NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 09:41 ast
07:41 msk

Жаксыбек Кулекеев: финансовая дисциплина в стране улучшается
Председатель Счетного комитета, чуть не "уволенный" КазААГом, дал большое интервью
23.09.2002 / интервью

КазААГ, 20 сентября

Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Жаксыбек Кулекеев дал эксклюзивное интервью корреспонденту Казахского информационного агентства, в котором затронуты отдельные аспекты исполнения бюджета страны.

- В этом году исполнилось 6 лет с момента создания Счетного комитета. Не могли бы Вы вкратце рассказать, какие в настоящее время стоят цели и задачи перед возглавляемым Вами Комитетом, каковы его полномочия?

- Счетный комитет является конституционным органом, который действует в соответствии с Конституцией РК от 1995 года. В апреле 1996 года Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ "Об образовании Счетного комитета Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета". Он создан специально для контроля за исполнением республиканского бюджета как в доходной части, так и в расходной.

Что касается исполнения бюджета по доходной части, то наша задача заключается в контроле за полнотой поступления доходов в бюджет, в том числе в виде налогов и поступлений от приватизации объектов госсобственности. Любые финансовые поступления, отраженные в бюджетной системе, должны своевременно поступать в республиканский бюджет. И мы должны осуществлять контроль за этими поступлениями.

Что касается расходной части, то тут мы, прежде всего, контролируем законность и эффективность использования средств республиканского бюджета. Контроль осуществляется по трем направлениям: правильность составления финансовой документации; целевое использование и законность расходования бюджетных средств; эффективность использования бюджетных средств.

Полномочия у нас очень широкие. Мы имеем право проверять любые организации, которые используют средства республиканского бюджета. Совместно с налоговыми органами мы можем проверять полноту отчислений в республиканский бюджет. По результатам контрольных мероприятий, если мы обнаруживаем какие-то недостатки, в зависимости от их степени принимаются решения Счетного комитета. Постановление Счетного комитета является обязательным для исполнения всеми органами государственного управления в части их касающейся. В нем отражаются финансовое нарушение, допущенное каким-либо министерством или ведомством, решение о необходимости возврата финансовых средств в республиканский бюджет. Под нарушением понимается нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств и т.д. Решение Счетного комитета в этой части не подлежит обсуждению и является обязательным для исполнения субъектом данного постановления.

Помимо постановления Счетного Комитета принимаются предписания и информационные письма, которые касаются выявленных незначительных финансовых нарушений. В отдельных случаях они могут носить рекомендательный характер.

Материалы в правоохранительные органы мы передаем в том случае, когда явно прослеживается вина отдельного физического лица, включая руководителя какого-либо ведомства, и выявляются элементы злого умысла, коррупции и другие криминальные проявления. Многие финансовые нарушения, в частности, нецелевое использование допускаются в силу объективных и субъективных причин. Объективные обстоятельства могут подтолкнуть отдельных руководителей пойти на нецелевое или незаконное использование финансовых средств. Можно привести такой пример: не хватает денег на строительство моста. В то же время значительные средства имеются на другие статьи расходов, такие, как ремонт теплокоммуникаций и автодорог. В этом случае руководитель снимает деньги с этих статей на завершение строительства моста. Однако для того, чтобы сделать это законным способом, необходимо заранее получить разрешение Правительства, а не принимать решение самостоятельно.

Очень часто руководители министерств и ведомств изменяют бюджетное назначение финансовых средств, перераспределяют статьи расходов. В данном случае злой умысел не просматривается и, поэтому мы расцениваем его не как криминальное деяние, а в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Количество таких нарушений в последние годы сокращается в силу того, что, во-первых, в стране налаживается финансовая дисциплина, а во-вторых, лучше стало работать казначейство. Текущий контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет казначейство, и если деньги идут не по целевому назначению, то их перечисление просто не допускается. Иногда имеют место финансовые нарушения из-за попустительства казначейства, руководители которого иногда в силу различных обстоятельств идут на определенные уступки, допуская тем самым нецелевое расходование бюджетных средств.

- Таким образом, задачи, стоящие перед Счетным комитетом, очень обширны. Неужели все это выполняют 9 членов Комитета?

- 9 человек - это высший орган управления Счетного комитета. Все решения в Комитете принимаются коллегиально, путем голосования. Из 9 человек шестеро назначаются Парламентом, три человека назначаются Президентом Казахстана. Для того, чтобы осуществлять контрольные мероприятия, у нас есть аппарат, состоящий из 31 человека. А для контроля расходов республиканского бюджета такого количества людей явно не хватает.

Как известно, расходы республиканского бюджета составляют 600 млрд. тенге. Из них мы можем контролировать порядка 10%. Поэтому вопрос стоит об увеличении численности аппарата Счетного комитета.

- Получается, что остальные 90% расходов республиканского бюджета Вами не охватываются?

- Мы не можем их охватить из-за нехватки людей. Для того, чтобы работать более рационально, мы должны ежегодно проверять расходы 1/3 республиканского бюджета, то есть 200 млрд. тенге. А для этого необходимо в 2-3 раза увеличить штатную численность аппарата Счетного комитета. Я ставил вопрос об увеличении штатов до 100 человек.

- Скоро предстоит подведение итогов исполнения бюджета республики на 2002 год. У Вас уже, видимо, есть предварительные данные результатов контроля за исполнением бюджета органами исполнительной власти?

- Пока о результатах работы за год говорить рано. 21 августа я отчитался перед Президентом о работе за первое полугодие текущего года. Были выявлены определенные недостатки в исполнении бюджета, особенно в части своевременного финансирования отдельных бюджетных программ. В частности, по итогам первого полугодия по 70 бюджетным программам финансирование было на уровне 10%. В целом экономика не получила порядка 40 млрд. тенге из-за несвоевременного финансирования около 200 бюджетных программ. Это сдерживает дальнейшее развитие нашей экономики, поэтому я обратил внимание Главы государства на этот факт. В бюджете денег достаточно, с начала года объемы свободных остатков составляют порядка 40-50 млрд. тенге. Свободных денег много, а мы на эту же сумму недофинансируем бюджетные программы. Я понимаю, что для того, чтобы подстраховаться, руководители министерств и ведомств придерживают определенные суммы денег, но не в таких же объемах! Лучше эти деньги своевременно направлять в экономику для того, чтобы она быстрее развивалась. Причины кроются в плохом исполнении бюджета.

В этом году мы начали впервые практиковать утверждение паспортов бюджетных программ и решений Правительства. Для их утверждения требуется от 2 до 3 месяцев, поэтому многие бюджетные программы были утверждены накануне окончания первого полугодия. С большим опозданием. А поскольку паспорта программ не утверждены, они не могут быть профинансированы. Во-вторых, с большим опозданием проводятся тендеры по размещению госзаказов. Из-за этого многие бюджетные программы не были своевременно профинансированы. Обидно, что деньги, заложенные на строительство дорог и других объектов, своевременно не осваиваются, поскольку строительный период, особенно для автодорог, длится до октября, и финансирование должно начинаться уже с весны. Тем более, что строительство дорог связано с погодными условиями. Поэтому очень важно, чтобы выделенные бюджетные деньги своевременно осваивались. На подобные недостатки было обращено внимание Главы нашего государства.

По данному факту Президент дал поручение Правительству и 3 сентября было проведено специальное правительственное совещание по устранению выявленных нарушений и недостатков. Таким образом, определенная реакция на наши рекомендации есть, и я считаю, что это нормальный рабочий процесс.

- Вероятно, Вы выдвигали предложения по совершенствованию механизма расходования бюджетных средств?

- Да. 1 раз в год мы вместе с Правительством отчитываемся перед Парламентом по итогам исполнения бюджета. И когда в этом году мы подготовили заключение об исполнении бюджета за 2001 год, то дали более 30 рекомендаций. Многие из проблем уже знакомы Правительству, поэтому мы повторно дали рекомендации по улучшению работы и устранению недостатков.

Конечно, надо поднимать нормативно-методическую базу по вопросам финансового контроля. Важным моментом является то, что в начале текущего года приняли закон "О контроле за исполнением республиканского и местного бюджета". Таким образом, впервые за последние годы, по крайней мере, за 6 лет существования нашего органа мы подкрепили законодательную базу по функционированию Счетного комитета.

Недавно мы завершили работу над разработкой стандарта внутреннего и внешнего контроля, разработали 13 стандартов и разбили их на 4 группы. Принятие этих стандартов позволит нам унифицировать работу всех контролирующих органов, поднять ее на новый уровень.

В октябре мы будем проводить рабочее совещание по разъяснению принятых стандартов. Сейчас разрабатываем несколько методических документов, которые позволят более эффективно внедрять в практику эти стандарты. В октябре-ноябре мы разработаем новые направления по улучшению работы органов финансового контроля.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Жармахан ТУЯКБАЙ: Не поверю, что депутаты мажилиса могут продать доверие избирателей 26.09.2002
Возвращение Будулая 26.09.2002
Пепел Херсона жжет мое сердце 23.09.2002
Жаксыбек Кулекеев: финансовая дисциплина в стране улучшается 23.09.2002
"Друзья" напишите в кавычках 19.09.2002
Надо быть реалистами 18.09.2002
Созидатель 13.09.2002
Спикер доволен работой 12.09.2002
Шукпутов - назначьте меня куда-нибудь 07.09.2002
"Власть ситуацию контролирует" 05.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz