NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:11 ast
09:11 msk

Пора договариваться...
Бауржан Мухамеджанов: "Государство внимательно отслеживает то, что происходит в обществе. Власть живет не в вакууме"
29.11.2002 / интервью

Виктор Верк, "Время", 28 ноября

В середине ноября Нурсултан Назарбаев подписал распоряжение №357. В самом этом факте нет, казалось бы, ничего необычного - мало ли документов подписывает ежедневно глава государства? И все же это распоряжение стоит особняком. Одним росчерком пера президента запущен механизм, полное название которого звучит так: постоянно действующее Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Впечатляет? Однако, согласитесь, за последние годы страна пережила немало громких новаций, которые в итоге обернулись ничем. Что получит общество на сей раз? Как будет работать ПДС? И будет ли работать вообще? С этими вопросами редакция газеты "Время" обратилась непосредственно к человеку, которому поручено создание новой структуры, - вице-премьеру правительства Бауржану Мухамеджанову.

Из досье:

Бауржан Мухамеджанов, 42 года, уроженец Жамбылской области. Выпускник КазГУ (1983 г.), юрист.

До 1990 года - на преподавательской работе. Затем работал в Верховном Совете РК (1990 - 1994 гг.), в администрации президента (1994 - 1997 гг., 2000 - 2001 гг., министром юстиции (1997 - 2000 гг.). Был секретарем Высшего судебного совета, возглавлял Республиканский оперативный штаб по борьбе с оргпреступностью и коррупцией. В настоящее время - заместитель премьер-министра, курирует в правительстве силовые структуры.

- Бауржан Алимович, после того как президент впервые озвучил идею совещания на съезде партии "Отан", наблюдатели принялись ломать головы: что это - очередной реверанс в сторону западных ревнителей демократии или все-таки начало реального диалога власти с оппозицией?

- Что значит "реверанс"? Казахстан - суверенное государство, и вправе самостоятельно решать, как строить свою жизнь, как ее улучшать. За прошедшие 10 с лишним лет независимости нам приходилось решать многие серьезные вопросы - вытаскивать экономику из кризиса, создавать вооруженные силы, да и вообще полностью отстраивать систему государственного управления. Сейчас нас признали страной с рыночной экономикой, но при этом многие зарубежные эксперты отмечают, что Казахстан сделал очень серьезные шаги на пути демократизации. Хотя, конечно, мы понимаем, что нам есть над чем работать...

- Например?

- Наши оппоненты часто говорят, что, мол, государство развивается само по себе, а общество - само по себе. Иначе говоря, государство якобы не интересуется тем, что творится в обществе, не слышит его...

- А вы можете доказать, что это не так?

- Да, могу! Государство внимательно отслеживает то, что происходит в обществе. Власть живет не в вакууме. Мы анализируем те предложения, которые поступают от партии, профсоюзов, других неправительственных организаций. Например, то, что касается демократизации избирательного законодательства. Кто будет спорить с тем, что все выборные процедуры должны быть максимально ясными и прозрачными? Чтобы никто не ставил под сомнение итоги тех или иных выборов. Это один аспект. Второй. Взаимоотношения власти и прессы. Разве здесь нет проблем? Конечно же, есть. Третье. Разграничение полномочий государственных органов различного уровня. Сейчас, как вы знаете, создана правительственная комиссия, в рамках которой были встречи с представителями различных политических сил - в частности, с лидерами партии "Ак жол", которые выступили со своими предложениями по этому вопросу. Есть, наконец, проблемы с развитием местного самоуправления. Вот мы и хотим с помощью этого Совещания представить всю палитру политических интересов по этим проблемам, чтобы сообща выработать конкретные предложения.

- Но, согласитесь, все перечисленное вами возникло не вчера. Те же изъяны выборного законодательства или отсутствие местного самоуправления обсуждаются уже не первый год. В то же время совсем недавно, в нынешнем году, произошло немало событий, вызвавших серьезный общественный резонанс, - судебные процессы над Аблязовым и Жакияновым, поджоги редакций, избиения журналистов, арест Сергея Дуванова по обвинению в изнасиловании... Не получится ли так, что ПДС превратится в некие посиделки "пикейных жилетов", оторванных от действительно актуальных проблем?

- Смотря что понимать под актуальностью. Кто-то считает актуальным то, что вы перечислили? Это его право. Для меня же, как юриста, как государственника, главное - совершенствование законодательной базы. Развивая демократию и институты гражданского общества, необходимо совершенствовать и законодательство. К примеру, есть основания полагать, что в какой-то мере перечисленные вами события обусловлены недостатками законодательства о СМИ.

Никто не говорит, что на Совещании будут обойдены конкретные факты. Я разослал более 60 приглашений представителям различных политических сил, многие из которых, поверьте, не упустят возможности поднять эти темы.

- Кстати, Петр Своик заявил, что он получил приглашение принять участие в работе ПДС как сопредседатель демократической партии "Азамат", которая по новому Закону о политических партиях после 19 января 2003 года скорее всего прекратит свое существование. Получит ли господин Своик новое приглашение - уже как член Политсовета ДВК?

- Да, получит. Так вот, я продолжу... Главное - определить, что нужно сделать, чтобы такое не повторилось. Вот поэтому мы и приглашаем высказаться всех. Но не просто бросить друг другу обвинения, выпустить пар, а предложить конкретный выход...

- Допустим, такой выход даже удастся найти. А дальше-то что? Ведь ПДС - всего лишь "консультативно-совещательный орган". Иначе говоря, никаких конкретных рычагов воздействия на те же правоохранительные органы у вас нет, не так ли?

- А вы что же, предлагаете создать некий всесильный политический орган на манер сталинского Особого совещания? А как это согласуется с нашими законами, с Конституцией? Нет уж, давайте выработаем рекомендации - в виде проектов законов, указов, постановлений. Уверяю вас, все эти предложения будут доведены до соответствующих государственных органов. Ведь мы все заинтересованы в цивилизованном развитии страны. Оппозиционные партии и движения в том числе...

- Согласен. Без них народ не полный. Например, без "Демократического выбора Казахстана"...

- Думаю, что ДВК - это еще не вся оппозиция, не все общество.

- Только не говорите, что считаете серьезной оппозиционной силой "Отан" или Гражданскую партию...

- Повторяю, я не считаю ДВК той силой, без которой ПДС не состоится. Но к участию в работе Совещания мы пригласили и ДВК. Вообще мы заинтересованы в том, чтобы в рамках работы Совещания выслушать любые мнения, какими бы полярными они ни были, изучить любые предложения и воспринять их, если они окажутся конструктивными и полезными для страны, поскольку за каждой партией или движением стоят люди. Все они граждане Казахстана и имеют право высказаться и быть услышанными. В этом, я считаю, одно из основных предназначений Совещания. Что касается "Отана", Гражданской или Аграрной партии, при всей их конструктивности, я не думаю, что они будут во всем соглашаться с властью. Во всяком случае мы будем готовы к равноправному, продуктивному общению со всеми - хоть с "Отаном", хоть с Гражданской, хоть с РНПК...

- Пусть даже так. Однако с ними вам договориться легче, чем с так называемой "непримиримой" оппозицией. Те будут стоять на своем до конца. А для вас, представителей государства, многие их постулаты неприемлемы. Например, тезис о полномасштабной выборности акимов. Не боитесь, что при таком раскладе ПДС захлебнется, едва начавшись?

- Почему вы считаете, что власть будет "железобетонно" стоять на своем? Ведь это именно власть проявила добрую волю, инициировав Совещание. Мы заинтересованы в этом диалоге, подчеркиваю - мы готовы слушать, готовы воспринимать. Никто из представителей власти, начиная с главы государства, никогда не говорил, что та же выборность акимов принципиально неприемлема. Дело в другом: это невозможно сделать одномоментно. Я разговаривал с Алиханом Байменовым и Оразом Жандосовым, которые, находясь сначала в ДВК, а затем в "Ак жоле", тоже ратовали за поголовную выборность акимов. Мы приглашали их на заседание комиссии по разграничению полномочий и, по-моему, убедили: нельзя сразу начать выбирать акимов. Сначала нужно определиться, чем эти избранные акимы будут заниматься. Какие у них будут финансовые рычаги? Как будут распределяться налоговые потоки между ними и центром? Вопросов множество. Не получив на них ответы, о каких выборах можно говорить? То же местное самоуправление. Его можно объявить хоть завтра. Но, не определив границ его ответственности, источников финансирования, взаимоотношений с теми же акимами, мы просто загубим это начинание на корню. Вот тогда, пользуясь вашими словами, местное самоуправление захлебнется, не начавшись...

- Кстати, почему приостановлена регистрация партии "Ак жол"?

- Это связано с тем, что органы юстиции проверяют списки членов партии "Ак жол", которые были приложены к документам, представленным на регистрацию. Это довольно большой объем документов - несколько тысяч страниц. Естественно, что для этого необходимо определенное время...

- В 2000 году не удалась попытка начать Национальный диалог...

- Та попытка не удалась, так почему бы не сделать еще одну? Тем более что мы вступаем в полосу выборов. В 2003 году будем выбирать маслихаты, в 2004-м - мажилис, еще через год - сенат.

Вот почему, кстати, мы хотим в числе первых обсудить на ПДС проблему совершенствования законодательства о выборах. Начав подготовку к этому уже сегодня, мы провели несколько заседаний рабочей группы. Нужно заранее отшлифовать этот важный закон, чтобы не пороть горячку. За несколько месяцев до выборов.

- Это будет принципиально новый закон или вы хотите произвести "косметический ремонт" действующего?

- Скажу только: уже сейчас готовы поправки в 81 статью действующего закона. Посмотрим...

- А как вы относитесь к возможности пересмотра Конституции?

- Убежден, что на сегодня Конституция не выработала свой ресурс, хотя как юрист допускаю, что некоторые ее положения можно совершенствовать...

- Бауржан Алимович, по Астане ходят слухи о некоей рабочей группе под председательством Игоря Рогова, которая готовит новый вариант Конституции. Согласно ему Казахстан может стать уже не чисто президентской, а полупарламентской республикой. И якобы ПДС создается специально, чтобы озвучить этот проект...

- Это только слухи. Если бы что-то подобное существовало, я был бы в курсе. Поймите, благодаря действующей Конституции мы сохранили стабильность в стране. В сопредельных государствах, как вы знаете, были вспышки противостояния законодательной и исполнительной власти, которые заканчивались стрельбой, кровью. У нас между этими ветвями власти тоже были противоречия, но они ни к чему подобному, слава Богу, не привели. Впрочем, если кем-то будет подниматься вопрос совершенствования конституционного законодательства, мы не собираемся уходить и от него.

- А что вы вообще думаете о сегодняшней роли парламента? Многие (в том числе среди депутатов) этой ролью недовольны. Они хотят получить больше рычагов, полномочий. Тем более что во главе мажилиса сегодня Жармахан Туякбай, которого считают яркой и самостоятельной политической фигурой. Вы, конечно, в курсе, что его пытаются "переманить" в исполнительную власть?

- Давно находясь на государственной службе, я выработал для себя правило: никогда не обсуждать слухи. Что касается парламента, то я не думаю, что мнение двух-трех депутатов - это мнение всего парламента. Через парламент проходит согласование кандидатур на ключевые должности в государстве, парламент непосредственно участвует в формировании бюджета, контролирует его исполнение, решает множество других важнейших вопросов. Парламент может "вызвать на ковер" любое должностное лицо - министра, вице-премьера, премьер-министра. Самое главное - парламент издает законы, регулирующие все стороны жизни страны. Что же еще нужно? Конечно, есть страны с парламентской формой правления. Но Казахстан выбрал другую модель...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Начальник ГАИ 30.11.2002
Пора договариваться... 29.11.2002
Владимир Литвиненко: "Я и так в политике, в минерально-сырьевой" 28.11.2002
Демократизация общества 26.11.2002
Управляющий 23.11.2002
Нургуль Калиева: "Точки над "i" всегда ставлю сама" 22.11.2002
Ерсаин Еркожа о Батырхане Даримбете: "Он просто предатель!" 22.11.2002
В защиту интересов компании 18.11.2002
Нартай Дутбаев: "Чекист" и "нравственность" должны стать совместимыми понятиями" 13.11.2002
Я хотел бы быть туркменом 12.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz