NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 15:57 ast
13:57 msk

Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали: "Нельзя политизировать религию"
"Я хотел бы сразу отделить ислам, в традиционном его понимании, от терроризма, поскольку испокон веку ислам представляет собой религию милосердия и прощения, призывает к справедливости и миру, выступает за свободу и честь человека"
10.01.2003 / интервью

Александр НОВИКОВ, "Новости недели", 8 января

- Казахстан отметил 10-летие своей независимости. Срок небольшой, но и немалый. Какими стали эти годы для казахстанцев? Насколько трудным был отход от атеизма и коммунистической идеологии?

- Вполне естественно, что каждая страна должна обладать подлинным суверенитетом. И 10-летие независимости республики стало знаменательным событием, благодаря которому у всех появилась возможность выбора собственного пути развития. За эти годы мы не затерялись среди других стран мира. Более того, благодаря президенту Нурсултану Назарбаеву, созидательному труду соотечественников Казахстан как суверенное и независимое государство получает все большее международное признание и уважение в мировом сообществе.

У многих спала пелена с глаз: атеизм и коммунистическая идеология полностью себя дискредитировали. В начале пути многим казалось, что нашей стране не нужна никакая идеология, никакие жизненные ценности. Мы все находились в состоянии эйфории от обретенной независимости.

Как мы помним, переходный период был трудным не только в экономическом, но и в духовном плане. Но постепенно наше общество стало выбираться из этих трудностей. Одну из важных ролей в этом процессе сыграла религия - ислам. С каждым годом число казахстанцев, исповедующих ислам, увеличивается, возводится все больше мечетей. Недавно, по случаю окончания Уразы, в Центральную мечеть Алматы пришли десятки тысяч верующих. Это означает, что все больше наших сограждан встают на праведный путь.

- Современный мир все больше напоминает пороховую бочку: обостряются старые конфликты, появляются все новые "горячие точки". XXI век называют веком конфликта цивилизаций. Какое место в этих условиях отводится религии?

- В условиях глобализации религиозный фактор играет не меньшую роль, чем, скажем, экономический. Развитые страны стараются распространить свое влияние и мировоззренческие ценности на других. Для чего это делается? Понятно, что инвестируемые капиталы должны приносить не только финансовые дивиденды, но и служить инструментом идеологической, в том числе религиозной, обработки населения разных стран в нужном направлении. В этом легко убедиться, стоит только включить телевизор или подойти к газетно-журнальным киоскам - и вы сразу же наткнетесь на какую-нибудь проповедь зарубежных миссионеров, легко отыщете иностранные журналы и газеты религиозного содержания.

Сложные, противоречивые процессы в различных сферах жизни, происходящие в современном мире, американский ученый Хантингтон назвал конфликтом цивилизаций, другие ученые определяют это как раскол цивилизации. Все это не может привести ни к чему хорошему.

В этой связи всех нас, в том числе и меня, больше всего беспокоят вопросы безопасности людей, т.е. экзистенциальной безопасности, а значит, насилия, ущемления прав женщин, наркомании, экологии и многие другие, которые не дают людям спокойно жить и работать, растить детей. Не может не беспокоить меня и возможная война в Ираке.

В свое время У. Черчилль сказал, что у Великобритании нет постоянных партнеров, а есть постоянные интересы. То, что на поверхности кажется конфликтом цивилизаций, на самом деле - новый передел мира, сфер, зон экономического, политического, культурного, идеологического и религиозного влияния.

В перестроечный период М. Горбачев носился с идеей приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к традиционным ценностям разных стран, так как мир стал взаимозависимым, взаимосвязанным, но эта идея была утопической. Пока ни одна страна не поступилась своими интересами во имя общечеловеческих, а самые влиятельные придерживаются практики двойных стандартов. Другое дело, что мировым сообществом все больше осознается: глобальные проблемы необходимо решать сообща. Такой самой актуальной проблемой ныне стала борьба с мировым терроризмом. Казахстан вносит свой посильный вклад в эту борьбу. И в этом вопросе исламское духовенство республики полностью поддерживает курс главы нашего государства.

- Между тем международные террористы довольно часто прикрываются исламом и считают себя чуть ли не проводниками идей Аллаха...

- Я хотел бы сразу отделить ислам, в традиционном его понимании, от терроризма, поскольку испокон веку ислам представляет собой религию милосердия и прощения, призывает к справедливости и миру, выступает за свободу и честь человека. Это основополагающие принципы ислама. Всевышний, Аллах, послал своего пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует!) как милость к обитателям мира. О своей миссии пророк сказал: "Я был послан, чтобы совершить благородные, нравственные деяния".

Ислам предписывает делать добро и запрещает предосудительные деяния и беззаконие. Само слово "ислам" восходит к тому же корню, что и слово "ас-салам", которое в арабском языке означает мир. В конце всех пяти ежедневных молитв мусульманин обращается попеременно к двум сторонам света с пожеланиями мира. Из этого следует, что в исламе не было и не должно быть места экстремизму, насилию, террору, покушению на жизнь другого человека, посягательству на его имущество. Шариат твердо выступает за защиту основных прав человека, принципиально не приемлет агрессию в любой форме. "Если кто-либо убьет человека... то это приравнивается к убийству всех людей..." (сура "Трапеза", аят 32).

Поэтому причины, истоки терроризма следует искать в другом. Все более растет пропасть между странами "золотого миллиарда" и другими. 80 проц. населения земного шара относится к бедным или находятся за чертой бедности. Терроризм является крайней, экстремистской формой протеста, попыткой путем насилия перераспределить богатства, принадлежащие 20 проц. населения планеты. Можно было бы перечислить и другие истоки терроризма, но все они вне религии.

- Но в современном мире мусульман нередко представляют как некий дестабилизирующий фактор. В странах Азии и Африки существуют исламские партии и объединения. Каково ваше отношение к таким представлениям и вообще к политизации ислама?

- Нельзя относить людей к дестабилизирующим элементам только по религиозной принадлежности.

Да, у политики и религии различные сферы деятельности, но это не означает, что эти два мира ни в коем случае не соприкасаются. Тем не менее их взаимосвязь должна иметь свои пределы. В полиэтническом, поликонфессиональном обществе, как показывает мировой исторический опыт, не должно быть политических партий, общественных движений, созданных по этническим, религиозным признакам. В современном обществе люди в первую очередь - граждане своей страны, а потом уже представители различных этносов, религиозных верований.

Действительно, в ряде стран существуют религиозные партии и объединения, но эти страны, являются моноэтническими и, соответственно, монорелигиозными. Ведь не зря при определении ролевых функций и статусов в западной социологии одной из важнейших в шкале измерения является религиозная идентичность людей. Поэтому вполне объяснимо, что, когда люди создают партии, объединения для защиты своих интересов, то они оказываются религиозными. Более того, поскольку религия регламентирует почти все стороны общественной жизни, постольку и религиозные нормы при желании можно трансформировать в политические доктрины, программы.

Что касается Казахстана, то в процессе формирования гражданского общества будет происходить рост самосознания и национально-культурного самоопределения различных социальных групп и отдельных людей, но это не должно вести к политизации религий, и в частности ислама.

- В Казахстане представлены различные конфессии. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в мире, каким вам видится их сосуществование в будущем?

- Действительно, различных конфессий в республике более чем достаточно. И задача государственной политики в том, чтобы это сосуществование было взаимоуважительным. Во всяком случае, Духовное управление мусульман Казахстана проводит именно такую политику в отношении других конфессий.

За годы тяжелых испытаний наша страна стала родным домом для многих народов, люди привыкли жить в мире, согласии. Казахстанцы не делили друг друга по национальным, языковым и религиозным признакам, и Казахстан мог бы стать примером религиозного плюрализма и взаимоуважения. Думаю, и сейчас, и в будущем многие страны могут перенять опыт не только межнационального, но и межрелигиозного согласия, которое установилось в нашем обществе. В этом плане Ассамблея народов Казахстана, созданная по инициативе президента, Духовное управление мусульман, Русская православная церковь, многие общественные и политические движения проводят курс на сохранение и укрепление общественно-политической стабильности, решение возникающих проблем цивилизованными методами в рамках действующего законодательства.

- В России продолжаются споры - вводить или нет в школьную программу Закон Божий. Как вы думаете, какое место должна занимать религия в воспитании и образовании молодежи?

- Я считаю, что большое внимание должно уделяться не только профессиональной подготовке молодежи, но и воспитанию у нее гражданственности, которая невозможна без знания основ своей культуры. Ее составной частью и являются традиционные религии. Поэтому в учебных заведениях различных уровней необходимо также и религиозное просвещение. Основы мировых религий, которые ориентированы на подлинные человеческие ценности, органично вписываются в курс по самопознанию человека.

- Что вы можете сказать о духовном и образовательном уровне имамов? Везде ли, особенно в отдаленных регионах, служители ислама готовы к выполнению своей высокой миссии?

- Это очень важный вопрос. Как известно, в советское время в республике не было высших теологических учебных заведений, а имевшиеся медресе не отвечали необходимым требованиям. После обретения независимости появилась острая потребность в высокообразованных имамах. Следует отметить, что их не хватает и сейчас. По мере возможности мы стараемся укомплектовывать мечети не только высококвалифицированными, но и высоконравственными религиозными наставниками.

В 2001 году был открыт Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, где впервые в республике началась подготовка имамов-хатыбов, которые через несколько лет будут направлены для работы в мечети. Мы регулярно проводим аттестации, открыли институт по повышению квалификации имамов, упорядочили тематику проповедей, провели конкурс на лучшее чтение Священного Корана. Это дало свои результаты. На конкурсе выразительного чтения Священного Корана, который проходил недавно в Дели, один из наших чтецов занял четвертое место.

Мы можем сказать, что через несколько лет многие мечети и в отдаленных районах будут обеспечены образованными и достойными служителями ислама.

- Говорят, что человек сам находит свой путь к вере. Каким был ваш духовный путь?

- К вере приобщили меня родители: все это происходило через знакомство с волшебным миром арабских сказок, которые в детстве мне рассказывала мама. Это определило мой жизненный путь. Написал сотни работ по арабо-тюркоязычной культуре, литературе и языку. Многие годы руководил Ассоциацией дружбы с арабскими странами, побывал почти во всех странах Ближнего и Среднего Востока с докладами и лекциями. Одной из особенностей арабо-тюркоязычной литературы является то, что почти все тексты по традиции начинаются с обращения к Всевышнему, Аллаху, что позволило мне глубоко изучить исламскую теологию. Два с половиной года назад мусульмане республики оказали мне высокую честь, избрав своим духовным лидером, и я прилагаю все силы, чтобы оправдать это доверие.

Досье "НН"
Абсаттар хаджи Дербисали, 1947 года рождения, академик Академии наук Высшей школы Казахстана, доктор филологических наук, профессор, ученый-востоковед, дипломат, один из основоположников казахстанской школы арабистики. В 1977 году в КазГУ им. Аль-Фараби впервые в Казахстане ввел обучение арабскому языку и литературе как специальности, организовал и заведовал кафедрой восточных языков, в 1989 году создал факультет востоковедения и был его первым деканом, с 1991 по 1997 год - проректор по языкам и международным связям.

В 1997 году по приглашению МИД РК перешел на дипломатическую службу и по 2000 год успешно работал советником посольства Республики Казахстан в Королевстве Саудовская Аравия. Имеет дипломатический ранг "советник первого класса".

В июне 2000 года, на третьем съезде мусульман Казахстана, избран верховным муфтием - председателем Духовного управления мусульман Казахстана, а в июле на IV международной конференции Евразийской исламской Шуры, которая прошла в Сараево, был избран первым заместителем председателя этой международной организации.

В июне 2002 г. Абсаттар хаджи за основание школы арабистики в Казахстане, фундаментальные труды в области арабской филологии и исламских наук был награжден египетским орденом "Наука и искусство" I степени.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Александр Павлов: "Я никогда не был закрытым человеком" 30.01.2003
Виктор Черномырдин 30.01.2003
Валентин Власов: "Чеченский язык у нас преподают с 1993 года" 25.01.2003
Жармахан Туякбай: Плодотворно сотрудничать можно в любой сфере 25.01.2003
Зейнулла Какимжанов: "Я умею зарабатывать!" 23.01.2003
Кончаловский глазами бывшей жены 23.01.2003
Карина АБДУЛЛИНА: "Все мужики сегодня - алкоголики" 18.01.2003
Поступать надо так 17.01.2003
Заманбек Нуркадилов: я - спасатель. И хочу им остаться... 16.01.2003
Акценты безопасности 11.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz