Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 12 ноября
Главный финансовый документ, по которому стране предстоит жить весь следующий год, уже находится в стенах парламента. Каждый год обсуждение проекта бюджета вызывает бурные и жаркие дебаты. Согласно традиции, в "запасе" у правительства всегда есть некая сумма, которую оно готово отдать депутатам в качестве "отступных". В прошлом году это были 10 млрд. тенге. На сколько в правительстве готовы "расширить" бюджет сейчас? Как пройдет обсуждение проекта закона? Каковы его приоритеты? На эти и другие вопросы корреспондента "НН" Натальи БУЕНКО отвечает министр экономики и бюджетного планирования
– Кайрат Нематович, в чем, на ваш взгляд, концептуальное отличие проекта бюджета 2004 года от нынешнего?
– Если говорить коротко, то сейчас бюджет 2004 года сформирован в рамках нашего видения развития экономики в течение следующих трех лет – до 2006 года.
Как вы знаете, с 1 января будущего года налоговая нагрузка снижается по НДС, подоходному и социальному налогу. При формировании бюджета мы смотрели не только на то, как увеличить расходную часть, но с учетом роста доходов смогли предусмотреть подобные послабления в фискальной политике. При этом, безусловно, какие-то расходы не осуществятся, но зато в целом произойдет снижение нагрузки на экономику.
– Если бюджет нынешнего года был социально направленным, то каким можно назвать будущий? Каковы его приоритеты?
– Понятно, что главным и самым важным ориентиром для работы правительства и бюджетной комиссии стали тезисы апрельского послания главы государства, где он поставил вполне определенные задачи. Именно они составили основу проекта бюджета на следующий год.
В частности, в послании было поставлено несколько задач по развитию аула. У нас есть агропродовольственная программа, финансирование которой мы ежегодно увеличиваем на 10 млрд. тенге. Следующий приоритет – это государственная программа развития сельских территорий. Если первая программа направлена на развитие сельского хозяйства как отрасли, то вторая предусматривает два аспекта. Во-первых, это укрепление сельской инфраструктуры. Во-вторых, выбор этих объектов зависит от перспективности тех или иных сельских регионов. Это значит, что деньги будут вкладываться только в населенные пункты с высоким или средним потенциалом развития. Там же, где село не будет развиваться или находится в экологически неблагоприятном месте, мы начнем подготовку к переселению людей.
Кроме того, одним из важных моментов в рамках программы развития сельских территорий является выделение 2,9 млрд. тенге на аппараты сельских акимов. В свое время мы этот уровень управления упустили.
– У акимов впервые появятся свои бюджеты?
– Не совсем так. У них появятся свои бюджетные программы. Чтобы появился бюджет, этот вопрос надо еще дополнительно проработать. Бюджет предопределяет не только расходную часть, но и доходную, а также его утверждение в органах представительной власти.
Вопрос бюджета – это вообще политический вопрос: важнее есть деньги или их нет. У сельских акимов деньги появятся в виде бюджетной программы, которая будет достаточно защищена.
Вместе с тем важно отметить и социальный аспект проекта бюджета на 2004 год. Так, объем солидарных пенсий у нас планируется в пределах 170,5 млрд. тенге. Это почти на 22,6 млрд. тенге больше, чем в текущем году.
Кроме того, мы предполагаем провести масштабную реформу оплаты труда как среди работников государственной службы, так и среди работников бюджетной сферы. На 50 проц. вырастет зарплата госслужащих и на 20 проц. – бюджетников. Всего по госбюджету это выльется в 66,4 млрд. тенге. Наряду с этим мы выделяем 15 млрд. тенге на гарантированный объем медицинского обслуживания и еще 6 млрд. тенге – на увеличение квоты оралманов с 5 до 10 тыс. человек.
Как видите, социальная часть существенно растет. Однако при этом важно, чтобы не было увлечения такими расходами без обеспечения устойчивости доходной части. А она, в свою очередь, зависит от сырьевой конъюнктуры. Конечно, этот фактор всегда будет играть особую роль в экономике Казахстана. Поэтому наша задача – добиться диверсификации экономики. Для этого была разработана стратегия индустриально-инновационного развития. На ее реализацию, в частности на укрепление уставных капиталов институтов развития, мы выделяем порядка 20 млрд. тенге. Кроме того, выделяется около 2 млрд. тенге на государственную программу освоения казахстанского сектора шельфа Каспия.
– Как вы уже отметили, пока экономика Казахстана в большей степени зависит от цен на мировое сырье, в частности на нефть. Каковы прогнозные данные правительства на будущий год?
– У нас есть организации сырьевого сектора, по которым перепоступления от плана уходят в Нацфонд. Так вот там железная цена – 19 долл. за баррель смеси брент. Но также есть организации, которые не входят в этот перечень. По ним мы прогнозируем, что цена будет в пределах 22 долл. Это наш сценарий мировой цены на нефть смеси брент. Соответственно, экспортная цена казахстанской нефти составит 16,5 долл. за баррель. Исторически сложилось, что наша цена на нефть – 75–80 проц. от мировой цены. Причина кроется в качестве нефти и расходах на транспортировку.
– Какой объем инвестиций правительство планирует привлечь в следующем году и куда они будут направляться?
– У нас есть текущие программы и программы развития. Весь перечень инвестиционных проектов обойдется в 148 млрд. тенге, что на 37 млрд. тенге больше, чем в нынешнем году.
К примеру, по таможне мы увеличиваем расходы почти в два раза. С одной стороны, резонно спросить: зачем? С другой – существующий уровень оснащенности таможни и дает соответствующие доходы. Поэтому с каждым годом мы будем увеличивать финансирование таможенников. И эти вложения принесут отдачу уже буквально в обозримом будущем.
Кроме того, необходимы средства на развитие социальной инфраструктуры. Это школы и больницы, водообеспечение населенных пунктов. Также необходимо развивать базовую инфраструктуру. В будущем году мы в целом увеличиваем ассигнования на дорожное строительство. К тому же не надо забывать про строительство аэропортов, железной дороги.
И наконец, огромная доля инвестиций идет на развитие города Астаны. Это задача как политически, так и экономически обоснованная. Масштабное строительство города дает мультипликативный эффект во всей экономике страны.
– Вопрос, получивший большое и социальное, и политическое значение: начались ли выплаты по вкладам бывшего Сбербанка? Какой объем средств на эти цели заложен в бюджете?
– В соответствии с поручением руководства страны мы выпустили казначейские облигации на 12 млрд. тенге со сроком погашения один, два и три года. Теперь задача вкладчиков – прийти вовремя в Народный банк и оформить соответствующие документы.
– Довольно часто на заседаниях правительства поднимается вопрос бюджетной дисциплины. Ведь не секрет, что многие бюджетные программы полностью не осваиваются. Что делается министерством, чтобы изменить сложившуюся тенденцию?
– Действительно, у нас была такая проблема, началась она с 2002 года и продолжается по сей день. Раньше средств не хватало, и вроде бы успевали их осваивать. Теперь многие бюджетные администраторы оказались не готовы к освоению запланированных средств.
Сейчас этой проблеме придается большое значение. Я полагаю, что с ежегодным увеличением финансирования она будет усиливаться, поэтому ее надо решать системно. В частности, в проекте Бюджетного кодекса, который находится в парламенте, много статей посвящено мониторингу освоения бюджетных средств и самим понятиям освоения бюджетных средств. Даже есть такие статьи, по которым в случае неосвоения бюджетных средств правительство или местные исполнительные органы могут выходить с предложением о наказании тех или иных бюджетных администраторов не просто организационно, а финансово.
– А когда начнут действовать данные новшества?
– Мы планируем, что с 2005 года, когда вступит в действие новый Бюджетный кодекс. К тому времени, безусловно, должна быть налажена и сама система. Конечно же, мы бы хотели не только осваивать выделенные средства. В принципе, это старый подход. Кассовое исполнение бюджета еще не говорит о достижении тех целей, которые мы ставили...
– Если я правильно поняла, весь вопрос в эффективности использования выделенных денег?
– Бесспорно. И этому мы будем придавать большое значение на всех этапах. Эффективность будет оцениваться как при планировании, так и при исполнении. Думаю, что эту проблему мы все же решим. Уже в этом году были заметные сдвиги.
– В нынешнем году произошло дополнительное увеличение доходной части бюджета почти на 78 млрд. тенге. Это была перестраховка или неумение составить реальную картину доходов?
– Я еще раз хотел бы напомнить о ситуации сентября 2002 года, когда мы вносили бюджет в парламент. Тогда реальная оценка мировой цены на нефть составляла 22–23 долл. за баррель. Когда прошел первый квартал, неопределенность цен на нефть превратилась в устойчивый фактор роста. В частности, уже по первому кварталу цена превышала 26 долл., что и дало дополнительные доходы. Все первое полугодие держались рекордные цены на нефть.
В целом, я считаю, никакой трагедии в этом нет. Был реалистичный сценарий бюджета, который мы закладывали. Ведь ситуация могла и существенно ухудшиться, возможно, тогда пришлось бы говорить о секвестре. К слову сказать, у нас всегда есть выбор: взять реалистичный, пессимистичный или оптимистичный сценарий.
Как только появились дополнительные доходы, мы пришли в парламент с уточнением бюджета. Я не вижу в этом особого драматизма.
– Однако каждое уточнение приводит к тому, что средства поступают в середине года. А ведь у нас и так проблемы с освоением денег...
– Вы правильно говорите. Но давайте к этому подойдем с другой стороны. Когда мы формируем реалистичный бюджет, то приоритеты отдаются одним программам, другие ждут своей очереди. Когда же в середине года происходит уточнение, то и приоритеты расходной части немного другие. Мы ведь не увеличиваем расходы какого-то министерства, а направляем средства на выполнение вполне конкретных задач.
– Как вы считаете, сможет ли и в нынешнем году правительство отстоять свои позиции при обсуждении бюджета в парламенте? Многие депутаты настроены весьма категорично, памятуя, как проходило обсуждение бюджета 2003 года. А если учесть, что выборы не за горами, то можно предположить, какой будет схватка...
– Мне очень понравился этот вопрос. Я хотел бы напомнить, что любое прохождение бюджета всегда сопровождается бурными дебатами в парламенте. Почему? Потому что именно этот законопроект, по сути, предопределяет судьбу всех остальных законопроектов на следующий год, а также реализацию других государственных и отраслевых программ. Внутри него заложена вся экономическая и финансовая политика страны на следующий год.
На мой взгляд, мнение, что правительство приготовило некий свой вариант и его отстаивает, является стереотипным, устаревшим. В состав республиканской бюджетной комиссии входят и депутаты парламента. В основу решений бюджетной комиссии ложится реализация тех проблемных вопросов, которые поднимались депутатами парламента в предыдущие годы. Любую проблему необходимо детально прорабатывать, прежде чем выделять деньги. Соответственно в бюджет уже попадают отработанные вопросы. И мы считаем, что такой отработанный бюджет – плод деятельности двух ветвей власти.
– Но почему же тогда в парламенте всегда происходят бурные дебаты? Может, это чисто политическая сторона вопроса?
– Безусловно, каждый депутат вправе считать, что та проблема, которую он озвучивает, наиболее значима. И это нормально. На мой взгляд, спор идей идет больше между самими депутатами. Сейчас, например, поступило 177 предложений на 98 млрд. тенге. Какие из них приоритетны? Вот это и будет обсуждаться.
– Из года в год правительство идет на уступки депутатам, увеличивая расходную часть бюджета на определенную сумму "отступных". Какой эта сумма может быть нынче?
– Естественно, что все поступившие предложения мы не сможем профинансировать. По уже сложившейся практике прохождения бюджета всегда возникает некое уточнение (улыбается). Данная практика идет с тех времен, когда бюджет не был настолько проработан. И так называемая "сумма отступных" задана самим "жанром" обсуждения бюджета в парламенте. Наверное, с каждым годом она должна уменьшаться. Опять-таки, все покажет обсуждение.
– Полагаю, пока эту цифру вы держите в секрете?
– В рамках, опять же подчеркну, принятого "жанра" эта цифра реально вырисовывается тоже ближе к концу работы согласительной комиссии. |