NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:51 ast
09:51 msk

Время "лагерного" мышления в мировой политике ушло в прошлое
На вопросы журнала "КонтиненТ" отвечает министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев
01.03.2004 / интервью

Интервью Мурата Лаумулина, "КонтиненТ", 18 февраля

- Уважаемый Касымжомарт Кемелевич! В том, что вы любезно согласились дать интервью "КонтиненТу", мы видим нечто символическое: значит, пришло время подводить некоторые итоги внешней политики Казахстана, у истоков которой вы стояли. Какие общие оценки пройденного пути нашей страны на международной арене можно было бы дать сегодня с учетом уже пережитого ею немалого опыта?

– Считанные годы независимого развития нашей страны по своему значению равны целой исторической эпохе. Нашему государству во всех сферах жизнедеятельности удалось добиться того, что совсем недавно многим политикам и экспертам казалось невозможным. Это касается и внешней политики.

Уже много говорилось о том, что в начале 1990-х годов дипломатия для Казахстана была terra incognitа. Я больше не хотел бы распространяться на эту тему, нудно рассказывать о том, с какими политическими, финансовыми и техническими трудностями пришлось нам сталкиваться. Все это – в прошлом. Лишь один момент хотел бы подчеркнуть: Президент Н. Назарбаев с самого начала уделял самое пристальное внимание проблемам нашей международной политики, ведь он, как никто другой, понимал ее значение для государственного строительства Казахстана.

Усилия дипломатической службы увенчались положительными результатами. Казахстан сумел обеспечить собственную безопасность путем подписания договоров и соглашений с соответствующими государствами, в том числе с США, Россией и Китаем. Чрезвычайно важное значение имели гарантии безопасности, предоставленные нашей стране пятью странами – постоянными членами СБ ООН. Хотел бы также выделить соглашения с КНР и соседними центральноазиатскими странами по оформлению границ в соответствии с нормами международного права. Полезными были соглашения о поощрении прямых инвестиций в нашу экономику.

Другими словами, Казахстан в течение относительно короткого периода смог создать договорно-правовую основу взаимоотношений с международным сообществом. Тем самым была выполнена задача большой исторической важности.

Не могу не сказать и несколько слов об инициативе главы государства о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Понадобилось десять лет упорной, порой очень вязкой работы, чтобы воплотить ее в жизнь. А ведь скептиков было немало – и в нашей стране, и за рубежом. Да что греха таить: и некоторые наши дипломаты утверждали, что данная инициатива обречена в лучшем случае на безразличное отношение международного сообщества, в худшем – на провал. Но нам удалось убедить партнеров в ее жизнеспособности и продуктивности. Участие глав основных азиатских государств в саммите СВМДА – это, без всякого преувеличения, апогей дипломатической деятельности Казахстана с момента обретения независимости.

Укреплению позиций Казахстана на международной арене как ответственного государства, несомненно, способствовало решение об отказе от ядерного оружия и присоединении к ДНЯО. К сожалению, тот исторический выбор как бы затмевается событиями последних лет. Упомянутый договор не выполняет своего предназначения, оружие массового поражения, в том числе ядерное, буквально расползается по всему миру. Высока вероятность и его попадания в руки террористов. В то же время страны, нарушающие режим нераспространения, сильно от этого не страдают. Представители некоторых из них чувствуют себя комфортно в ведущих международных организациях, занимая там высокие посты, в том числе в Секретариате ООН.

И все это потому, что отсутствуют четкие критерии санкций в отношении государств-нарушителей. Одних жестоко наказывают лишь по подозрению в разработке ОМУ, с другими ведут переговоры и даже пытаются ублажить, на третьих и вовсе махнули рукой, остальных же фактически поощряют к созданию оружия "сдерживания". Отсутствие единого и справедливого подхода к решению этой актуальнейшей проблемы дезориентирует международное сообщество и сводит на нет его усилия по укреплению режима нераспространения.

Возвращаясь к внешнеполитическим итогам прошедших лет, можно сказать, что они свидетельствуют о готовности отечественной дипломатической службы эффективно защищать и продвигать национальные интересы Казахстана на мировой арене, активно и адекватно реагировать на вызовы и угрозы, предлагать и применять новые формы и методы сотрудничества на благо нашего государства и народа.

– Вы начинали свою дипломатическую карьеру как профессиональный китаист. И в дальнейшем, на различных постах всегда уделяли большое внимание Китаю, казахстанско-китайским отношениям. Какой вам представляется политика КНР в Центральной Азии и конкретно в отношении Казахстана в ближайшем будущем?

– В своем нобелевском произведении "Воспоминания о монастыре" гениальный португалец Жозе Саромаго писал о средневековом Китае как о стране, "превосходящей все прочие богатством и изобилием, и товары там дешевле некуда, а к тому же климат такой благоприятный и здоровый, что про хвори и недуги там слыхом не слыхали, а потому нету там ни лекарей, ни хирургов, умирают люди только от старости, да от немилости природы". С тех пор многое переменилось, Китай пережил немало потрясений, в том числе и атипичную пневмонию.

Во время переговоров в Алматы министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин посетовал на то, что развязанная европейскими колонизаторами "опиумная война" нанесла непоправимый урон Китаю. До нее китайская экономика составляла более половины общемирового ВВП, что в сегодняшнем мире намного превосходит показатели США. Это замечание моего коллеги свидетельствует об амбициях современных китайцев, осознавших реальность возрождения былой мощи "Срединной империи".

В 2020 году Китай планирует в четыре раза увеличить свой ВВП, и я не сомневаюсь в том, что эта страна достигнет искомой цели. А ведь для того, чтобы лишь удвоить ВВП, США понадобилось 47 лет, а Японии – 20.

Экономический рост Китая, несомненно, приведет к серьезному изменению расстановки сил на мировой арене. Но уже сейчас Китай выступает в качестве локомотива всей азиатской экономики. Авторитетные эксперты ожидают заметной активизации и международной политики КНР. Значение этой страны в мировой политике и торговле с каждым днем возрастает. Это приходится учитывать и нам.

Для Казахстана взаимоотношения с Китаем имеют крайне важное значение. Ведь мы – соседние государства, находящиеся в общих геополитических условиях. В наших долгосрочных интересах – стабильные, дружественные отношения с этой страной.

В нашей политике на китайском направлении удалось добиться главного: пройти непростой путь от этапа настороженного отношения друг к другу в конце 1980-х годов к доверию и взаимопониманию. Были устранены причины для возникновения принципиальных споров. В первую очередь это касается пограничных вопросов. Создана твердая договорно-правовая база отношений. В активе – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный Н. Назарбаевым и Цзянь Цзэминем в декабре 2002 года, а также соглашения, стимулирующие торгово-экономическое сотрудничество.

Мы наладили тесное взаимодействие в области обеспечения региональной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, таким как терроризм, сепаратизм, религиозный экстремизм, наркоторговля, незаконная миграция людей, как на двустороннем уровне, так и в рамках ШОС.

Крепнут торгово-экономические связи. Если в 2000 году товарооборот составлял 1,5 млрд. долларов, то по итогам прошлого года он удвоился, и это при том, что до сих пор не задействован основной потенциал сотрудничества. В планах – строительство магистрального нефтепровода, расширение инвестиционного сотрудничества. Здесь хотел бы отметить растущую заинтересованность казахстанских деловых кругов в инвестировании китайского рынка. В первую очередь их внимание привлекают северо-западные регионы Китая.

– Недавно состоялся официальный визит президента Российской Федерации В. Путина в Казахстан. Можно ли сделать вывод, что казахстанско-российские отношения вступили в некий качественно новый этап?

– Мы твердо привержены курсу развития и укрепления взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Иного, с учетом известных исторических, демографических, культурных, экономических и иных факторов, быть не может. Альтернативы интеграции и сотрудничеству попросту не существует.

Казахстан является надежным и, самое главное, достойным партнером России. Уже это важное обстоятельство предопределяет внимательный учет взаимных интересов, равноправие и полный отказ от конфронтационных подходов при решении сложных вопросов двусторонних отношений. До настоящего времени обеим сторонам удавалось выдерживать эту линию. Важно, чтобы она не прерывалась и в будущем.

Кроме того, находясь в близком соседстве в стратегически важном регионе, обе страны должны активно и, самое главное, результативно, взаимодействовать друг с другом для противодействия общим проблемам – международному терроризму, нелегальной миграции, наркотрафику и прочим формам организованной преступности.

Казахстан твердо выступает за дальнейшее укрепление интеграции, сотрудничества и партнерства на равноправных началах. В то же время, хотел бы еще раз подчеркнуть безосновательность разговоров о желании обеих стран пойти на создание единого союзного государства. Таких планов попросту не существует ни у Астаны, ни у Москвы.

– Внешнеполитическое положение Казахстана не может не затрагиваться в глобальной геостратегии США. Вот уже два года, как они в военном плане присутствуют в Центральной Азии. Прежние страсти и спекуляции, вызванные этим фактом, улеглись, но проблема осталась. Как она видится казахстанским МИД? Чем характеризуются казахстанско-американские отношения на современном этапе?

– Я не склонен рассматривать американское присутствие в нашем регионе как проблему. Слишком уж накалена обстановка по периметру границ Центральной Азии. Усиливается угроза международного терроризма, религиозного экстремизма, глобальный размах приобретает наркоугроза. США, как сверхдержава, несущая особую ответственность за обеспечение глобальной безопасности, не может решать проблемы без помощи своих партнеров. В том числе стран Центральной Азии, которые выступили единым фронтом в борьбе против угроз, исходивших и, к сожалению, продолжающих исходить из Афганистана.

Хотел бы также отметить, что военное присутствие США – это естественное дополнение к их экономической и политической вовлеченности в дела нашего региона, который представляет собой особый геополитический интерес. С этим придется мириться всем – и сторонникам, и противникам различных теорий баланса сил.

Хотел бы, отвечая на ваш вопрос, подчеркнуть, что казахстанско-американские отношения отличаются большой содержательностью. Политический диалог и сотрудничество в области безопасности подкреплены растущими торгово-экономическими интересами. Мы и впредь будем уделять повышенное внимание взаимоотношениям с США, ведь сотрудничество с этой державой – это важная гарантия нашей безопасности.

– Сейчас все больше говорят о прямом вмешательстве США в дела других государств. Даже появился термин "новый американский интервенционизм". Что вы думаете по этому поводу?

– В последнее время обратила на себя внимание одна тенденция: в политологических кругах стало модным утверждать, что США, дескать, только и думают о том, как бы свергнуть тот или иной правящий режим. Эти суждения оживились после известных событий в Грузии.

Не думаю, что подобные теории имеют под собой практическую основу. Дело в том, что падение одних режимов и приход им на смену других, как правило, демократических режимов обусловлены серьезными социально-экономическими и политическими причинами. Возьмем, к примеру, Югославию. Разве можно отрицать тот факт, что политика Слободана Милошевича была не только ошибочной, но и преступной, ведь он запустил механизм этнического геноцида в собственной стране. То же самое можно сказать и о Саддаме Хусейне, попросту выпавшем из контекста современных международных отношений. В Афганистане мракобесы, как будто явившиеся из средневековья, уже не столько эпатировали международное сообщество, сколько превратились в разрушительную силу, сметавшую все цивилизационные устои на своем пути. Что касается Грузии, то эта страна стала наглядным примером того, как нельзя проводить внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому режим Э. Шеварднадзе был обречен. И дело не в американцах, а в самих грузинах, точнее, в их бывшем руководстве, которое своими действиями породило образ Грузии как "несостоявшегося государства" (failed state).

В своей книге "Преодоление" я по существу предсказал уход Э. Шеварднадзе, отметив, что он производит впечатление невероятно уставшего, надломленного и неуверенного в себе человека. Остается лишь сожалеть, что именно так завершил свою политическую карьеру этот, безусловно неординарный, человек.

– В последнее время часто приходится слышать от европейских коллег-политологов, что Европа "проспала" Центральную Азию. А в действительности, сможет ли Евросоюз в будущем играть весомую геополитическую роль в нашем регионе? Что мы ждем от ЕС, и чего ждут от нас в Европе?

– Тенденции и события в мире желательно рассматривать сквозь призму сравнительного анализа. Не могу согласиться с мнением, что Европа "проспала" Центральную Азию. Ведь становление Казахстана как независимого государства совпало по времени с процессом формирования и укрепления общеевропейских структур. Этот процесс продолжается по сей день, поскольку в повестке дня объединенной Европы стоит принятие конституции.

Но хотел бы обратить внимание на тот факт, что еще в январе 1995 года Казахстан и Евросоюз подписали стратегическое по своему значению соглашение о сотрудничестве и партнерстве. С тех пор связи с ним развиваются по восходящей. Регулярно проводятся переговоры в рамках Комитета "Казахстан – ЕС". Надо сказать, что в силу собственной заинтересованности в сотрудничестве с ЕС Казахстан не позволяет европейцам упасть в объятия Морфея. Это касается и двусторонних отношений с европейскими странами. На днях в Астане побывал руководитель внешнеполитического ведомства Великобритании Джек Стро, в марте Казахстан посетит премьер-министр Италии С. Берлускони, в повестке дня также визит президента Франции Ж. Ширака. Динамично развивается политическое и экономическое сотрудничество и с государствами Центральной Европы, собирающимися стать членами объединенной Европы. Объем торговли Казахстана со всеми европейскими странами, включая прибалтийские государства, превысил в 2003 году 5 млрд. долларов.

Говоря о Европе, не могу не сказать о нашем сотрудничестве с ОБСЕ. На мой взгляд, эта организация переживает сейчас не самые лучшие времена. Во многом это связано с самой организацией, вернее сказать, с теми государствами, которые задают тон в ОБСЕ. Слишком сильный крен был сделан в сторону гуманитарного измерения, а экономика и экология ушли на задний план. ОБСЕ не проявила желаемой оперативности в противодействии современным вызовам и угрозам: терроризму, религиозному экстремизму, наркобизнесу, нелегальному трафику людей. Образно говоря, из трех "корзин" ОБСЕ одна оказалась переполненной и очень тяжелой, а две другие сильно недобрали в весе.

– Существует ли казахстанская внешнеполитическая доктрина? Наблюдаем ли мы сегодня отказ от концепции так называемой "многовекторной" внешней политики, для проведения которой в свое время вы лично приложили так много сил?

– Сбалансированная, многовекторная внешняя политика – это не блажь или прихоть, а объективная потребность. Если хотите, это наша историческая миссия. Другими словами, Казахстан не может, не имеет права проводить другую политику. Замыкаться лишь на отдельных странах или регионах – означало бы нанесение серьезного ущерба нашим национальным интересам.

В современном взаимозависимом мире даже самые непримиримые политические и идеологические противники, такие как Израиль и Палестина, Индия и Пакистан, Северная Корея, Иран, Куба и США, вынуждены наводить мосты, вести опосредованный диалог. С другой стороны, перед нами примеры Ирака при правлении Саддама Хусейна и Афганистана времен талибов, пытавшихся выстраивать выборочную внешнюю политику. Время "лагерного" мышления в международных отношениях – в смысле деления мира на идеологические или какие-либо другие лагеря – уже кануло в Лету.

Внешнеполитическая стратегия Казахстана изначально строилась на основе наших национальных интересов, которые диктуют необходимость установления и развития дружественных, равноправных и стабильных взаимоотношений с соседними государствами, с США, а также другими заинтересованными государствами Азии, Ближнего Востока и Европы. Не вижу смысла отказываться от достигнутого баланса, приносящего немало пользы не только нашей дипломатии, но и всей стране.

– Недавно Президент Н. Назарбаев призвал казахстанцев изучать английский язык. Многие восприняли это как руководство к действию. А что думаете вы?

– Английский язык является современным lingua franca. Во все более глобализирующемся мире очень важно иметь доступ к информации, уметь оперативно ее перерабатывать, использовать в практической жизни. Очевидно, что Интернет – это банк информации на английском языке. Все ценные источники первичной информации вне зависимости от своей национальной принадлежности считают своей обязанностью переводить ее на английский. Замечено, что эффективны те государства, где английский давно уже перестал быть иностранным. Таковых особенно много в Южной и Юго-Восточной Азии. В ходе недавнего экономического форума в Джидде малазийский лидер Махатхир Мухаммад заострил внимание на необходимости широкого изучения и внедрения английского языка в собственной стране. Он считает, что в этом залог экономического процветания Малайзии и ее адаптации к реалиям современного мира.

А реалии таковы, что именно английский язык обеспечивает доступ практически ко всем достижениям в области экономической и финансовой мысли, а также в сфере политики и культуры. Показательно, что в ООН английский язык заметно потеснил позиции других официальных языков этой универсальной организации.

В то же время хотел бы обратить внимание на еще одну актуальную проблему – широкое применение государственного языка в казахстанской дипломатии. Хотя прогресс здесь, как говорится, налицо, тем не менее ситуация требует дальнейшего улучшения. Над этим мы работаем в МИД. Знание казахского языка – это не только гражданский, но и моральный долг всех дипломатов. В то же время считаю, что дипломатических работников следует оценивать комплексно, по совокупности деловых и моральных качеств. Если тот или иной сотрудник, хорошо владея казахским языком, не удосужился хотя бы бегло ознакомиться с основными достижениями мировой политики и культуры, не владеет в должной степени английским языком, то его и дипломатом-то назвать трудно.

Бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю высказал парадоксальную мысль: человек, считает он, не может овладеть в совершенстве сразу несколькими языками, поэтому желательно, чтобы предпочтение было отдано одному. В качестве примера он приводит самого себя – владея английским, двумя диалектами китайского, а также малайским языком, он все же считает себя "англичанином". С этим неординарным политиком можно было бы согласиться, если слово в "совершенстве" понимать так, как оно звучит. У нас же под совершенным владением иностранным языком имеется в виду то, что за рубежом воспринимается как "ни шатко ни валко". Кстати, это касается и казахского языка. Я заметил, что некоторые его радетели владеют им лишь на разговорном уровне, и при подготовке письменных текстов прибегают к помощи специалистов, ибо без них они чувствуют себя беспомощными.

– Какой вы видите внешнюю политику Казахстана до 2010 года? Какие должны быть приоритеты, чего следует опасаться, куда нам двигаться?

– Ритм современной жизни очень высок. Мало кто с уверенностью может предсказать, в каком мире мы будем жить в самом ближайшем будущем. Нынешняя жизнедеятельность людей осуществляется под жестким прессингом внешних обстоятельств. Это сказывается на принимаемых решениях. Психологи говорят о том, что люди реагируют на происходящее все более автоматически, потому что не хватает времени для принятия обоснованного и, самое главное, правильного решения.

Но во всем этом существует и обратная сторона. Сальвадор Дали говорил, что "инквизиция рождает шедевры". Думаю, это можно отнести и к мировой политике. Даже под таким прессингом человечество путем проб и ошибок переходит к новой ступени осмысления нынешних событий, проявляет готовность отойти от закостеневших схем и стереотипов, чтобы найти новые методы решения общих проблем. Эти решения, как мне представляется, должны основываться на доказавших свою жизнеспособность идеалах гуманизма, на принципе верховенства закона.

Казахстан удачно вписался в мировой политический ландшафт, с учетом своего потенциала занял подобающее место в международной системе координат. Наша страна обрела статус стабильной региональной державы. Теперь важно упрочить наработанный задел и перейти к освоению новых плацдармов – дальнейшему укреплению позиций и авторитета нашей страны в мировом сообществе, продвижению национальных интересов на международной арене. Очень важно также заполучить поддержку наших основных партнеров процесса строительства гражданского общества в Казахстане.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анатолий Выборов, ДБН МВД РК: Прорабатывается вопрос об усилении ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом и сбытом наркотиков 30.03.2004
Генри Киссинджер: "Убийства не могут быть частью правительственной политики" 30.03.2004
Дипломат формирует имидж страны 25.03.2004
В.Черкесов: Профессиональная установка чекистов - не пресечение, а предупреждение 25.03.2004
Зейнулла Какимжанов: Я чувствую, мне выдан кредит доверия 22.03.2004
"Отан"… - это краеугольный камень… 19.03.2004
Стать чиновников вовсе не просто 18.03.2004
Генерал Молдияр Оразалиев: "Я многих посадил в тюрьму - никто не обижался..." 17.03.2004
"Верховная власть в России священна" 11.03.2004
Счетному все подотчетны 10.03.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz