NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 21:46 ast
19:46 msk

Жаксыбек Кулекеев: "Родители не всегда могут правильно рассуждать"
Реформы казахстанского образования давно уже стали притчей во языцех. О них много говорят, но мало что меняется на деле. С приходом в Министерство образования и науки нового руководителя наметилась другая тенденция: после 10-летнего свободного плавания школьный "корабль" готовится круто повернуть в сторону западных образовательных стандартов
27.10.2003 / интервью

Лиля ЕРЖАНОВА, "Экспресс-К", 25 октября

Реформы казахстанского образования давно уже стали притчей во языцех. О них много говорят, но мало что меняется на деле. Однако с приходом в Министерство образования и науки нового руководителя - Жаксыбека Кулекеева - наметилась другая тенденция: после 10-летнего свободного плавания школьный "корабль" готовится круто повернуть в сторону западных образовательных стандартов.

Родители в недоумении: к чему эти реформы приведут? Вопросов возникло много. Мы переадресовали их Жаксыбеку КУЛЕКЕЕВУ, начав с актуального:

- Какие изменения ожидают казахстанское образование с начала следующего учебного года?

- Зачем же со следующего? Кое-какие нововведения удалось ввести уже в этом учебном году. Прежде всего они коснулись деятельности высших учебных заведений.

Во-первых, мы уходим от подготовки специалистов по узким направлениям. Если раньше вузы готовили студентов по 40 экономическим специальностям, сегодня таковых только 6. То же с подготовкой юристов. Согласно исследованиям, руководители предприятий хотят иметь более грамотных сотрудников.

Во-вторых, с этого года высшая школа перешла на подготовку специалистов по европейским стандартам, двухступенчатую - магистров и бакалавров. По старым нормам вузы готовили еще и дипломированных специалистов.

И наконец, по итогам учебного года выпускники школ будут сдавать единый национальный тест, совмещающий выпускные и вступительные экзамены.

- Вы уверены в удачности данного "изобретения"?

- Такая форма применяется в 58 странах мира. Ничего нового Министерство образования и науки не изобретает.

Сертификат, полученный школьником по результатам тестирования, будет служить основанием для приема в высшие учебные заведения.

А вот вузовские промежуточные тесты в следующем учебном году начнут сдавать пока студенты лишь четырех специальностей: экономисты, педагоги, медики и юристы. Ориентировочно они пройдут до 10 июня.

С 1998 года в стране накоплен большой опыт по организации тестирования. В этом году окончательно решены две самые сложные проблемы - подготовка контрольно-измерительных материалов и обеспечение их конфиденциальности.

Кстати, начиная с 2004 года будут расширены права выпускников школ. Таким образом, чтобы они смогли претендовать на поступление в вузы на грантовой основе одновременно по пяти, а не по трем специальностям.

- Изменится ли система получения образовательных грантов?

- Нет, но изменится система их распределения. Гранты будут закрепляться за конкретными вузами. Если нужны учителя математики, то мы должны выяснить, какое учебное заведение лучше всех в Казахстане их готовит. Ему и отдавать обучение по госзаказу. Конечно, при этом будет учитываться и региональный охват.

До получения результатов промежуточного контроля и определения рейтинга вузов, министерство выберет "базовые" вузы на основе накопленной информации. Думаю, весной мы будем готовы опубликовать этот список и количество грантов, закрепленных за ними по разным специальностям.

- Большинство родителей, с которыми мне довелось общаться, против введения 12-летнего образования. О том, что такой вопрос стоит на повестке дня, вы заявили на встрече с депутатами. Вы прислушиваетесь к общественному мнению или считаете, что Министерство образования - как тот "жираф", которому видней?

- Конечно, мы прислушиваемся к тому, что говорят на этот счет в обществе. Но 12-летнее образование - отдельный вопрос. Родители не всегда могут правильно рассуждать. Сегодня общество находится на таком этапе развития, когда детям, чтобы адаптироваться к условиям рынка, необходимо обладать огромным количеством информации.

Мир давно понял, что содержать ребенка в школе еще один год намного выгоднее, чем пустить его, неподготовленного, на улицу. Не случайно во многих европейских странах, которые ушли дальше нас по уровню развития, приняли законы, обязывающие родителей обучать своих детей до 18 лет.

И здесь речь идет не о том, что мы хотим продлить "верхний возраст" обучения, а о том, чтобы дети начинали учиться в школе с шести лет.

- Чем вас не устраивает существующая система?

- Недостаток существующего школьного обучения в том, что не развиваются творческие способности детей. С принятием 12-летнего образования можно было бы организовать в старших классах только профильное обучение. В условиях Казахстана, мне кажется, возможна специализация, как минимум, по трем направлениям: гуманитарному, естественнонаучному и техническому.

- Школы перегружены, им не хватает учебников, помещений, финансирования. С переходом к 12-летней системе образования эти проблемы встанут с новой силой. Не торопитесь ли вы с реформами?

- Торопиться надо, если мы не хотим отстать от развития мировой цивилизации. Внедрение нового всегда связано с определенными материальными затратами.

Проблемы, конечно, есть, но они активно решаются. Как вы знаете, укрепление материальной базы школ уже сейчас является приоритетом № 1 для страны. Кроме того, от 30 до 50% расходов в бюджетах областей, которые сейчас рассматривает правительство, предусмотрены на образование. Только новых школ в ближайшие три года в республике будет построено более 600.

- С какого года 12-летка станет реальностью?

- По поручению правительства, до нового года министерство должно подготовить концепцию развития системы образования Казахстана. Переход на 12-летнее образование - один из ее ключевых вопросов.

- Поставим вопрос по-другому: если правительство одобрит концепцию, значит, "революция" в школах начнется уже со следующего учебного года?

- Скорее, с 2005 года. Все-таки новшества, которые мы предлагаем, требуют финансовой поддержки. Республиканский бюджет 2004 года уже находится в парламенте, он сверстан и почти утвержден.

- В какую сумму обойдется казне планируемая перестройка?

- Примерно 70% детей уже сегодня охвачены предшкольной подготовкой за счет бюджетных средств. Для обеспечения 100% охвата в следующем году потребуются дополнительные средства.

Что же касается профильного обучения в старших классах, то особых затрат, я считаю, на это не потребуется. Разве что на укрепление материальной базы школ для обучения старшеклассников с технической специализацией. Но в крупных населенных пунктах сохранились центры производственного обучения, которые можно было бы привлечь к этой работе.

- Сегодня мы гонимся за западными стандартами образования и как-то забыли, что именно советская школа обучения считалась одной из самых основательных в мире, а высшее образование - фундаментальным. Недаром ведь та же Америка до сих пор активно вывозит с постсоветского пространства "мозги". Не потеряем ли мы в погоне за лучшим то хорошее, что у нас уже есть?

- Советская система не нуждалась в творчестве. Школы были ориентированы на запоминание и воспроизведение полученных знаний. Тот, кто не пропускал занятий и в точности мог повторить слова учителя, получал самую высокую оценку.

Время предъявляет к системе обучения новые требования. Запоминать информацию сейчас нет надобности. Источников так же много, как и технических средств для их хранения. От детей прежде всего требуется умение находить нужную информацию и правильно ее применять. Роль учителя - научить детей самостоятельно мыслить и принимать решения.

Сегодня лучшее в мире образование дают школы Сингапура, Тайваня, Гонконга, Японии.

- Вечно злободневный вопрос о школьных поборах и с вашим приходом в министерство не потерял своей актуальности…

- Я против того, чтобы директора школ занимались мелкими поборами. По 20, 50, 100 тенге не стоит собирать. Сегодня на текущий и капитальный ремонт школ местными бюджетами выделяются деньги.

Но это не означает, что родители не должны принимать участие, в том числе и материальное, в управлении школами. По Конституции государство вместе с родителями несет ответственность за воспитание детей. А потому обе стороны должны совместно создавать нормальные условия для обучения. Если чьи-то родители в состоянии пожертвовать частью своих доходов в пользу развития школы, почему бы и нет?

Я думаю, что в каждом населенном пункте найдутся приличные спонсоры, у которых можно попросить помощи в укреплении библиотеки, в поддержке программного обеспечения школьных компьютеров, в оплате их работы в Интернете.

Помимо таких потребностей, в школах собирают деньги на массу общественных мероприятий. Здесь уж родители сами должны решать, нужны им такие мероприятия или нет.

После того как мы начнем вводить в управление школами демократические элементы, думаю, многие вопросы решатся сами собой. С введением единого национального теста, когда деятельность школ станет прозрачной, у родителей появится больше возможностей и, думаю, больше желания для активного вмешательства во внутренние дела школ.

- Уровень образования в частных школах выше или ниже того, что дают детям государственные школы?

- В частных школах Казахстана обучается не так много детей. Из 3 миллионов 60 тысяч школьников там учатся всего 20 тысяч. По уровню обучения я пока ничего не могу сказать - единый тест покажет. Но условия обучения в частных школах однозначно лучше.

- В одном из выступлений вы признали, что даже золотая медаль стала предметом злоупотреблений в школах. Каким образом?

- Это связано с принятием ошибочных, на мой взгляд, правил присвоения нагрудного знака "Алтын белгi". Почему его обладатели обязательно должны быть победителями республиканских и международных олимпиад? Согласитесь, отличники учебы могут иметь одинаково хорошие знания по всем предметам, но не обязательно углубленные. По большому счету, они не могут соревноваться на одном уровне с одаренными детьми - участниками олимпиад. Но из-за того, что получение нагрудного знака было увязано с победами в республиканских олимпиадах, мы стали искусственно "вытаскивать" отличников на этот уровень. Начались перекосы в организации предметных олимпиад.

- Родителей не устраивает ситуация, которая сложилась в школе с преподаванием языков. К примеру, английский и казахский дети изучают по 2 часа в неделю, и то не с первого класса. Вам не кажется, что в наших школах есть проблемы как с методикой, так и с качеством преподавания языков?

- Полностью разделяю эту озабоченность. Изучение русского языка в казахских школах становится проблемой. В регионах, где делопроизводство осуществляется на казахском языке, дети после школ не знают русского. В русских школах не знают казахского языка. С иностранным языком везде проблема.

Тем не менее количество часов достаточное: 40% учебного времени школьники тратят на языковые дисциплины. Однако я не согласен с тем, что изучение иностранных языков сегодня начинается с 5 класса: языки надо вводить в школьную программу, как минимум, со второго класса. Параллельно надо работать и над методикой их преподавания. В наших учебниках огромное количество времени уделяется изучению грамматики, а не лексики. Степень усвоения языка в результате остается на низком уровне.

В рамках новой концепции изучение иностранных языков должно стать приоритетным. Не нужно бояться загружать детей. По нашим стандартам, в начальной школе дети должны обучаться не более 22-23 часов в неделю. Опыт стран Юго-Восточной Азии, которые сегодня лидируют в мире по уровню образования, показывает, что дети нормально учатся и по 8-10 часов в день. Если учебный процесс организован правильно, дети не устают от занятий.

Я сторонник того, чтобы дети получали качественные знания, независимо от того, на каком языке они обучаются. И потом, когда мы говорим о качестве знаний, в первую очередь нужно иметь в виду преподавателя. От учителя зависит очень много.

- Как вы намерены решить проблему с кадрами?

- Надо работать над улучшением состава учителей. Я думаю, их надо так же, как школьников, подвергать контролю, тестированию, аттестации.

Вместе с тем надо думать и о кадровом пополнении. Если не возродить педагогические вузы, не сосредоточить в региональных вузах лучших специалистов, мы не сможем "встряхнуть" школу, претворить в жизнь те преобразования, которые наметили.

По решению главы государства Алматинский государственный университет уже стал Национальным педагогическим университетом. Кроме того, в настоящее время обсуждаем проблему образования пяти региональных педагогических вузов: в Семипалатинске, Павлодаре, Костанае, Таразе и Актюбинске.

Спросите, зачем, если 30% студентов в учебных заведениях страны и сегодня учатся по педагогическим специальностям? Анализ показывает, что вместо того, чтобы готовить учителей математики, учителей физики, учителей химии, стали готовить математиков, физиков, химиков.

- А в чем разница?

- Учителя математики могут и не владеть в совершенстве высокими математическими знаниями. Но они должны знать методику преподавания школьных дисциплин и быть хорошими психологами. Преподавание же специальных педагогических дисциплин в бывших пединститутах резко сокращено.

Вторая проблема - социальная поддержка молодых специалистов. В некоторых областях уже стали строить жилье для молодых специалистов. Аким Кызылординской области Серикбай Нургисаев, например, принял программу строительства 1000 домов для молодых выпускников педагогических вузов. Ключи от 360 домов он отдал молодым специалистам уже в этом году. И как он сам признался, желающих работать в сельских школах стало намного больше. Даже конкурс появился. Увы, такие примеры пока исключение из общего правила.

- Какие перемены ждут среднее специальное образование?

- Основная проблема в том, что промышленные предприятия, рынок сегодня не признают ту квалификацию, которую профессиональные школы по старой традиции присваивают своим выпускникам.

Одна из главных задач Министерства образования в этой сфере - отделение процедуры присвоения квалификации от подготовки специалистов. Создание специализированного органа решает многие проблемы.

Сегодня немало людей, которые обучаются профессии в качестве учеников у конкретных специалистов. Но они не могут получить документ, подтверждающий их квалификацию, потому что не учились в ПТУ. Таким образом, можно узаконить, а главное - проследить за качеством обучения и на многочисленных краткосрочных курсах.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Жаксыбек Кулекеев: "Родители не всегда могут правильно рассуждать" 27.10.2003
Агент национальной безопасности 27.10.2003
Будущее шельфа - за крупными игроками 20.10.2003
Гражданство я не меняю 20.10.2003
В креслах можно сидеть по разному 17.10.2003
"Требуется сварщик высокой квалификации" 16.10.2003
Узакбай Карабалин: Среди наших покупок не будет футбольных клубов! 15.10.2003
Генри Киссинджер: Поражение в Ираке станет настоящей катастрофой для Запада 14.10.2003
Избиратели России и Казахстана похожи 11.10.2003
КГБ: Тайный юмор советской разведки 11.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz