NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:37 ast
07:37 msk

Жармахан Туякбай: "За год до выборов парламент распустить невозможно!"
Открытие очередной парламентской сессии принято считать точкой отсчета нового политического сезона. Каким он будет, особенно учитывая, что стартовавшая сессия станет последней перед очередными выборами в мажилис?
09.10.2003 / интервью

Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 8 октября

Открытие очередной парламентской сессии принято считать точкой отсчета нового политического сезона. Каким он будет, особенно учитывая, что стартовавшая сессия станет последней перед очередными выборами в мажилис? Насколько решительно будут отстаивать свои позиции депутаты? И не отразится ли на качестве законотворческой работы вполне естественное желание народных избранников заработать себе перед выборами политические очки?

– Жармахан Айтбаевич, вот уже месяц, как начался новый политический сезон. Чего вы от него ждете?

– Если исходить из того, что каждый год депутатских полномочий увеличивает опыт и компетентность, полагаю, пятая сессия даст свои положительные результаты. Будут рассмотрены важные и необходимые нашему обществу законопроекты. Я думаю, что на заключительном этапе созыва депутаты постараются принимать более качественные законы. Разумеется, большинство из них будут социально ориентированными и пройдут с большими дискуссиями. Безусловно, свой отпечаток наложат приближающиеся предвыборные баталии.

К тому же нынешняя сессия будет самой длинной и завершится к декабрю следующего года. Впереди у нас рассмотрение ряда важных законопроектов общественно-политического характера, таких, как "О выборах", "О СМИ", "О государственной молодежной политике". Среди социально направленных проектов можно выделить закон "О ветеранах", который мы вот уже почти два года рассматриваем и не можем прийти к консенсусу с правительством. Не менее важным станет и законопроект, вносящий поправки в законодательство об охране материнства и детства. Здесь также очень много проблем, которые необходимо решить.

– Поскольку нынешняя сессия станет последней для этого созыва депутатов, большинство из них будет больше работать на свой имидж, нежели на благо страны. Как вы планируете с этим бороться?

– В данном случае, на мой взгляд, депутаты станут больше инициировать социально ориентированных законопроектов, которые будут пытаться провести. Осуждать их за это нельзя. Не воспользоваться такой ситуацией политику грешно! Другой вопрос, насколько сейчас наша страна готова в полной мере реализовать социальные законы.

Что же касается обсуждений законопроектов, думаю, если они напрямую не будут связаны с решением социальных вопросов, то пройдут довольно спокойно. Полагаю, в этом плане у нас никаких проблем не возникнет.

Знаете, некоторые считают, что для депутатов законопроектная работа – это второстепенная задача. Главное же – делать заявления, депутатские запросы, соответствующим образом озвучивать животрепещущие проблемы, которые беспокоят население. А поэтому радует понимание многими того факта, что проблемы можно решать лишь совершенными законами. Социальные законы, в свою очередь, реализуются, когда у нас будет нормально работать экономика.

– На этой сессии парламенту предстоит рассмотреть два наиболее громких закона – "О выборах" и "О СМИ". Как вы считаете, как пройдет их обсуждение? Насколько конструктивно смогут подойти к работе над этими законопроектами депутаты в канун выборов?

– Закон "О СМИ" к нам уже поступил. Безусловно, жарких споров по нему не избежать. Скорее всего, пройдут баталии лоббистского характера, а не с точки зрения того, в какой степени законопроект обеспечивает гласность, свободу слова, защиту интересов журналистов и читателей. Ведь не секрет, что у каждого СМИ свои интересы. Здесь они будут пытаться "агитировать", растаскивать наших депутатов именно по этим позициям.

Если взять законопроект "О выборах", то он еще не поступил в парламент. Поэтому сегодня делать прогнозы – дело неблагодарное. Хотя каждый депутат в душе понимает, насколько важен этот закон с точки зрения организации предвыборной кампании. Тут тоже много вопросов возникает как объективного, так и субъективного характера, когда каждый примеряет законопроект на себя.

Скажем, я нисколько не сомневаюсь в своих коллегах, что они справедливо и честно выиграли прошлые выборы, но, тем не менее, разговоры идут до сих пор. Поэтому надо исходить из того, насколько каждый депутат хочет честных выборов, честного состязания, гласного и прозрачного процесса выборов. Большинство это понимают, они полны решимости сделать закон таким, чтобы он как можно больше обеспечивал справедливые выборы.

– Поскольку оба законопроекта наверняка вызовут жаркие дебаты, не боитесь ли вы повторения ситуации с Земельным кодексом, когда правительство поставило вопрос о доверии и в итоге ушло в отставку?

– Возможно, что при обсуждении и произойдет противостояние. Однако я не знаю, насколько правительству это необходимо. Законопроект "О выборах" нужен не исполнительной власти, а парламенту и представительным органам. Я думаю, формально у них нет оснований для отрицания каких-то новаций, направленных на демократизацию выборного процесса.

Впрочем, "подпольная работа" соответствующим образом будет вестись. И это вполне нормальное явление. Правительство будет отстаивать свои позиции. А вот идти на противостояние, на легкомысленные поступки... Скорее всего, этого не произойдет. Прошлых ошибок оно не должно допустить. К тому же по Конституции за год до выборов парламент распустить невозможно. Тогда какой смысл правительству идти на явный проигрыш?

– Еще одним важным документом, который вам предстоит принять, станет проект бюджета на 2004 год. Будут ли депутаты более настойчивыми в отстаивании своих позиций, чтобы не повторилась ситуация с бюджетом 2003 года, когда правительство упорно стояло на своем, не желая увеличивать его доходную часть, а в середине этого года "уточнило" бюджет на 78 млрд. тенге?

– Эта проблема при рассмотрении проекта бюджета поднимается из года в год. И из года в год депутаты высказывают одни и те же претензии, а правительство дает по ним одни и те же объяснения. В частности, что следующий год будет плохим, что цены на нефть и другое сырье упадут, что может произойти дефолт. Я думаю, что наша борьба на этом поле будет продолжаться до тех пор, пока мы не изменим всю бюджетную систему, пока конкретно и точно не будем знать, каковы наши реальные доходы и расходы.

К примеру, если завтра мы все же найдем дополнительные средства в доходной части бюджета, то мы еще не готовы объективно сказать, на что будем их тратить, на какие цели. Насколько нужной завтра окажется программа, которую мы собираемся дополнительно финансировать. У нас нет веских обоснований, потому что формирование бюджета, прогнозирование, индикативное планирование требуют глубокого анализа. Можно, конечно, навскидку назвать сумму и спонтанно, без аргументов сказать: давайте в этом году бюджет увеличим на 70 млрд. тенге. Поэтому-то и выходит, что мы не понимаем правительство, а правительство, в свою очередь, не понимает нас. Оно считает нас большими оптимистами, а мы считаем его пессимистом. А в результате получается, что у нас из года в год – непонимание.

Не случайно, я думаю, при принятии нового Бюджетного кодекса будет много споров. Это коснется не только доходной и расходной части, но и проблем бюджетного "разделизма". Нам необходимо решить, каковы будут полномочия местных бюджетов, включая районные и сельские. Если эти проблемы четко не решить, мы никогда не избавимся от перетягивания бюджетного одеяла, требований увеличить расходную часть. По-прежнему будут приходить запросы с мест, когда регионы в период формирования бюджета просят решить ту или иную проблему как правительство, так и депутатов.

В общем, все вопросы упираются в совершенствование бюджетной системы. Мы можем долго спорить, но по сути проблему не решим. Если помните, у нас на эту тему даже были парламентские слушания, но пока, к сожалению, позиции парламента и правительства сильно разнятся.

– Тем не менее будут ли депутаты настойчивы при обсуждении бюджета?

– Сегодня правительство предусматривает в проекте бюджета на следующий год увеличение ВВП на 7 проц. Мы можем с этим не согласиться, поскольку в этом году этот показатель составляет почти 10 проц. И на следующий год может быть около 9 проц. Исходя из фактического положения дел мы, конечно, можем так сказать. Впрочем, правительство снова будет стоять на своем. При этом оно будет ссылаться на возможное резкое падение цен на нефть и цветные металлы. Это происходит ежегодно. Полагаю, что вновь придется искать "золотую середину". Так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты.

Если прогнозы депутатов подтвердятся и в следующем году правительство опять объявит об уточнении бюджета на 70 млрд. тенге, то мы будем этому только рады. Я прекрасно понимаю, что когда деньги приходят в середине года, времени для их использования мало. И тратим мы их не всегда эффективно. Понятно, что такие вопросы необходимо решать уже сегодня. Решать взвешенно и обдуманно.

– Как показал нынешний год, именно депутаты оказались правы...

– В прошлом году, накануне иракской войны, никто не знал, какой будет цена на нефть. К нашей радости, она поднялась. Увы, мы всегда должны помнить, что наша экономика пока сильно подвержена влиянию международной конъюнктуры цен на сырье. В этой связи спрогнозировать ситуацию на следующий год опять очень трудно.

В целом, я считаю, без споров не обойтись. Думаю, в конечном счете правительство 10–15 млрд. тенге все же уступит. Возможно, дополнительные средства изыщем за счет перекраивания программ на решение тех проблем, которые поднимут депутаты.

– На закрытии прошлой сессии вы заявили о том, что необходим закон "О лоббизме". Насколько важно его принятие и будет ли он внесен на этой сессии?

– У меня нет сомнений в том, что этот законопроект необходим. В стенах парламента те или иные законопроекты лоббируют не только определенные финансовые группы, но и правительство, партии и т.д. Поэтому отрегулировать этот процесс соответствующими правилами просто необходимо. В законопроекте надо четко прописать сам механизм регулирования. Проект такого закона поступал в парламент еще в 1999 году, но затем правительство его отозвало. В прошлом году он стоял в плане законопроектных работ правительства, но сегодня из него незаметно исчез. Возможно, правительство устраивает нынешняя ситуация. Может, нам бы самим инициировать данный законопроект, но у нас нет достаточного потенциала. Для того чтобы разработать сам механизм, необходимо привлечь множество экспертов, возможно, пригласить специалистов из-за рубежа. Я думаю, все равно когда-нибудь этот законопроект увидит свет. Не в этом году, так в следующем. Скорее всего, его будут рассматривать уже в новом созыве парламента.

– Вы собираетесь баллотироваться на следующий срок?

– Еще не решил. Вопрос сложный, и ответить однозначно трудно. Время до выборов еще есть, а за предстоящий год много воды утечет...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Жаксыбек Кулекеев: "Родители не всегда могут правильно рассуждать" 27.10.2003
Агент национальной безопасности 27.10.2003
Будущее шельфа - за крупными игроками 20.10.2003
Гражданство я не меняю 20.10.2003
В креслах можно сидеть по разному 17.10.2003
"Требуется сварщик высокой квалификации" 16.10.2003
Узакбай Карабалин: Среди наших покупок не будет футбольных клубов! 15.10.2003
Генри Киссинджер: Поражение в Ираке станет настоящей катастрофой для Запада 14.10.2003
Избиратели России и Казахстана похожи 11.10.2003
КГБ: Тайный юмор советской разведки 11.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz