NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 02:44 ast
00:44 msk

Спикер доволен работой
Жармахан Туякбай: "Призываю не к единомыслию, а к сотрудничеству"
12.09.2002 / интервью

Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 11 сентября

На вопросы корреспондента "НН" Натальи БУЕНКО отвечает председатель мажилиса парламента РК Жармахан Туякбай.

- Жармахан Айтбаевич, открывая 4-ю сессию, вы критически высказались в адрес законодательной работы правительства. Какими в идеале вы видите взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти? И почему, на ваш взгляд, в реальности дело обстоит иначе?

- Проблема взаимоотношений правительства и нашей палаты возникла не сегодня. Еще в начале 2000 года произошел беспрецедентный случай: весь состав бюро палаты обратился в правительство с просьбой провести совместное заседание бюро и правительства. Мы шли туда с доброй волей, чтобы в вопросах законотворчества исключить политиканство, ведомственные междоусобицы и амбиции. Тогда мы предлагали наладить тесное взаимодействие в разработке законопроектов, чтобы уже на ранней стадии депутаты знали не только концепцию будущего закона, но и конкретные пути регулирования тех или иных отношений, вникли в суть законопроекта. Но общего языка мы так и не нашли. Тем не менее старались все возникающие проблемы рассматривать в духе взаимопонимания. Однако и ущербный механизм разработки законов, и недостаточная информированность депутатов о "законотворческой кухне" правительства до сих пор остаются. В результате страдает качество законопроектов, затягиваются сроки их рассмотрения.

Кроме этого, правительство порой считает депутатов недостаточно компетентными, непрофессионалами, не знающими специфики тех отношений, которые регулирует данный закон. Наверное, это заложено в самой природе двух ветвей власти - считать друг друга некомпетентными. Когда законопроект поступает из правительства к нам, после его изучения мы выявляем в нем массу недостатков, в том числе концептуального характера. Во многих проектах законов от их первоначальной формы практически ничего не остается, поскольку мы вынуждены перерабатывать до 70-80 проц. текста.

Часто заседания рабочих групп срываются, потому что некому представлять правительство. Или времени нет, или считают ниже своего достоинства здесь объясняться. А иногда просто понимают, что сказать-то им, по большому счету, нечего. Бывает и так, что конкретные разработчики законопроектов, зная о своей ответственности за некачественное исполнение, начинают уговаривать: "Подождите, дайте мы переработаем". Если же вопрос касается концептуальных положений, парламент должен получить соответствующее заключение правительства: согласно оно с нашим мнением или нет. К сожалению, наш регламент не содержит ни слова о том, сколько необходимо дать правительству времени на подготовку заключения по конкретному законопроекту. В результате проект закона лежит без движения.

Однако будет неправильно всю вину перекладывать на правительство. И в парламенте есть депутаты, которые лоббируют региональные или ведомственные интересы, порой идут на соглашательскую позицию. Все это происходит еще в процессе работы над законопроектом в рабочей группе.

Я не хочу сказать, что депутаты и правительство должны создавать какие-то совместные группы по разработке законопроектов, это недопустимо. Мы лишь предлагали и предлагаем, чтобы депутаты непосредственно участвовали в законотворческом процессе с момента разработки проекта закона. Это поможет снять многие вопросы.

- Вы сказали, что надо договориться о правилах и неукоснительно их придерживаться. Что это за правила? Парламент внесет какие-то принципиально новые коррективы в работу?

- Нашим регламентом не запрещено рассматривать законопроекты в двух чтениях. Я считаю, что депутаты должны определиться концептуально: принимать поступивший законопроект в работу или возвращать его в правительство. Качественный проект закона - выносим его на обсуждение, "сырой" - не станем попусту тратить время. Если эти правила игры соблюдать, то к законопроектам более ответственно будут подходить и депутаты, и правительство. К примеру, в той же России законопроект всегда рассматривается не менее чем в двух чтениях.

- Как вы думаете, какой может быть реакция правительства на предлагаемые нововведения?

- Я считаю, что правительство должно приветствовать эту идею. Думаю, руководство правительства многих нюансов и не знает. Они ведь как рассуждают: законопроект отправили - и с плеч долой. Хотя вся эта суета, когда начинают уговаривать депутатов, бегать, еще долго продолжается.

В конце концов, исполнительная власть должна быть заинтересована в том, чтобы любой законопроект рассматривался быстро и четко.

- Вы надеетесь, что это заставит правительство более ответственно подходить к законотворческой деятельности?

- Да, безусловно. Это на пользу и нам, и им. К сожалению, законопроекты, выходящие из стен правительства, готовятся соответствующими, "кровно" в них заинтересованными ведомствами. Следовательно, они делают все для того, чтобы подчеркнуть свою значимость, обеспечить себе больше прав и меньше обязанностей, добиться наибольшей бесконтрольности. К сожалению, в Казахстане пока нет вневедомственного органа, который бы писал законопроекты на основе государственной концепции правовой политики, утвержденной президентом.

Порой доходит до абсурда. Скажем, руководитель одного ведомства готовит законопроект, регулирующий отношения в его отрасли, и всячески отстаивает свои позиции. А через год его переводят в соперничающую структуру, и он с таким же жаром начинает утверждать прямо противоположное. Особенно это присуще правоохранительным органам.

Вывод напрашивается сам собой: влияние министерств и ведомств на разработку конкретного законопроекта, регламентирующего права и обязанности отрасли или органа, должно быть сведено к минимуму.

- В каком примерно соотношении повинны правительство и парламент в затягивании рассмотрения тех или иных законопроектов?

- Я не хочу, как на весах, определять конкретную меру чьей-либо вины. Процесс рассмотрения любого законопроекта по самой своей природе должен вызывать дебаты и споры. В сегодняшних, слишком долгих сроках рассмотрения проектов законов повинна прежде всего несовершенная организация законотворческой работы. Поэтому я бы не стал перекладывать вину с одной ветви власти на другую. Единомыслия между правительством и парламентом не будет никогда. Исполнительная власть всегда отличалась осторожностью, стремлением экономить бюджетные средства, а парламент - желанием быстрее решить проблемы, прежде всего социальные. Другое дело, что нам порой не хватает принципиальности в отстаивании своих позиций.

- Каков срок рассмотрения поступивших законопроектов?

- Мы руководствуемся не сроками, а понятиями разумности и целесообразности. Сроков нет и не может быть. Существуют такие законопроекты, которые из-за их сложности годами надо обсуждать. В некоторых странах этот процесс иногда занимает десятилетия.

- В каких случаях парламент вправе вернуть законопроект в правительство?

- Когда не соблюдены процедурные моменты, например касающиеся приложений к законопроекту, когда отсутствует необходимое количество подписей, наш аппарат без рассмотрения возвращает документ на доработку. Но, как правило, такие недочеты устраняются за неделю-две. А так любой законопроект должен рассматриваться на пленарном заседании, и депутаты должны решить - отклонить его или принять. Иногда бывает, что правительство, чувствуя "провал" законопроекта, спешит отозвать его.

- И последний вопрос. Готовы ли сами депутаты работать по новым правилам?

- Большинство из них, несомненно, готовы, поскольку заинтересованы в скорейшем принятии качественных законов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Жармахан ТУЯКБАЙ: Не поверю, что депутаты мажилиса могут продать доверие избирателей 26.09.2002
Возвращение Будулая 26.09.2002
Пепел Херсона жжет мое сердце 23.09.2002
Жаксыбек Кулекеев: финансовая дисциплина в стране улучшается 23.09.2002
"Друзья" напишите в кавычках 19.09.2002
Надо быть реалистами 18.09.2002
Созидатель 13.09.2002
Спикер доволен работой 12.09.2002
Шукпутов - назначьте меня куда-нибудь 07.09.2002
"Власть ситуацию контролирует" 05.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz