Татьяна КОСТИНА, "Казахстанская правда", 17 октября
До трех миллиардов долларов намерена вложить в разработку блока "Достык" на казахстанском шельфе Каспия российская компания "ЛУКОЙЛ". Такое заявление в начале недели сделал глава нефтяного гиганта по окончании почти часовой рабочей встречи с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Перед этим Вагит Алекперов провел переговоры с Премьер-Министром Даниалом Ахметовым. "ЛУКОЙЛ" для Казахстана является крупнейшим российским инвестором. За последние шесть лет компания вложила в нефтегазовый сектор РК более 1,5 млрд. долларов. Сегодня на территории нашей страны "ЛУКОЙЛ" участвует в реализации семи нефтегазовых проектов. О перспективах сотрудничества с Казахстаном президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагит АЛЕКПЕРОВ рассказал в интервью "Казахстанской правде".
- Российские аналитики считают, что Казахстан критически важен для "ЛУКОЙЛа", так как это один из самых перспективных в мире регионов нефтедобычи на ближайшие 5-10 лет. В частности, подсчитано, что в трех казахстанских проектах, где участвует компания, "средняя себестоимость добычи составляет порядка 1,5 доллара за баррель, что более чем вдвое меньше, чем в России". Казахстанские аналитики выдвигают другую версию активности компании: Алекперов ищет альтернативу иракскому проекту.
Так или иначе, но в Казахстане у "ЛУКОЙЛа" новый проект. Как вы могли бы прокомментировать ваши последние договоренности?
- На встрече с Президентом Казахстана я доложил о состоянии всех проектов, в которых участвует компания "ЛУКОЙЛ". Речь шла о Карачаганакском проекте, где решаются проблемы с газом совместно с Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК и национальной компанией "КазМунайГаз". Также я проинформировал Президента о новых инициативах на блоке "Достык" на казахстанском шельфе Каспия. Здесь бы мне хотелось остановиться подробнее.
В проект "Достык" входят два участка - "Казахстан" и "Тюб-Караган", которые находятся в 35-60 км от берега моря на глубине, не превышающей 20 метров. В феврале мы подписали с Казахстаном меморандум о намерениях, в июне - более детальное соглашение о принципах работы. Оно предусматривает, в частности, паритетное распределение долей в проекте, заключение с Казахстаном соглашения о разделе продукции (СРП) и создание совместного предприятия-недропользователя в соответствии с законодательством Казахстана.
В сентябре было подписано опционное соглашение, подтвердившее все прежние договоренности. Если мы в течение трех-четырех месяцев подпишем контракт, то будем готовы начать бурение уже в следующем году. Также на следующий год мы могли бы начать осуществлять инвестиции, в том числе и прямые, в геологоразведочные работы, а также, имея уникальную буровую установку, успеть подготовить к бурению первую скважину. Если на блоке "Достык" мы откроем промышленные запасы нефти (речь может идти о десятках и сотнях миллионов тонн нефтяного эквивалента), то будет принято решение об инвестировании в проект, по предварительным оценкам, до 3 млрд. долларов.
От "ЛУКОЙЛа" реализацией проекта займется наша дочерняя компания "ЛУКОЙЛ Оверсиз". "КазМунайГаз" будет представлять "КазМунайТениз" - дочернее предприятие, созданное для участия в морских проектах. Стоит заметить, что, наверное, это впервые, когда на шельфе внешний инвестор вместе с отечественной компанией займется как финансированием, так и управлением проекта.
Наша компания взяла на себя финансирование так называемого рискованного периода - геологоразведочных работ. Мы решили, что генеральный директор СП будет предложен со стороны "КазМунайГаза". Эксперты компании могут уже на данном этапе присоединиться к деятельности рабочей группы, которая в настоящее время проводит изучение технических, финансовых и коммерческих условий реализации проекта.
- Как продвигаются совместные проекты с Казахстаном, договоренности о которых были достигнуты ранее?
- Прежде всего, хотел бы остановиться на проектах по освоению нефтяных месторождений Каспийского моря, осуществляемых совместно НК "КазМунайГаз" и ОАО "ЛУКОЙЛ" в соответствии с имеющимися межгосударственными договоренностями между Казахстаном и Россией. В частности, по разработке месторождения Хвалынское. Сегодня это единственная структура на Северном Каспии, запасы которой доказаны и подтверждены по международным стандартам аудиторами "Miller & Lents". Так, запасы месторождения по категории С1+С2 составляют 127 млрд. кубометров газа и 9,6 млн. тонн газового конденсата. Запасы по категории C3 составляют 207 млн. тонн условного топлива.
Что касается Карачаганака, то здесь на повестке дня стоит вопрос осуществления так называемого газового проекта. Если учесть, что основной объем наших инвестиций приходится именно на Карачаганак, где компании принадлежит 15 % участия, то его можно смело назвать одним из приоритетных международных проектов ОАО "ЛУКОЙЛ".
Только в первом полугодии текущего года "ЛУКОЙЛ Оверсиз", оператор наших зарубежных проектов, привлек из международных финансовых институтов и освоил на Карачаганаке 150-миллионный долларовый кредит. Эти средства были направлены на завершение строительства крупнейших производственных объектов, запуск которых летом текущего года позволил значительно увеличить добычу конденсата и газа на месторождении, а также обеспечить экспорт жидких углеводородов на мировые рынки через систему КТК.
- "ЛУКОЙЛ" построил нефтяной терминал в Астрахани, в проекте - возведение трубопровода от Волгоградского НПЗ до КТК. То есть сегодня мы можем говорить о собственной инфраструктуре, которую "ЛУКОЙЛ" выстраивает под свои проекты. В каком направлении пойдет та нефть, которую вы будете добывать в Казахстане? Какую инфраструктуру вы под нее будете готовить?
- Мы являемся акционерами КТК и свои перспективы связываем с системой КТК, где у нас есть свои квоты на транспортировку. К тому же акционеры КТК обсуждают вопрос расширения мощностей трубопроводной системы и доведения ее от 48 до 63 миллионов тонн в год.
Что же касается терминала в Астрахани, то он ориентирован на экспорт российской нефти на иранский рынок. Решено активизировать работу по развитию собственной инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов по другим направлениям. Речь идет о терминалах в Высоцке, Астрахани и Калининграде. Будет продолжена работа по реализации трубопроводных проектов, включая самый амбициозный - Мурманский.
- Вы уже полтора года ведете реструктуризацию компании, объявили курс на смену менеджмента, ввели в состав директоров иностранных менеджеров, которые занимаются стратегическим планированием. Что это дало компании? Насколько повысило качество ее операционной деятельности, корпоративной культуры, управления активами?
- В последнее время мы действительно привлекаем наряду с российскими специалистами и западных менеджеров, которые наравне с нами работают над формированием стратегии развития компании. Кстати, согласно основным положениям программы стратегического развития "ЛУКОЙЛа" до 2013 года, которая должна быть утверждена в ноябре 2003 года решением совета директоров, с учетом всех поисковых работ объем доказанных запасов нефти компании планируется довести до 2,5 млрд. тонн, газа - до 1 трлн. кубометров. Уровень годовой добычи нефти запланирован в объеме 110 млн. тонн, природного и попутного газа - 33 млрд. кубометров при оптимальном развитии газотранспортной системы в России.
Также "ЛУКОЙЛ" привлекает консультантов, которые помогают нам выстраивать нашу стратегию в соответствии с ее видением акционерами и с задачами достижения той эффективности, с которой могла бы работать наша компания, имея действительно уникальные запасы нефти (19,7 млрд. баррелей нефтяного эквивалента) и серьезный объем добычи - наивысший в России - 80 млн. тонн нефти в год.
Поэтому сегодня на первое месте для меня, как руководителя компании "ЛУКОЙЛ", становится показатель эффективности вложенного капитала. И, конечно, те дивиденды, которые мы можем заплатить. Предстоит еще много поработать над тем, чтобы внешний инвестор ощущал и видел в нас надежный источник получения доходов на вложенный капитал. Вот в этом направлении мы должны развивать свой имидж.
- Какие отношения у вас сложились с казахстанским партнером - компанией "КазМунайГаз"?
- У нас были разные периоды взаимоотношений. Сегодня они стабильные. Здесь сформирована профессиональная команда. Работать над такими крупными проектами, как Карачаганак, Кашаган, Тенгиз, отстаивать интересы Казахстана и защищать инвестиции, которые делают гранды мирового нефтяного бизнеса, может только высокопрофессиональная команда.
- И последний вопрос. Хотелось бы знать вашу точку зрения по весьма актуальному для Казахстана вопросу. Бурение на Кашагане перенесено на два года. Как вы думаете, не ухудшит ли это инвестиционную привлекательность Каспия? Не приведет ли к сокращению ожидаемых прибылей?
- Такие уникальные месторождения, как Кашаган, требуют очень точного, камерального подхода. Как экологически, так и технически это чрезвычайно сложные проекты. Поэтому каждое решение там надо принимать взвешенно, в диалоге между правительством и инвестором. Будущее разработки шельфа - за крупными и сильными игроками.
В завершение беседы мне хотелось бы подчеркнуть, что Казахстан является сегодня для компании "ЛУКОЙЛ" приоритетным регионом. Здесь созданы условия для зарубежных инвестиций, есть политическая стабильность и динамично развивающаяся экономика. Мы убеждены в том, что наши инвестиции сделаны правильно. |