"Экспресс-К", 3 октября
Недавно Министерство информации и общественного согласия разделилось на два ведомства. О реорганизации МКИОС, о регулировании сферы информации, о том, как будут строиться отношения нового министерства с государственными и негосударственными СМИ, кто будет заниматься темой общественного согласия, нужно ли оставить журналистам налоговые льготы, рассказывает в интервью "Экспрессу К" министр информации Сауытбек АБДРАХМАНОВ.
- Сауытбек Абдрахманович, указом главы государства Министерство культуры, информации и общественного согласия разделено на Министерство культуры и Министерство информации. Чем вызвана такая реорганизация и к какому из ведомств отошло "общественное согласие"?
- Цель этой реорганизации сформулирована в указе президента: дальнейшее совершенствование системы государственного управления. Как известно, в послании главы государства определены важные задачи по подготовке и осуществлению программы "Культурное наследие". Она рассчитана на перспективу, и ее выполнение, несомненно, потребует максимального усиления внимания к этой сфере. И здесь просто не обойтись без специального органа государственного управления, каковым является созданное указом президента Министерство культуры. Как бывший первый заместитель министра культуры, я лично испытываю удовлетворение от положительного решения этого вопроса. Даже сказал бы, что Министерство культуры - один из атрибутов государственности. Новому министерству от бывшего МКИОС передаются департаменты, отвечающие за проведение молодежной политики и развитие языков.
Что касается "общественного согласия", то исключение из названия министерства этих слов вовсе не означает, что вопрос снимается с повестки дня. В любом обществе, тем более в многонациональном, многоконфессиональном государстве очень важно достижение общественного согласия. Это первейший залог продвижения наших реформ. Еще Столыпин говорил: "Сначала успокоение, потом реформы". На укрепление общественного согласия направлена деятельность всех государственных органов страны. В связи с этим предполагается, что в структуре Министерства информации останется структура, которая будет взаимодействовать с неправительственным сектором, политическими партиями и движениями, общественными объединениями, национально-культурными центрами, Ассамблеей народов Казахстана. Благодаря такому взаимодействию мы сумели внести свой посильный вклад в проведение недавнего съезда лидеров мировых и традиционных религий, который, как известно, имел весьма положительный, в том числе и международный, резонанс. Сейчас нами совместно с администрацией президента проводится работа по организации Гражданского форума, который состоится 14-15 октября в городе Астане. Укрепление роли НПО в строительстве гражданского общества мы рассматриваем как один из ключевых элементов демократизации.
- Какие конкретно функции закреплены за Министерством информации? Насколько безболезненно прошел "развод" двух министерств?
- Проведение государственной политики в сфере средств массовой информации, укрепление, как я уже говорил, общественного согласия. А для этого потребуется всестороннее и объективное изучение, обобщение и анализ происходящих в стране общественно-политических процессов и тенденций их развития. Что касается второй части вопроса, речь не идет о каком-то "разводе", скорее о разделении функций. Одни структурные подразделения войдут в состав Мининформации, другие - в Минкультуры, но их взаимодействие и совместная работа продолжаются. Полагаю, наши сферы всегда будут взаимодействовать в рабочем режиме. Простейший пример: проведение любых культурных мероприятий требует поддержки масс-медиа, реализация языковой или национальной политики - взаимодействия с неправительственными организациями, общественными объединениями. И подобных примеров можно привести множество.
- Какую роль вы отводите СМИ в политической палитре современного общества? Как вы собираетесь строить свои взаимоотношения с прессой и что вы вкладываете в это понятие - "регулировать сферу информации"?
- Сказать, что роль эта очень важна для общества, значит, не сказать ничего. Средства массовой информации призваны обеспечить конституционное право граждан на свободу слова.
Поскольку я сам из этой сферы и знаю ее проблемы, как говорится, изнутри, не думаю, что мне придется каким-то особым образом "строить" взаимоотношения со СМИ. "Регулировать сферу информации" означает - на уровне государства создавать условия для развития конкурентоспособных отечественных СМИ, которые в свою очередь обеспечивали бы общественность объективной информацией. Очень важным мы считаем разъяснение общенациональной стратегии развития страны, сути осуществляемых реформ. Сегодня мы наблюдаем, что часть населения уже склонна воспринимать разительные позитивные перемены в нашей жизни как должное, как само собою разумеющееся. Это ведь не совсем так. Мы должны показать, что это закономерный результат колоссальной работы, четко продуманной государственной политики.
- Следует ли понимать, что ваша сфера работы с информацией ограничится лишь государственными информационными компаниями - "Хабар", "Казахстанская правда", "Казинформ" и др.?
- Если исходить из задач информационной политики государства, об основной из которых я говорил выше, очевидно, что она не ограничивается только координацией деятельности СМИ с государственным участием.
- Будут ли расширены рамки госзаказа для негосударственных СМИ?
- Это зависит от того, какой бюджет на 2004 год будет принят парламентом. Но согласно нашим предложениям, которые были утверждены правительством и сейчас обсуждаются в парламенте, мы надеемся, что увеличение финансирования и, как следствие, расширение числа СМИ, получающих и реализующих госзаказ, будет одобрено.
- Известно, что в парламент внесен законопроект "О СМИ", разработчиком которого являлся МКИОС. Продолжите ли вы, как правопреемник, защиту законопроекта?
- Законотворческая работа, на мой взгляд, сфера слишком серьезная, для того чтобы зависеть от каких-то изменений в структурах или персонах. Законопроект поступил в парламент от правительства, и я, как член правительства, разумеется, буду во взаимодействии с нашими народными избранниками способствовать принятию наиболее оптимального закона.
- Ваше отношение к актуальной проблеме НДС на продукцию СМИ? Считаете ли вы, что нужно пролонгировать ранее предоставленные льготы?
- Эта мера соответствует уже принятой практике экономической поддержки СМИ и создания благоприятных условий для распространения ими общественно значимой информации. Естественно, я - за пролонгацию льгот. Другой вопрос, что она не может продолжаться бесконечно. Если журналисты действительно ратуют за рынок, то и им самим придется научиться жить в этих условиях.
- Сауытбек Абдрахманович, вы известны широкому кругу читателей как публицист и политический обозреватель, являетесь лауреатом Президентской премии, автором ряда книг по литературоведению и историографии. Не помешает ли творчеству нынешняя административная должность? Удастся ли сохранить статус "играющего тренера"?
- Понятие "играющий тренер", если оно вообще применимо по отношению к журналистике, пожалуй, можно употребить лишь в рамках определенного редакционного коллектива, где руководитель обязан хотя бы время от времени показать свой творческий потенциал, подтверждать моральное право на равных обсуждать те или иные вопросы со своими коллегами. Действительно, неловко, если вообразить ситуацию, когда журналист, выходя из кабинета, подумает про себя: "Знаем, как сам пишет...". То, что нынешняя моя работа в определенной степени помешает личному творчеству, однозначно. Вопрос только, в какой степени. В этом смысле я рад тому, что удалось вчерновую завершить исследование об эволюции казахского поэтического перевода. Что касается любимой мною пушкинистики, то это, думаю, на всю жизнь. |