NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:08 ast
16:08 msk

Земельную реформу нужно готовить
Нурлан Балгимбаев: "Я не делаю никакого "открытия Америки", все достаточно просто и ясно было изложено в Послании президента в прошлом году, которое послужило отправной точкой трехлетия возрождения аула"
07.03.2003 / интервью

Нурлана Балгимбаева обычно связывают прежде всего с нефтегазовой отраслью. Несмотря на то что прошло уже более года, как он ушел с поста президента Национальной нефтегазовой компании, неофициальный статус "первого нефтяника" прочно закрепился за ним. В то же время в последних своих публичных выступлениях он высказал ряд предложений по вопросам дальнейшего реформирования и развития экономики в целом, формированию государственного бюджета. Нельзя назвать это неожиданным проявлением новых достоинств г-на Балгимбаева, ведь период его премьерства прошел в непростых для экономики страны условиях, вызванных большей частью влиянием внешних факторов. Тогда возглавляемое им правительство нашло в себе решимость на проведение ряда кардинальных мер, порой абсолютно непопулярных, но позволивших не только выйти из кризиса, но и заложить основы для успешного роста экономики, наблюдающегося в последние годы.

В скором времени начнется работа по подготовке бюджета на предстоящий год, и мы решили поинтересоваться точкой зрения г-на Балгимбаева в преддверии этого процесса.

- Нурлан Утебович, каковы, на ваш взгляд, должны быть основные критерии бюджетного процесса на следующий год?

- В прежних выступлениях в СМИ вкратце я уже изложил те основные направления, на которых, на мой взгляд, правительству следует сконцентрировать внимание, - это и межбюджетная реформа, и режим налогообложения, и приоритеты в индустриальной политике, и организация управления нефтегазовыми ресурсами, и др. Но важнейшим является преломление сложившейся в последние годы тенденции сокращения расходов на социальную сферу по отношению к ВВП. В этом направлении на переднем плане стоят проблемы села. Я не делаю никакого "открытия Америки", все достаточно просто и ясно было изложено в Послании президента в прошлом году, которое послужило отправной точкой трехлетия возрождения аула. В своем Послании президент охватил все важные факторы по отношению к аулу - экономические, демографические, миграционные и социальные и выдвинул конкретные предложения по финансово-экономической политике государства; внутренней миграции; разработке трехлетней программы развития агропромышленного комплекса; поддержке социальной сферы на селе; бюджетной децентрализации; легализации собственности.

Глава государства не только обозначил эти предложения, но и изложил пути их реализации, направления, на которых правительство должно сделать акцент при разработке бюджета на текущий год и в целом провести подготовительную работу по реформе села.

Текущий год является первым из трех, поэтому и самым ответственным. Послание президента вселило в сельчан мощный моральный подъем духа, который надо подкрепить реальными действиями.

Я сторонник системного подхода в выполнении поставленных задач, тем более - подъема целой отрасли экономики и решения социальных проблем почти половины населения страны. Система государственного регулирования агропромышленного комплекса многопланова, ее мероприятия должны проводиться в различных направлениях, многие из которых на первый взгляд изолированы друг от друга. Однако при более пристальном изучении оказывается, что за множеством различных механизмов и инструментов государственного регулирования стоят решения вполне ограниченного круга важнейших задач жизнедеятельности общества.

Сегодня единственный программный документ - агропродовольственная программа на 2003 - 2005 годы, целью которой является обеспечение продовольственной безопасности, формирование эффективной системы агропромышленного комплекса и производство конкурентоспособной продукции.

Но в ней я не нашел, какой в целом объем капиталовложений необходим для сельскохозяйственных предприятий, какая на сегодня сложилась структура себестоимости. Как производственник, я не понимаю: как можно говорить о повышении конкурентоспособности продукции без четкого видения путей снижения ее себестоимости?! При всем этом даже поверхностный взгляд позволяет сделать вывод о высокой затратности в силу примитивности используемых технологий, проще говоря, ручного труда.

Существенными в структуре себестоимости сельхозпродукции являются затраты на горючесмазочные материалы. Надо быть готовым, что рано или поздно, хотим мы этого или нет, произойдет уравнивание мировых и внутренних цен на энергоносители.

Другой момент - ясно, что программа возрождения аула является ключевой составляющей борьбы с бедностью и основной целью ее должно быть повышение доходов сельского населения. На сегодня наиболее низкий доход на душу населения приходится именно на сельскохозяйственные регионы. Самый низкий по республике в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях - менее 5000 тенге. Чуть больше в зерносеющих областях - Северо-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской - порядка 7000 тенге. В среднем по республике этот показатель составляет 9600 тенге, еще больший разрыв в сравнении с нефтедобывающими регионами: в Мангистауской и Атырауской областях - более 20000 тенге на душу населения.

- Для населения страны, в особенности для сельских жителей, сегодня основным и самым обсуждаемым вопросом является введение частной собственности на землю. Каково ваше отношение?

- В своем Послании глава государства в качестве одного из ключевых моментов отметил необходимость довести до логического конца реформу земельных отношений, введение частной собственности на землю, как важного шага в продвижении к цивилизованному рынку. Однако неопределенность в основных критериях реформирования села, контурах его реализации может сказаться пробуксовкой в продвижении земельной реформы.

Сейчас в обществе активно идут дебаты по вопросу введения частной собственности на землю. Политики, чиновники, представители крупного бизнеса должны проявлять честность и открытость в этом вопросе. Не следует обнадеживать людей, что приватизация земли пройдет тихо и безболезненно. Любая приватизация не может быть социально справедливой - выигрывают те, у кого есть деньги. Вспомним те же ПИКи и почти бесплатно розданные сельхозникам паи, которые использовались как механизм привлечения всего населения к приватизации государственных предприятий, но не стали таковыми. То же самое и с ваучерной приватизацией в России.

Аргументом в пользу того, что интересы простых сельчан будут законодательно защищены, приводится сохранение права долгосрочной аренды земель сельскохозяйственного назначения на 49 лет с правом продления еще на такой же срок. Но внедрение частной собственности на землю послужит предпосылкой жесткой конкуренции, что нормально для рыночных отношений. Даже если смотреть только с позиции финансовых возможностей (кредитование, увеличение капиталовложений), то они, конечно же, будут сильнее у тех, кто является собственником земли, нежели у арендаторов. Произойдет постепенное вытеснение крупными и средними сельхозформированиями мелких предприятий и фермерских хозяйств. Объективно - это положительный процесс. Новый собственник будет активно внедрять рыночные методы управления предприятиями, развивать систему современных сельскохозяйственных машин, применение научной и рациональной технологии производства в земледелии и животноводстве, все это потребует значительного роста капиталовложений, что несовместимо с мелким и средним сельскохозяйственным предприятием. Ускорятся процессы концентрации в сельском хозяйстве, которые неизбежно будут сопровождаться интенсивным разорением крестьянских хозяйств, что, в свою очередь, еще более обострит проблему обеспечения занятости сельского населения.

Численность сельского населения в Казахстане составляет 43 процента, в то же время в развитых странах число занятых в агропромышленном комплексе составляет 17-20 процентов, в том числе непосредственно занятых фермерским хозяйством - от 2 до 3 процентов самодеятельного населения (в США, которые являются крупнейшим экспортером сельхозпродукции, - 2 процента, во Франции - 2,7 процента). То есть, по приблизительным расчетам, неохваченными трудовой деятельностью при внедрении эффективных методов сельхозпроизводства окажутся более 3 млн. человек сельского населения страны. Возможности аграрного сектора для решения трудовой занятости такого количества весьма ограниченны.

- Тем самым вы ставите под сомнение необходимость проведения земельной реформы?

- Приведенные мною перспективы нельзя назвать радужными, но я ни в коей мере не противник земельной реформы. Моя позиция заключается в необходимости реформы, но при продуманном механизме ее реализации с максимальным учетом возможных вариантов развития ситуации.

В первую очередь необходимы сильные демократические позиции: не только "верхи" должны понимать, но и "низы". Необходима обратная связь. Назначаемые сверху акимы всех уровней должны быть подотчетны населению возглавляемых ими территорий. Реальным механизмом этого будет законодательное утверждение освобожденных маслихатов и наделение их правом ставить перед главой государства вопрос об освобождении того или иного акима. Применительно к земельной реформе такая мера послужит гарантом законности ее проведения.

В решении задач по трудоустройству высвобождаемого сельского населения необходимо проработать меры по переселению, созданию новых производств, рабочих мест в других отраслях, планомерному и системному обучению и переквалификации. То есть, как это происходило в США, странах Западной Европы, должна быть отдельная программа по урбанизации. Глава государства подчеркнул это в своем Послании и отдельно отметил необходимость государственной политики по стимулированию внутренней миграции из неперспективных регионов в развивающиеся. Значительную роль, по моему мнению, в этом сыграет развитие программ жилищного строительства.

Конечно, урбанизация сельского населения потребует значительных расходов со стороны государства, но впоследствии это приведет к существенной оптимизации социальных расходов. Проще говоря, дешевле содержать одну школу, один детский сад, одну поликлинику в городском микрорайоне, чем несколько малокомплектных в сельских населенных пунктах. Более того, это обеспечит для большего числа населения доступность социальных услуг.

Одним из источников финансирования урбанизации сельского населения могут послужить средства от приватизации земель. Например, в Китае в 90-е годы средства, полученные от операций с землей, направлялись на строительство городов и поселков, и это ускорило процесс урбанизации. Сейчас в КНР уже более 660 крупных городов - втрое больше, чем двадцать лет назад, общее число поселений городского типа выросло за это время в девять раз. Если в 1978 году в городах проживало 170 миллионов китайцев, то сейчас - уже более 450 миллионов. Ожидается, что в дальнейшем из деревни в город ежегодно будут перебираться не менее 10 миллионов человек.

Можно продумать другие варианты изыскания государственных средств на поддержку аграрного сектора. В прошлом своем интервью я говорил, что необходим системный подход в вопросе освоения углеводородных ресурсов шельфа Каспийского моря. Издержки отсутствия программы по Каспию дают о себе знать: без проведения тендеров КазМунайГазом подписываются меморандумы о партнерстве по освоению морских блоков. Внеконкурсная процедура предоставления блоков приведет к снижению доходов государственного бюджета.

Агропродовольственной программой охвачены не все вопросы, да и не должны были. Полный охват всех вопросов должен быть отражен в программе "Аул", индустриальной политике, программах развития других отраслей, Министерств образования, здравоохранения, труда и соцзащиты. Политика в области сельского хозяйства должна проводиться синхронно с индустриальной, энергетической, научно-технической, транспортной.

Однако принятие той же программы "Аул" намечено только к середине текущего года, а пока Минсельхоз с акимами областей только готовит аналитические материалы и базы данных.

Индустриальная политика должна быть утверждена, согласно намерениям правительства, уже в текущем месяце.

Исполнительные органы на местах самостоятельно ведут ремонт и строительство автомобильных дорог областного и районного значения. Но завтра те населенные пункты, к которым проведены коммуникации, Минсельхоз, ведающий вопросами территорий, может отнести по своим критериям к неперспективным.

Нефтегазовый сектор является существенным резервом обеспечения работой высвобождаемого сельского населения, работы по освоению шельфа Каспийского моря потребуют значительных трудовых ресурсов. Но программа освоения шельфа также все еще не утверждена.

Программы развития жилищного строительства, урбанизации даже не упоминаются в планах работ исполнительной власти.

Такая разбросанность по степени подготовленности и срокам принятия дает основания полагать, что не стоит ожидать хотя бы приблизительной согласованности между этими ключевыми программами.

Хочу заметить, что Послание президента было озвучено еще в апреле прошлого года, и у исполнительной власти было достаточно времени для разработки и утверждения программных документов по возрождению аула и другим секторам экономики еще до конца 2002 года, с тем чтобы приступить к реальному воплощению уже в текущем году.

Да, на коллегии Минсельхоза в феврале было сказано о небывалых расходах республиканского бюджета по аграрному сектору в почти 40 млрд. тенге и увеличении более чем наполовину на сельскую производственную и социальную инфраструктуру. Но если до сих пор еще ведется только анализ и не выработаны критерии программы "Аул", не определились с территориями, откуда может быть уверенность, что эти средства направлены именно в перспективные сельские районы, а не уйдут просто в песок? Деньги государством выделены, а программы нет.

Думаю, при внимательном прочтении, изучении и своевременном выполнении положений ежегодного Послания президента поднятые мною вопросы и не затрагивались бы.

Таким образом, я ответил на ваш вопрос о введении частной собственности на землю. Без комплексного подхода в реформировании села, взаимосвязи с индустриальной, энергетической, научно-технической, транспортной политикой, урбанизацией приватизация земли может обернуться еще большим обострением социальной напряженности.

Записал Адильхан Аралов, "Время", 6 марта


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Год достижений и новых перспектив 31.03.2003
"Ситуация не столь безнадежна…" 19.03.2003
Каддафи: "Победа Буша может быть лишь временной" 13.03.2003
Все песни – обо мне 12.03.2003
Это - особый мир 11.03.2003
В судах работают не только взяточники! 08.03.2003
Догнать и перегнать Европу 08.03.2003
Земельную реформу нужно готовить 07.03.2003
Оксана Федорова: "А/с не предлагать" 07.03.2003
Как мы поговорили с главным французским "наци" 06.03.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz