NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:37 ast
19:37 msk

Кайрат Келимбетов: "Принятие бюджета – особый "жанр"
Каждый год обсуждение проекта бюджета вызывает бурные и жаркие дебаты. Согласно традиции, в "запасе" у правительства всегда есть некая сумма, которую оно готово отдать депутатам в качестве "отступных". В прошлом году это были 10 млрд. тенге
13.11.2003 / интервью

Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 12 ноября

Главный финансовый документ, по которому стране предстоит жить весь следующий год, уже находится в стенах парламента. Каждый год обсуждение проекта бюджета вызывает бурные и жаркие дебаты. Согласно традиции, в "запасе" у правительства всегда есть некая сумма, которую оно готово отдать депутатам в качестве "отступных". В прошлом году это были 10 млрд. тенге. На сколько в правительстве готовы "расширить" бюджет сейчас? Как пройдет обсуждение проекта закона? Каковы его приоритеты? На эти и другие вопросы корреспондента "НН" Натальи БУЕНКО отвечает министр экономики и бюджетного планирования

– Кайрат Нематович, в чем, на ваш взгляд, концептуальное отличие проекта бюджета 2004 года от нынешнего?

– Если говорить коротко, то сейчас бюджет 2004 года сформирован в рамках нашего видения развития экономики в течение следующих трех лет – до 2006 года.

Как вы знаете, с 1 января будущего года налоговая нагрузка снижается по НДС, подоходному и социальному налогу. При формировании бюджета мы смотрели не только на то, как увеличить расходную часть, но с учетом роста доходов смогли предусмотреть подобные послабления в фискальной политике. При этом, безусловно, какие-то расходы не осуществятся, но зато в целом произойдет снижение нагрузки на экономику.

– Если бюджет нынешнего года был социально направленным, то каким можно назвать будущий? Каковы его приоритеты?

– Понятно, что главным и самым важным ориентиром для работы правительства и бюджетной комиссии стали тезисы апрельского послания главы государства, где он поставил вполне определенные задачи. Именно они составили основу проекта бюджета на следующий год.

В частности, в послании было поставлено несколько задач по развитию аула. У нас есть агропродовольственная программа, финансирование которой мы ежегодно увеличиваем на 10 млрд. тенге. Следующий приоритет – это государственная программа развития сельских территорий. Если первая программа направлена на развитие сельского хозяйства как отрасли, то вторая предусматривает два аспекта. Во-первых, это укрепление сельской инфраструктуры. Во-вторых, выбор этих объектов зависит от перспективности тех или иных сельских регионов. Это значит, что деньги будут вкладываться только в населенные пункты с высоким или средним потенциалом развития. Там же, где село не будет развиваться или находится в экологически неблагоприятном месте, мы начнем подготовку к переселению людей.

Кроме того, одним из важных моментов в рамках программы развития сельских территорий является выделение 2,9 млрд. тенге на аппараты сельских акимов. В свое время мы этот уровень управления упустили.

– У акимов впервые появятся свои бюджеты?

– Не совсем так. У них появятся свои бюджетные программы. Чтобы появился бюджет, этот вопрос надо еще дополнительно проработать. Бюджет предопределяет не только расходную часть, но и доходную, а также его утверждение в органах представительной власти.

Вопрос бюджета – это вообще политический вопрос: важнее есть деньги или их нет. У сельских акимов деньги появятся в виде бюджетной программы, которая будет достаточно защищена.

Вместе с тем важно отметить и социальный аспект проекта бюджета на 2004 год. Так, объем солидарных пенсий у нас планируется в пределах 170,5 млрд. тенге. Это почти на 22,6 млрд. тенге больше, чем в текущем году.

Кроме того, мы предполагаем провести масштабную реформу оплаты труда как среди работников государственной службы, так и среди работников бюджетной сферы. На 50 проц. вырастет зарплата госслужащих и на 20 проц. – бюджетников. Всего по госбюджету это выльется в 66,4 млрд. тенге. Наряду с этим мы выделяем 15 млрд. тенге на гарантированный объем медицинского обслуживания и еще 6 млрд. тенге – на увеличение квоты оралманов с 5 до 10 тыс. человек.

Как видите, социальная часть существенно растет. Однако при этом важно, чтобы не было увлечения такими расходами без обеспечения устойчивости доходной части. А она, в свою очередь, зависит от сырьевой конъюнктуры. Конечно, этот фактор всегда будет играть особую роль в экономике Казахстана. Поэтому наша задача – добиться диверсификации экономики. Для этого была разработана стратегия индустриально-инновационного развития. На ее реализацию, в частности на укрепление уставных капиталов институтов развития, мы выделяем порядка 20 млрд. тенге. Кроме того, выделяется около 2 млрд. тенге на государственную программу освоения казахстанского сектора шельфа Каспия.

– Как вы уже отметили, пока экономика Казахстана в большей степени зависит от цен на мировое сырье, в частности на нефть. Каковы прогнозные данные правительства на будущий год?

– У нас есть организации сырьевого сектора, по которым перепоступления от плана уходят в Нацфонд. Так вот там железная цена – 19 долл. за баррель смеси брент. Но также есть организации, которые не входят в этот перечень. По ним мы прогнозируем, что цена будет в пределах 22 долл. Это наш сценарий мировой цены на нефть смеси брент. Соответственно, экспортная цена казахстанской нефти составит 16,5 долл. за баррель. Исторически сложилось, что наша цена на нефть – 75–80 проц. от мировой цены. Причина кроется в качестве нефти и расходах на транспортировку.

– Какой объем инвестиций правительство планирует привлечь в следующем году и куда они будут направляться?

– У нас есть текущие программы и программы развития. Весь перечень инвестиционных проектов обойдется в 148 млрд. тенге, что на 37 млрд. тенге больше, чем в нынешнем году.

К примеру, по таможне мы увеличиваем расходы почти в два раза. С одной стороны, резонно спросить: зачем? С другой – существующий уровень оснащенности таможни и дает соответствующие доходы. Поэтому с каждым годом мы будем увеличивать финансирование таможенников. И эти вложения принесут отдачу уже буквально в обозримом будущем.

Кроме того, необходимы средства на развитие социальной инфраструктуры. Это школы и больницы, водообеспечение населенных пунктов. Также необходимо развивать базовую инфраструктуру. В будущем году мы в целом увеличиваем ассигнования на дорожное строительство. К тому же не надо забывать про строительство аэропортов, железной дороги.

И наконец, огромная доля инвестиций идет на развитие города Астаны. Это задача как политически, так и экономически обоснованная. Масштабное строительство города дает мультипликативный эффект во всей экономике страны.

– Вопрос, получивший большое и социальное, и политическое значение: начались ли выплаты по вкладам бывшего Сбербанка? Какой объем средств на эти цели заложен в бюджете?

– В соответствии с поручением руководства страны мы выпустили казначейские облигации на 12 млрд. тенге со сроком погашения один, два и три года. Теперь задача вкладчиков – прийти вовремя в Народный банк и оформить соответствующие документы.

– Довольно часто на заседаниях правительства поднимается вопрос бюджетной дисциплины. Ведь не секрет, что многие бюджетные программы полностью не осваиваются. Что делается министерством, чтобы изменить сложившуюся тенденцию?

– Действительно, у нас была такая проблема, началась она с 2002 года и продолжается по сей день. Раньше средств не хватало, и вроде бы успевали их осваивать. Теперь многие бюджетные администраторы оказались не готовы к освоению запланированных средств.

Сейчас этой проблеме придается большое значение. Я полагаю, что с ежегодным увеличением финансирования она будет усиливаться, поэтому ее надо решать системно. В частности, в проекте Бюджетного кодекса, который находится в парламенте, много статей посвящено мониторингу освоения бюджетных средств и самим понятиям освоения бюджетных средств. Даже есть такие статьи, по которым в случае неосвоения бюджетных средств правительство или местные исполнительные органы могут выходить с предложением о наказании тех или иных бюджетных администраторов не просто организационно, а финансово.

– А когда начнут действовать данные новшества?

– Мы планируем, что с 2005 года, когда вступит в действие новый Бюджетный кодекс. К тому времени, безусловно, должна быть налажена и сама система. Конечно же, мы бы хотели не только осваивать выделенные средства. В принципе, это старый подход. Кассовое исполнение бюджета еще не говорит о достижении тех целей, которые мы ставили...

– Если я правильно поняла, весь вопрос в эффективности использования выделенных денег?

– Бесспорно. И этому мы будем придавать большое значение на всех этапах. Эффективность будет оцениваться как при планировании, так и при исполнении. Думаю, что эту проблему мы все же решим. Уже в этом году были заметные сдвиги.

– В нынешнем году произошло дополнительное увеличение доходной части бюджета почти на 78 млрд. тенге. Это была перестраховка или неумение составить реальную картину доходов?

– Я еще раз хотел бы напомнить о ситуации сентября 2002 года, когда мы вносили бюджет в парламент. Тогда реальная оценка мировой цены на нефть составляла 22–23 долл. за баррель. Когда прошел первый квартал, неопределенность цен на нефть превратилась в устойчивый фактор роста. В частности, уже по первому кварталу цена превышала 26 долл., что и дало дополнительные доходы. Все первое полугодие держались рекордные цены на нефть.

В целом, я считаю, никакой трагедии в этом нет. Был реалистичный сценарий бюджета, который мы закладывали. Ведь ситуация могла и существенно ухудшиться, возможно, тогда пришлось бы говорить о секвестре. К слову сказать, у нас всегда есть выбор: взять реалистичный, пессимистичный или оптимистичный сценарий.

Как только появились дополнительные доходы, мы пришли в парламент с уточнением бюджета. Я не вижу в этом особого драматизма.

– Однако каждое уточнение приводит к тому, что средства поступают в середине года. А ведь у нас и так проблемы с освоением денег...

– Вы правильно говорите. Но давайте к этому подойдем с другой стороны. Когда мы формируем реалистичный бюджет, то приоритеты отдаются одним программам, другие ждут своей очереди. Когда же в середине года происходит уточнение, то и приоритеты расходной части немного другие. Мы ведь не увеличиваем расходы какого-то министерства, а направляем средства на выполнение вполне конкретных задач.

– Как вы считаете, сможет ли и в нынешнем году правительство отстоять свои позиции при обсуждении бюджета в парламенте? Многие депутаты настроены весьма категорично, памятуя, как проходило обсуждение бюджета 2003 года. А если учесть, что выборы не за горами, то можно предположить, какой будет схватка...

– Мне очень понравился этот вопрос. Я хотел бы напомнить, что любое прохождение бюджета всегда сопровождается бурными дебатами в парламенте. Почему? Потому что именно этот законопроект, по сути, предопределяет судьбу всех остальных законопроектов на следующий год, а также реализацию других государственных и отраслевых программ. Внутри него заложена вся экономическая и финансовая политика страны на следующий год.

На мой взгляд, мнение, что правительство приготовило некий свой вариант и его отстаивает, является стереотипным, устаревшим. В состав республиканской бюджетной комиссии входят и депутаты парламента. В основу решений бюджетной комиссии ложится реализация тех проблемных вопросов, которые поднимались депутатами парламента в предыдущие годы. Любую проблему необходимо детально прорабатывать, прежде чем выделять деньги. Соответственно в бюджет уже попадают отработанные вопросы. И мы считаем, что такой отработанный бюджет – плод деятельности двух ветвей власти.

– Но почему же тогда в парламенте всегда происходят бурные дебаты? Может, это чисто политическая сторона вопроса?

– Безусловно, каждый депутат вправе считать, что та проблема, которую он озвучивает, наиболее значима. И это нормально. На мой взгляд, спор идей идет больше между самими депутатами. Сейчас, например, поступило 177 предложений на 98 млрд. тенге. Какие из них приоритетны? Вот это и будет обсуждаться.

– Из года в год правительство идет на уступки депутатам, увеличивая расходную часть бюджета на определенную сумму "отступных". Какой эта сумма может быть нынче?

– Естественно, что все поступившие предложения мы не сможем профинансировать. По уже сложившейся практике прохождения бюджета всегда возникает некое уточнение (улыбается). Данная практика идет с тех времен, когда бюджет не был настолько проработан. И так называемая "сумма отступных" задана самим "жанром" обсуждения бюджета в парламенте. Наверное, с каждым годом она должна уменьшаться. Опять-таки, все покажет обсуждение.

– Полагаю, пока эту цифру вы держите в секрете?

– В рамках, опять же подчеркну, принятого "жанра" эта цифра реально вырисовывается тоже ближе к концу работы согласительной комиссии.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Борис Гребенщиков: Девочкам из "Тату" кланяюсь в пояс 24.11.2003
Валерий Набитовский: У акима планов больше, чем возможностей 21.11.2003
Левая нефть 21.11.2003
Болатбек Булгакбаев: "Работаем по-крупному" 20.11.2003
Делить по-честному и быть самим собой 14.11.2003
Кайрат Келимбетов: "Принятие бюджета – особый "жанр" 13.11.2003
Рустам Ибрагимбеков: "Надо уметь использовать волну" 12.11.2003
Генерал Алик Шпекбаев: "Я никогда не думал об офицерской карьере" 06.11.2003
Жаксыбек Кулекеев: "Родители не всегда могут правильно рассуждать" 27.10.2003
Агент национальной безопасности 27.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz