NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 21:10 ast
19:10 msk

Надо быть реалистами
Закончились парламентские каникулы. Народные избранники вновь вернулись к своим непростым обязанностям. О текущем моменте в жизни страны, о ее перспективах с депутатом Мажилиса Парламента Амалбеком Тшановым беседует наш корреспондент
18.09.2002 / интервью

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 17 сентября

- Прошло больше десяти лет с момента обретения Казахстаном независимости. Какие достижения, происшедшие в республике за этот период, вы считаете наиболее значительными?

- За эти годы в обществе, на мой взгляд, произошли кардинальные перемены. Народ сделал выбор в пользу демократии и открытого общества. Переход от одной социально-экономической системы к другой требовал твердого, волевого руководства, которое позволило преодолеть сопротивление, возникшее в результате экономических и политических преобразований.

Радикальные реформы осуществлялись в условиях становления государственности, постоянного цейтнота и преодоления глубокого экономического кризиса. Постоянно меняющаяся ситуация требовала быстрых и эффективных решений. Это было особенно трудно, так как две трети казахстанской промышленности в бытность Союза управлялось напрямую из Москвы. Казахстан испытывал дефицит высококвалифицированных кадров в области финансов, обороны и внешней политики. В тот период фактически не было времени на парламентские дебаты и дискуссии. Задержка или игнорирование того или иного вопроса, отсутствие законов и правовой базы могло привести к социальному взрыву, политическому кризису и, как результат, к распаду государственности. В этих условиях успешно реализовать поставленные задачи могла только строго централизованная президентская республика. Кроме того, руководство страны выбрало единственно верную политику постепенных преобразований, а не идею "большого скачка", что было гарантом спокойствия граждан, недопущения межэтнических столкновений в многонациональной республике. Казахстан являлся образцом стабильности на фоне конфликтов в других странах СНГ.

- Каковы перспективы развития языковой ситуации и поддержания межнационального согласия в республике?

- Сохранение межнационального согласия и культурного многообразия Казахстана является одним из приоритетов государственной политики. Еще в 1990 году при поддержке республиканских властей стали образовываться национально-культурные центры и общества, которые выполняли не только культурные функции, но и роль организационного центра соответствующих диаспор. Роль подобных национально-культурных центров трудно переоценить, поскольку они вносят огромный вклад в достижение многонационального согласия, выступая в то же время средством удовлетворения национальных запросов людей.

Некоторые политики пытаются искусственно политизировать вопросы, связанные с языковой политикой, высоким уровнем миграции населения и т. д. Конечно, проблемы существуют, они возникли не вчера и не сегодня, поэтому требуют взвешенного и трезвого решения. Но давайте говорить по существу и без эмоций. С распадом Союза на свою историческую родину стали выезжать не только из Казахстана, но и из других республик бывшего СССР. Так уровень эмиграции в России или Украине не ниже, чем в Казахстане.

По Конституции казахский язык является государственным, а русский - языком межнационального общения. Практически каждый казах владеет русским языком. Другой вопрос - это возрождение казахского языка. Мы не можем допустить вытеснения его из сферы официального общения и его деградации. Разве будет плохо, если в ХХI веке каждый казахстанец будет владеть казахским, русским и английским языками?

Кроме того, в Казахстане всегда соблюдался баланс интересов. Не каждая республика бывшего СССР может похвастаться таким представительством этнических меньшинств во всех эшелонах государственной власти.

- Каким вам видится процесс формирования политической элиты?

- Как известно, успех или провал любого дела напрямую зависит от человеческого фактора. Поэтому Президент большое внимание уделил формированию новой политической элиты. Тысячи молодых казахстанцев прошли стажировку и обучение в ведущих странах Европы, Америки и Азии. Они приобрели необходимые знания и опыт, которые уже сейчас помогают нам решать сложные задачи и проблемы. Вместе с тем всегда сохранялся баланс между старыми кадрами и младореформаторами, что позволило Казахстану стать лидером среди стран СНГ и добиться высоких темпов роста экономики.

Опыт проведения весной этого года евразийского саммита подтвердил, что не зря было потрачено время и средства на подготовку собственных специалистов. Зарубежные бизнесмены вынуждены были признать возросший уровень казахстанских топ-менеджеров. За десять лет наши предприниматели научились "держать удар" и на равных разговаривать с западными партнерами. Эти успехи стали возможными благодаря руководству республики, создавшему хороший инвестиционный климат и политическую стабильность.

- В последнее время большое внимание уделяется проблеме глобализации…

- Надо быть реалистами, ведь мы не можем жить в замкнутом пространстве. Глобализация обостряет борьбу государств за "место под солнцем". Мы все хотим видеть Казахстан в будущем богатым и процветающим. Однако только наличия сырьевых ресурсов, большой территории, желания и усилий отдельных личностей явно недостаточно. Чтобы достойно ответить на брошенные вызовы, необходимо использовать весь имеющийся политический и интеллектуальный потенциал нашей страны. Только образованная, высококвалифицированная, патриотично настроенная элита сможет отстоять интересы Казахстана в этом непростом и сложном мире.

Давайте вспомним, как десять лет назад Н. А. Назарбаев, стремясь укрепить позиции молодого государства, стал автором многовекторной политики Казахстана. Он учитывал геополитическое положение республики и выступил инициатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Первоначально многие политики и эксперты весьма скептически относились к той идее. Спустя десять лет форум СВМДА доказал свою жизнеспособность, и сегодня он позволяет решать проблемы региональной безопасности. Кроме того, Казахстан последовательно выступил за сохранение единого экономического пространства, создание Евразийского союза, что позволило бы быстрее преодолеть последствия экономического кризиса и улучшить благосостояние простых людей. К сожалению, лишь недавно к политикам пришло понимание этой проблемы, а сколько времени и пользы было упущено в угоду личным амбициям и дутым авторитетам...

- Одной из главных отраслей экономики Казахстана является нефтегазовая отрасль. Вместе с тем то и дело возникают разговоры по поводу налоговых и таможенных льгот для иностранных компаний, якобы ущемляющих интересы страны.

- С точки зрения сегодняшнего дня доля справедливости в этом есть. Однако необходимо помнить, что большинство контрактов с иностранцами заключалось в начале 90-х годов. Стране необходимы были финансовые средства для выплаты зарплаты, пенсий, проведения реформ. Большинство предприятий были банкротами, как воздух необходимы были новые технологии и инвестиции. Отечественный бизнес тогда не имел собственных средств для модернизации промышленности, и страна пошла на уступки.

В настоящее время ситуация изменилась, приняты новые законы, и иностранные компании уже не могут игнорировать интересы Казахстана. Ведь и в бизнесе и в политике статьи договора обязаны соблюдать обе стороны. Сейчас казахстанская нефть превращается в реальные деньги. Это позволяет решать социальные программы. Необходимо развивать обрабатывающую промышленность, в первую очередь нефтехимическую. Это даст новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в бюджет, а также новые технологии, которые могут стать локомотивом для других отраслей экономики. Наивно полагать, что иностранные инвесторы заинтересуются развитием данной капиталоемкой инфрастуктуры. Я думаю, что приоритет в этом направлении должны взять на себя отечественные бизнесмены и государство. Ведь во всем мире выгодно продавать готовый продукт, а не сырье.

- Как вы думаете, есть позитивный потенциал у оппонентов, всегда настроенных на критику?

- Существование оппозиции - показатель демократичности общества. Ведь что такое оппозиция? На мой взгляд, это наличие альтернативного мнения, другого видения проблемы и иных методов ее решения. Без оппозиции, без критики невозможно поступательное движение вперед. Вместе с тем казахстанская оппозиция, критиковавшая власть и рыночные преобразования, в течение десяти лет так и не смогла внести конструктивные предложения или предложить альтернативную программу реформ. Результат - низкий политический рейтинг и отсутствие авторитета среди избирателей.

Жизнь показала, что в целом мы на правильном пути. В результате реформ возникли новые социальные классы и слои, постепенно улучшается жизнь и растет достаток жителей Казахстана, а подрастающее поколение уверенно смотрит в будущее.

Но жизнь не стоит на месте, перед Казахстаном новые вызовы времени. Стране нужны новые идеи и личности, и они, безусловно, есть. Казахстанская земля богата на талантливых и умных людей. Рыночные преобразования выдвинули целую плеяду политиков и бизнесменов. К сожалению, не все из них смогли оправдать те надежды, которые на них возлагались.

- В Казахстане происходят постепенные демократические преобразования. Что является, на ваш взгляд, свидетельством тому?

- Во-первых, принятие закона о политических партиях. По новому закону партии должны быть мощными организациями, иметь постоянных членов и уметь формировать общественное мнение, а также защищать интересы своих избирателей. Не добившись создания партийно-политической системы "снизу", руководство страны приняло решение сформировать ее "сверху".

Способствовать демократизации общества будет и реформа местного государственного управления и самоуправления, которая создаст политико-правовую базу, разделит местный, областной и республиканский бюджеты, четко регламентирует полномочия выборных и назначаемых акимов. Это необходимо сделать, чтобы добиться эффективного госуправления и исполнения законов. Опыт соседней России показывает, что в противостоянии мэров и губернаторов представители власти руководствовались не защитой интересов населения, а личными амбициями.

Демократизация политической системы - это длительный процесс.

Необходимо, чтобы люди дошли до этого сами, а это станет возможно, когда повысится благосостояние людей, большинство населения будет относить себя к новому среднему классу. Я полагаю, приоритетом государственной политики должна стать социально-экономическая программа, нацеленная на поэтапное формирование среднего класса. Она должна ориентироваться на расширение внутреннего рынка, рост покупательной способности населения, стимулирование государством отечественного товаропроизводителя. Значительные средства должны быть направлены на создание высокотехнологической и наукоемкой промышленности, отвечающей всем требованиям мирового рынка.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Жармахан ТУЯКБАЙ: Не поверю, что депутаты мажилиса могут продать доверие избирателей 26.09.2002
Возвращение Будулая 26.09.2002
Пепел Херсона жжет мое сердце 23.09.2002
Жаксыбек Кулекеев: финансовая дисциплина в стране улучшается 23.09.2002
"Друзья" напишите в кавычках 19.09.2002
Надо быть реалистами 18.09.2002
Созидатель 13.09.2002
Спикер доволен работой 12.09.2002
Шукпутов - назначьте меня куда-нибудь 07.09.2002
"Власть ситуацию контролирует" 05.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz