Геннадий ДОРОНИН, "Казахстанская правда", 8 марта
"Телевидение молодо, оно только-только вступает в пору зрелости", - утверждают специалисты. "Телевидение перевернуло наши представления о мире, оно часть нашего социального уклада, мощный рычаг формирования мировоззрения", - говорят вторые. И те и другие правы. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг испытал первый печатный станок в середине пятнадцатого века, а голубые экраны засветились в наших домах в середине прошлого века. Но кажется, что газеты и телевидение родились вместе. Что касается Казахского телевидения, то это целый пласт в культуре нашей страны. Трудно представить себе время, когда не было блистательной "Тамаши", "Голоса Азии", коротких и точных выпусков новостей. Один из тех, кто стоял почти у самых истоков Казахского телевидения, - Гадильбек Шалахметов, чьи публицистические работы помнят поколения телезрителей. Сегодня Президент НК ОАО "Казинформ" Гадильбек Шалахметов отвечает на вопросы корреспондента "Казахстанской правды".
- Гадильбек Минажевич, по сути дела, на ваших глазах и при активном вашем участии проходило становление отечественного телевидения. Скажите, что, на ваш взгляд, было самым значительным в процессе развития нашего ТВ?
- На телевидение я пришел простым репортером в 1964 году, будучи еще студентом политехнического института. И есть в этой профессии некая магия, потому что с тех пор я не менял своей привязанности. Так произошло, что на Казахском телевидении и радио, начиная с нештатного автора, я вырос до председателя Гостелерадио Казахской ССР. Как это случилось? Ведь по образованию я инженер-кибернетик. Очевидно, такова аура телевидения, что она притягивает к себе людей, заставляет их совершенствоваться. Здесь я познакомился с замечательными людьми. Хочу назвать руководителей Гостелерадио, которые учили меня уму-разуму, и в день 45-летнего юбилея Казахского телевидения сказать о них добрые слова. Это Кенжеболат Нуртазинович Шалабаев, Кенес Усебаевич Усебаев, Ануарбек Нажиметдинович Шманов, и, конечно же, прямым моим учителем был Камал Сейтжанович Смаилов. А если говорить о людях, которые учили меня профессии, да и не только меня, то это Владимир Раппопорт - тогда он был главным редактором. Очень жалко, что он рано ушел. Евгений Николаевич Маклаков, Совет Масгутов - эти люди были старше и наставляли меня на путь истинный.
Мы сейчас гордимся, что у нас около пятнадцати независимых каналов, но кто руководит этими каналами? В основном люди, если можно так сказать, генерации Казахского телевидения.
Телевидение создают все - начиная от первого руководителя до осветителя. Не важных должностей здесь нет. Вот, например, была у нас гримером Мархаба-апай. По сути дела, своей кисточкой она создавала все лица. Или Олег Пикалов - осветитель. Знаете, как нелегко создать хорошее, художественное освещение, просто нормальный свет. Это сейчас очень чувствительные телекамеры, они не требуют столько света, сколько нужно его было для тогдашних камер. Это были настоящие мастера.
- Прежде работников телевидения не называли звездами, но ведь они таковыми являлись. Я помню ваши программы о проблемах Мангышлака, "Операцию "Ритм", которая получила большой резонанс во всем Советском Союзе. Во всяком случае, вы для меня были телезвездой.
- Сейчас говорят "лицо канала", "звезда телевидения", я считаю, что иной раз это бывает чересчур. Молодым ребятам надо всегда помнить, что телевидение - коллективное искусство. И в нем важна и значительна роль каждого - от журналиста, который в кадре, до гримера, осветителя, шофера. Когда мы делали телевизионную эпопею "Операция "Ритм", то работали в Северном Казахстане, на Южном Урале, пропадали на железных дорогах, рассказывали о перевозках угля, а главное, находили своих героев, ставших известными людьми. Назову только двух - Нигматжана Исингарина и Юрия Лавриненко. И это было общей нелегкой работой. Мы все работали рядом и не делились - кто кого важнее.
В канун юбилея своим коллегам желаю всего самого хорошего. Я горжусь тем, что в наше время создавалась культурная когорта людей, и они сейчас работают на нашу страну, суверенный Казахстан.
- Скажите, каковы были приоритеты телевидения тех лет? Отдавалось предпочтение развлекательным программам, телешоу, игровым передачам, которые заполонили сегодня экраны, или все-таки во главу угла ставился серьезный, вдумчивый анализ действительности?
- У нас на Казахском телевидении всегда была традиция докапываться до сути вещей. Даже те программы, которые считались развлекательными, на самом деле имели необычайно глубокий смысл. Я думаю, что Казахское телевидение в 70-80 годах было чрезвычайно публицистическим. Кстати, хочу напомнить, что видеозапись появилась сравнительно недавно, и были времена, когда прямой эфир был действительно прямым. Надо было идти и разговаривать с людьми, отвечать на вопросы, думать в кадре. У нас в молодежной редакции был ряд потрясающих передач. Журналисты "Курдастара" и "Ровесников" были передовыми в Советском Союзе, к нам приезжали учиться многие ребята из других республик. Были, например, такие программы, как передача Надежды Белкановой "Новый год в ноябре". В ней принимали участие люди, которые годовые планы заканчивали к ноябрю. Разве можно об этом забыть? В одной из программ все ее участники катались на коньках. Раз "Новый год в ноябре", то и коньки приличествуют. Даже телекамеры стояли на коньках. И это было без всякой видеозаписи. Была и такая программа, когда мы вспоминали двадцать второй год, когда столица Казахстана находилась в Оренбурге. Приехали в Оренбург, нашли там редкие архивные документы и сделали интересную программу. Думаю, что нынешнее Казахское телевидение должно по-доброму вспомнить опыт своих предшественников.
У нас в Казахстане сейчас делается чрезвычайно много. Я сказал бы, что Казахстан - это передовая страна. И не только в СНГ. По экономическим показателям мы сейчас обогнали многие страны.
Так сложилось, что десять лет я работал в Москве, если хотите, меня можно назвать оралманом из Москвы. В эти десять лет в межгосударственной телерадиокомпании "Мир" пришлось работать со всеми странами СНГ.
За годы пребывания в Москве я только по сюжетам казахского "Мира" видел, что происходит на родине. Конечно, я приезжал два-три раза в году. Но этого не было достаточно, чтобы охватить всю картину происходящего в нашей стране. В Москве не приходилось видеть ни передач Республиканской телерадиокорпорации "Казахстан", ни читать любимую "Казахстанскую правду". К слову сказать, в последнее время для мыслящих людей читать "Казправду" интересно. Там не просто сообщения, не просто газетные истории, а подается очень много добротного аналитического материала. Над событиями наших дней всегда не мешает поразмышлять.
За эти десять лет Казахстан резко продвинулся вперед. И когда мы сегодня говорим о Годе Казахстана в России, то это не очередная ярмарочная затея. Я вспоминаю моего друга Сергея Караганова, который на одной из встреч с нашим Президентом сказал: "Мы начинали первыми, а оказались вторыми после вас, еще непонятно, что дальше с нами произойдет". А я могу утверждать, что в Казахстане понятно, что дальше произойдет. В программе-2030 Президент взял на себя смелость сказать: вот о чем я думаю и мечтаю! И не просто мечтаю, мы будем двигаться все вместе по этому пути. Наверное, это была дерзкая идея - создать этот план. Но мы уже идем по этому пути. И видим реальные свершения на нем. Разве Астана - это не реальность? Это не какие-то фантазии. Однажды Юрий Михайлович Лужков сказал: "Можно я поработаю мэром Астаны?". Некоторые восприняли это как шутку. Но, наверное, мэр Москвы сумел рассмотреть грандиозные проекты, которые свершаются в нашей столице. И это не с неба свалилось. Казахстанцы имеют право на реализацию своей мечты, потому что и в советские времена они всегда работали, работали много и хорошо. А наше телевидение это показывало.
Новое время вызвало к жизни и новые каналы. Например, телеканал "Хабар" - очень профессиональный, можно сказать, элегантный. Но телевидение, которое сейчас создают ребята во главе с президентом ЗАО "Республиканская телерадиокорпорация "Казахстан" Галымом Доскеном, еще себя покажет, у него отличный потенциал. Например, с удовольствием сейчас смотрю программу "Есть или нет" на казахском языке. Это потрясающая программа, с четкой гражданской позицией. Сейчас в связи с Годом Казахстана в России мы с Ариной Шараповой думаем сделать телемосты Астана - Москва. Чтобы зрители смогли сравнить, что же происходит в Казахстане, а что в России. И эту программу мы предложили Казахскому телевидению.
Меня радует, что нынешнее поколение телевизионщиков работает профессионально. Я вижу, как хорошо они снимают клипы, пейзажи. На Казахском телевидении и на "Хабаре" есть такая традиция: поехал снимать информационный сюжет, сними обязательно и пейзаж. Это важно. Жизнь вокруг нас многообразна, и нужно уметь замечать это многообразие.
Для сегодняшнего интервью газете хочу вспомнить одну свою запись, которая была сделана в 1975 году. Я писал тогда: "Мы, кто работает на Казахском телевидении, взяли в свои руки теле- и кинокамеры для того, чтобы, как древние жырау, спеть неутомимую песню о своей земле, своей любви и, если надо, о своих недругах; песню прозрения, любви и вдохновения, чтобы все, кто живет на нашей земле, наши соседи, а может быть, и во всем мире поняли - откуда мы, кто мы и куда мы движемся".
Теперь хочу сказать об одном великолепном режиссере - Шолпан Бамульдиной. Она когда-то окончила Ленинградский институт театра, музыки, кино и телевидения. Шолпан была автором потрясающих молодежных программ, таких, как "Алтыбакан", "Мында бiр рахмет", "Арай", "Яблоко Ньютона", "Город мастеров", "Найди свой город", и других. Теперь она главный режиссер Президентского центра телевидения и радио. Она настоящий мастер своего дела, находящийся на очень важном и ответственном участке работы. У нас многие артисты имеют звания заслуженных деятелей культуры. Но почему телевизионщика, такого даровитого мастера, как Шолпан Баймульдина, не отметить таким высоким званием? Я называю только одного человека, а их - много.
Не побоюсь утверждать, что в том числе и телевизионный эфир создает душу народа. Незаметно, исподволь. Эту душу можно испортить, если каждый день показывать на экранах трупы, убийства. В этом смысле я не одобряю того, что творится на российских телеканалах. Просто смотреть не хочется.
Надо людям говорить о добром, тогда они станут и отзывчивее, и добрее. Я думаю, что та атмосфера, которая существует у нас в Казахстане, в значительной степени порождена телевидением - умным, терпеливым, сострадательным. Конечно, были и ошибки, где без них обходятся? Но телезрители помнят наши программы. Я думал, что за 10 лет, которые я провел в Москве, меня забыли. Оказывается, не забыли. Я хотел бы пожелать тем, кто сейчас работает в телерадиокорпорации, открывать новое, необычное. У нас много интересного, замечательного. Многие высокие зарубежные гости поражаются красоте нашей земли, благородству ее людей.
Сейчас в Астане создается новый духовный ареал, поэтому нужно смотреть в будущее.
Некоторые говорят, что мы транзитная республика. Нефть есть, а портов не хватает. Вот были бы порты, мы стали бы Сингапуром, Южной Кореей... А я думаю: давайте помнить о том, что над нами плещется звездный океан, мы все живем на берегу этого океана. Дело даже не в том, что у нас есть космопорт Байконур. Вообще, в космос надо не на железках летать. Когда-то об этом думал Коркыт-ата. Телевизионные волны, сигналы распространяются от одной вышки к другой, и их, наверное, можно сравнить с пузырями. Так вот, только небольшой край этих "пузырей" захватывают антенны, а весь оставшийся пузырь куда-то улетает. Он уходит в космос. Когда-нибудь мы научимся летать с фотонной скоростью, сумеем догнать эти улетевшие "пузыри" и увидеть те телепередачи, которые были сделаны много-много лет назад и блуждают в космосе. И тогда мы увидим многих замечательных людей - и Сагата Ашимбаева, и Марата Барманкулова, и Юру Девяткина - всех, кто вел передачи телевидения в 60-70-х годах.
Нынешние ребята должны всегда помнить, что они живут на берегу звездного океана. И нужно, чтобы появились такие программы, такие фильмы, такие концерты, которые было бы не скучно смотреть не только в двадцать первом, но и двадцать втором веке.
- Наверное, есть необходимость помнить и о том, что телепередачи не исчезают, точно так же, как не горят рукописи. Эти "пузыри" навсегда остаются в космосе, и нужно делать такие передачи, чтобы потомкам, которые сумеют их "догнать", не было за нас стыдно...
- Абсолютно правильно. Именно эту мысль я и хотел высказать. Ничто никуда не девается... Наша работа - для людей, и нужно оправдать их доверие. |