Николай ЖОРОВ, "АиФ-Казахстан", 31 марта
В последние годы экономика страны развивается динамично. Во всяком случае, мы забыли о таких понятиях, как бюджетный дефицит и задержка выплаты пенсий и зарплаты учителям и врачам. Однако так уж устроены некоторые люди: если где-то чего-то много, им хочется это взять. Примеры - многочисленные случаи нецелевого использования бюджетных средств, прямого хищения денег в системе казначейства. Между тем в стране имеется служба, призванная отслеживать эти явления и наводить в данной сфере порядок. На вопросы нашего корреспондента сегодня отвечает председатель Комитета финансового контроля Минфина РК Федор СУТУЛОВ.
Нарушения покажет компьютер
- Федор Федорович, ваш комитет в последние годы неоднократно реформировался. Есть ли вообще необходимость делать в рыночных условиях финансовые проверки и держать штат ревизоров?
- Штат ревизоров у нас небольшой - всего около 800 человек на всю республику. Надо ли их держать "в рыночных условиях"? Я твердо убежден, что надо. За расходованием государственных средств необходим жесткий контроль. Мы должны препятствовать хищениям и нецелевому использованию денег, собранных в государственную казну.
- Но есть ведь Счетный комитет при президенте. В чем его отличие от вашего ведомства?
- В должности председателя я нахожусь с марта 2002 года. Было время, когда наш комитет вообще расформировали. Жизнь, однако, доказала преждевременность такого решения. И с 2000 года Комитет финансового контроля воссоздан вновь. Сейчас наш комитет является органом внутреннего контроля правительства. Счетный комитет, о котором вы говорите, призван решать глобальные задачи по контролю, в первую очередь за эффективным использованием республиканского бюджета.
Комитет финансового контроля свои задачи выполняет в первую очередь путем проведения комплексных проверок тотальным методом. Такой метод активно применялся при Советском Союзе при ревизии финансового хозяйства. Есть у нас и вспомогательная процедура - тематические проверки. В 2002 году мы совместно со Счетным комитетом разработали стандарты контроля с использованием лучшего зарубежного опыта. Теперь все действия ревизоров четко регламентированы, и это позволяет нам сделать следующий шаг - разработать и внедрить программное обеспечение для создания электронной базы данных по каждому из девятнадцати тысяч объектов контроля. Со временем это позволит внедрить дистанционный электронный аудит. Предполагается что программа при вводе в нее показателей бухгалтерской отчетности выведет отклонения от расчетных параметров, и, не выходя на объект контроля, можно будет отревизировать до 70% финансовой деятельности объекта. Это значительно ускорит проверки и повысит эффективность работы.
Жизнь полна неожиданностей
- При всем этом принимать решение относительно того, есть нарушение или нет, будет не электронный ревизор, а настоящий. Что он собой представляет?
- Большинство наших ревизоров - это молодые люди, большей частью не многим старше 30 лет. Мужчин несколько больше, чем женщин. Это и понятно - не каждая женщина способна выдержать задаваемый нашей работой темп жизни, частые командировки. Естественно, каждый наш работник имеет соответствующее образование и проходит специальную проверку. Наша работа требует особой ответственности и при подборе кадров.
- Не секрет, что зачастую ревизора пытаются ублажить любым способом: деньги, баня, девочки… Лишь бы он "не заметил" нарушений. Это действительно бывает?
- Бывает, а как же. Однако, если ревизора пытаются "соблазнить", нам это говорит только о том, что на объекте не все ладно. Сами по себе такие предложения уже вызывают подозрение. А поскольку работают ревизоры не поодиночке, то и шанс скрыть нарушения значительно снижается.
- Так все-таки - удается "уговорить" ревизора?
- Как правило, нет. В позапрошлом году был выявлен один случай, когда молодой ревизор злоупотребил своим положением и вместо проверки войсковой части размахивал корочками в пьяном виде в кафе, выжимая мзду. Его сразу же уволили. Бывают случаи, когда ревизора пытаются опорочить. Скажем, недавно позвонили и сообщили, что ревизор пришел на проверку пьяным. Мы его тут же вызвали в комитет, но все оказалось ложью.
Где больше воруют?
- Федор Федорович, многие уверены, что нередки случаи "заказных" проверок. Это так?
- Что такое "заказ"? Когда я приступил к работе в должности председателя комитета, то обратил внимание на то, что в летние месяцы в период зачисления в вузы их проверяют все, кому не лень. А, к примеру, Госкомстат не проверялся в течение пяти лет. Была и такая практика: сменяется аким или министр - и сразу новый начальник просит проверить работу своего предшественника. Однако есть закон. По новому Бюджетному кодексу, комплексную проверку можно проводить не чаще одного раза в год и не реже одного раза в два года. Отменены теперь и планы объемов финансовых нарушений, которые должны были выявить ревизоры. Этот оброк порочил весь смысл проверок, так как ревизоры вынуждены были, по сути, выдумывать нарушения.
- Много ли нарушений выявляется в результате проверок? Сколько средств удается вернуть государству? Наказывают ли виновных?
- В 2003 году мы провели контроль 5 658 объектов. Выявлено финансовых нарушений на сумму 11 745,5 млн. тенге. Принятыми мерами по итогам контроля государству возмещено незаконных расходов на сумму 861 млн. тенге; отозвано средств, использованных не по целевому назначению, на сумму 200,3 млн. тенге; перечислено платежей в бюджет на сумму 81,4 млн. тенге; возмещено недостач товарно-материальных ценностей на сумму 43,2 млн. тенге. В прошлом году в правоохранительные органы передано 782 материала контроля, в органы налоговой службы для доначисления налогов и платежей - 12 материалов на сумму 48,7 млн. тенге. В соответствии с Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", на 259 должностных лиц наложены административные взыскания на сумму 2 млн. тенге, из них в бюджет поступило 1,5 млн. тенге. Привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 1107 должностных лиц. Из них 52 освобождены от занимаемых должностей.
На каждого ревизора, работающего в территориальных подразделениях, в среднем приходится 11,1 млн. тенге выявленных сумм нарушений. Для сравнения: в 2002 году этот показатель был 3,1 млн. тенге. В Алма-Атинской и Южно-Казахстанской областях, в Алма-Ате и Астане сумма выявленных нарушений на одного проверяющего достигла в прошлом году 34 млн. тенге.
- В этих регионах больше воруют?
- Однозначного ответа нет. Нарушения складываются из множества факторов, в том числе и воровства. Да и к проверкам ревизоры начали относиться более качественно. Вот простой факт: за 2003 год количество проверок было снижено на 21%, а сумма выявленных нарушений увеличилась в 2,4 раза. Общая сумма нарушений с 4,8 млрд. возросла до 11,7 млрд. тенге. Этот показатель для нас очень важен, поскольку благодаря системному подходу стала более результативной деятельность ревизора.
Надо учесть еще такой момент. По нашему предложению в проект Бюджетного кодекса были внесены такие понятия, как комплексный и тематический контроль, которые проводятся только сплошным методом. Раньше, ссылаясь на выборочность проверок, ревизоры могли скрывать факты нарушений. Теперь термин "выборочный контроль" исключен из обихода ревизора, а периодичность определена кодексом. Эти меры помогают предупредить коррупционные намерения как со стороны ревизоров, так и со стороны работников объектов контроля.
- Есть ли давление на ревизора и на вас лично со стороны влиятельных должностных лиц? Просьбы "закрыть глаза" на то или иное нарушение…
- Мы - беспристрастные государевы работники. Меня не волнует, кто руководитель объекта и чей он родственник. Правительство хочет знать, как тратятся государственные деньги. Кроме того, мы не карательный орган. Мы фиксируем допущенные нарушения, а квалифицируют их другие - правоохранительные органы.
- А вашу структуру кто проверяет?
- Счетный комитет, прокуратура. Но и мы, в свою очередь, проверяем их финансовую отчетность и эффективность расходования государственных средств. |