София МУСТАФАЕВА, "Экспресс-К", 19 июля
В начале июля в Казахстане опубликован и вынесен на всенародное обсуждение проект нового закона республики о выборах. Он вызвал пристальное внимание общественности, политических партий, общественных движений и зарубежных наблюдателей. Сегодня свое мнение о целях и задачах документа высказывает председатель Центральной избирательной комиссии РК Загипа БАЛИЕВА.
- Загипа Яхяновна, каковы основные принципы нового законопроекта?
- В нем учтены 14 рекомендаций, выдвинутых Казахстану после выборов 1999 года ОБСЕ, и немалая часть предложений, поступивших из наших регионов отечественных политических партий и общественных движений. Я думаю, вынесение такого проекта на всенародное обсуждение - это демократичный, смелый шаг. Сегодня любой желающий может составить собственное представление об этом документе. Главная же его цель и главный принцип всех нововведений - это демократизация нашего выборного законодательства.
- Какие статьи проекта закона позволят казахстанцам рассчитывать на то, что предстоящие выборы будут честными и открытыми?
- Я думаю, у казахстанцев нет оснований сомневаться, что избирательные процедуры были честными и раньше. А критика, возможно, раздавалась из-за того, что были менее прозрачны наблюдательные процедуры. В новом проекте разработчик - правительство - постарался решить эту проблему.
- На заседании, которое организовало ОБСЕ с вашим участием для неправительственных организаций и партий, был задан вопрос даже о метраже - расстоянии, на которое можно приближаться при подсчете бюллетеней наблюдателям. Как вы считаете, это принципиальный момент?
- Да. Наблюдатели призваны следить за правильностью подсчета голосов. Для этого им нужны соответствующие условия. Значит, и расстояние, с которого разрешается визуально фиксировать, как сортируются бюллетени, не должно служить помехой наблюдателям. Новый законопроект предусматривает выполнение и этого условия.
- Что в проекте может вызвать споры?
- Их вызывал действующий закон. Не исключаю горячих дискуссий и о его новом варианте. Когда речь о большой политике, полярные мнения - не редкость. Мне кажется, споры может вызвать формирование избирательных комиссий. Ведь предлагается совершенно иная процедура. Дебаты возможны, на мой взгляд, не столько вокруг принципа, сколько о процедуре. Она достаточно сложная. И хорошо, что предъявлена обществу открыто и задолго до выборов. На мой взгляд, есть все резоны высказать свою точку зрения организаторам избирательных кампаний - представителям участковых и вышестоящих комиссий. Они имеют опыт. Мы вправе ожидать от них оценок о новом механизме формирования избиркомов, потому что впредь эта обязанность будет возлагаться на местные представительные органы - маслихаты - по предложениям политических партий, граждан и местных органов самоуправления. Участие последних особенно актуально, если в регионе нет представителей партий. Ведь чем разнообразнее по своему социальному, политическому, общественному составу выдвигаемые кандидаты, тем демократичнее будет выглядеть и депутатский корпус. И если гражданин не желает состоять ни в одной политической партии или общественном движении, он все равно остается полноправным участником избирательного процесса.
- Часть положений законопроекта затрагивает роль СМИ…
- Регулирование их работы было одной из рекомендаций ОБСЕ, дабы обеспечить всем кандидатам, которые будут баллотироваться, равный доступ к публичности. Для этого СМИ предлагается после объявления избирательной кампании, но еще до выдвижения кандидатов обнародовать условия, на которых последним будет предоставлена возможность вести свою предвыборную кампанию с телеэкранов, печатных страниц и по радио. При этом СМИ несут ответственность лишь за обеспечение равного доступа для всех кандидатов, но освобождены от нее за то, что говорят сами кандидаты. В результате, надеюсь, в стране вырастет общий уровень политической культуры. Это сейчас победители всегда считают, что они выиграли достойно, а побежденные - что их поражение есть результат чьих-то происков. Отсюда и большая часть жалоб, судебных тяжб во время и сразу после избирательных кампаний.
- Интересно, выиграл ли у нас кто-нибудь из жалобщиков судебный процесс во время выборов в прошлом?
- Наверное, этот вопрос нужно адресовать судебным органам. Лично я не слышала, чтобы суды вообще не рассмотрели исковое заявление, не дали какой-то ответ той или иной стороне. Другое дело, насколько объективно рассматриваются такие иски. Но мы такой анализ не делали.
- Однако Центризбиркому нередко доставалось даже от кандидатов-соперников…
- Часто критикуют потому, что у общества, на мой взгляд, завышены ожидания от Центризбиркома. На нынешнем этапе развития нашей демократии это, наверное, нормально. Но, понимаете, каждый должен отвечать за тот объем полномочий, который на него возложен. А во время избирательной кампании к нам очень часто обращаются с тем или иным вопросом, который не входит в нашу компетенцию. Мы объясняем это. Но людям хочется, чтобы именно мы приняли какие-то меры. Спасибо, конечно, за доверие, но…
- Вы хотите сказать, что у Центризбиркома недостаточно полномочий, чтобы обеспечить выборы на высоком демократичном уровне?
- В плане организации проведения избирательной кампании наших полномочий вполне достаточно. А с точки зрения рассмотрения жалоб и споров, наши полномочия распространяются лишь на пресечение нарушений процедуры выборов. Если брать шире, то не менее важно использовать права, которыми наделены для соблюдения выборного законодательства правоохранительные органы и суд.
- Предусмотрено ли в новом законопроекте увеличение сроков рассмотрения жалоб?
- Наоборот, оно жестко регламентировано. Это тоже рекомендация ОБСЕ. Повышаются требования к правоохранительным органам и судам, а также кандидатам, доверенным лицам, членам избирательной комиссии. В проекте установлен десятидневный срок, в течение которого должны быть рассмотрены все обращения от любого участника избирательного процесса. Кроме того, предлагаемый порядок требует, чтобы и текст жалобы не голословно порочил ее объект, а был корректным, четким, аргументированным.
- Вы можете сделать прогноз, представители каких партий могут попасть в новый состав парламента?
- Нет, мы таких прогнозов не делали и не делаем. Этот вопрос, скорее, к социологам или политологам.
- А чью активность больше всего вы ощущаете?
- Таковых назвать сложно. На мой взгляд, пока вообще ни одна из партий не ведет активную работу с точки зрения подготовки к выборам. Может быть, я этого просто не вижу. Мне заметны лишь какие-то отдельные личности, уже сейчас работающие на свое будущее выдвижение в кандидаты и избрание в депутаты.
- О ком вы говорите?
- Есть такие личности…
- Вы вновь намекаете на политическую культуру политиков и избирателей?
- Она нужна всем участникам избирательного процесса. И не только во время избирательной кампании, но и в повседневной жизни. Это касается всех - членов избирательных комиссий, государственных чиновников и политиков любого уровня, будущих кандидатов и представителей политических партий, а также избирателей. Например, сегодня мы провели по предложению городской территориальной комиссии большой семинар. И на нем прозвучало настойчивое требование - выставить надежный заслон так называемым грязным избирательным технологиям! Меня особенно порадовало, что требование выдвинули непосредственные организаторы выборного процесса - члены участковых комиссий. Думаю, у нас есть великолепная, уникальная возможность поставить препоны грязным технологиям уже на законодательном уровне.
- Вы имеете в виду компромат?
- Компромат, оскорбляющий человеческую честь и достоинство.
- Но вы ведь только что сказали, что в новом проекте закона о выборах со СМИ снимается ответственность за то, что публично говорит кандидат…
- Кандидат - да, он несет ответственность за свои слова сам. Но никто не собирается освобождать от ответственности СМИ и журналистов за информацию и оценки, исходящие от самих СМИ и журналистов. И я думаю, что со временем, когда возрастет политическая культура, большинство граждан будут внимать лишь тем СМИ, которые несут объективную, достоверную, корректную информацию.
- Последний вопрос, Загипа Яхяновна. Как вы оцениваете работу ЦИК за годы, в течение которых вы возглавляете комиссию?
- Работа очень сложная. Ответственность на нас огромная. Ведь мы политические чиновники. У нас государственная дисциплина. Во-первых, она в том, что мы обязаны строго исполнять нормы закона - это основное наше предназначение. Во-вторых, государственная дисциплина требует от нас особой эмоциональной сдержанности и не позволяет опускаться до скандалов. Я считаю это абсолютно правильным. А какие-то другие оценки пусть нам выставляют время и общество. |