NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:54 ast
07:54 msk

ТЭК и будет...
"Удержать развал России помог каркас из труб, рельсов и проводов - он и стал скелетом для страны. Развитием и управлением магистральной транспортной трубопроводной системы будет заниматься государство", - считает вице-премьер Виктор Христенко
10.06.2003 / интервью

Светлана Сухова, "Итоги", 9 июня

Правительство наконец одобрило Энергетическую стратегию России до 2020 года. О том, насколько этот документ вписывается в концепцию экономического рывка, недавно озвученную президентом, в эксклюзивном интервью "Итогам" рассказывает заместитель председателя правительства РФ Виктор Христенко.

- Виктор Борисович, удвоить ВВП за десять лет - задача посильная? Я имею в виду те ежегодные темпы роста экономики в 6-7 процентов, необходимые для рывка.

- Шесть процентов - амбициозная задача. Ее решение зависит и от "внешнего" сценария развития событий. То есть если в среднесрочной перспективе внешняя конъюнктура останется благоприятной, тогда российская экономика, столь чувствительная к внешним факторам, сможет выйти на рубеж 6 процентов. Иными словами, рост ВВП напрямую увязан с реализацией Энергетической стратегии России, поскольку топливно-энергетический комплекс (ТЭК) составляет более четверти ВВП, половину экспорта страны и добрую половину доходов бюджета. В Энергетической стратегии и заложены две фазы развития ТЭК: до 2010 года он по-прежнему будет "везти" за собой все отрасли экономики, а уже потом бремя лидерства ляжет на плечи перерабатывающих и других секторов. Расчет на то, что в ближайшие семь лет будут созданы условия для опережающего роста несырьевых секторов экономики, а ТЭК станет некой подстраховкой, фактором стабильности всей экономики. Если удастся все это реализовать, то рост ВВП вполне может достичь "президентской отметки".

- А почему Энергетическую стратегию принимали с таким скрипом?

- Это многострадальный документ: он не только обсуждается не первый год, но уже дважды кардинально переписывался. В первоначальном варианте присутствовал госплановский подход: были прописаны все "нюансы и балансы". А нужно было создать документ, фиксирующий подходы и общую линию развития. Потом на его основе создавались бы программы: отраслевые (например, в угольной отрасли или энергомашиностроении), корпоративные (РАО "ЕЭС", "Газпром"), межотраслевые (лицензирования) и т. д. А на их базе - конкретные проекты. Задача стратегии - увязать между собой две основные линии развития: социально-экономические процессы и непосредственное развитие ТЭК России. Внешний фактор, кстати, обусловил появление в стратегии двух базовых сценариев развития - оптимистичного и умеренного. Первый предполагает, что к 2020 году ВВП вырастет аж в 3,2 раза, во втором цифра скромнее - в 2,4 раза. Что же касается внутренних задач, то главная из них - снижение уровня энергоемкости российской экономики. Речь идет об эффективности потребления топливных ресурсов. Пока Россия в два-три раза превышает энергоемкость ВВП развитых стран, сопоставимых с ней по природно-климатическим условиям. В этом смысле задача снижения энергоемкости в два раза до 2020 года выглядит не менее амбициозной, чем повышение ВВП. И не менее трудной.

- И в чем причина энергетического "переедания"?

- В нашем ресурсном богатстве. Отсюда и неэффективные цены на внутреннем рынке. В 1992 году из этого состояния первым вырвался нефтяной сектор, за ним - угольный, для чего, правда, пришлось провести глубокую реструктуризацию всей отрасли. А вот газ остался на месте. И в среднесрочной перспективе вряд ли в России будет создан конкурентный газовый рынок. Но это лишь означает, что государству придется тщательнее следить, чтобы, с одной стороны, не дискриминировались независимые газовые компании, а с другой - чтобы не росли аппетиты газового монополиста. Сегодня правительство практикует в этой связи не только "диету", но и "лечебное голодание". Мы не покрываем издержки по добыче и транспортировке газа внутри России: "Газпром" делает это сам за счет доходов от экспорта. Долго ли это будет продолжаться? Очевидно, нет, так как не создаются условия для развития независимой газодобычи и газовых сетей. При такой ситуации мы рискуем вскоре сами оказаться без газа. Нужно повысить эффективность использования газа, например перейти на парогазовый цикл в электроэнергетике, что в полтора-два раза эффективнее. Но при нынешних ценах на сырье "лишние" траты на переоборудование никому не нужны. Не наблюдается и желания рационализировать структуру потребления топлива, например больше использовать уголь. Зачем, если такой дешевый газ? В стратегии, кстати, ценовой тренд на газ на 2006 год заложен на уровне 35-39 долларов за тысячу кубометров против сегодняшних 23 долларов, а в 2010 году цена достигнет 45-49 долларов. В этот же период произойдет перенос регулятивной функции государства на транспортировку газа.

- Перейдем к нефти. Как вы прокомментируете ситуацию на мировом нефтяном рынке после иракской войны? Можно ли говорить о масштабном переделе сфер влияния? Что эти изменения сулят России?

- Прогнозы некоторых аналитиков, предрекавших сначала фантастическое повышение цен на нефть - до 80 долларов за баррель, а затем их резкий обвал, не сбылись. То есть пока никаких фатальных последствий иракского кризиса не наблюдается, но в среднесрочной перспективе они могут возникнуть, если Ирак не только восстановит, но и расширит добычу нефти. Только лишь восстановление былых мощностей (1,5 миллиона баррелей в сутки, или 75 миллионов тонн в год) не создаст серьезных трудностей для всех игроков. Правда, для этого надо решить вопросы не только восстановления нефтяного комплекса, но и легитимизации отрасли - кто добывает, как, на каких условиях и кто торгует иракской нефтью. Иное дело, если Ирак выйдет на новые рубежи добычи: в 2006-2008 годах этот показатель может составить 300 миллионов тонн в год. И это уже серьезно. При том что Ирак является членом ОПЕК, возрастет давление на эту организацию со стороны США. Давление на ОПЕК может стать чувствительным и для России. И это при том, что на мировом рынке нефти спрос на сырье стагнирует.

- Может быть, Организация стран - экспортеров нефти просто прекратит свое существование или, напротив, образуется новая, всемирная ОПЕК, куда войдет и Россия?

- Не думаю. ОПЕК сумела выстоять в эпоху иракского кризиса, избежав ненужной политизации. Сумеет ли она устоять под возможным нажимом со стороны, скажем так, Ирака? Время покажет, но шансы за то, что сможет. Возникнет ли новая ОПЕК? Я лично не верю в создание мирового картеля, потому как это нелогично: в него придется включить и нефтепотребителей, а значит, получится мировой Госплан. Надеюсь, до этого не дойдет. Сегодняшняя ОПЕК нужна многим, в том числе и России: нам выгодно проводить мониторинг рынка через такую организацию. К тому же надо учесть, что мировая тенденция сводится к укрупнению нефтяных компаний, что, в свою очередь, позволяет снизить риски.

- И как в этой связи минимизировать риски для российской экономики?

- Во-первых, риски для нефтяного сектора могут быть покрыты за счет прибыльности самого этого сектора. А вот со страновыми рисками сложнее. Для того-то и сделана ставка на структурные изменения в экономике, чтобы ТЭК уже не был бы основой основ. Во-вторых, будут развиваться разные направления транспортировки российских энергоносителей: например, восточный вектор (страны Азиатско-Тихоокеанского региона - трубопровод Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин), балтийский, европейский (в том числе в Адриатике и по северному маршруту - на Кольский полуостров с возможностью выхода на североевропейские и североамериканские рынки). В-третьих, нужно сбалансировать свои объемы добычи и состояние запасов. Есть две точки зрения на сей счет. Первая - сократить добычу, потому как запасы топлива не столь велики, как кажется, и установить ее на уровне 350 миллионов тонн в год (для сравнения: в этом году мы получим 400 миллионов тонн нефти). Вторая - увеличить добычу без какого-либо регулирования. Правительство не ударилось в крайности и решило: добычу наращивать постепенно, выйдя на уровень 450 миллионов тонн к 2010 году. Для газа эта планка находится на уровне 680-720 миллиардов кубометров в год. И удерживать этот уровень придется 30-50 лет. Сделать это можно, только вкладывая средства в разведку новых месторождений, в воспроизводство запасов. И в-четвертых, повысить энергоэффективность экономики. Мы уже об этом говорили. Добавлю лишь, что особое внимание будет уделено развитию атомной энергетики: ее доля возрастет с 15 до 20 процентов.

- Вы упомянули о тенденции к укрупнению нефтяных компаний. Кто теперь в очереди на слияние?

- Эта тенденция связана с глобализацией всех мировых рынков, не только нефтяного - то же самое можно наблюдать в металлургии и автомобилестроении. Это своего рода ответ на состояние мировой экономики, когда она все более уходит в область единых правил наднационального типа. Безусловно, позиции объединенного "ЮКОСа" и "Сибнефти" серьезно упрочатся на внешнем рынке: по экспертным оценкам, по запасам нефти этот тандем занял третье место в мире, по объему добычи - четвертое, по капитализации - седьмое. Теперь о последствиях для внутреннего рынка. Нефтяной рынок России никогда и не был в полном смысле слова конкурентным: действует ли на нем 10 крупных компаний или их останется пять - особой роли не играет. Разве что для антимонопольного ведомства работы добавится - следить придется зорче.

- Вы высказывали сомнения в целесообразности строительства российскими компаниями нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Как вы в принципе относитесь к идее существования негосударственных магистральных трубопроводов?

- Примерно 110 тысяч километров нефтепроводов России принадлежит частным компаниям. И это не какие-то "малые" трубы, а трубы диаметром до 700 миллиметров, обеспечивающие внутрипромысловые потребности, вход в магистральный трубопровод и соединяющие между собой месторождения. Ровно вполовину меньше составляет трубопровод системы "Транснефть". Но это магистральный трубопровод. Хотя не все магистральные трубопроводы подконтрольны государству: Каспийский трубопроводный консорциум, например, сам владеет экспортными мощностями, но это скорее исключение. Политика государства состоит в том, что инфраструктура (транспорт в широком смысле этого слова) - зона прямой ответственности государства. Потому что именно это создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики, в значительной степени определяет возможности для бизнеса в стране и даже саму целостность государства. Убежден, что, если бы в 1992 году, в разгар приватизации, параллельно с процессом раздачи суверенитета субъектам РФ в этот же "котел" была брошена инфраструктура, мы бы сегодня имели дело с другой страной. Удержать развал России помог каркас из труб, рельсов и проводов - он и стал скелетом для страны. Государственная инфраструктура есть фактор энергетической, экономической и военной безопасности. Кстати, инфраструктура бывает разная, и помимо трубопроводов есть, например, дороги. Почему-то никто в дороги деньги вкладывать не хочет, даже дорожный налог вызывает нарекания, а вот до труб все охочи. Так что развитием и управлением магистральной транспортной трубопроводной системы будет заниматься государство.

- А хватит ли средств?

- Бывает, что и не хватает. Было время, когда даже действовала программа по разбору на запчасти устаревших перекачивающих станций (около 100 штук), тем самым снизив пропускные способности трубы. Но в 1999 году опомнились, программу по ликвидации станций свернули и начали прямо противоположный процесс. Сегодня в планах правительства - осуществление целого ряда прибыльных проектов, но ресурсов опять может не хватить. Возникает потребность в частных инвестициях. Как их получить? Заинтересовав потенциальных инвесторов: или синдицировать их средства в те или иные виды заимствований, или предоставить инвесторам опционы на транспортировку нефти за предоставленные средства. То есть формы совместной работы могут быть разными.

- Какова судьба проекта строительства нефтепровода из Ангарска, ориентированного на японский (Находка) и китайский (Дацин) рынки? Его маршрут уже менялся несколько раз.

- Решение по этому проекту таково: строительство будет идти по маршруту Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Но и до Находки, и до Дацина можно двигаться разными путями. Сегодня как раз идет работа по созданию ТЭО и выбору маршрута. Понятно, что на Находку надо двигаться с объемом нефтедобычи не менее 50 миллионов тонн в год. Думаю, это реально в 15-летней перспективе. Дацин потребует до 30 миллионов тонн.

- Вопрос к вам как ответственному за интеграцию в СНГ. Не окажется ли мертворожденной идея создания экономической "четверки" - Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан? Каковы промежуточные результаты работы "группы высокого уровня", в которой вы представляете Россию?

- А вы сами-то как смотрите на шансы "четверки"?

- Не слишком оптимистично.

- А почему? Спрашиваю, потому что интересно знать мнение со стороны. Как-никак наша "группа высокого уровня" работает довольно интенсивноЙ Президенты стран "четверки" решили двигаться к формированию единого экономического пространства, живущего по единым правилам и законам. Но сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, которые мы сами же и продуцируем, причем абсолютно легитимно. А потом предъявляем друг другу претензии: мол, нехорошо, что вы по нашей оцинковке ударили или пиво наше притормозили. Тогда президенты дают поручение: не надо обижать соседей. Мы устраняем все препоны в отношении соседского пива. Но решили с пивом, возникла молочная проблема. И так постоянно. Потому что национальный бизнес сетует на конкуренцию со стороны соседей и требует защиты. Причина в разных режимах регулирования экономики в наших странах. Вот и создаем единое пространство. Завершаем создание концепции. Более того, на последнем заседании группы в Минске Россия презентовала не просто текст концепции, а механизм по ее реализации. Для этого потребуется принять около 50 межгосударственных соглашений. Это задача не на один год.

- Прошедшее недавно разделение полномочий между вице-премьерами многие восприняли как отход от отраслевого принципа формирования правительства и шаг к созданию "стратегического" кабинета. Как вы это прокомментируете?

- За мной остался весь тот спектр проблем, что и был. Я не испытал ни сожаления, ни восторга. Что касается изменения подходов, то оно, безусловно, есть. И это своего рода предтеча административной реформы. Надо заниматься не отраслями, а экономическими процессами. Но об административной реформе я говорить не буду - создан специальный штаб по ее подготовке и реализации, в котором, конечно, учитывают и мнения вице-премьеров.

- В Послании президента сказано о возможности формирования правительства на основе парламентского большинства. В какую партию лично вы намерены вступить?

- Как-то так по жизни сложилось, что я никогда не состоял в партии. За четыре года работы в правительстве в партийной принадлежности необходимости тоже не возникало. Конечно, вице-премьер не может быть вне политики. Вот мы сегодня с вами много говорили об экономике, но и без политики не обошлось. И по долгу службы я вынужден находить общий язык с представителями всего политического спектра. А вообще опыт подсказывает, что беспартийность мне никогда не вредила. Скорее наоборот. Да и вообще, согласитесь, трудно представить себе партийную трубу, провода, дороги или рельсы...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Айка Жаксыбай: "Я мечтаю один раз выйти замуж" 28.06.2003
Рецепт успеха по-северному 26.06.2003
28 июня – день печати 26.06.2003
Новый левый 24.06.2003
"Чем меньше будет игроков - тем проще" 21.06.2003
Жизнь не может стоять на месте 19.06.2003
Исследования на благо страны (КИСИ – 10 лет) 16.06.2003
КИСИ отдает в исследованиях приоритет самым актуальным проблемам. 14.06.2003
Амангали Баталов: "Каждый день как на войне" 12.06.2003
"Дайте нам хорошую зарплату, и мы… перевернем весь мир" 11.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz