NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:24 ast
18:24 msk

Ответственный за ВВП
Герман Греф: Могу категорически заявить, что никакого пересмотра итогов приватизации в России не будет. Тем, кто участвовал в приватизации честно, действовал по установленным правилам, бояться нечего
22.07.2003 / интервью

"Профиль", 21 июля

Удваивать ВВП приходится на фоне предвыборной суеты, инициатив прокуратуры, капризов олигархов, дружеских дискуссий в правительстве, пассивности и глухого недовольства населения. Однако министр экономического развития и торговли РФ Герман ГРЕФ этих трудностей, похоже, уже не боится.

"Профиль": Герман Оскарович, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию вокруг ЮКОСа? Не ухудшит ли это имидж РФ в глазах западных инвесторов и, в конечном итоге, не приведет ли к ущербу для российской экономики?

Герман Греф: Мне кажется, что значительно важнее, какие выводы из ситуации сделают внутренние инвесторы. Ведь у всех появился ровно один вопрос: прокуратура интересуется конкретной сделкой конкретной компании или итогами приватизации в целом? От ответа на него и будет зависеть размер возможного ущерба. Если инвесторы, как внутренние, так и внешние, решат, что речь идет о пересмотре итогов приватизации, ущерб будет огромным.

В этой связи могу категорически заявить, что никакого пересмотра итогов приватизации в России не будет. Такой кампании ни президент, ни правительство не допустят. Тем, кто участвовал в приватизации честно, действовал по установленным правилам, бояться нечего.

Я надеюсь, что ситуация с ЮКОСом носит временный характер. Но чтобы рынок успокоился и вернулся в исходное состояние, ситуация должна быть разрешена как можно скорее. Иначе, повторяю, легко могут пострадать компании, которые не имели к приватизации никакого отношения. Я думаю, что сотрудники прокуратуры понимают эту экономическую составляющую их правоохранительной деятельности и смогут достаточно быстро завершить процессы, связанные с проверками.

"П.": Ваше министерство 16 июля официально повысило прогноз роста ВВП РФ на 2003 год с 4,6% до 5,9%. Это один из шагов к сверхзадаче по удвоению ВВП?

Г.Г.: На увеличение ВВП работают многие наши начинания. В частности, принятие налогового пакета: снижение НДС и отмена налога с продаж, которые окажут положительное влияние на рост ВВП.

Если говорить о налоге с продаж, то его отмена стимулирует развитие сферы услуг, которая у нас очень серьезно отстает от товарного производства. Если в структуре ВВП Соединенных Штатов сектор услуг составляет 70%, у нас - меньше 40%.

Во время осенней парламентской сессии очень важно будет принять два пакета законопроектов - по страхованию банковских вкладов и о валютном регулировании - и пакет, касающийся вступления России в ВТО.

Само вступление в ВТО, как показывает практика ряда стран, например того же Китая, приводит к очень серьезному позитивному сдвигу с точки зрения стимулирования инвестиций. И мы планируем осенью закончить формирование всех законопроектов, которые связаны со вступлением РФ в ВТО.

"П.": Недавно вы встречались с представителями ЕС и обсуждали в том числе самый спорный вопрос по ВТО - выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители. Ходили слухи о возможных компромиссах. Чего удалось достичь на самом деле?

Г.Г.: Мы планируем к сентябрьскому саммиту Россия-ЕС подготовить предложения, которые, я надеюсь, и технически, и политически дадут развязку этой сложнейшей проблеме.

"П.": Касаясь налоговых и валютных законопроектов - насколько вообще вам удается договориться с Минфином? Ведь не секрет, что иногда противостояние бывает достаточно жестким.

Г.Г.: Конечно, противоречия есть, будут они и в дальнейшем. Но это совершенно нормально. Поскольку есть два ведомства: одно отвечает за развитие экономики, другое - за сбор денег в бюджет. Между этими двумя позициями автоматически заложено противоречие, так как развитие экономики требует снижения налогов, а стабильный бюджет - повышения.

Я бы сказал, что сегодня наши дискуссии с Минфином весьма плодотворны. Ведь уже который год подряд мы договариваемся с ведомством Алексея Кудрина о достаточно серьезных шагах по снижению налогов.

"П.": Однако по крайней мере один законопроект, по которому вы с Минфином не договорились, назвать можно. Речь идет о проекте закона "Об особых экономических зонах".

Г.Г.: Этот законопроект уже стал притчей во языцех. К сожалению, окончательного согласования позиций с Минфином мы действительно не достигли. Поэтому мне сложно говорить о его дальнейшей судьбе, хотя я думаю, что, в конце концов, договоримся.

У Минфина есть ряд серьезных аргументов против ОЭЗ. Но если на чашу весов положить все плюсы и минусы, на наш взгляд, плюсов будет больше. Ведь речь идет, в первую очередь, о конкурентоспособности РФ на международных рынках капитала. Пройдет еще целый ряд лет до того, как мы создадим в стране абсолютно стабильный и надежный экономический климат, получим инвестиционный рейтинг, успокоимся в отношениях собственности, создадим систему защиты прав собственности и т.д.

Но ничто не мешает сделать особые экономические зоны экспериментальными площадками по внедрению той экономической модели, которую мы хотим потом использовать на территории всей России. В первую очередь, это касается упрощения всех формальностей, связанных с процессом инвестирования, гарантирования неизменности правил, по которым были совершены инвестиции. И, безусловно, некоторые поощрительные премии в виде скидок в национальном налоговом законодательстве. Должен сказать, что это очень небольшие льготы.

Ведь если сегодня инвестор выбирает Китай, то совокупная ставка налогообложения в китайских особых зонах не превышает 12% по выручке, а если выбирает Хабаровский, Приморский края или Иркутскую область, то он получит свыше 40%, а по ряду отраслей и свыше 50% налоговой нагрузки. Да еще впридачу отсутствие нормальной инфраструктуры, гарантий. В этих условиях я не понимаю аргументов противостоящей стороны. Тем более что мы предлагаем создавать, в первую очередь, технико-внедренческие зоны, а это в том числе борьба "за мозги".

"П.:" А удастся ли вам в нынешнем году, накануне выборов, договориться с Думой? Прежде всего - о бюджете?

Г.Г.: В прошлом году мы проэкспериментировали с "нулевым" чтением закона о бюджете. Эффект был очень хорошим и договориться удалось. Но в этом году все будет намного сложнее. Накануне выборов у депутатов будет большое количество "специальных" пожеланий: как фракционных, партийных, так и индивидуальных - у тех депутатов, которые идут по одномандатным округам. Просто не хватит финансовых ресурсов, чтобы удовлетворить все запросы.

Кроме того, в этом году прохождение бюджета очень серьезно осложнится в связи с тем, что мы вынуждены сокращать расходы, в том числе из-за снижения налоговой нагрузки. В первую очередь сокращение коснется таких традиционно интересующих депутатов статей, как инвестиции, сельское хозяйство и военные расходы. Все эти три статьи в проектировке бюджета-2004 очень сильно ужаты. И в первую очередь - инвестиции.

"П.": Кто именно пострадает?

Г.Г.: В принципе, инвестиционная составляющая федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестпрограммы. Так или иначе, пострадают все отрасли и все программы. По некоторым предполагается урезание инвестиций в два раза.

"П.": Например - по культуре, образованию?

Г.Г.: Я бы пока не стал об этом говорить. Потому что еще не все понятно с параметрами бюджета. В том числе из-за того, что макроэкономический прогноз, на основе которого начали делать расчеты параметров бюджета, появился только 16 июля. Посмотрим, какой ресурс у нас появится. В ближайшие две недели мы проведем дискуссии с отраслевыми министрами и с депутатами с тем, чтобы как-то утрясти эти позиции.

"П.": На заседании правительства 24 июля планируется рассмотреть программу поддержки экспорта. Какой объем средств из бюджета планируется заложить на эти цели?

Г.Г.: Мы уже договорились с Минфином, что на гарантирование экспорта планируется заложить на 2004 год около $500 млн. Я пока не вижу серьезных возражений против такой суммы. Правительство будет выступать гарантом по экспортным сделкам, которые наши предприятия будут осуществлять в ряде приоритетных для России стран. Кроме того, наши гарантии будут выставляться только при наличии контргарантий этих государств. Мы будем готовы гарантировать и некоммерческие, и большую часть коммерческих рисков. В первую очередь это коснется контрактов, связанных с поставкой высокотехнологического оборудования, товаров с высокой степенью переработки. Так что это тоже один из шагов по диверсификации экономики, по развитию несырьевых секторов.

По остальным формам поддержки экспорта еще предстоит дискуссия. В частности, будут обсуждаться вопросы о субсидировании процентных ставок, предэкспортное кредитование, кредитование в процессе исполнения экспортных заказов. Здесь обговаривались разные суммы, но говорить о точных цифрах будет можно только после заседания правительства.

Очень важным вопросом является возврат экспортного НДС. В том числе, речь идет о выравнивании внешнего и внутреннего режима возврата и возмещения НДС. Сейчас рассматривается три возможных сценария решения этой проблемы. Я надеюсь, что до конца этого года мы выберем какой-то один путь и уже в 2004 году попробуем его реализовать.

"П.": Какие шаги планируется предпринять по продвижению административной реформы? Ведь пока реально можно говорить о только сокращении ряда функций Минэкономразвития. Вы надеетесь на какой-то прогресс?

Г.Г.: Я надеюсь, что будет два этапа. По первому - сокращению избыточных функций министерств, правительство уже приняло решение. И мы ,действительно, начали с себя. Чтобы никто не подумал, что эта кампания против кого-то. Минэкономразвития, в первую очередь, проанализировало свои функции и избыточные функции предложило устранить. То же самое в отношении других ведомств.

Но это, по большому счету, пока подготовка к работе. Основная работа начнется после выхода постановления правительства или указа президента о создании комиссии по административной реформе. Причем это вопрос нескольких недель. К работе комиссии мы готовимся уже сейчас и предполагается, что там будут далеко не косметические преобразования. В настоящее время министерства работают над классификацией своих внутриведомственных функций, над раскладкой их на три части: законодательную, правоприменительную и на иные функции, несвойственные государству (по управлению имуществом и т.д.). Через неделю заканчивается срок, когда ведомства должны представить такого рода предложения.

"П.": Объединять предложения будет Минэкономразвития?

Г.Г.: Пока да, а как только будет издан законодательный акт о создании комиссии, естественно, это будет делаться уже внутри нее. А потом на основе анализа всех функций, которые закреплены в законах, нормативных актах, мы будем предлагать новую картину государственного регулирования экономики. Будет предлагаться сокращение функций, закрепленных в законах и трансформация этих функций в соответствующие органы по этим трем составляющим.

"П.": В сентябре в Питере запланирован энергетический саммит РФ-США. На нем будет рассматриваться вопрос увеличения поставок российской нефти в США?

Г.Г.: Разумеется. Причем это напрямую связано с созданием северного глубоководного терминала. Если мы построим в районе Мурманска терминал и трубопровод, то безусловно станут рентабельными поставки на американский рынок нефтепродуктов, в первую очередь нефти. И Соединенные Штаты уже продекларировали, что готовы и дальше покупать российскую нефть в резерв США. Как известно, первая сделка уже прошла. Тем не менее "загвоздка" остается с нашей стороны, так как "транспортное плечо" пока не позволяет российским компаниям с высокой степенью рентабельности поставлять нефть в Соединенные Штаты. В случае, если проект строительства в Мурманске будет реализован, безусловно, мы усилим свое присутствие на американском рынке. И этого же хочет американская сторона.

"П.": Как вы оцениваете процесс реформирования естественных монополий? И что происходит с реформой газового рынка?

Г.Г.: Сразу одним штрихом скажу, что по МПС и РАО "ЕЭС России" у нас все идет по графику, серьезных волнений на сей счет я не вижу.

Что касается газового рынка, мы еще окончательно с "Газпромом" не договорились. Например, "Газпром" считает, что после реструктуризации компании и выделения транспортной составляющей тариф вырастет в 2-3 раза и ударит по независимым производителям и внутренним потребителям. Сейчас мы проверяем их расчеты, так как должны убедиться, что это действительно так.

"Газпром" не хочет потерять монополию на внешнем рынке, опасаясь падения цен и тяжелых последствий для страны. Наше министерство это хорошо понимает. Ведь у нас есть несколько внешнеэкономических объединений, которые, конкурируя между собой на подрядах в других странах, сбивают цены иногда в минус. Такого на газовом рынке допустить нельзя. Но, с другой стороны, есть проблема, связанная со стимулированием частных инвестиций в газовую добычу. Здесь нужно найти очень тонкий, выверенный, на десятилетия выгодный для страны компромисс. Чем мы и занимаемся сейчас.

К сожалению, очень часто проблемы, связанные с "Газпромом", пытаются несколько утрировать и свести к банальному противостоянию. Фактически его нет. Мы с Миллером регулярно встречаемся и сейчас запланировали одну из таких встреч. Так что, я думаю, проблемы удастся сдвинуть с мертвой точки. Но на это нужно время.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кто есть Кто в элитах Казахстана 31.07.2003
Рустам Джиенбаев: Уйти от синдрома Карацупы 31.07.2003
"Я политик только по должности" 25.07.2003
Николай Варенко, компания "Visor": "Казахстанский фондовый рынок ждет своих спекулянтов" 24.07.2003
Ответственный за ВВП 22.07.2003
Ричард Мацке: Я ожидаю появления российских нефтяных компаний на фондовом рынке США 22.07.2003
Загипа Балиева: Нас рассудит время и культура 21.07.2003
Ждать нельзя! 17.07.2003
Болат Сауранбаев: Первую зиму в Таразе вспоминаю с ужасом 17.07.2003
Николай Леонов: "Мы американцев брали на деньгах, а они наших - на моральных изъянах" 13.07.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz