NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 01:35 ast
23:35 msk

Семен Вайншток: "Я что, насильно буду гнать нефть на НПЗ?"
Президент "Транснефти": "Всем теперь видно, что КТК - "самый удачный" для зарубежных инвесторов. Россия получила дырку от бублика, причем в изощренной форме"
14.10.2002 / интервью

Ирина Резник, "Ведомости", 14 октября

У президента "Транснефти" Семена Вайнштока непросто складывались отношения с нефтяными компаниями. Их бурное недовольство вызывало большинство инициатив главы транспортной монополии: и попытки убедить нефтяников скинуться на инвестиционные нужды "Транснефти", и обращения в правительство с просьбой разрешить госкомпании экспортировать "технические остатки" нефти в трубе. Теперь же, считает Вайншток, между его компанией и нефтяниками царит полное взаимопонимание.

- В июле "Транснефть" объявила о планах выпуска ADR. Когда они могут быть реализованы? И на какие акции монополия собирается выпускать ADR?

- На фондовом рынке котируются только привилегированные акции, так что о выпуске ADR на обыкновенные акции речи не идет. Но пока сложно сказать, состоится ли выпуск ADR на акции "Транснефти" вообще. Решение должен принимать совет директоров компании. И только после того, как владельцы "префов" обратятся в совет директоров с просьбой о выпуске ADR и возьмут на себя все расходы по их размещению. Но, насколько мне известно, наши акционеры пока не обращались с такой просьбой. И потом - почему все так интересуются этим выпуском ADR? Ну чем они "Транснефти" помогут? Разве что в плане имиджа.

- Можно было бы выкупить часть "префов" на баланс монополии или дружественные ей компании. В таком случае выпуск ADR принес бы "Транснефти" миллионы долларов. Кстати, не поменялся ли как-то состав владельцев привилегированных акций "Транснефти"?

- Я не знаю. Следить за владельцами "префов" - не дело менеджмента "Транснефти". Я знаю, что "префы" активно продаются и пользуются большим спросом. На балансе "Транснефти" нет ни одной привилегированной акции. Мы никогда не планировали выкупать "префы" у их владельцев и не собираемся это делать сейчас. В любом случае менеджмент компании не может делать это самостоятельно. Необходимо разрешение совета директоров.

- Сегодня привилегированные акции "Транснефти" торгуются в РТС по $360 за акцию. Какова, на ваш взгляд, должна быть справедливая цена?

- Я считаю, что "префы" явно недооценены и их справедливая цена - $800 - 900. И не надо думать, что достичь этого можно, только выпустив ADR. Достаточно того, что компания успешно работает, законопослушна и регулярно выплачивает дивиденды.

- А почему столь кардинально изменилась позиция менеджмента "Транснефти" по отношению к выплате дивидендов? Раньше "Транснефть" пыталась вообще не платить дивиденды, а за 2001 г. пообещала выплатить дивидендов на сумму почти 2,7 млрд руб.

- У нас не изменилась позиция. Мы просто выполняем требование закона, если он будет трактовать возможность для "Транснефти" не платить дивиденды, мы немедленно прекратим это делать.

- Сегодня капитализация "Транснефти" составляет $2,2 млрд, но участники фондового рынка считают, что компания недооценена.

- Абсолютно с ними согласен: капитализация "Транснефти" должна быть в 25 раз больше.

- Какую вы ожидаете выручку и прибыль "Транснефти" в 2002 г. ?

- За 2001 г. консолидированная выручка компании составила 67,5 млрд руб. , а прибыль - $600 млн, в 2002 г. мы ожидаем выручку на уровне 90 млрд руб. , а прибыль "Транснефти" снизится. Это связано с тем, что мы осуществляем большие инвестиционные программы.

- Не изменились планы по выпуску евробондов? Раньше руководство компании заявляло, что евробонды могут быть выпущены в первом полугодии 2003 г.

- Мы пока эти планы решили отложить. Очень маловероятно, что в 2003 г. "Транснефть" выпустит евробонды. Это слишком дорогое удовольствие, а привлекать "дорогие" деньги мы не хотим. У нас есть хорошие возможности для привлечения кредитов.

- Как вы отнеслись к недавнему конфликту из-за сокращенного экспортного графика между нефтяниками и вице-премьером Виктором Христенко, возглавляющим правительственную комиссию по доступу к трубе?

- Здесь две правды: у нефтяников - своя, у правительства - своя. Действительно, нефтяники всегда завышают предполагаемый объем сдачи нефти на экспорт. Их можно понять - они надеются получить больший процент на экспорт. Но при этом - даже с учетом роста их добычи - объемы в заявках больше, чем разрешено. Я считаю, "Транснефть" - это тот самый инструмент, благодаря которому подобного больше не случится.

- Как вы считаете, кто лучше сможет регулировать экспорт нефти - правительственная комиссия или Минэнерго?

- "Транснефти" это абсолютно безразлично, мы - исполнители. Если завтра нам скажут, что этим будет заниматься "Спортлото", значит, так тому и быть.

- Зато "Транснефти" далеко не безразлично морское экспортное направление, а именно - кто будет составлять портовые графики и координировать работу портов. Пока существует лишь протокол правительства от декабря 2000 г. о том, чтобы "Транснефть" временно контролировала порты Туапсе и Новороссийск. Насколько я знаю, "Транснефть" за это время взяла под контроль порт в Приморске, а также Бутинге, где открыла свое представительство. Но ЦДУ также всегда претендовало на координаторство портов и составление графиков.

- Пока с этим дело обстоит прекрасно. Когда "Транснефть" получила координаторство над тем же Новороссийском, производительность этого порта увеличилась с 32 млн т до 45 млн т ежегодно. И мы фактически не затратили на это денег. Мы считаем, что улучшить работу портов удалось только за счет того, что была создана единая схема. Мы составляем по-прежнему портовые графики, обсуждаем их с нефтяниками, а после принимаем согласованные решения. Так все и должно остаться. Я считаю, что в одних руках должна находиться и транспортировка нефти, и порты.

- А разве ЦДУ при Минэнерго не составляло портовые графики?

- Оно всегда делало это хуже, чем "Транснефть", сейчас графики там не составляются.

- Так, может быть, "Транснефть" блокирует задания ЦДУ для Вентспилса именно по причине того, что латвийский порт - единственный, который оказался неподконтролен вашей компании? С чем связано то, что загрузка этого порта упала вдвое?

- Да с чисто техническими причинами. Дело не в возможностях порта, а в желаниях заказчика, захочет поставщик нефти идти на Вентспилс - и мы рассмотрим такую возможность.

- Акционеры Вентспилса собираются выставить на продажу контрольный пакет акций порта. "Транснефть" изучала возможность стать акционером Вентспилса?

- Мы с большим интересом относимся к возможной покупке Вентспилса. Я думаю, что "Транснефть" согласится купить контрольный пакет латвийского порта, если ее попросят об этом латвийские акционеры.

- А есть вероятность, что попросят?

- Не сомневаюсь.

- Так, может быть, вам уже поступило предложение от них?

- Пока нет.

- Как вы относитесь к проекту "ЛУКОЙЛа" по строительству порта в Мурманске для экспорта нефти в США?

- Идея интересная, но очень сырая. Во-первых, "ЛУКОЙЛ" не учел все затраты. В Ярославле, откуда предполагается тянуть трубу в Мурманск, нефть не добывают. Наши трубопроводные возможности исчерпаны, и, чтобы реализовать проект "ЛУКОЙЛа", нам придется увеличить пропускную способность нефтепровода до Ярославля. По нашим подсчетам, это около $1 млрд.

- Российские нефтяные компании сейчас очень увлечены идеей поставок нефти из России в США? Насколько она жизнеспособна?

- Идея хорошая, но требует изучения. Надо, например, посмотреть, а не будет ли себе в убыток экспортировать нефть зимой? В Мурманске для этого может потребоваться и ледокольное сопровождение. И потом, я не разделяю опасения российских нефтяных компаний, что Европа перенасытится нефтью из России. И нужно срочно искать другой рынок сбыта. Например, с 1999 по 2002 г. ежегодный экспорт в Европу по системе "Транснефти" вырос на 26 млн т. И что, она захлебнулась нашей нефтью? А с Америкой надо учитывать еще и то, как изменится политическая и нефтяная карта мира в связи с намерением США бомбить Ирак.

- Как вы относитесь к соглашению, подписанному в Хьюстоне "Роснефтью" и американской Marathon, предполагающему экспорт российской нефти в США из хорватского порта Омишаль в объеме 12 млн т в год, чем на первом этапе исчерпывается пропускная способность трубы Адрии, подходящей к порту?

- У нас закон определяет равный доступ к трубе. Свои объемы там могут заявить и другие компании. И сколько "Роснефть" получит (2 - 3 млн т или чуть больше) , столько и продаст Marathon. Подобный конфликт уже был разрешен в случае с ТНК и "ЛиНОСом".

- Нефтяники возмущаются проектом "Роснефти" и "Сургутнефтегаза" по строительству НПЗ в Приморске, в месте, где заканчивается трубопровод БТС. Как можно разрешить этот конфликт?

- "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" молодцы, очень выгодный проект задумали. Я думаю, им еще предстоят долгие разбирательства с их коллегами, возмущенными, что все экспортные возможности БТС теперь будут востребованы только двумя российскими компаниями, хотя строились они для всех. Но, с точки зрения "Транснефти", вопрос можно решить, увеличив мощности БТС, что мы и собираемся делать.

- Не возобновились ли ваши планы по добыче нефти?

- Нет, мы ведь очень законопослушная компания. Раз правительство решило, что мы должны транспортировать нефть, а не добывать, то так тому и быть.

- Как вам удалось убедить нефтяников согласиться на "договорные" ставки транспортных тарифов?

- А мы никого не убеждали. Нефтяники к нам сами пришли и попросили. Все без исключения. Мы и не хотели даже. Но нефтяники понимают, что нужно расширять многие направления, реконструировать нефтепроводы, и готовы платить сверх тарифов. У нас вообще стали очень хорошие взаимоотношения с нефтяными компаниями. Полное взаимопонимание. Они же профессионалы и ситуацию в "Транснефти" сразу видят. Приходят уже подготовленные к разговору.

- Недавно "Транснефть" отправила в правительство свое ТЭО проекта строительства трубы в Находку. Но у "ЮКОСа" есть свой конкурирующий проект - трубопровод Ангарск - Дацин. Он продвинулся дальше "Транснефти" - китайская CNPC уже гарантировала нефтяной компании покупку 20 млн т нефти в 2005 г.

- У нас нет конкуренции с "ЮКОСом". Оба ТЭО и для "ЮКОСа", и для Находки делает один и тот же исследовательский институт. Мы представляем в правительство два предложения, и пусть его оценит экспертная комиссия Белого дома. Пусть и решит, какое направление будет приоритетным. А гарантии китайцев покупать нефть у "ЮКОСа" пока еще ничего не значат.

- Ваша последняя встреча с нефтяниками была весьма продуктивна. Например, вам, похоже, удалось убедить и "Башнефть" с "Татнефтью" ввести банк качества нефти.

- Я никого не убеждал, они сами готовы. Хотя, по нашим подсчетам, им придется платить $6 - 7 с тонны при введении БКН. Но они надеются, что правительство компенсирует это им налоговыми льготами при добыче нефти.

- КТК вот уже внедрил банк качества нефти.

- Очень легко внедрить БКН, когда у тебя один сорт нефти (казахская). Вообще, всем теперь видно, что КТК - "самый удачный" для зарубежных инвесторов. Россия получила дырку от бублика, причем в изощренной форме. Нас обвиняют, что мы не строим перемычку Кропоткино - Тихорецк, а вы возьмете на себя смелось потратить $70 млн на перемычку, когда нет никаких гарантий, что она вообще будет эксплуатироваться?

- Комментируя конфликт на Московском НПЗ, мэр Юрий Лужков обвинил вас в том, что вы ставленник "Сибнефти" и поэтому потворствуете ей в этом конфликте.

- Мне очень не понравилось заявление мэра, будто бы я чей-то ставленник. Я понимаю - эмоции, но и за своими словами надо следить. "Транснефть" выполняет судебное решение, и потом, если кто-то не поставляет нефть на завод, я что, насильно буду гнать нефть на НПЗ?

- Как вы отнеслись к похищению первого вице-президента "ЛУКОЙЛа" Сергея Кукуры?

- Меня эта ситуация очень взволновала. Я очень сопереживаю Кукуре, мы 20 лет работали вместе.

- А вы акционер "ЛУКОЙЛа"?

- Да, я акционер "ЛУКОЙЛа". Правда, не такой крупный, как Равиль Маганов и Сергей Кукура. У меня 0,0016% "ЛУКОЙЛа", я ими на бирже играю - и вполне успешно. Когда акции выросли, я большой пакет продал. И прилично заработал.

БИОГРАФИЯ: Семен Михайлович Вайншток родился 5 октября 1947 г. в Молдавии.
Окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности "инженер-строитель", позже - аспирантуру Тюменского нефтегазового университета. Кандидат социологических наук.
В нефтяной отрасли работает с 1982 г. Занимал должности заместителя начальника НГДУ "Повхнефть", заместителя генерального директора "Когалымнефтегаза".
С 1988 г. - заместитель гендиректора, а с 1993 г. - гендиректор АООТ "ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз".
В 1995 - 1999 гг. - вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" - гендиректор ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь".
В сентябре 1999 г. избран президентом "Транснефти".

О КОМПАНИИ: "Транснефть" - нефтепроводный монополист и крупнейшая в мире трубопроводная компания, имеющая сеть нефтепроводов общей протяженностью 48 600 км. Компания перекачивает почти всю добываемую в России нефть (93% в 2001 г. ) как для внутренних потребителей, так и на экспорт. Все обыкновенные (голосующие) акции компании принадлежат государству (75% уставного капитала). Остальные 25% привилегированных акций распылены между частными акционерами.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сильная женщина в мужском правительстве 31.10.2002
Не читайте перед обедом Интернет 31.10.2002
Мы легко поставим американцев на карачки! 30.10.2002
Как выскочу, как выпрыгну! 28.10.2002
Состоявшееся государство 25.10.2002
От администратора до генерального директора 25.10.2002
Кто вы, господин омбудсмен? 24.10.2002
Елеусин Сагиндыков: "Я с детства мечтал жить в этом городе" 22.10.2002
Разговор с человеком из команды Путина 22.10.2002
Владимир Школьник: когда-нибудь и я буду получать 1000 долларов... 17.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz