Касымжомарт Токаев и его "киндер-сюрпризы" (возвращаясь к недосказанному) 05.07.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.10.19 Среда
82. САРЖАНОВ Кудайберген
72. МАРТЫНОВ Александр
70. САРТАЕВ Жанбатыр
69. КРАУЗЕ Юрий
68. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
68. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
64. КАРИМЖАНОВ Бахриден
63. ДЕНЯКИН Александр
63. ЖАКЫПОВ Болат
62. ДЮСЕНОВА Сауле
62. СМАГУЛОВ Сейсехан
61. КУШЕРБАЕВ Жомарт
60. ИБРАЕВ Марат
60. ИБРАЕВА Гафура
56. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.19 Четверг
85. ХОЛОДКОВ Александр
82. ЛЕММЛЕ Вальтер
78. УРМУРЗИНА Гульшара
76. ШВЕДЮК Владимир
73. ТУРСУМБАЕВ Балташ
72. ЖУМИН Канатбек
64. МУСИН Алиаскар
62. БИСЕНБАЕВ Асылбек
59. АГИТАЕВ Садуакас
59. БАРПИБАЕВ Тлектес
59. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
59. КЕНЖАЛИЕВ Малик
57. БАЛГАРИН Амантай
55. УСКЕНБАЕВ Каирбек
53. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>
25.10.19 Пятница
80. КОСЕНКО Виктор
79. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
77. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
74. БАЙГУТ Мархабат
74. КАЛИЕВ Кудайберген
72. АЛИБАЕВ Айтбай
70. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
68. ИЗБАНОВ Мухит
67. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
65. БУЛЕГЕНОВ Ергали
65. МАХАРИНЕЦ Юрий
65. ФАТКУЛЛИН Рашид
62. ЖАСУЗАКОВ Сакен
62. КАРАМАНОВ Серик
62. ХАКИМОВ Шамиль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz