NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 16:09 ast
14:09 msk

Как выскочу, как выпрыгну!
Нурлан Балгимбаев: "Следует провести детальный анализ действующих нефтяных контрактов, чтобы максимально использовать возможности для увеличения поступлений в госбюджет"
28.10.2002 / интервью

Светлана НОСОВА, "Панорама", 25 октября

- Нурлан Утебович, сейчас парламент рассматривает проект Республиканского бюджета на 2003 год. Какие рекомендации вы могли бы высказать по данному документу?.

- Начну с параметров доходной части, которые, считаю, требуют детального рассмотрения. Обязательным условием является реальность доходной части бюджета, при этом необходимо учитывать следующие потенциальные резервы.

Во-первых, по всем действующим нефтяным контрактам следует использовать все возможности для увеличения поступлений в госбюджет. Я не имею в виду пересмотр ранее заключенных соглашений. Надо провести более детальный анализ, чтобы максимально использовать возможности действующих контрактов.

В качестве примера изыскания потенциальных резервов для пополнения доходной части бюджета в рамках действующих контрактов приведу возможности по ТШО. Здесь есть два момента, требующих детального рассмотрения всеми заинтересованными министерствами:

1) применение метода ускоренной амортизации;.

2) взыскание кредита, выданного Республикой Казахстан в виде производственных активов "Тенгизмунайгаза".

Применение метода ускоренной амортизации на ТШО чревато для государственного бюджета потерями в $1,5 млрд к 2009 году, а в ближайшие годы - по $200 млн ежегодно.

Полное погашение кредита ТШО республике было увязано с рядом обстоятельств, которые уже совершились. И государство вправе требовать выплаты оставшейся части кредита в $210 млн плюс проценты.

Эти деньги нужно истребовать сейчас, потому что в 2006 году ожидается резкий рост добычи нефти примерно на 20 млн тонн за счет Кашагана и второй очереди Тенгиза. Соответственно возрастут и налоговые поступления.

Детальный и всесторонний анализ действующих контрактов необходим также, чтобы не допустить ошибок в будущих договорах, в первую очередь это относится к освоению шельфа Каспия. Мы запаздываем в этом направлении. Еще в 2000 году Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно было разработать и внести в правительство Программу освоения углеводородных запасов шельфа Каспийского моря. Но прошло два года, и до сих пор программа не внесена. В то же время уже ратифицировано Соглашение с Россией о разграничении дна Северного Каспия, определены подрядчики на разработку структуры Курмангазы.

Во-вторых, согласно мировой практике, цель правительства заключается в разработке такой фискальной системы в нефтедобыче, когда права на разведку и освоение месторождений достаются тем подрядчикам, которые за них готовы больше заплатить. В момент передачи прав на разработку месторождений государство пытается присвоить экономическую ренту с помощью разового платежа - бонуса - при подписании соглашения и достижении определенного результата (подтверждение коммерческого обнаружения, начало промышленной эксплуатации, достижение определенного объема добычи). Размер бонуса не зависит от того, кто является подрядчиком, а вытекает из экономики проекта.

В прозвучавших заявлениях НК "КазМунайГаз" о совместной разработке структуры Курмангазы с российской нефтяной компанией я не заметил данных по подписному бонусу, который должен составить не менее $100 млн. Недавно было объявлено коммерческое обнаружение на Кашагане, в связи с чем должен быть выплачен бонус в $50 млн.

Необходимо предусмотреть эти средства в доходной части проекта бюджета на будущий год (в подготовленном правительством проекте бюджета на 2003 год поступлений по бонусу предусмотрено всего Т1,18 млрд). Перечисленные структуры являются наиболее крупными на шельфе Каспия, и здесь надо проявить волю.

В-третьих, сервисное сопровождение нефтяных операций - еще один значительный резерв.

Иностранные компании, разрабатывающие крупнейшие месторождения углеводородов в нашей стране, предпочитают пользоваться услугами международных сервисных компаний. Это приводит к тому, что огромные финансовые средства уходят за рубеж.

В свое время мы вносили предложение о внесении поправок в законы "О нефти" и "О недрах и недропользовании" в части обязательной поставки товаров, работ и услуг только юридическими лицами - резидентами Республики Казахстан. При этом имелась ввиду не только поставка оборудования, но и выполнение таких сервисных работ, как геологоразведка, строительство, бурение и т. д. Пусть поставщиком товаров или подрядчиком сервисных работ выступает иностранная компания, но только через лицо, которое официально зарегистрирует на территории нашей страны. Тогда в государственную казну помимо НДС и таможенных пошлин будут поступать и корпоративный подоходный налог, социальный налог, всевозможные сборы за регистрацию юридических лиц и т. д. При этом, считаю, эти положения должны быть закреплены на уровне закона, а не подзаконных актов.

Сейчас мне трудно просчитать, насколько возрастут доходы государства, но, чтобы хотя бы примерно представить, в каких объемах ожидаются капвложения, приведу только ТШО - это проекты строительства заводов второго поколения и закачки газа. Предполагаемые вложения средств до 2005 года составляют здесь $3,5 млрд, из которых $1 млрд - в 2003 году. Это только в рамках одного проекта ТШО, а есть еще Карачаганак, ОКИОК, начнется освоение Курмангазы.

Всего же, исходя из вышеприведенных примеров, можно увеличить доходную часть бюджета 2003 года как минимум на $600 млн, или на Т104,6 млрд, причем в этих суммах не учтены возможные налоговые поступления в случае введения обязательной поставки товаров, работ и услуг резидентами Республики Казахстан. Это только первое, что лежит на поверхности по нефтегазовому комплексу, но я уверен, что при желании немалые резервы можно найти в металлургии, в рамках контрактов на недропользование по твердым полезным ископаемым и т. д.

- Вам наверняка известно о предложениях партии "Ак Жол" по изменению налоговой и бюджетной политики страны на 2003-2005 годы, в частности о снижении налоговой нагрузки и увеличении дефицита бюджета. Как вы их оцениваете? Вообще, как вы относитесь к тому факту, что политические организации пытаются что-то советовать исполнительной власти?.

- Я действительно видел эти предложения "Ак Жола" и даже, если так можно сказать, "узнал" во многих из них то, над чем работало наше правительство в 1998-1999 годах. Тогда нашему Кабинету министров наряду с поиском решений и принятием мер по минимизации воздействия азиатско-российского финансового кризиса на экономику страны пришлось очень плотно работать над вопросами социальной защиты. Несмотря на трудности, мы активно занимались снижением налогового бремени: в частности, тогда был отменен НДС для легкой промышленности и некоторых других отраслей перерабатывающего сектора. Снижение налоговой нагрузки может привести к сокращению финансирования государственных программ, поэтому вопрос требует тщательной экспертизы. Однако здесь надо учитывать проблему вывода средств из "теневого" сектора. По оценкам специалистов, уровень "теневой" экономики в нашей стране составляет от 30 до 40% ВВП, это от $5 до $7 млрд. То есть бюджет недополучает огромную сумму налогов.

Думаю, решению проблемы будет способствовать отнесение на вычеты капитальных вложений. Согласно законодательству, источники капитальных вложений - это чистый доход и амортизация, которые не являются достаточными, с позиций предпринимателей. Действующая налоговая система побуждает многих бизнесменов выводить деньги из производства. Отнесение же капвложений на вычеты, полагаю, повысит заинтересованность предприятий в развитии производства. Следствием этого будет увеличение налогооблагаемой базы предприятий, что сторицей восполнит потери бюджета на начальном этапе. Конечно, это вопрос сложный и требует увязки с решением проблемы устранения перекосов в отраслевом развитии.

Существенным шагом в вопросе вывода средств из "теневого" сектора будет также декларирование доходов и расходов всех физических лиц.

Тем не менее надо садиться и вместе обсуждать предложения, искать конструктивные решения. В отношении того, как правительству относиться к предложениям "со стороны", я на себе испытал, насколько исполнительной власти всегда нелегко: советчиков, которые знают, как исправить положение, всегда много. Но и советчик советчику рознь. Ведь в "Ак Жоле" объединились компетентные люди с большим опытом работы в исполнительной власти, причем в сложное для страны время. Я, например, будучи главой правительства, был бы только рад квалифицированным подсказкам. Но, к сожалению, в тот период большей частью доводилось слышать ничем не подкрепленную критику.

Что касается дефицита государственного бюджета, временно увеличить который предлагает сейчас "Ак Жол", то я думаю, что прежде надо посчитать реальную доходную часть. Если после этого все-таки будет необходимость в увеличении дефицита, то не стоит проявлять чрезмерную осторожность. Если помните, в 1998 году в стране была беспрецедентно низкая инфляция - меньше 2%, хотя дефицит бюджета составил около 4% ВВП.

- Вернемся к предыдущему вопросу - проекту бюджета на 2003 год.

- Наметившийся со второй половины 1999 года рост экономики в последние два года имеет высокие темпы. Сейчас, я считаю, необходимо больше внимания уделять вопросам социального обеспечения, и надо увеличивать доли этих расходов по отношению к ВВП. Вместо этого допущено значительное снижение - с 9,6% в 1998 году до 5,5% в 2002 году. В республиканском бюджете в разрезе функциональных групп расходов показатель по группе "Социальное обеспечение и социальная помощь" в 2002 году составил 4,9%, а на 2003 год - 4,3%. Хотя условия в 1998 году были намного сложнее - это и мировой финансовый кризис, и рекордно низкие цены на нефть - $8-10 за баррель. Тем не менее в 1998 году была проведена и передислокация основного состава государственных органов в Астану. В текущем же году в среднем цена на нефть составила $23 за баррель, государственный бюджет по итогам восьми месяцев исполнен с профицитом в Т45,5 млрд, что составляет 2% от произведенного в этот период ВВП.

Ведь в основе своей для чего работает правительство? Его основная задача - повышать уровень благосостояния людей.

На это и направлены предложения "Ак Жола", и я их поддерживаю.

В условиях, когда сложилась благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках, которая, по прогнозам, сохранится еще в течение трех лет (а это говорит о том, что есть и в ближайшие годы будут деньги), надо проводить необходимые реформы. Сейчас самое лучшее время для этого.

Ключевым моментом являются межбюджетные отношения. Здесь, я считаю, некоторые вопросы требуют пересмотра.

Уже не первый год подоходный налог с юридических лиц полностью перечисляется в республиканский бюджет. Это привело к тому, что такие промышленно развитые регионы, как Карагандинская и Восточно-Казахстанская области, стали субвенционными. Это нонсенс!.

Необходимо дать большую самостоятельность регионам. Для этого поступления по подоходному налогу с юридических лиц следует разделить между центром и регионами в пропорции 50 на 50. Я это предлагаю не голословно. Еще в 1998 году мы сделали такой шаг - половину подоходного налога с юридических лиц направили в местные бюджеты. Данная мера повысила заинтересованность акимов в сборе этого вида налогов и в увеличении поступлений в госбюджет в целом. Расширило возможности местных бюджетов в решении социально-экономических проблем, что в определенной мере способствовало начавшемуся оживлению экономики уже во второй половине 1999 года.

На местном уровне обязательно надо широко развернуть программу строительства муниципального жилья. Это даст мощный импульс для развития несырьевого сектора и позволит решить проблему малых городов. Конечно же, развитие муниципального жилищного строительства реально преимущественно в более развитых регионах с большими возможностями местных бюджетов. Надо учитывать, что переток трудовых ресурсов к местам широкомасштабных строительных работ позволит снизить социальную напряженность в депрессивных регионах.

В то же время пример строительства автомобильных дорог показал, что мы еще не научились осваивать большие инвестиции в короткие сроки. К примеру, из выделенных средств на эти цели в этом году в размере Т38 млрд на сегодня освоено меньше половины. Низкие темпы освоения - еще полбеды. Плохое качество выполненных работ затянет государство в рутину еще большего финансирования уже в недалеком будущем.

Поэтому программа строительства муниципального жилья должна носить поэтапный характер.

Значительные потери государственного бюджета кроются в директивном регулировании поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, в стремлении поддерживать здесь низкие цены. Это только способствует перекрестному субсидированию предприятий-экспортеров других отраслей, например металлургии. Получая заниженные затраты на производство по ценам на внутреннем рынке, в основном на энергоносители, экспорт своей продукции они осуществляют по мировым ценам. То есть фактически они получают дотации от нефтяников. Надо устранить существующую диспропорцию через либерализацию внутреннего рынка. Пусть лучше эти средства в виде налогов поступят в бюджет и через дотации из него будут направлены тому же сельскому хозяйству и коммунальной сфере.

К примеру, Евросоюз в ходе переговорного процесса по вступлению России в ВТО настаивает на уравнивании внутренних и мировых цен на российские энергоносители и обосновывает свои требования тем, что при помощи низкого уровня тарифов происходит субсидирование производственного сектора. Но между тем Евросоюзом отмечается, что сохранение более низких энерготарифов для оплаты жилищно-коммунальных услуг вполне соответствуют требованиям ВТО.

- Поскольку вы - сторонник придания самостоятельности регионам, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к идее выборности акимов?.

- Это сложный и многогранный вопрос. Опыт наших соседей показывает, что для успешных выборов губернаторов необходимы два фактора - это поддержка со стороны центра и крупного бизнеса. В свое время там сначала дали полную свободу в выборе руководителей регионов, придали им широкие полномочия, а потом не знали, как всех свести в единое русло. Это больше политический вопрос, а не экономический. И нужна особая осторожность.

Особенность нашего экономического развития, проведенной приватизации и широкого привлечения больших иностранных инвестиций заключается в том, что наиболее крупные предприятия перешли в руки иностранных инвесторов. Если мы введем систему выборности акимов, то нетрудно догадаться, чьи интересы они будут отстаивать. А это коснется уже национальной безопасности.

Кроме того, половина областей у нас - дотационные. Как сможет аким в такой области отстаивать и реализовывать какие-то свои позиции, если он зависим от центра.

Я бы перенес вопрос в другую плоскость. На мой взгляд, ключевым является не введение выборности акимов, а их отчетность перед населением возглавляемых ими регионов. Для этого следует законодательно утвердить освобожденные маслихаты и наделить их правом ставить перед главой государства вопрос о снятии акима.

Таким образом, акимы будут подотчетны не только главе государства, но и народу.

В завершение хочу отметить, что я не предлагаю альтернативный бюджет и не занимаюсь популизмом. Еще раз повторюсь: все толковые предложения необходимо учитывать, от кого бы они ни исходили. Это пойдет только на благо страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сильная женщина в мужском правительстве 31.10.2002
Не читайте перед обедом Интернет 31.10.2002
Мы легко поставим американцев на карачки! 30.10.2002
Как выскочу, как выпрыгну! 28.10.2002
Состоявшееся государство 25.10.2002
От администратора до генерального директора 25.10.2002
Кто вы, господин омбудсмен? 24.10.2002
Елеусин Сагиндыков: "Я с детства мечтал жить в этом городе" 22.10.2002
Разговор с человеком из команды Путина 22.10.2002
Владимир Школьник: когда-нибудь и я буду получать 1000 долларов... 17.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz