КазААГ, 20 сентября
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Жаксыбек Кулекеев дал эксклюзивное интервью корреспонденту Казахского информационного агентства, в котором затронуты отдельные аспекты исполнения бюджета страны.
- В этом году исполнилось 6 лет с момента создания Счетного комитета. Не могли бы Вы вкратце рассказать, какие в настоящее время стоят цели и задачи перед возглавляемым Вами Комитетом, каковы его полномочия?
- Счетный комитет является конституционным органом, который действует в соответствии с Конституцией РК от 1995 года. В апреле 1996 года Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ "Об образовании Счетного комитета Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета". Он создан специально для контроля за исполнением республиканского бюджета как в доходной части, так и в расходной.
Что касается исполнения бюджета по доходной части, то наша задача заключается в контроле за полнотой поступления доходов в бюджет, в том числе в виде налогов и поступлений от приватизации объектов госсобственности. Любые финансовые поступления, отраженные в бюджетной системе, должны своевременно поступать в республиканский бюджет. И мы должны осуществлять контроль за этими поступлениями.
Что касается расходной части, то тут мы, прежде всего, контролируем законность и эффективность использования средств республиканского бюджета. Контроль осуществляется по трем направлениям: правильность составления финансовой документации; целевое использование и законность расходования бюджетных средств; эффективность использования бюджетных средств.
Полномочия у нас очень широкие. Мы имеем право проверять любые организации, которые используют средства республиканского бюджета. Совместно с налоговыми органами мы можем проверять полноту отчислений в республиканский бюджет. По результатам контрольных мероприятий, если мы обнаруживаем какие-то недостатки, в зависимости от их степени принимаются решения Счетного комитета. Постановление Счетного комитета является обязательным для исполнения всеми органами государственного управления в части их касающейся. В нем отражаются финансовое нарушение, допущенное каким-либо министерством или ведомством, решение о необходимости возврата финансовых средств в республиканский бюджет. Под нарушением понимается нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств и т.д. Решение Счетного комитета в этой части не подлежит обсуждению и является обязательным для исполнения субъектом данного постановления.
Помимо постановления Счетного Комитета принимаются предписания и информационные письма, которые касаются выявленных незначительных финансовых нарушений. В отдельных случаях они могут носить рекомендательный характер.
Материалы в правоохранительные органы мы передаем в том случае, когда явно прослеживается вина отдельного физического лица, включая руководителя какого-либо ведомства, и выявляются элементы злого умысла, коррупции и другие криминальные проявления. Многие финансовые нарушения, в частности, нецелевое использование допускаются в силу объективных и субъективных причин. Объективные обстоятельства могут подтолкнуть отдельных руководителей пойти на нецелевое или незаконное использование финансовых средств. Можно привести такой пример: не хватает денег на строительство моста. В то же время значительные средства имеются на другие статьи расходов, такие, как ремонт теплокоммуникаций и автодорог. В этом случае руководитель снимает деньги с этих статей на завершение строительства моста. Однако для того, чтобы сделать это законным способом, необходимо заранее получить разрешение Правительства, а не принимать решение самостоятельно.
Очень часто руководители министерств и ведомств изменяют бюджетное назначение финансовых средств, перераспределяют статьи расходов. В данном случае злой умысел не просматривается и, поэтому мы расцениваем его не как криминальное деяние, а в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Количество таких нарушений в последние годы сокращается в силу того, что, во-первых, в стране налаживается финансовая дисциплина, а во-вторых, лучше стало работать казначейство. Текущий контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет казначейство, и если деньги идут не по целевому назначению, то их перечисление просто не допускается. Иногда имеют место финансовые нарушения из-за попустительства казначейства, руководители которого иногда в силу различных обстоятельств идут на определенные уступки, допуская тем самым нецелевое расходование бюджетных средств.
- Таким образом, задачи, стоящие перед Счетным комитетом, очень обширны. Неужели все это выполняют 9 членов Комитета?
- 9 человек - это высший орган управления Счетного комитета. Все решения в Комитете принимаются коллегиально, путем голосования. Из 9 человек шестеро назначаются Парламентом, три человека назначаются Президентом Казахстана. Для того, чтобы осуществлять контрольные мероприятия, у нас есть аппарат, состоящий из 31 человека. А для контроля расходов республиканского бюджета такого количества людей явно не хватает.
Как известно, расходы республиканского бюджета составляют 600 млрд. тенге. Из них мы можем контролировать порядка 10%. Поэтому вопрос стоит об увеличении численности аппарата Счетного комитета.
- Получается, что остальные 90% расходов республиканского бюджета Вами не охватываются?
- Мы не можем их охватить из-за нехватки людей. Для того, чтобы работать более рационально, мы должны ежегодно проверять расходы 1/3 республиканского бюджета, то есть 200 млрд. тенге. А для этого необходимо в 2-3 раза увеличить штатную численность аппарата Счетного комитета. Я ставил вопрос об увеличении штатов до 100 человек.
- Скоро предстоит подведение итогов исполнения бюджета республики на 2002 год. У Вас уже, видимо, есть предварительные данные результатов контроля за исполнением бюджета органами исполнительной власти?
- Пока о результатах работы за год говорить рано. 21 августа я отчитался перед Президентом о работе за первое полугодие текущего года. Были выявлены определенные недостатки в исполнении бюджета, особенно в части своевременного финансирования отдельных бюджетных программ. В частности, по итогам первого полугодия по 70 бюджетным программам финансирование было на уровне 10%. В целом экономика не получила порядка 40 млрд. тенге из-за несвоевременного финансирования около 200 бюджетных программ. Это сдерживает дальнейшее развитие нашей экономики, поэтому я обратил внимание Главы государства на этот факт. В бюджете денег достаточно, с начала года объемы свободных остатков составляют порядка 40-50 млрд. тенге. Свободных денег много, а мы на эту же сумму недофинансируем бюджетные программы. Я понимаю, что для того, чтобы подстраховаться, руководители министерств и ведомств придерживают определенные суммы денег, но не в таких же объемах! Лучше эти деньги своевременно направлять в экономику для того, чтобы она быстрее развивалась. Причины кроются в плохом исполнении бюджета.
В этом году мы начали впервые практиковать утверждение паспортов бюджетных программ и решений Правительства. Для их утверждения требуется от 2 до 3 месяцев, поэтому многие бюджетные программы были утверждены накануне окончания первого полугодия. С большим опозданием. А поскольку паспорта программ не утверждены, они не могут быть профинансированы. Во-вторых, с большим опозданием проводятся тендеры по размещению госзаказов. Из-за этого многие бюджетные программы не были своевременно профинансированы. Обидно, что деньги, заложенные на строительство дорог и других объектов, своевременно не осваиваются, поскольку строительный период, особенно для автодорог, длится до октября, и финансирование должно начинаться уже с весны. Тем более, что строительство дорог связано с погодными условиями. Поэтому очень важно, чтобы выделенные бюджетные деньги своевременно осваивались. На подобные недостатки было обращено внимание Главы нашего государства.
По данному факту Президент дал поручение Правительству и 3 сентября было проведено специальное правительственное совещание по устранению выявленных нарушений и недостатков. Таким образом, определенная реакция на наши рекомендации есть, и я считаю, что это нормальный рабочий процесс.
- Вероятно, Вы выдвигали предложения по совершенствованию механизма расходования бюджетных средств?
- Да. 1 раз в год мы вместе с Правительством отчитываемся перед Парламентом по итогам исполнения бюджета. И когда в этом году мы подготовили заключение об исполнении бюджета за 2001 год, то дали более 30 рекомендаций. Многие из проблем уже знакомы Правительству, поэтому мы повторно дали рекомендации по улучшению работы и устранению недостатков.
Конечно, надо поднимать нормативно-методическую базу по вопросам финансового контроля. Важным моментом является то, что в начале текущего года приняли закон "О контроле за исполнением республиканского и местного бюджета". Таким образом, впервые за последние годы, по крайней мере, за 6 лет существования нашего органа мы подкрепили законодательную базу по функционированию Счетного комитета.
Недавно мы завершили работу над разработкой стандарта внутреннего и внешнего контроля, разработали 13 стандартов и разбили их на 4 группы. Принятие этих стандартов позволит нам унифицировать работу всех контролирующих органов, поднять ее на новый уровень.
В октябре мы будем проводить рабочее совещание по разъяснению принятых стандартов. Сейчас разрабатываем несколько методических документов, которые позволят более эффективно внедрять в практику эти стандарты. В октябре-ноябре мы разработаем новые направления по улучшению работы органов финансового контроля. |