NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:50 ast
19:50 msk

Кто вы, господин омбудсмен?
Болат Байкадамов: "Само мое назначение было для меня относительно неожиданным. Почему президент остановился на моей кандидатуре?"
24.10.2002 / интервью

Один веселый человек как-то сказал: больше всех интересуется правами человека инспектор дорожной полиции. Оно, конечно, юморить - дело жизни любого юмориста. Однако, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки...

С недавних пор у нас в Казахстане появился человек, которого, как и пресловутого гаишника, права граждан волнуют профессионально - по должности. Буквально месяц назад Указом президента в стране учрежден пост уполномоченного по правам человека (он же - омбудсмен).

С первым казахстанским омбудсменом Болатом Байкадамовым беседует обозреватель газеты "Время" Виктор Верк.

Из досье
Байкадамов Болат Кенжекешевич, 55 лет. Женат, имеет сына и дочь.
Выпускник КазГУ (1975), кандидат философских наук, доцент.
Работал преподавателем в Джамбуле и Караганде, был проректором, секретарем парткома Карагандинского госуниверситета. С 1990 по 1991 год успел побывать консультантом ЦК Компартии Казахстана и Верховного Совета КазССР. Затем возглавлял отдел в Министерстве туризма, физкультуры и спорта РК (1992), работал в Конгрессе предпринимателей Казахстана (1991-1993), занимался бизнесом (1993-1994). Пока не попал в 1994 году в секретариат только что созданной тогда Комиссии по правам человека при президенте РК.

- Болат Кенжекешевич, вас вроде бы и поздравлять не с чем: занимаетесь тем же, на что потратили последние восемь лет, только вывеска сменилась...

- Это не совсем так. Комиссия при президенте - консультативно-совещательный орган. Основная ее задача - оказание квалифицированной помощи главе государства в осуществлении им государственной политики в сфере прав и свобод человека, в отношении которых он является конституционным гарантом. Она была необходима президенту для продуманного, постепенного внедрения в политическую жизнь молодого государства такого сильного средства демократии, как концепция прав человека. И вот теперь президент создает институт уполномоченного по правам человека, понимая, что политическая система выросла, так же как и люди. Можно сказать, что государство в основном поднялось до уровня безусловного понимания своей особенной ответственности за обеспечение прав человека, а человек стал более осведомленным и требовательным к соблюдению своих прав.

- Это что же получается: хочу - казню, хочу - милую?

- Да, но в рамках предельной ответственности за принятые решения. Уполномоченный должен занять свою нишу среди государственных органов, дополняя их. И если он будет аутсайдером среди них, не проявит настойчивости и самостоятельности, то вряд ли права человека будут защищаться вообще. Институт уполномоченного должен быть решительно встроен в ткань политического общества - такова сегодня степень государственного признания значения прав человека в Казахстане.

- Вы хотите сказать, что даже если вам позвонит некий влиятельный чиновник, допустим из администрации президента, вы проигнорируете его "цэу"?

- Нет, не проигнорирую. Приму к сведению его аргументы и приму самостоятельное решение. Во всем мире основным признаком института омбудсмена является его независимость. Это оговорено и в Положении казахстанского уполномоченного. Мне известно еще по работе в Комиссии по правам человека, что большинство государственных органов знает о недопустимости вмешательства и оказания давления на институты, обеспечивающие защиту прав человека. Если на комиссию никто не влиял, то на уполномоченного тем более.

Сейчас принципиально новая общественно-политическая ситуация в стране. Выросло и сформировалось новое поколение государственных служащих, которое сознает, что защита прав человека - это не отдаленная перспектива, а первостепенное дело сегодняшней жизни. Судебные, законодательные и исполнительные ветви власти приходят к пониманию ответственности за обеспечение выполнения рекомендаций и решений специальных институтов по защите прав человека.

- А что, собственно говоря, вы теперь можете?

- Назову лишь основное, на что имеет право уполномоченный. Он вправе запрашивать от должностных лиц и органов необходимые для рассмотрения жалоб граждан сведения. Ему дано право проверять факты нарушения прав человека. Вносить в государственные органы предложения о привлечении к установленной законом ответственности лиц, действия которых повлекли нарушение прав человека, а также предложения, способствующие совершенствованию законодательства, касающегося прав человека. Наконец, он может обратиться к президенту, парламенту, правительству в случаях, имеющих большое общественное значение.

- Впечатляет! И что же дальше?

- А дальше уполномоченный может вынести конкретные рекомендации, которые госорган должен принять к рассмотрению и сообщить о его результатах.

- А приостанавливать судебные решения вы можете?

- Нет, согласно Положению об уполномоченном.

- Простите, но тогда не совсем понятно, чем это отличается от вашей прежней должности - секретаря Комиссии по правам человека?

- О некоторых отличиях я уже сказал. Это преимущественно рассмотрение конкретных дел, связанных с нарушением прав человека. Второе - самостоятельность, точнее сказать, независимость в принятии решений. Третье - персонифицированная ответственность.

Имеются и сугубо организационные и кадровые отличия. Теперь у нас есть аппарат, состоящий из 15 человек, который может обеспечить прием жалоб, осуществлять проверки, подготовку заключений, рекомендаций, отчетов.

При Комиссии по правам человека имелся небольшой штат, числом 2-3 аппаратных работника, организационно относившихся к администрации президента, что не исключало определенной зависимости.

- Однако мы с вами беседуем в здании администрации президента, куда даже я, журналист, с трудом прорвался через полицейские кордоны. Как же к вам будут попадать простые граждане, права которых вы намерены защищать?

- На днях мы переезжаем в другое здание. Вход туда будет свободным. Но, вообще говоря, люди приходили к нам и раньше - в Комиссию по правам человека при президенте. Доступность - один из главных принципов работы правозащитных учреждений. Помню, однажды, еще в Алматы, пришел даже человек, только что освободившийся из мест заключения. Он был в каком-то кургузом пиджачке с чужого плеча, почти босой. Его незаконно осудили, и благодаря нашему вмешательству он освободился на два года раньше. Кое-как добравшись из колонии до Алматы, сразу же пришел к нам - благодарить.

- Это, конечно, очень трогательно. Но, согласитесь, совсем другое дело - спорить с могущественными государственными структурами, выносить решения, затрагивающие репутацию больших сановников. Не боитесь со всеми перессориться?

- Такая опасность, конечно, существует. Но, думаю, этого не случится. Во-первых, согласно Положению об омбудсмене, мы имеем право публиковать результаты наших проверок в прессе. Во-вторых, государственные органы в основном знают специфику такого нового института.

- Так вы имеете право на публикации в СМИ или это ваша обязанность?

- Имеем право. Но специфическая, общественно значимая деятельность уполномоченного обязывает его быть публичным. Например, если в разработанном каким-либо министерством или ведомством законопроекте мы обнаружим признаки, ущемляющие или ограничивающие права человека, мы обратимся к разработчикам. И если это не возымеет действия, опубликуем в прессе наше заключение по нему.

- Предположим, вы находите в тех или иных нормативных документах Минфина нарушение прав человека, публикуете свои выводы. А вам в отместку под тем или иным предлогом урезают финансирование...

- Начнем с того, что за бюджет отвечает не один Минфин. Это и Минэкономики, и Счетный комитет, и парламент. И потом, любой из этих органов имеет право не согласиться с нашими выводами, изложить свое представление о ситуации. Если их аргументы покажутся нам убедительными, мы с ними можем согласиться. Никакой конфронтации - нормальные межведомственные отношения. Вообще, поскольку мы имеем право публиковать наши рекомендации в прессе, любому государственному органу выгоднее согласиться с выводами уполномоченного. Я уже говорил, почему это выгодно. Выгодно потому, что позиция уполномоченного отражает общественные ценности, международные стандарты прав человека.

- Знаете, я просто поражен вашей верой в силу печатного слова... Ну да ладно! А вот директор Международного бюро по правам человека Евгений Жовтис в интервью нашей газете сетовал: власть все больше отрывается от народа, простому человеку фактически невозможно себя защитить. Он просто не верит власти. Да и почта Международного бюро об этом свидетельствует...

- Я не могу с вами согласиться. Большое количество обращений в бюро г-на Жовтиса и другие негосударственные правозащитные организации свидетельствует о возросшем самосознании общества, о стремлении людей защитить себя, свои права. И это очень отрадно! Хотя со стороны кажется: в государстве творится такое, что пора звонить во все колокола. Наоборот, происходящее - нормальное явление, присущее странам, поощряющим демократические процессы, желание граждан самостоятельно участвовать в общественной и политической жизни. Только уверенная в своих силах страна, какой является Казахстан, может поощрять такую гражданскую активность, поддерживать людей, осознавших и защищающих свое человеческое достоинство.

- А как же тогда оценить прошедшие не так давно судебные процессы над двумя лидерами ДВК? Поджоги редакций, избиение журналистов?

- Относительно двух названных вами людей могу сказать, что все, что с ними происходило, было включено в существующие законные процедуры как на стадии следствия, так и на стадии судебного рассмотрения. Нам следует поучиться уважительно относиться к принятым решениям суда. Это совершенно цивилизованное гражданское поведение, ответственное к себе, государству и обществу. Чтобы быть более определенным в отношении к Аблязову и Жакиянову, необходимо изучить все материалы их дел.

Вообще-то стратегически важной для людей позицией омбудсмена всегда был его идейно-политический нейтралитет, позволяющий ему быть полностью ориентированным на защиту прав человека.

- Допустим. Как тогда прикажете оценивать то, о чем я говорил во второй части своего вопроса? В Алматы возле газетных развалов можно часто видеть одну и ту же картину: человек в полицейской форме изымает у бабушки-торговки оппозиционные газеты. Почему? На каком основании?

- В случаях с поджогами, избиениями и бабушкой-торговкой, у которой изымают газеты, речь, возможно, идет о попытке устранения конкурентов с рынка СМИ. Потом, сегодня владельцы крупных торговых точек стремятся придать своим заведениям респектабельный вид. Возможно, внешность людей, вынужденных торговать газетами или, допустим, цветами, не соответствует этим представлениям... Во всяком случае, я бы не стал напрямую связывать эти факты с политикой - тем более с конкретными людьми, о которых вы упомянули.

- Недавно ушел на пенсию Сат Токпакбаев, до последнего времени возглавлявший Комиссию по борьбе с коррупцией. Скажите, в чем был смысл существования этой структуры? Неужели поймать за руку сельского акима за взятку в 5 тысяч тенге - значит одержать большую победу в войне с коррупцией?

- Знаете, когда-то я разговаривал с одним безусловно нечистоплотным человеком, который сказал: "Я вздрагиваю всякий раз, читая в газете слово "коррупция". Так что любой шаг в этом направлении эффективен. Как говорится, все идет в суп... В борьбе с коррупцией только сильное государство имеет шансы на успех.

- Тогда объясните, зачем нужны в этом супе абсолютно чужеродные ингредиенты? Почему, например, министр внутренних дел Каирбек Сулейменов, прямая задача которого - борьба с преступностью, в последнее время все чаще делает политические заявления? Не слишком ли это рискованно - втягивание силовиков в политику?

- Не думаю, что кто-то в МВД - от сержанта до министра - руководствуется какими бы то ни было политическими пристрастиями. Что касается Каирбека Шошановича, я прекрасно понимаю его. Ведь это вы, журналисты, задаете ему вопросы, вынуждающие к откровенности. Он вынужден реагировать - на то он и министр. Хочу сказать: он - настоящий профессионал, находящийся порой в очень трудной ситуации. Относитесь к нему терпимее.

- Существует мнение, что появление в Казахстане такого правового института, как омбудсмен, - реверанс в сторону международных организаций, обеспокоенных последними политическими событиями в нашей стране...

- Очень сложно соответствовать всем мнениям и ожиданиям. Не было института уполномоченного - значит, не вняли рекомендациям международных организаций. Учредили его - возникло подозрение в мотивированном политическими событиями решении.

А почему не принять во внимание то обстоятельство, что Казахстан предельно ответственно относится к совершенствованию демократического процесса в обществе, в частности к созданию института уполномоченного по правам человека? В нашей стране хорошо представляют, что он должен был появиться в соответствующее ему время. Вот оно и пришло - время учреждения, способного профессионально защищать права и свободы казахстанцев.

Если бы это было похоже на реверанс, то омбудсмен появился бы в Казахстане еще 4-5 лет назад. Я помню, еще тогда проект об уполномоченном по правам человека обсуждался в ПРООН и ОБСЕ. Казахстан - один из последних в СНГ, кто учреждает этот институт. Потому что общество созрело до понимания необходимости отстаивать свои права. И власть, прежде всего президент Нурсултан Назарбаев, окончательно определилась в приоритетах. Казахстан заявляет о стремлении придерживаться общепринятых либерально-демократических ценностей. В таком контексте омбудсмен необходим как посредник между государством и обществом, позволяющий снимать периодически возникающие напряжения между ними.

- Как вы думаете, почему таким посредником стали именно вы? Для вас это было неожиданностью?

- Само мое назначение было для меня относительно неожиданным. Почему президент остановился на моей кандидатуре? Возможно, потому, что я не первый год работаю в сфере прав человека. Хотя я, конечно, был в курсе подготовки к появлению такого института и был готов работать в этой структуре в любом качестве.

- Почему это не было сделано на альтернативной основе? Почему кандидатуры не обсуждались в парламенте, а вместо этого произошло только формальное согласование вашего назначения с депутатами?

- Я не знаю, были ли альтернативы. Но думаю, что были. Что касается обсуждения каждого претендента... Президент на то и всенародно избранный глава государства, чтобы принимать те решения, которые считает нужными. Думаю, что это решение президента было своевременным и эффективным. По крайней мере, и я, и мои сотрудники будем стараться делать все, чтобы создать вокруг каждого человека необходимый пояс личной безопасности.

- Что ж, нам остается только надеяться, что все у вас получится...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сильная женщина в мужском правительстве 31.10.2002
Не читайте перед обедом Интернет 31.10.2002
Мы легко поставим американцев на карачки! 30.10.2002
Как выскочу, как выпрыгну! 28.10.2002
Состоявшееся государство 25.10.2002
От администратора до генерального директора 25.10.2002
Кто вы, господин омбудсмен? 24.10.2002
Елеусин Сагиндыков: "Я с детства мечтал жить в этом городе" 22.10.2002
Разговор с человеком из команды Путина 22.10.2002
Владимир Школьник: когда-нибудь и я буду получать 1000 долларов... 17.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz