Тулеген ИЗДИБАЕВ, "Панорама", 6 сентября
Пока согласовывалось это интервью, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андарь Шукпутов перестал занимать эту должность, а в самом министерстве, как известно, началась структурная реорганизация. Тем не менее, руководствуясь мыслью о том, что экологические проблемы были и остаются одними из самых актуальных в процессе развития всего общества, предлагается усеченный вариант интервью с г-ном Шукпутовым об итогах работы министерства, т. к. о его перспективах, понятно, будут говорить другие люди.
- Г-н Шукпутов, как известно, одной из самых больных тем руководимого вами министерства являлась проблема сохранения реликтовых ленточных боров. Какие меры были предприняты министерством в этом направлении?.
- Основные причины уменьшения лесов - это пожары и браконьерство. Так, в 1997 году от пожаров в реликтовых ленточных борах погибло 238 тыс. га леса - это был самый большой урон. Для сравнения: в прошлом году сгорело 30 тыс. га.
Основная причина - слабая охрана в силу слабого финансирования. В прошлом году в республиканском бюджете было заложено всего Т92 млн на авиапатрулирование и Т21 млн - на противопожарные мероприятия, чего явно недостаточно. Думаю, согласитесь, что авиаохрана на сегодняшний день является самым эффективным способом обнаружения и тушения пожаров. Например, когда в свое время из резервного фонда правительства дополнительно выделили Т89 млн, число лесных пожаров уменьшилось в 6 раз.
Что касается браконьерства, то уникальным ленточным борам мы придали статус особо ценных лесных массивов, в которых запрещены все виды рубок, кроме санитарных. Ужесточили правила экспорта древесины за пределы Казахстана. Снизили планку между административной и уголовной ответственностью за незаконную рубку леса. Например, если раньше для возбуждения уголовного дела на лесного браконьера необходимо было задержать его с 60 кубометрами или вагоном леса, то сейчас достаточно 10 кубов или одного "КамАЗа".
Реформы лесной отрасли практически не коснулись. В прошлом году было принято решение о четком разделении хозяйствующих и контролирующих функций. Хозяйственные функции, в том числе и охрану лесов, передали на местный уровень.
Мы тщательно изучили опыт Эстонии и Белоруссии, где леса составляют до 50% территории. На базе модельного комплекса в довольно сжатые сроки, за полгода, удалось подготовить Лесной кодекс. Проект кодекса уже поступил на рассмотрение в парламент. А пока приходится опираться на старый кодекс, принятый еще в 1993 году.
Все мы прекрасно знаем тяжелое положение лесников, их слабую базу и низкую зарплату. Ни оружие, ни машины, ни форма не обновлялись в течение 10-15 лет. В бюджете следующего года предполагалось заложить специальную программу укрепления материально-технической базы учреждений по охране и воспроизводству леса. Этого тоже не было 10-15 лет. А в целом по лесной отрасли планировалось выделить более Т3 млрд.
- Проблема обеспечения водой южных регионов в какое-то время казалась неразрешимой, во всяком случае она полностью не исчерпана.
- Нам пришлось приложить очень много усилий для обеспечения водой южных регионов. Как известно, Казахстан договорился с Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном использовать только по 90% от необходимой потребности воды. Также с киргизами договорились о поставках мазута и угля в обмен на воду с Токтогульского водохранилища.
В целом для Казахстана ситуация с водообеспечением является непростой, т. к. республика находится в конце водных артерий. Все крупные реки - трансграничные. Мы - сторона, так сказать, водозависимая. Поэтому одним из самых больших достижений в этом вопросе можно считать подписание договора с Китаем об использовании трансграничных рек. Также можно отметить, что после нескольких лет переговоров со Всемирным банком было подписано соглашение о предоставлении займа на сумму $64,5 млн для урегулирования русла реки Сырдарья.
Кроме того, подготовлена программа "Питьевая вода". Это довольно концептуальная программа, 1-й этап которой рассчитан до 2005 года. Мероприятиями программы охвачено 3,7 тыс. населенных пунктов, в которых проживает около 7 млн человек.
С одной стороны, затрачиваются довольно большие средства, но вместе с тем меняется идеология по отношению к потреблению воды. Раньше на примере "Союзцелинводы", "Кокшетауского водопровода" или канала Иртыш - Караганда принято было строить длинные водопроводы, что приводило к удорожанию стоимости питьевой воды. Сейчас привлекается заем АБР для постройки в северных регионах сети локальных водоводов и в дальнейшем - передачи этих объектов в коммунальную собственность. Естественно, что цена воды снизится и, что немаловажно, улучшится качество питьевой воды. Ведь не секрет, что 70 процентов казахстанцев пьют некачественную воду.
И в области самого водного хозяйства идут реформы: необходимо конкретно определить, за какие объекты отвечает республика, область, район и т.д. В рамках этих реформ подготовлена концепция "Обеспечения водной безопасности".
- Ваше министерство пыталось системно подойти к проблеме браконьерства.
- Как вы помните, министерство инициировало широкомасштабную операцию "Осетр". По ее итогам мы пришли к выводу, что нет комплексного подхода к решению проблем в рыбной отрасли. Поэтому опять же впервые за 10 лет мы начали работу по разработке и внедрению программы "Развития рыбной отрасли", которая включает не только добычу рыбы. Это и разведение мальков, и очищение водоемов, и организация рыбной ловли, и организация хранения, транспортировки и переработки, это и насыщение рынка разными видами рыбной продукции. Данный системный подход сейчас внедряется на базе рыбной отрасли.
Постановлением правительства от 4 сентября 2001 года "Об утверждении размеров возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" значительно ужесточены требования к нарушителям природоохранного законодательства. Например, если раньше браконьер платил за незаконно убитого архара Т38750, то сейчас Т1162500. Кроме того, чтобы возбудить уголовное дело на браконьера, его надо было поймать с 33 отстрелянными косулями, сейчас достаточно 3.
Но это только поверхность айсберга, основные причины лежат глубже. В первую очередь необходимо навести порядок в действующем механизме организации охотничьего хозяйства. Например, в соответствии статьей 6 Закона РК "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", животный мир находится в исключительно государственной собственности. На деле все функции переданы общественным организациям. Так, из общего количества охотничьих хозяйств в ведении Союза обществ охотников и рыболовов Казахстана "Казохотрыболовсоюз" находятся 210 хозяйств площадью 56,6 млн га, или 72,2% территории. Кроме того, охотничьи хозяйства создаются бюджетными организациями. Мы предлагали право ведения охотничьего хозяйства возложить на владельцев земли - аграриев.
Также, к сожалению, на сегодняшний день акиматы занимаются только закреплением охотничьих угодий. Не ведется контроль, не осуществляется воспроизводство, хотя эти функции возложены на них.
- Когда вас в свое время назначили министром, с какими ожиданиями вы пришли на эту должность?.
- Да, для меня несколько неожиданно было назначение на эту должность. Конечно, эта огромная ответственность и довольно сложная работа. Мне приходилось работать во многих отраслях деятельности, и откровенно, я не имел глубокого представления о ситуации относительно отраслей работы этого министерства. Тем более что министерство очень многоотраслевое. Пришлось первые полгода усиленно вникать в суть проблем. Это было непросто. Но вопрос ваш стоит гораздо глубже, я считаю, что самое главное - это доверие со стороны главы государства и моя задача оправдать это доверие.
- Сегодня вы остаетесь в "обойме" или есть другие планы?.
- Да, я в команде. В настоящее время рассматривается несколько предложений о назначении. В свое время все станет известно. |