Ирина Резник, "Ведомости", 14 октября
У президента "Транснефти" Семена Вайнштока непросто складывались отношения с нефтяными компаниями. Их бурное недовольство вызывало большинство инициатив главы транспортной монополии: и попытки убедить нефтяников скинуться на инвестиционные нужды "Транснефти", и обращения в правительство с просьбой разрешить госкомпании экспортировать "технические остатки" нефти в трубе. Теперь же, считает Вайншток, между его компанией и нефтяниками царит полное взаимопонимание.
- В июле "Транснефть" объявила о планах выпуска ADR. Когда они могут быть реализованы? И на какие акции монополия собирается выпускать ADR?
- На фондовом рынке котируются только привилегированные акции, так что о выпуске ADR на обыкновенные акции речи не идет. Но пока сложно сказать, состоится ли выпуск ADR на акции "Транснефти" вообще. Решение должен принимать совет директоров компании. И только после того, как владельцы "префов" обратятся в совет директоров с просьбой о выпуске ADR и возьмут на себя все расходы по их размещению. Но, насколько мне известно, наши акционеры пока не обращались с такой просьбой. И потом - почему все так интересуются этим выпуском ADR? Ну чем они "Транснефти" помогут? Разве что в плане имиджа.
- Можно было бы выкупить часть "префов" на баланс монополии или дружественные ей компании. В таком случае выпуск ADR принес бы "Транснефти" миллионы долларов. Кстати, не поменялся ли как-то состав владельцев привилегированных акций "Транснефти"?
- Я не знаю. Следить за владельцами "префов" - не дело менеджмента "Транснефти". Я знаю, что "префы" активно продаются и пользуются большим спросом. На балансе "Транснефти" нет ни одной привилегированной акции. Мы никогда не планировали выкупать "префы" у их владельцев и не собираемся это делать сейчас. В любом случае менеджмент компании не может делать это самостоятельно. Необходимо разрешение совета директоров.
- Сегодня привилегированные акции "Транснефти" торгуются в РТС по $360 за акцию. Какова, на ваш взгляд, должна быть справедливая цена?
- Я считаю, что "префы" явно недооценены и их справедливая цена - $800 - 900. И не надо думать, что достичь этого можно, только выпустив ADR. Достаточно того, что компания успешно работает, законопослушна и регулярно выплачивает дивиденды.
- А почему столь кардинально изменилась позиция менеджмента "Транснефти" по отношению к выплате дивидендов? Раньше "Транснефть" пыталась вообще не платить дивиденды, а за 2001 г. пообещала выплатить дивидендов на сумму почти 2,7 млрд руб.
- У нас не изменилась позиция. Мы просто выполняем требование закона, если он будет трактовать возможность для "Транснефти" не платить дивиденды, мы немедленно прекратим это делать.
- Сегодня капитализация "Транснефти" составляет $2,2 млрд, но участники фондового рынка считают, что компания недооценена.
- Абсолютно с ними согласен: капитализация "Транснефти" должна быть в 25 раз больше.
- Какую вы ожидаете выручку и прибыль "Транснефти" в 2002 г. ?
- За 2001 г. консолидированная выручка компании составила 67,5 млрд руб. , а прибыль - $600 млн, в 2002 г. мы ожидаем выручку на уровне 90 млрд руб. , а прибыль "Транснефти" снизится. Это связано с тем, что мы осуществляем большие инвестиционные программы.
- Не изменились планы по выпуску евробондов? Раньше руководство компании заявляло, что евробонды могут быть выпущены в первом полугодии 2003 г.
- Мы пока эти планы решили отложить. Очень маловероятно, что в 2003 г. "Транснефть" выпустит евробонды. Это слишком дорогое удовольствие, а привлекать "дорогие" деньги мы не хотим. У нас есть хорошие возможности для привлечения кредитов.
- Как вы отнеслись к недавнему конфликту из-за сокращенного экспортного графика между нефтяниками и вице-премьером Виктором Христенко, возглавляющим правительственную комиссию по доступу к трубе?
- Здесь две правды: у нефтяников - своя, у правительства - своя. Действительно, нефтяники всегда завышают предполагаемый объем сдачи нефти на экспорт. Их можно понять - они надеются получить больший процент на экспорт. Но при этом - даже с учетом роста их добычи - объемы в заявках больше, чем разрешено. Я считаю, "Транснефть" - это тот самый инструмент, благодаря которому подобного больше не случится.
- Как вы считаете, кто лучше сможет регулировать экспорт нефти - правительственная комиссия или Минэнерго?
- "Транснефти" это абсолютно безразлично, мы - исполнители. Если завтра нам скажут, что этим будет заниматься "Спортлото", значит, так тому и быть.
- Зато "Транснефти" далеко не безразлично морское экспортное направление, а именно - кто будет составлять портовые графики и координировать работу портов. Пока существует лишь протокол правительства от декабря 2000 г. о том, чтобы "Транснефть" временно контролировала порты Туапсе и Новороссийск. Насколько я знаю, "Транснефть" за это время взяла под контроль порт в Приморске, а также Бутинге, где открыла свое представительство. Но ЦДУ также всегда претендовало на координаторство портов и составление графиков.
- Пока с этим дело обстоит прекрасно. Когда "Транснефть" получила координаторство над тем же Новороссийском, производительность этого порта увеличилась с 32 млн т до 45 млн т ежегодно. И мы фактически не затратили на это денег. Мы считаем, что улучшить работу портов удалось только за счет того, что была создана единая схема. Мы составляем по-прежнему портовые графики, обсуждаем их с нефтяниками, а после принимаем согласованные решения. Так все и должно остаться. Я считаю, что в одних руках должна находиться и транспортировка нефти, и порты.
- А разве ЦДУ при Минэнерго не составляло портовые графики?
- Оно всегда делало это хуже, чем "Транснефть", сейчас графики там не составляются.
- Так, может быть, "Транснефть" блокирует задания ЦДУ для Вентспилса именно по причине того, что латвийский порт - единственный, который оказался неподконтролен вашей компании? С чем связано то, что загрузка этого порта упала вдвое?
- Да с чисто техническими причинами. Дело не в возможностях порта, а в желаниях заказчика, захочет поставщик нефти идти на Вентспилс - и мы рассмотрим такую возможность.
- Акционеры Вентспилса собираются выставить на продажу контрольный пакет акций порта. "Транснефть" изучала возможность стать акционером Вентспилса?
- Мы с большим интересом относимся к возможной покупке Вентспилса. Я думаю, что "Транснефть" согласится купить контрольный пакет латвийского порта, если ее попросят об этом латвийские акционеры.
- А есть вероятность, что попросят?
- Не сомневаюсь.
- Так, может быть, вам уже поступило предложение от них?
- Пока нет.
- Как вы относитесь к проекту "ЛУКОЙЛа" по строительству порта в Мурманске для экспорта нефти в США?
- Идея интересная, но очень сырая. Во-первых, "ЛУКОЙЛ" не учел все затраты. В Ярославле, откуда предполагается тянуть трубу в Мурманск, нефть не добывают. Наши трубопроводные возможности исчерпаны, и, чтобы реализовать проект "ЛУКОЙЛа", нам придется увеличить пропускную способность нефтепровода до Ярославля. По нашим подсчетам, это около $1 млрд.
- Российские нефтяные компании сейчас очень увлечены идеей поставок нефти из России в США? Насколько она жизнеспособна?
- Идея хорошая, но требует изучения. Надо, например, посмотреть, а не будет ли себе в убыток экспортировать нефть зимой? В Мурманске для этого может потребоваться и ледокольное сопровождение. И потом, я не разделяю опасения российских нефтяных компаний, что Европа перенасытится нефтью из России. И нужно срочно искать другой рынок сбыта. Например, с 1999 по 2002 г. ежегодный экспорт в Европу по системе "Транснефти" вырос на 26 млн т. И что, она захлебнулась нашей нефтью? А с Америкой надо учитывать еще и то, как изменится политическая и нефтяная карта мира в связи с намерением США бомбить Ирак.
- Как вы относитесь к соглашению, подписанному в Хьюстоне "Роснефтью" и американской Marathon, предполагающему экспорт российской нефти в США из хорватского порта Омишаль в объеме 12 млн т в год, чем на первом этапе исчерпывается пропускная способность трубы Адрии, подходящей к порту?
- У нас закон определяет равный доступ к трубе. Свои объемы там могут заявить и другие компании. И сколько "Роснефть" получит (2 - 3 млн т или чуть больше) , столько и продаст Marathon. Подобный конфликт уже был разрешен в случае с ТНК и "ЛиНОСом".
- Нефтяники возмущаются проектом "Роснефти" и "Сургутнефтегаза" по строительству НПЗ в Приморске, в месте, где заканчивается трубопровод БТС. Как можно разрешить этот конфликт?
- "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" молодцы, очень выгодный проект задумали. Я думаю, им еще предстоят долгие разбирательства с их коллегами, возмущенными, что все экспортные возможности БТС теперь будут востребованы только двумя российскими компаниями, хотя строились они для всех. Но, с точки зрения "Транснефти", вопрос можно решить, увеличив мощности БТС, что мы и собираемся делать.
- Не возобновились ли ваши планы по добыче нефти?
- Нет, мы ведь очень законопослушная компания. Раз правительство решило, что мы должны транспортировать нефть, а не добывать, то так тому и быть.
- Как вам удалось убедить нефтяников согласиться на "договорные" ставки транспортных тарифов?
- А мы никого не убеждали. Нефтяники к нам сами пришли и попросили. Все без исключения. Мы и не хотели даже. Но нефтяники понимают, что нужно расширять многие направления, реконструировать нефтепроводы, и готовы платить сверх тарифов. У нас вообще стали очень хорошие взаимоотношения с нефтяными компаниями. Полное взаимопонимание. Они же профессионалы и ситуацию в "Транснефти" сразу видят. Приходят уже подготовленные к разговору.
- Недавно "Транснефть" отправила в правительство свое ТЭО проекта строительства трубы в Находку. Но у "ЮКОСа" есть свой конкурирующий проект - трубопровод Ангарск - Дацин. Он продвинулся дальше "Транснефти" - китайская CNPC уже гарантировала нефтяной компании покупку 20 млн т нефти в 2005 г.
- У нас нет конкуренции с "ЮКОСом". Оба ТЭО и для "ЮКОСа", и для Находки делает один и тот же исследовательский институт. Мы представляем в правительство два предложения, и пусть его оценит экспертная комиссия Белого дома. Пусть и решит, какое направление будет приоритетным. А гарантии китайцев покупать нефть у "ЮКОСа" пока еще ничего не значат.
- Ваша последняя встреча с нефтяниками была весьма продуктивна. Например, вам, похоже, удалось убедить и "Башнефть" с "Татнефтью" ввести банк качества нефти.
- Я никого не убеждал, они сами готовы. Хотя, по нашим подсчетам, им придется платить $6 - 7 с тонны при введении БКН. Но они надеются, что правительство компенсирует это им налоговыми льготами при добыче нефти.
- КТК вот уже внедрил банк качества нефти.
- Очень легко внедрить БКН, когда у тебя один сорт нефти (казахская). Вообще, всем теперь видно, что КТК - "самый удачный" для зарубежных инвесторов. Россия получила дырку от бублика, причем в изощренной форме. Нас обвиняют, что мы не строим перемычку Кропоткино - Тихорецк, а вы возьмете на себя смелось потратить $70 млн на перемычку, когда нет никаких гарантий, что она вообще будет эксплуатироваться?
- Комментируя конфликт на Московском НПЗ, мэр Юрий Лужков обвинил вас в том, что вы ставленник "Сибнефти" и поэтому потворствуете ей в этом конфликте.
- Мне очень не понравилось заявление мэра, будто бы я чей-то ставленник. Я понимаю - эмоции, но и за своими словами надо следить. "Транснефть" выполняет судебное решение, и потом, если кто-то не поставляет нефть на завод, я что, насильно буду гнать нефть на НПЗ?
- Как вы отнеслись к похищению первого вице-президента "ЛУКОЙЛа" Сергея Кукуры?
- Меня эта ситуация очень взволновала. Я очень сопереживаю Кукуре, мы 20 лет работали вместе.
- А вы акционер "ЛУКОЙЛа"?
- Да, я акционер "ЛУКОЙЛа". Правда, не такой крупный, как Равиль Маганов и Сергей Кукура. У меня 0,0016% "ЛУКОЙЛа", я ими на бирже играю - и вполне успешно. Когда акции выросли, я большой пакет продал. И прилично заработал.
БИОГРАФИЯ: Семен Михайлович Вайншток родился 5 октября 1947 г. в Молдавии. Окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности "инженер-строитель", позже - аспирантуру Тюменского нефтегазового университета. Кандидат социологических наук. В нефтяной отрасли работает с 1982 г. Занимал должности заместителя начальника НГДУ "Повхнефть", заместителя генерального директора "Когалымнефтегаза". С 1988 г. - заместитель гендиректора, а с 1993 г. - гендиректор АООТ "ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз". В 1995 - 1999 гг. - вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" - гендиректор ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь". В сентябре 1999 г. избран президентом "Транснефти".
О КОМПАНИИ: "Транснефть" - нефтепроводный монополист и крупнейшая в мире трубопроводная компания, имеющая сеть нефтепроводов общей протяженностью 48 600 км. Компания перекачивает почти всю добываемую в России нефть (93% в 2001 г. ) как для внутренних потребителей, так и на экспорт. Все обыкновенные (голосующие) акции компании принадлежат государству (75% уставного капитала). Остальные 25% привилегированных акций распылены между частными акционерами. |