NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 11:17 ast
09:17 msk

Судья финансового рынка
Болат Жамишев: Задачи, которые должно реализовать агентство, недостижимы без соблюдения условия равноудаленности от субъектов финансового рынка и открытости для общественности
26.01.2004 / интервью

Адыльхан НУСУПОВ, "Экспресс-К", 24 января

С нового года на правовом поле финансового рынка появился еще один участник. Не игрок, но, скорее, судья, на которого возложена миссия соблюдения заданных правил игры. Речь - об Агентстве по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых операций, созданном указом президента РК. Он же назначил председателем агентства Болата Жамишева. Болат Бижахметович академичен. Пожалуй, даже слишком. Впрочем, "сухарь" - черта, присущая практически всем финансистам. Его ответы на вопросы первого эксклюзивного интервью на новом и самостоятельном посту - лишнее тому свидетельство. Приятным исключением из экономической когорты является экс-председатель Нацбанка РК, а ныне первый вице-премьер Григорий Марченко. Но исключения для того и нужны, чтобы подтверждать правило. И пусть вас не вводит в заблуждение публикуемая фотография: из двух десятков архивных снимков этот единственный, где "главный финнадзиратель" запечатлен с заразительной улыбкой. На остальных он суров и неприступен.

- Болат Бидахметович, известно, что ваше агентство создано согласно указу президента. Пожалуйста, расшифруйте задачи, стоящие перед новой организацией.

- Целями, стоящими перед агентством, являются: обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом; обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг; создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

- Г-н Жамишев, какими полномочиями наделено ваше агентство?

- Агентство - самостоятельный государственный орган, непосредственно подчиненный президенту Республики Казахстан и наделенный полномочиями, отнесенными к его компетенции законами, регулирующими деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные банковские операции, страховых и перестраховочных компаний, пенсионных фондов, компаний по управлению пенсионными активами, субъектов рынка ценных бумаг. В целом полномочия агентства определены законодательными актами.

- Г-н Жамишев, чем отличается правовая база агентства от зарубежных аналогов?

- Отвечая на вопрос о правовой базе деятельности зарубежных единых органов финансового надзора, так называемых финансовых регуляторов, следует отметить, что активное использование интегрированной системы надзора за финансовыми организациями началось лишь в последнее десятилетие. Ввести ее в той или иной форме смогли лишь около десятка государств, в основном европейские.

Утверждать о наличии общепринятых подходов к организации единого финансового надзора довольно сложно. В некоторых случаях, в частности в Великобритании, прежде всего учитывались исторически сложившиеся факторы: развитый финансовый рынок, множество финансовых институтов с безупречной репутацией, специфическая (так называемая англосаксонская) правовая система страны. В некоторых странах регулирование части финансового рынка было оставлено в компетенции другого государственного органа (например, страховой надзор в Финляндии). Полномочия по инспектированию банков в Австрии закреплены только за центральным банком страны, что имеет, на наш взгляд, свои недостатки. При этом бюджет органа финансового надзора этой страны на 90% формируется за счет специальных отчислений профессиональных участников финансового рынка.

Можно говорить об особенностях организации финансового надзора в Италии, Ирландии и других странах, которые сводятся, в основном, к различиям в процедурах формирования и подотчетности коллегиальных органов института надзора, масштабах его деятельности, условиях финансирования регулятора, принципов его взаимодействия с правительством и центральным банком.

В целом законодательные и иные основы введения единой системы финансового надзора в Казахстане выглядят не хуже, чем в других государствах, включая объем компетенции нового органа, гарантии его независимости и уровня государственного финансирования.

Во всем мире интеграция финансового надзора и регулирования следовала за интеграцией деятельности самих финансовых организаций, в операциях которых в последние годы явно прослеживается тенденция по комбинированному предоставлению финансовых услуг, а в целом нетрудно заметить, что финансовый рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Сказанное применимо и к Казахстану. В этой связи проблема дальнейшего совершенствования законодательства остается всегда актуальной.

- Болат Бидахметович, на первой пресс-конференции вы заявили, что сохраните преемственность подходов, существовавших при Григории Марченко. Однако по сути вам пришлось начинать с чистого листа. Какими были первые шаги вашего ведомства?

- Существующая в Казахстане система регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций складывалась в течение десяти последних лет. Движение к созданию единого регулирующего органа началось с 1998 года, когда Национальному банку Казахстана были переданы функции страхового надзора. Затем в 2001 году были переданы функции Национальной комиссии по ценным бумагам и была внедрена система консолидированного надзора. В 2002 году был передан надзор за накопительными пенсионными фондами. Поэтому вполне естественно говорить о преемственности подходов и о том, что агентство начало свою работу не с чистого листа. Однако создание самостоятельного регулирующего органа не является просто техническим мероприятием по совершенствованию системы государственного управления. Создание агентства преследовало цель устранить внутреннее противоречие, которое существовало при выполнении Национальным банком своей главной функции - контроля инфляции и функций по регулированию финансового рынка.

- Будете ли вы предпринимать меры по качественному развитию фондового рынка? Если да, то какие?

- Основным направлением деятельности нового органа в области развития рынка ценных бумаг станет дальнейшая реализация соответствующих мер, предусмотренных концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан, одобренной в 2003 году правительством страны.

Агентство рассматривает вопросы повышения инвестиционной привлекательности казахстанских акций и негосударственных облигаций в качестве одного из ключевых вопросов в рамках реализации мер по расширению возможностей инвестирования как для институциональных инвесторов, так и для населения. В качестве приоритетных будут определяться применение норм корпоративного управления, повышение прозрачности на рынке ценных бумаг, совершенствование механизма защиты прав и интересов инвесторов как основных задач по формированию благоприятных условий для развития фондового рынка.

При этом в сфере практического применения норм корпоративного управления основное внимание будет уделяться работе совета директоров, разработке типовых форм основных внутренних нормативных документов акционерного общества и раскрытию компаниями информации о своей деятельности. Параллельно будут осуществляться мероприятия по стимулированию добросовестной конкуренции, предотвращению злоупотреблений на рынке ценных бумаг, прежде всего инсайдерских сделок и манипулирования ценами, повышению уровня профессиональной этики эмитентов ценных бумаг, посредников инвестиционного процесса.

Будет продолжено стратегическое направление, предусматривающее комплекс мер по реализации потенциала коллективных форм инвестирования. Решению данной проблемы будет способствовать принятие нового закона Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах".

В отношении субъектов технической инфраструктуры рынка ценных бумаг приоритетной задачей будет совершенствование некоторых ее компонентов (деятельность трансфер-агентов, регистраторов, номинальных держателей) и совершенствование процедур взаимодействия с зарубежными субъектами рынка ценных бумаг.

- В последние годы страховой бизнес развивается достаточно активно. Будете ли вы подавать предложения или готовить законопроект по внедрению страховой медицины?

- Вопрос о целесообразности введения обязательного медицинского страхования, как мы полагаем, нашел окончательное решение по итогам его рассмотрения на заседании совета по экономической политике, прошедшей в ноябре прошлого года. В частности, с учетом рекомендаций Всемирного банка и позиций заинтересованных государственных органов республика намерена использовать механизм бюджетного финансирования системы здравоохранения, отказавшись от возможности участия в ней страховых организаций, которые, как и ранее, вправе оказывать услуги в рамках добровольного медицинского страхования. Необходимости в проекте закона по затронутой проблеме в настоящее время не имеется. Принятие мер по ускорению реформирования системы здравоохранения поручено соответствующему министерству.

- Кстати, о законопроектах… Какие законопроекты будут разрабатываться в вашем ведомстве?

- Агентство будет заниматься разработкой и совершенствованием законодательной базы, связанной с регулированием финансового рынка, надзором финансовых организаций, также с дальнейшим развитием единой системы финансового надзора, с учетом международных стандартов регулирования отдельных сегментов финансового рынка.

Помимо уже упомянутого законопроекта "Об инвестиционных фондах", в текущем году планируется принятие закона "О кредитных бюро". Кроме того, актуально внесение изменений и дополнений в закон "Об акционерных обществах" в части устранения выявившихся в законе противоречий.

- Штат вашего агентства - 300 человек. Не много ли?

- Создание агентства не повлекло увеличения числа чиновников. В процессе реорганизации Национального банка из его штата были выведены единицы, в должностные обязанности которых входили функции создаваемого органа.

- Г-н Марченко отличался равноудаленностью от участников финансового рынка и даже часто критиковал их. Будете ли вы доводить до прессы свои претензии к участникам рынка? Насколько ваше ведомство будет открытым для СМИ?

- Задачи, которые должно реализовать агентство, недостижимы без соблюдения условия равноудаленности от субъектов финансового рынка и открытости для общественности.

От автора

Говорят, что, когда Болат Жамишев работал в МВД, он там "навел шороху". Недавно, нет и недели, я участвовал в "круглом столе", посвященном законодательным проблемам ценных бумаг. В кулуарах профессиональные участники фондового рынка утверждали, что он - человек Марченко и гайки крутить умеет, чем-де вскоре и займется. "Да лишь бы резьбу не сорвал!" - в сердцах восклицали оппоненты, поскольку научены горьким опытом правоприменения… несовершенных законов. На мой взгляд, важно еще и другое. В футболе, например, "свой" судья - залог успеха, но страдают от этого прежде всего зрители. Почему-то верится, что он не будет для кого-то "своим". Однако хотелось бы, чтобы г-н Жамишев был не только нейтральным - это само собой разумеется, но и вдумчивым "царем и богом": от того, как он поведет "игру", зависит, станет ли фондовый рынок важнейшей отраслью казахстанской экономики. Будет ли данный сегмент выполнять наконец роль своеобразного гидрометцентра, предсказывающего экономическую погоду на завтра? Зависит, по большому счету, и то, начнут ли работать деньги соотечественников (нарождающегося среднего класса) на отчизну или будут утекать туда, где капиталу сытно и уютно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Судья финансового рынка 26.01.2004
Серик Умбетов: Внезапным успех не бывает 26.01.2004
Наталья Бандровская: Так сложилась жизнь 26.01.2004
Салим Курмангужин: "Остаюсь дипломатом" 23.01.2004
Григорий Марченко: не надо суетиться 22.01.2004
Иоган Меркель: "Раскрывать преступления надо головой, а не другими частями тела" 21.01.2004
Эдвард Радзинский: Все мы вышли из шинели Николая I 20.01.2004
Глава МИД РК: Казахстан не является пассивным наблюдателем конкуренции интересов 15.01.2004
Адильбек Джаксыбеков: В Казахстане выгоднее работать на свету 14.01.2004
"Ирак - самое крупное и острое событие последнего времени - наглядно показал, что мы были по одну сторону с Россией. А также с Германией и Францией" 12.01.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz