NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 05:14 ast
03:14 msk

Нефть и газ Казахстана - перспективы развития
Имангали Тасмагамбетов: "Правительство занимается, и будет заниматься этим целенаправленно. Конечно, не ущемляя интересов иностранных инвесторов, но приводя их в соответствие с нашими национальными интересами"
04.11.2002 / интервью

"Нефтегазовая вертикаль", № 15, 2002 г.

Продвижение Казахстана к статусу нефтяной державы началось чуть более 100 лет назад. Сегодня политическое и экономическое значение нефтегазового комплекса для страны трудно переоценить. Разведанные запасы углеводородов открытых 250-ти месторождений определяются миллиардами тонн, РК добывает более 4 млн тонн нефти, 9 млрд м3 газа в год, при этом объемы добычи постоянно возрастают. Увеличение добычи достигается за счет бурения новых и ремонта действующих скважин, применения современных технологий повышения нефтеотдачи, разработки новых месторождений нефти и газа. Растет и экспорт казахстанской нефти, причем, экспорт растет более динамично, чем добыча. Эта тенденция отражает стремление политического руководства страны активно укреплять позиции Казахстана на мировых топливно-энергетических рынках. Для улучшения инвестиционного режима Правительство Казахстана большое внимание уделяет созданию законодательной базы. Развитие нефтегазового потенциала Президентом Казахстана Н.Назарбаевым отнесено к долгосрочным задачам. О перспективах развития нефтегазового комплекса РК, его проблемах, задачах, стоящих перед ним, путях решения поставленных задач мы попросили рассказать Премьер-министра Республики Казахстан Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА.

Ред.: Уважаемый Имангали Нургалиевич, как вами оценивается роль нефтегазовой отрасли Казахстана сегодня, и какой она будет в ближайшие 10-15 лет с политической и экономической точек зрения?

И.Т.: Можно вспомнить, что в 1999 году мы отметили 100-летие с того момента, когда из скважины, пробуренной известным изобретателем и промышленником Альфредом Нобелем в урочище Карачунгул, забил мощный фонтан нефти. Собственно, тогда и началось продвижение Казахстана к статусу нефтяной державы. После этого на нашей территории было открыто более 250-ти месторождений нефти и газа, из которых почти половина введена в промышленную эксплуатацию.

Если в недалеком прошлом, когда в республике добывалось два десятка миллионов тонн нефти и газового конденсата в год, это имело чисто экономический смысл, то сейчас, когда мы только экспортируем такой объем и ежегодно наращиваем его, имеем разведанные запасы углеводородного сырья, насчитывающие миллиарды тонн, это обретает и важное политическое звучание. По предварительным данным только на Кашагане, это часть Северо-Каспийского проекта, запасы нефти составляют порядка 7 млрд тонн.

Я бы выделил несколько аспектов. Во-первых, нефтегазовый комплекс на сегодняшний день для нас не просто отрасль промышленности, пусть даже важнейшая. Она является одной из главных составляющих независимости нашей страны, ее экономической безопасности и внутриполитической стабильности.

Во-вторых, хотелось бы того кому-то или нет, но мы уже включены в широкие мирохозяйственные связи, втянуты в масштабные процессы глобализации. Нефть и газ издавна являются предметом и темой международной торговли и сотрудничества, так же как и соперничества, то есть, наряду с удовлетворением экономических интересов реализуются и политические цели, что порой приобретает даже главенствующее значение.

Сегодня, например, мы прилагаем огромные усилия к тому, чтобы Каспий, на котором сошлись интересы многих, и не только прикаспийских государств, не превратился в зону международных конфликтов, а стал бы, наоборот, морем дружбы и сотрудничества.

Наши партнерские связи с такими компаниями, как Шеврон, Мобил, Бритиш газ, Бритиш петролеум, Тоталь, Аджип, Тексако, "ЛУКОЙЛ", Китайская нефтяная компания, Импекс и другие, приносят в Казахстан не только инвестиции, но и помогают нашему становлению на мировом нефтяном рынке.

В-третьих, Разработка нефтяных и газовых проектов напрямую и через налоговые поступления в бюджет позволяет нам наращивать темпы и объемы реализации социальных программ, включая экологическое оздоровление многих территорий.

Так что переоценить политическую и социальную роль развития нефтегазовой отрасли невозможно. Именно поэтому в Стратегии "Казахстан-2030", предложенной Президентом страны Н.Назарбаевым 5 лет назад, развитие нефтегазового потенциала отнесено к приоритетным долгосрочным задачам. В настоящее время углеводородный комплекс страны вступает в новый этап своего становления. От проведения разведочных работ мы переходим к разработке новых месторождений нефти и газа, в том числе на каспийском шельфе, к созданию развитой инфраструктуры.

Уже в ближайшие годы мы намерены довести экспорт своей нефти до 50 млн тон в год, а затем и до 70-120 млн тонн. Уже сейчас у нас есть основания утверждать, что отрасль становится одним из локомотивов развития страны, создания гармоничной и устойчивой экономики.

В первом полугодии текущего года в Казахстане добыто нефти и газового конденсата более 22 млн тонн, добыча газа составила 5,4 млн м3. Выработка сжиженного газа за этот период составила 453 тыс. тонн, что на 33% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ред.: Известно, что Казахстан за последние годы в значительной мере улучшил свой инвестиционный режим, создав соответствующую законодательную базу освоения углеводородных ресурсов. Вместе с тем вам, как никому другому, известны и определенные пробелы в этой сфере. Не могли бы вы назвать те приоритетные отраслевые задачи, которыми сейчас занимается Правительство?

И.Т.: Да, проблемы отрасли мне известны не понаслышке. Вплотную с ними пришлось столкнуться не раз, в том числе, когда работал акимом Атырауской области.

Хочу отметить, что в Казахстане, действительно, создана неплохая по мировым стандартам законодательно-нормативная база, позволяющая цивилизованно и эффективно работать нефтегазовой отрасли, в том числе с иностранными инвестициями. Наверное, именно этот фактор, а главное то, что в стране обеспечена политическая стабильность, твердо выдерживается курс на проведение рыночных преобразований, обеспечивается безопасное ведение бизнеса, создает инвестиционную привлекательность и способствует широкому участию иностранного капитала в нашей экономике.

По объемам привлеченных в нефтегазовый сектор инвестиций Казахстану международными финансовыми институтами отведено одно из ведущих мест среди стран с переходной экономикой. Однако накопленный опыт и сама жизнь требуют от нас дальнейших шагов по пути улучшения законо- и нормотворчества.

Наряду с признательностью нашим иностранным партнерам, мы должны отметить, что не все они добросовестно выполняют свои контрактные обязательства, не всегда с пониманием относятся к проблемам регионов, где осуществляют свои проекты. По работе в Атырау знаю, что можно было бы более эффективно и широко использовать местные трудовые ресурсы, больше внимания уделять социальной сфере не только на своих предприятиях, но и в целом по области.

На недавнем расширенном заседании Правительства Президент страны справедливо отмечал, что слабо изживается практика размещения на сторону заказов по материально-техническому и продовольственному обеспечению отрасли.

Недостаточно эффективно задействованы программы импортозамещения, в частности, обеспечение инвестиций в нефтяное машиностроение, развитие сервисного обслуживания, нефтепереработку и нефтехимию, социальную инфраструктуру и т.д. Все это для нас важнейший социально-политический ресурс, который мы обязаны задействовать.

Кроме того, у нас в стране, в связи с экономическим ростом, появляются и собственные инвестиционные возможности, отечественные инвесторы, готовые направлять свои капиталы в перспективные проекты.

Все это в сумме предполагает постоянную работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, касающейся всех сфер, нефтегазовой в том числе. Правительство занимается, и будет заниматься этим целенаправленно. Конечно, не ущемляя интересов иностранных инвесторов, но приводя их в соответствие с нашими национальными интересами.

Ред.: Нефтегазовое сообщество наших стран с одобрением отнеслось к последним, включая Каспий, межгосударственным соглашениям Казахстана и России в области нефти и газа, несмотря на то что они все еще носят, в большей мере, тактический характер. Считаете ли вы, что уже сейчас можно говорить о стратегическом энергетическом альянсе Казахстана и России по отношению к внешним рынкам?

И.Т.: В определенном смысле, безусловно, можно. Хотя шли к этому мы далеко не простыми дорогами. Но, наверное, это было неизбежно, поскольку сначала нужно было разобраться со своей собственностью, имеющимися мощностями и ресурсами, определиться по взаимным долгам, выработать схожие позиции по тем или иным проблемам отношений не только между собой, но и со всем миром.

Этот этап мы прошли, хотя и не без потерь. Положа руку на сердце, можно сказать, что наши двусторонние деловые отношения, особенно в части экономического и торгового партнерства, могли бы быть более широкими и разнообразными.

Например, в структуре прямых иностранных инвестиций в нашу страну Россия, наш ближайший сосед и традиционный партнер, занимает далеко не первые позиции - всего 5,7%, тогда как США - 24,5%, Великобритания - 19,1%, Италия - 14,3%, Канада - 13,7%, Нидерланды - 8,7%. Конечно, не лучшим образом выглядим и мы по отношению к России.

Сейчас мы делаем все возможное, чтобы наверстать упущенное. В этом смысле большое значение мы придаем контактам на высшем уровне, их качеству и результативности.

Пример нам подают и наши президенты - Н.А.Назарбаев и В.В.Путин, которые от романтизма "безгалстучной дипломатии" или, наоборот, бесперспективного предъявления каких-либо претензий сразу же перешли к рыночному прагматизму, сохраняя при этом личные дружеские связи. Между нашими странами выстраиваются отношения, основанные на паритетности, взаимоуважении и конкретных экономических договоренностях. Сейчас встречи президентов завершаются, как правило, политическими решениями, сопровождающимися конкретными поручениями. А уж наше дело - их четко выполнять.

Мы уже несколько раз встречались с М.М.Касьяновым. Впереди у нас также запланирован ряд встреч, как на двусторонней основе, так и в рамках различных интеграционных объединений, в которые входят наши страны. В качестве основного позитивного фактора я бы отметил, что мы переходим к системной работе, которая дает возможность не только решать конкретные экономические задачи, но и выстраивать систему долгосрочных партнерских взаимоотношений, предусматривающую и выработку общих позиций по тем или иным внешнеэкономическим вопросам.

Один из примеров - работа по упомянутому вами Соглашению между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.

Ред.: По понятным причинам Казахстан испытывает определенные трудности в транспортировке своего сырья на мировые рынки. С другой стороны, очевидна тенденция ежегодного повышения уровня добычи нефти в стране, о чем вы сами упомянули в сегодняшней беседе. Не напрашивается ли в этой связи вывод о самом активном участии Казахстана в проекте нефтепровода Баку-Джейхан?

И.Т.: Большая нефть Казахстана, которая становится уже реальностью, находится практически в центре огромного евразийского субконтинента и, к сожалению, не обеспечена пока достаточными транспортными магистралями. Поэтому в стадии разработки и, частично, осуществления находятся несколько важных для нас проектов, как трубопроводных, так и перевозок нефти различными видами транспорта. Мы придаем огромное значение Каспийскому Трубопроводному Консорциуму, который уже начал действовать. Но его мощностей для реализации нашей нефти недостаточно. Поэтому мы и выступаем за многовариантность транспортировки нашей нефти на мировые рынки, исходя из нашего геополитического положения и интересов социально-экономического развития.

Проект строительства нефтепровода Баку-Джейхан мы рассматриваем как один из альтернативных вариантов, который не наносит урона нашим партнерским отношениям со всеми другими странами.

Ред.: В России с большим интересом следят за созданием и функционированием в Республике Казахстан Национального фонда. Понятно, что решение о его создании было продуманным, но можно ли уже сейчас говорить о его эффективности?

И.Т.: Да, фонд уже начал работу и вполне справляется с возложенными на него функциями. Его активы по состоянию на первую половину нынешнего года составили более чем $1,5 млрд США. Это средства, накапливаемые за счет отчислений в основном от организаций сырьевого сектора.

Фонд занимается и инвестиционной деятельностью, имеет стабилизационный и сберегательный портфели. По сути, мы сейчас только нарабатываем опыт управления средствами фонда.

Но он уже оказывает существенную помощь в обеспечении стабильности бюджета, в реализации ряда программ, направленных на развитие сырьевых отраслей, решении перспективных задач, например в подготовке высококвалифицированных кадров экономистов, менеджеров, управленцев и т.д. Вполне отвечает его сути укрепившееся в обиходе название - Фонд будущих поколений.

Ред.: Казахстан достаточно долго "искал" свою структуру управления отраслью. Кроме того, в России отмечают приход в нее весьма образованных, молодых и амбициозных менеджеров. Считаете ли вы сегодняшний уровень отраслевого управления соответствующим современным задачам и требованиям?

И.Т.: Структура управления нефтегазовой отраслью не рассматривается нами в отрыве от системы управления экономикой и государственного администрирования в целом. И сейчас мы только подходим к такой оптимальной модели, когда усиление роли государства связано, прежде всего, с обеспечением максимальной упорядоченности и предсказуемости хозяйственной жизни, освобождением от несвойственных ему функций в условиях рынка.

В этой связи постоянно проводится работа и по повышению эффективности Правительства, как этого требует Президент страны. Сейчас мы поставили перед собой задачу - в короткие сроки провести рационализацию и упрощение структуры Правительства и его аппарата, обеспечить четкое разграничение сфер компетенции ведомств и гибкой координации их деятельности, внедрение максимальной открытости и гласности. Как один из важных компонентов мы рассматриваем организацию жесткой и бескомпромиссной борьбы с коррупцией, не исключая и высшие эшелоны власти.

Естественно, во все эти преобразования включена и вся нефтегазовая отрасль, которая, повторюсь, является для нас стратегической. Вы правильно заметили, что в последнее время в нее приходит все больше грамотных, профессиональных менеджеров. У нас, как и в России, происходит неизбежная трансформация управления, которая вызывает к жизни новую генерацию управленцев - современных менеджеров.

Мы готовим их как внутри страны, так и по президентской программе "Болашак" в ведущих зарубежных учебных заведениях. Питомцы этой программы уже начинают возвращаться, включаются в экономику и производство, принося новые идеи и мысли.

Я не напрасно употребил понятие "новая генерация". Мы прошли несколько этапов становления менеджмента. Сначала это были "красные директора" и "новые казахи и русские", многие из которых быстро оказались бессильными перед требованиями рынка, поскольку не владели его инструментарием. Потом "устоявшийся" бизнес делегировал во власть и в управление своих наиболее "крутых" и амбициозных представителей. Но многие из них также не выдержали этого испытания, поскольку не преодолели в своем мышлении инстинкта собственника и нередко свои должности и полномочия использовали в интересах своего временно оставленного бизнеса. Отдельные из них встали на путь прямой коррупции, за что и поплатились.

И только сейчас появляется класс управленцев, у которых нет разлада между мыслями и делом, которые умеют соотносить личное и общественное, действовать, соотносясь с нуждами государства и заглядывая хотя бы немного вперед. Кстати, они появляются не только в нефтегазовом секторе. Это, конечно, не означает, что в этом вопросе у нас нет проблем. Но, по крайней мере, мы начали уделять ему серьезное внимание, вырвав его из русла стихийного развития.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Начальник ГАИ 30.11.2002
Пора договариваться... 29.11.2002
Владимир Литвиненко: "Я и так в политике, в минерально-сырьевой" 28.11.2002
Демократизация общества 26.11.2002
Управляющий 23.11.2002
Нургуль Калиева: "Точки над "i" всегда ставлю сама" 22.11.2002
Ерсаин Еркожа о Батырхане Даримбете: "Он просто предатель!" 22.11.2002
В защиту интересов компании 18.11.2002
Нартай Дутбаев: "Чекист" и "нравственность" должны стать совместимыми понятиями" 13.11.2002
Я хотел бы быть туркменом 12.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz