NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 22:16 ast
20:16 msk

Сергей Степашин: Получил миллиарды, так помолчи лет сто
Что за конфликт возник у председателя Счетной палаты с миллиардером?
13.02.2004 / интервью

"Огонек", 2004 г., №6

Что за конфликт возник у председателя Счетной палаты с миллиардером? Не только об этом беседа Сергея СТЕПАШИНА с Виктором ЛОШАКОМ

- После недавней вашей встречи с президентом стало известно о новой задаче Счетной палаты: проанализировать шедшую последнее десятилетие приватизацию, кажется, даже подвести ее итоги. Многие всполошились: готовится деприватизация...

- Во-первых, не итоги, а некий анализ. В связи с тем, что Счетная палата в последние несколько лет занималась оценкой приватизации. Поэтому мы и решили проанализировать эти материалы.

Во-вторых, это повод еще раз вернуться к тем представлениям и предписаниям, что были нами направлены, туда, где были обнаружены грубейшие нарушения законодательства. Их, кстати, не так уж и много.

В-третьих, ответить на вопрос: какова судьба этих предприятий?

Таким образом, будет поставлена некая логическая точка, потому что сегодня тема приватизации является достаточно спекулятивной не только с экономической, но и с политической точки зрения.

Когда я проинформировал президента о том, что мы планируем такую работу, он отнесся к этому с большим пониманием. Мы хотели бы максимально широко рассказать стране об итогах этой работы, которую намечаем окончить летом.

Поэтому, когда кое у кого возникают подозрения, что мы пытаемся провести деприватизацию... Я обсуждал тему со многими из крупных бизнесменов и нашел понимание с их стороны. Это взаимный интерес для нас всех.

- Однако в том случае, если обнаружите грубые нарушения, может ли состояться передача от собственника к собственнику какого-нибудь завода или прииска или возвращение государству?

- Это должен решать суд. Надеюсь, достаточно открыто. Со всеми аргументами и контраргументами. Это не политический заказ на деприватизацию, а скорее наоборот.

- Я понял: поставить точку?

- Поставить точку, чтоб мы спокойно могли работать. Таков, кстати, опыт многих цивилизованных стран, которые проходили этот этап после войны: Германии, Франции...

- Сейчас вас многие цитируют в связи с другой встревожившей одних и обрадовавшей других темой: вы решили инспектировать Романа Абрамовича и как губернатора Чукотки, и как владельца "Сибнефти". Возможно, локальные ваши проверки превратились в вопрос совершенно политического свойства - многие расценивают это как очередной этап борьбы с олигархами?

- Я бы разделил ответ на две части. Что касается непосредственно работы с крупными нефтяными компаниями по уплате налогов - это наша постоянная обязанность. У нас здесь фигурирует не только "Сибнефть", но и "Лукойл", который уже представил все свои материалы. Мы еще не закончили проверку "Роснефти", идет работа в "Транснефти", это крупнейшие государственные нефтяные компании. До этого мы анализировали "Славнефть" и четко сказали о том, что приватизация была проведена с огромными потерями для страны - 1,5 - 2 миллиарда долларов! При чем здесь олигархи? Это плановая работа, равно как и Чукотка. Счетная палата обязана осуществлять проверки субъектов Федерации, которые в значительной степени финансируются из бюджета. Чукотка получает огромные трансферты. Почему никто не спрашивает, когда мы проверяем и ежегодно Чечню? Сейчас смотрели Калининград, до этого Калмыкию. Кстати, к нам обратился новый губернатор Тверской губернии: проверьте, как расходовались бюджетные средства. Мы в этом году будем смотреть, по-моему, порядка 15 субъектов Федерации.

- Однако еще несколько дней назад вы довольно лично представили импульс к этой проверке, сказав: "Это вопрос этики". Все поняли, что вы имеете в виду вклад Романом Абрамовичем денег, заработанных на родине, в английский футбол.

- Я тут не как председатель Счетной палаты, а как человек высказал свою точку зрения по поводу этих сумасшедших сделок: приобретений футболистов и клуба "Челси". Я не скрываю, что это неправильно в стране, где еще достаточно много бедных людей. Правда, я с удивлением недавно узнал, что у нас стало больше богатых, чем бедных. И все же я считаю, что подобного рода сделки, если можно так говорить в морально-этическом плане, неправильны. Тем более когда ты действующий губернатор. Я что-то с трудом представляю себе, как премьер-министр Берлускони вместо поддержки клуба "Милан" вкладывает деньги в московское "Динамо".

Это мое право, я высказался. И особенно, признаюсь, меня подзавело, когда мы были у Примакова (он возглавляет Фонд помощи бездомным детям) и оказалось, что этот фонд собрал всего-навсего один миллион долларов. Пожалуйста, если Роман не согласен со мной, пусть выскажется по этому поводу. А проверки Счетной палаты всего лишь плановые. Тем более что аудитор у нас - абсолютно независимое лицо, а решения принимает коллегия, не Степашин.

- А вот, например, меня меньше смущает покупка каким-то крупным предпринимателем футбольного клуба, чем выявленная вашей же проверкой ситуация, когда мы из бюджета страны финансируем команду "Терек" (Грозный) в размере почти 60 миллионов рублей! От мала до велика все не по своей воле оказываются не фанатами даже, а спонсорами этого непонятного клуба. В самой Чечне из 90 миллионов на спорт 60 уходит на "Терек".

- По этому поводу мы направили представление. Дело даже не в "Тереке", это может касаться любой другой команды. Я бы, например, лучше вложил эти деньги в восстановление стадиона "Динамо" в Грозном, который я лично очень хорошо знаю, бывал. Чтобы там могли заниматься спортсмены, дети.

- Теперь о Чукотке. Так получается: вы проверяете Чукотку сейчас, много разговоров, Абрамович не Абрамович. Но у вас же здесь, этажом ниже, работает аудитором человек, который был губернатором Чукотки и который вами, вашей же Счетной палатой, был уличен в растрате бюджета, и дела были переданы в Генпрокуратуру. Чем это кончилось? Ничем.

- Материалы были переданы в прокуратуру. Насколько я владею информацией, дело не прекращено. Работает оперативно-следственная группа. По Чукотке у нас будет работать совершенно другой аудитор. Аудиторов не я назначаю, их назначает Совет Федерации и Государственная дума. Поэтому, я думаю, мы к этой теме вернемся. Ведь нами были направлены соответствующие предложения. Вопрос не закрыт, работа ведется.

- Известно, что вы не соглашались на назначение этого аудитора, но вы Совету Федерации разъясняли эту ситуацию, хорошо известную всем, когда назначался господин Назаров?

- Ну это была сложная коллизия на самом деле. Мы попросили Совет Федерации поддержать кандидатуру действующего аудитора Панскова. А вторую кандидатуру мы предложили подобрать со стороны сенаторов. Но вы видите, что из этого получилось. Вот в связи с этим мною было подготовлено письмо в адрес Миронова и Грызлова и в адрес президента страны (оно сейчас на рассмотрении находится), чтобы законодательно изменить вообще принцип и порядок назначения в Счетную палату: и председателя с заместителем, и аудиторов. Чтобы назначение шло через Совет Федерации и Госдуму, но по представлению и согласованию с главой государства. Тогда это снимет очень многие вопросы. Кстати, я апеллирую к международной мировой практике. В США, к примеру, главный контролер назначается на 16 лет конгрессом США по представлению президента.

- Когда мы с вами беседовали года два-три назад, вопрос взаимодействия Счетной палаты с Генпрокуратурой был больше теорией, чем практикой. Сейчас какое-то взаимодействие найдено?

- Более чем. Только в ушедшем году у нас почти 250 уголовных дел возбуждено. Динамика такая: 2000 г. - 4 дела, 2003 г. - около 250. Это реальные уголовные дела. И все это случается, при том что мы работаем, как вы знаете, открыто. Объявляем о наших проверках заранее. Это не внезапный приход, люди готовятся к нашим проверкам. Кстати, и это нормально, цивилизованно.

- На мой взгляд, ваша открытость еще и в том, что о результатах ваших проверок довольно много можно прочесть на сайте, в журнале...

- Добавьте, с нами можно не соглашаться, судиться. Не нравится - пожалуйста, мы в 10 - 12 судах в год участвуем, когда с нашими материалами не соглашаются. Как правило, мы не проигрываем.

- Но, с другой стороны, вы сами все время ставите вопрос о том, что в стране немыслимые расходы на контролирующие органы. Вы говорили, что расходы на контролирующие органы в 2 раза больше, чем назначенные в прошлом году на культуру и в 3 раза больше, чем на охрану окружающей среды. Жалуются и предприниматели, то есть проблема всеобщая. А количество контролирующих органов все увеличивается и увеличивается...

- Вот сейчас Минфин все-таки подготовил проект концепции финансового контроля. Мы почти четыре года над ним вместе работали. Было поручение Путина по этому поводу, как только он стал президентом страны. В том числе была реакция и на мою записку, которую я ему подготовил по этому вопросу.

Долго препирались, честно говоря, потому что никто не хочет терять эти рычаги и никто не хочет пускать в свое хозяйство посторонних. Сейчас мы договорились концептуально по двум позициям. Должна быть создана система достаточно унифицированная и небольшая, так называемого внутреннего контроля. Каждое министерство и ведомство должно иметь такую внутреннюю структуру, которая проверяла бы и помогала министру знать, что у него происходит внутри. Что касается внешнего, независимого контроля - для этого есть, к примеру, Счетная палата.

Многое должно решаться в рамках обыкновенных трудовых, как раньше говорили, споров. Если есть несогласие между хозяйствующими субъектами, давайте разбирайтесь между собой, и хватит вам привлекать здесь прокуратуру, МВД, ФСБ. Я вспоминаю свое выступление полтора года назад в РСПП. Вопрос Ходорковским мне был задан о том, что тут контролеры ходят туда-сюда и все якобы действуют по закону. На что я ответил: "Друзья мои, вы заказываете друг друга, между прочим, и доносы пишете! А потом жалуетесь на кого-то". Поэтому то, что мы называем административной реформой, - это не только сокращение чиновников, но это вообще изменение ситуации с чрезмерным влиянием чиновничьего аппарата на конкретную экономику. Каждый должен заниматься своим делом. Вот Путин об этом говорит четвертый год, но сейчас в рамках административной реформы, возможно, что-то сдвинется.

Я все-таки рассчитываю, что после мая некоторое движение должно произойти. Я не вижу сегодня препятствий для этого.

- Вы были членом фракции "Яблоко". Ваши симпатии к идеологии "Яблока", к их линии остаются? Ведь нигде не было сказано, что вы разошлись с ними.

- Я был членом фракции, но не был членом партии. Слава богу, я человек беспартийный. Почему я пошел с "Яблоком": во-первых, многих людей я там знал лично, достаточно симпатичных, я с ними работал. И самое-то главное другое: "Яблоко" - это социал-демократическая партия, это партия среднего класса. То, что было мне близко, когда я был в Верховном Совете, возглавляя вместе с покойным Волкогоновым фракцию "Левый центр". Были вместе, а то, что яблочники проиграли, - жаль. Я думаю, что такого интеллектуального сгустка с одной стороны и все-таки не агрессивно-, а конструктивно-оппозиционного, конечно, не хватает любому парламенту. Я знаю, что президент, между прочим, тоже выразил опасение по этому вопросу.

- А не получается, что огонь критики по богатым людям, по тому же Абрамовичу, при всех их минусах разжигает интерес к такому, например, блоку, как "Родина", к политикам типа Глазьева?

- Но почему? Глазьев тоже не бедный, как мне кажется. И его соратники тоже. Никто никогда за заработанное богатство не корил человека в нормальной стране. Хотя у нас, конечно, в этом смысле страна другая. Но давайте откровенно, когда мне заочно говорит мой друг Жора Сатаров: зачем, мол, Степашин заглядывает в чужие карманы, к тому же Абрамовичу? Ну не чужие карманы, не чужие кошельки! Ни в одной стране мира так приватизация не проводилась. Сейчас никто не ставит вопрос о деприватизации, ну, по крайней мере, лет сто помолчи, тихонько посиди... Тебе достались миллиарды, и это понятно почему и кто тебе их давал. Так не выставляй богатство напоказ. Нет, вы что, еще одной революции хотите? Мне тоже один из крупных бизнесменов так и сказал: "Конечно, Рома нас всех подставил, так не делается".

За хороших футболистов дают по 60 миллионов фунтов стерлингов. Но в то же время в 2000 году через Чукотку, как через офшор, было выведено (минимизировано, как у нас принято говорить, кстати, по закону, за который такие же ребятки в Думе голосовали) 10 миллиардов рублей. Вот и разделите, сколько это миллионов фунтов, как раз для "Челси".

- Вы, как политик, работаете с нами, с населением, как налогоплательщиками. В этом смысле у нас не развита политическая культура. Мы себя как налогоплательщики не чувствуем, интересы отстаивать не научились. И даем возможность некоторым чиновникам идти просто на возмутительные по отношению к собранным всей страной деньгам поступки. Мы все пытаемся через налоги, через бюджет отстроить Чечню, а ее руководители из этих денег платят 288 миллионов рублей на покупку какого-то офисного здания для себя в Москве.

- Ну, мы блокировали эту сделку. Дали соответствующие указания казначейству, у нас есть такие права. Раньше это Минфин рассматривал, обсуждали, перепиской занимались, пытались спорить. С этого года, если мы пишем представление о нецелевых средствах, казначейство сразу, в ту же секунду блокирует счет. Есть другой аспект - это налоговая и в целом экономическая неграмотность наших людей. Мы просто часто не знаем свои права и возможности. По инициативе Счетной палаты провели съезд налогоплательщиков, создали общественную организацию. Есть, кстати, и Международная ассоциация налогоплательщиков. Летом она планирует туда вступить.

- Согласитесь, что порой проблема использования денег тех самых налогоплательщиков упирается не в неграмотность, а в сложные политические и даже нравственные коллизии. К примеру, несколько десятков депутатов прошлого созыва не желают освобождать свои служебные квартиры, рыночная стоимость каждой из которых порядка четверти миллиона долларов.

- Мы проверим это. Во время прошлой проверки аппарата Госдумы на такой факт уже выходили. Посмотрим и в этом году. Но здесь вопрос еще и юридический. Те депутаты, которые получали квартиры, писали, что они готовы выехать по окончании срока. Ну выезжайте! У нас есть институт судебных приставов. Я понимаю, что это очень некрасиво, людей вот так под ручки... У меня тоже, кстати, была служебная квартира депутата Верховного Совета на Рублевке. Я ее сдал, как положено. Я думаю, у нас в Думе нет бесквартирных людей. Никто уже давно туда с улицы не попадает. Я вообще не понимаю, почему этот вопрос возник. Я знаю, как живут конгрессмены США или депутаты бундестага, выяснял эти вопросы. Там нет проблем: ушел, закрыл дверь, ключ сдал и уехал. Один раз навести порядок и на этом закончить. Некоторые, конечно, в депутаты идут, чтобы зацепиться. Квартира-то в Москве - дорогая штука, за всю жизнь можно не заработать. Вопрос даже не в эффективности использования средств, а в том, что перед законом все равны. И тут надо действовать однозначно и жестко.

- А вы вправе проверять такую структуру, как Управление делами президента?

- Да, мы проверяем его. Раз в три года. Проверяли при Кожине, когда он пришел, по его просьбе. Мы проверяем все структуры, где есть государственные деньги. Единственное - по ряду позиций мы не можем говорить открыто: там, где есть государственная тайна. Результаты проверки Управления делами мы докладывали Госдуме и Совету Федерации. Я лично информировал об этом президента. Он дал очень интересное поручение новому управляющему делами.

- Вот вы говорите о закрытых темах. Но есть тема, которая не может не волновать вас, как генерала, который руководил и МВД, и ФСБ, - это ситуация с армией. Что происходит? Ведь это тоже наши деньги и наши дети, которые продолжают мерзнуть, погибать. Есть ли бюджетная составляющая у этой проблемы?

- Естественно. У нас в целом на раздел национальной обороны и безопасности тратится порядка 40 процентов бюджета страны - огромные деньги! Хотя в буквальном смысле это в десятки раз меньше, чем было в Советском Союзе. Конечно, изменилось многое с внедрением системы казначейства. Ведь буквально до 1998 года по сути никакого бухучета не было в роте, в полку, в дивизии. В 1998-м Черномырдин ругался: "Деньги выделил Минфин, а до личного состава не доходят. Где деньги? В каких банках крутятся?" Сегодня мы знаем, куда идут средства. Сегодня вопрос скорее в эффективности закупок вооружения, деятельности большого количества НИИ. Вот вам пример: армия теряет ежегодно несколько миллиардов за счет того, что мы учим наших офицеров пять лет, а 40 процентов из них после окончания вуза уходят на гражданку. Или тема жилья. Не сработала система жилищных сертификатов. Сейчас мы переходим на принципы ипотечного кредитования - это единственная схема, с которой можно работать.

Радует, что многие наши замечания министр обороны воспринимает как должное, конструктивно. Мы, признаюсь, пытаемся поменьше об этих проблемах шуметь, все-таки армия - это такой сложный инструмент. Но работа ведется.

- Готовясь к интервью, я узнал из материалов Счетной палаты поразивший меня факт: оказывается, в стране нет ясности с общей суммой и структурой внешнего долга. Мы что, действительно не знаем, сколько и кому должны?

- Сейчас уже знаем. Единственное, мы пока не нашли подтверждающих документов по части коммерческого долга бывшего Советского Союза. Смутное было время - конец 1980-х - начало 1990-х годов. Сейчас и со структурой долга понятно, и с должниками понятно. Мы стали вести себя более активно, используя механизмы Парижского клуба, получая частично долги от тех, кто нам должен. Я считаю, что мы могли бы быть более твердыми и разумными в вопросе о признании Россией советских долгов. Мотив был такой: советская собственность за рубежом переходит к нам, а мы платим по советским долгам. Так вот, с Украиной у нас до сих пор не урегулированы вопросы собственности за рубежом. В разных странах до сих пор идут судебные процессы, из-за которых не может использоваться наша собственность. Вот серьезная тема. Внешэкономбанк плотно занимается этой проблемой, не без участия Счетной палаты.

- Вы участвуете в урегулировании отношений с Украиной?

- Одна тема у нас есть, по которой я дважды был на Украине. По итогам нашей проверки мы вышли на ту самую пресловутую сделку Юлия Тимошенко - Министерство обороны, по которой мы с учетом пени потеряли почти 400 миллионов долларов. Мы вновь вернулись к этой теме, получены ряд материалов, которые я передал Генеральному прокурору Украины. Деньги эти есть, они находятся на счетах "дочки" бывшей ЕЭС Украины, которую возглавляла тогда Тимошенко, в Лондоне. Есть возможность эти деньги вернуть.

- Тимошенко в Киеве, а кто на нашем берегу наказан? Неужели один генерал Олейник?

- На самом деле там было много людей, которые осуществляли эту сделку: и из Министерства финансов, и ряд руководителей тогдашнего Минобороны. Но юридическую ответственность несет имевший право подписи главбух. Генерал Олейник уже осужден. Мораль же и этику к делу не пришьешь.

- Я обратил внимание на то, что вы очень подготовлены в деталях финансовых проблем. Но финансы не ваша профессия, хотя есть огромный, в том числе премьерский, опыт. Вы каким-то образом учитесь или это знание нарабатывается в ходе практики?

- Ну, во-первых, я уже четыре года председатель Счетной палаты, а также с отличием окончил Финансовую академию.

- Я не знал.

- У нас была специальная группа из шести человек. Два раза в неделю, когда я стал председателем Счетной палаты, с удовольствием занимались. Преподаватели нам давали теорию, а мы им - практику. Четыре года председательства плюс Финансовая академия помогают разбираться в предмете, которым занимаешься.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сергей Степашин: Получил миллиарды, так помолчи лет сто 13.02.2004
Есет Жубанов: "Мой отец – мой учитель" 13.02.2004
Дела приватные 10.02.2004
"Наша задача - сдержать развитие наркосистемы" 10.02.2004
Касымжомарт Токаев: В большой политике эмоции неуместны 09.02.2004
"Журналисты разобщены, служат разным силам и отстаивают различные интересы" 06.02.2004
На златом крыльце… 05.02.2004
Слухи о кончине казахстанской науки сильно преувеличены 05.02.2004
Игра на трубе 03.02.2004
Судья финансового рынка 26.01.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz