NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:31 ast
18:31 msk

Анвар Сайденов: Наша основная задача - обеспечить стабильность цен
Дальнейшее освоение нефтяных месторождений создает дополнительные источники притока капитала по текущему счету платежного баланса, что может повлиять на снижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности
01.04.2004 / интервью

Татьяна АБРАМЕНКО, "Известия-Казахстан", 31 марта

Проблемы финансового и банковского секторов экономики традиционно интересуют как рядовых казахстанцев, так и тех специалистов, которые соприкасаются с ними по роду службы. О сегодняшних проблемах банковской системы страны говорит председатель Национального банка страны Анвар САЙДЕНОВ.

- С нового года часть функций Национального банка РК передана вновь созданному Агентству по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций. Какие результаты ожидаются от такой реформы, на каких направлениях теперь будет акцентироваться внимание?

- С передачей всех надзорных функций созданному Агентству по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национальный банк переходит на следующую ступень качественного развития своей деятельности, то есть будет выполнять классические функции, свойственные именно центральным банкам. Принципиально новым является то, что теперь основная цель банка - обеспечение стабильности цен. Для выполнения этой цели на НБК возложены следующие задачи: разработка и проведение денежно-кредитной политики государства; обеспечение функционирования платежных систем; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; содействие обеспечению стабильности финансовой системы. Такая постановка вопроса повышает ответственность Национального банка за целевые показатели по инфляции и более точно отражает переход к принципам инфляционного таргетирования и стандартам Евросоюза.

В области денежно-кредитной политики основной целью станет обеспечение низких темпов инфляции, что позволит постепенно снизить официальную ставку рефинансирования до 5,5-6,5 процента к 2006 году. В итоге это будет способствовать постепенному снижению ставок на финансовом рынке, в том числе и по кредитам.

Как и прежде, основными инструментами денежно-кредитной политики будут операции открытого рынка. Кроме того, Национальный банк будет осуществлять регулирование официальных ставок и рефинансирование банков путем переучета векселей, предоставления банкам краткосрочных кредитов, а также приема депозитов для регулирования краткосрочной ликвидности банков.

Для поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный банк намерен сохранить существующий режим плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Соответственно, банк не будет устанавливать ориентиры по обменному курсу тенге и вмешиваться в его формирование, за исключением случаев необходимости предотвращения спекулятивных скачков обменного курса.

В области валютного регулирования и валютного контроля приоритетным направлением будет дальнейшая либерализация валютного режима. В 2004 году планируется разработка нового закона, отвечающего современным требованиям финансового рынка и предусматривающего более активное участие Казахстана на международных рынках капитала.

В области обеспечения функционирования платежных систем особое внимание будет уделено созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек. Будет расширена сеть оборудования по приему и обслуживанию платежных карточек в торговых и обслуживающих организациях. Предполагается рассмотреть возможность использования платежных карточек при реализации общенациональных программ по внедрению обязательного медицинского страхования, формирования системы уплаты таможенных и налоговых платежей, переходе на единый номер физического (юридического) лица (ИН, БИН) и других.

Вместе с тем обеспечение стабильности финансовой системы по-прежнему остается одной из задач как Национального банка, так и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

- Насколько известно, сейчас Национальный банк должен вплотную заняться инфляцией и ценами, которые неуклонно растут. Что реально может сделать Нацбанк для улучшения ситуации? Или весь вопрос заключается в разработке нового метода расчета инфляции, который поможет улучшить внешние показатели, но не повлияет на инфляционные процессы?

- Как я отметил выше, основной целью Национального банка является обеспечение стабильности цен. Контроль инфляционных процессов осуществляется через механизмы косвенного воздействия. То есть путем регулирования ликвидности банков второго уровня через спрос и предложение денег. Нацбанк располагает широким перечнем операций и инструментов денежно-кредитной политики. К ним относятся кредитные и депозитные операции, операции с иностранной валютой, выпуск краткосрочных нот, операции репо, переучет векселей, операции с производными финансовыми инструментами. В целом эти инструменты не отличаются от тех, которые Национальный банк использовал в предыдущие годы и которые используют почти все центральные банки развитых стран.

Что касается разработки нового метода измерения инфляции, то в этом нет необходимости. Рассчитываемый индекс потребительских цен соответствует мировым стандартам. Другое дело, что сейчас разрабатывается методика оценки базовой инфляции. При этом показатель базовой инфляции никоим образом не подменит показатель "общей" инфляции. Базовая инфляция - это аналитический инструмент, который используется исключительно при проведении денежно-кредитной политики. Это означает, что при отклонении фактического значения базовой инфляции от установленного ориентира будет возникать необходимость в принятии мер денежно-кредитного регулирования. Кроме того, если в экономике будет наблюдаться рост потребительских цен, то это будет отражаться на повышении как общей, так и базовой инфляции.

Таким образом, в условиях усиления ответственности за целевые показатели по инфляции Национальный банк, как и некоторые страны, использующие принцип инфляционного таргетирования, будет в дальнейшем устанавливать ориентиры по инфляции, исходя из индекса "базовая инфляция", который будет отражать основные направления инфляционных тенденций.

- Что сегодня, на ваш взгляд, влияет на инфляционные процессы, насколько "виноват" в этом американский доллар, резко обесценившийся в последнее время? Какую политику в этом плане намерен впредь проводить Национальный банк - будет ли он искусственно сдерживать чрезмерное укрепление тенге или самоустранится?

- Инфляция - многогранный процесс, на который влияет множество факторов: экономических, политических, социальных и многих других. Зачастую точно определить, какие из них являются причинами инфляции, трудно, поскольку воздействие ряда факторов может быть практически моментальным, а последствия других проявятся только через некоторое время. В настоящее время среди основных причин можно назвать экономический рост, монетарные факторы, а также конкурентность рынка.

Причем влияние экономического роста на инфляцию является двояким. С одной стороны, происходит наполнение рынка потребительскими товарами, что обеспечивает конкуренцию и, соответственно, снижение или, по крайней мере, неповышение цен. С другой стороны, рост экономики сопровождается ростом доходов и увеличением совокупного спроса. Естественным следствием этого и является повышение инфляции. При текущих темпах роста государственных расходов в условиях либеральной денежно-кредитной политики такое незначительное увеличение цен пока не несет угрозы для стабильности финансового рынка.

Что касается монетарных факторов, то активная кредитная политика банков второго уровня, значительный приток иностранной валюты в Казахстан провоцируют значительный рост денежных агрегатов. Со своей стороны, Национальный банк проводит необходимые операции по стерилизации избыточной ликвидности банков второго уровня. Так, в 2003 году краткосрочных нот выпущено на 613 миллиардов тенге, что превышает объем выпуска за 2002 год почти втрое. При этом в 2003 году их объем в обращении возрос в 3,1 раза. Это позволило в значительной мере контролировать инфляционные процессы в экономике.

Вместе с тем на инфляцию влияют и факторы, которые имеют нерыночный характер. Они связаны либо с ограничением конкуренции на рынке, либо со сговором крупных посредников и продавцов. В значительной степени это касается таких товаров, как овощи и фрукты, бензин и другие горюче-смазочные материалы. Поэтому для достижения поставленной цели Национальный банк намерен тесно сотрудничать с правительством и местными исполнительными органами.

Что касается укрепления тенге по отношению к доллару США, то это не играет большой роли в динамике цен. Основной импорт потребительских товаров в Казахстан приходит не из США, а из стран-соседей, стран Азиатского региона, Европы, которые используют свою национальную валюту, а не доллар США. Поэтому цены на импортную продукцию зависят от соотношения курсов тенге и валюты страны-партнера, а доллар США используется как расчетная единица в международной торговле.

Таким образом, Нацбанк вынужден акцентировать внимание на обеспечении стабильности ситуации на валютном рынке, не допуская чрезмерного укрепления тенге в реальном выражении по отношению к корзине валют, а также сглаживая краткосрочные колебания курса.

- Как, по-вашему, влияет на отечественную экономику крепкая национальная валюта, ведь, насколько известно, это чревато иногда серьезными издержками?

- Прежде всего необходимо уточнить, что курс национальной валюты по отношению к иностранной валюте может изменяться как в номинальном, так и реальном выражении. Когда определяется номинальное изменение курса, то в расчет берется только отношение курсов двух валют, тогда как реальный курс рассчитывается еще с учетом изменения инфляции двух или нескольких стран.

Поэтому изменение реального курса национальной валюты больше определяет уровень конкурентоспособности экономики страны по отношению к странам - торговым партнерам. Так, реальное укрепление национальной валюты приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках, ухудшению состояния торгового баланса страны и уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

За 2003 год реальная девальвация тенге по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров составила два с половиной процента. Реальный эффективный обменный курс (РЭОК) по странам СНГ за рассматриваемый период снизился на 4,2 процента, а по остальным странам девальвация тенге составила полтора процента. За прошлый год тенге в реальном выражении укрепился против доллара США на 12,6 процента, а по отношению к евро и российскому рублю девальвировал на 6,9 и 5,3 процента соответственно.

Таким образом, несмотря на существенное укрепление тенге к доллару, условия, обеспечивающие внешнюю конкурентоспособность казахстанских экспортеров, в целом по отношению к странам - основным торговым партнерам в 2003 году сохранялись на уровне более благоприятном, чем в предыдущие годы.

- В чем причина относительной стабилизации курсов валют и надолго ли это?

- В марте нынешнего года произошла смена тенденции укрепления тенге к доллару и его ослабления против евро, наблюдавшейся в течение последних месяцев. Основным фактором, который вызвал изменение ситуации на внутреннем валютном рынке, явилось усиление позиций доллара на международных рынках. Другой фактор - это сокращение притока иностранной валюты.

Курс тенге в значительной степени зависит от объемов поступления валютной выручки экспортеров, от объемов внешних заимствований казахстанских банков, от позиций доллара на мировом рынке и других внутренних и внешних факторов. Поэтому в условиях существующего валютного режима точно предсказать ситуацию на валютном рынке достаточно трудно. Тем не менее Национальный банк будет следить за ходом событий на валютном рынке и при необходимости примет коррекционные меры с целью предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.

- Как считают некоторые эксперты, вообще ситуация с долларом довольно взрывоопасная и вполне возможен финансовый кризис, подобный кризису конца 90-х годов. Вы разделяете такое мнение?

- Безусловно, за последний год ситуация с долларом на мировом рынке стала довольно непредсказуемой, и это является основной темой, которую обсуждают как мировая общественность, так и средства массовой информации. По этому поводу мы не раз давали свои комментарии. В настоящее время вряд ли кто может точно оценить последствия происходящих событий вокруг американской валюты на мировых рынках. Но тем не менее, думаю, что серьезного кризиса все же не должно быть.

- Россия недавно внесла изменения в законодательство, которые предполагают либерализацию валютного регулирования. Россиянам разрешили вывозить деньги и открывать счета за рубежом. По словам одного из инициаторов поправок Михаила Задорнова, "все, что не запрещено, будет разрешено". А запретов в законе немного. Как вы оцениваете такие нововведения (будут ли они способствовать выводу капиталов за рубеж) и ожидает ли нас подобная либерализация?

- Политика, направленная на полную либерализацию валютного режима, была принята в 2002 году и оформлена в виде Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан. При этом Национальный банк намеренно идет на отмену ограничений на операции, связанные с оттоком капитала.

Необходимость в валютных ограничениях на движение капитала была продиктована в Казахстане наличием значительного дефицита внутренних источников иностранной валюты и слабым доверием к национальной валюте, поэтому любой отток валюты из страны был угрозой устойчивости валютного курса и развитию экономики в целом. Введение режима свободного плавающего валютного курса в апреле 1999 года создало импульс для развития реального сектора экономики. Имеющийся потенциал благодаря снижению темпов инфляции, относительной стабильности валютного рынка, росту сбережений населения в банковской системе и притоку иностранных прямых инвестиций не исчерпан и по сей день.

Дальнейшее освоение нефтяных месторождений создает дополнительные источники притока капитала по текущему счету платежного баланса, что может повлиять на снижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Увеличение экспортных поступлений, которое сопровождается дальнейшим освоением прямых инвестиций, будет оказывать непосредственное давление на реальное удорожание обменного курса тенге.

В этих условиях Национальный банк вынужден будет либо допустить повышение курса национальной валюты, либо осуществлять постоянные интервенции на валютном рынке и стерилизовать рост внешних активов банковской системы. Что также имеет свои издержки: постоянный рост расходов Нацбанка может привести к снижению внутренних процентных ставок и неконтролируемому росту инфляции.

Отмена ограничений на потоки капитала сопровождается снижением административных издержек участников внешнеэкономических операций, что обеспечивает большую свободу предпринимательской деятельности. В то же время в процессе либерализации валютного режима усиливается ответственность государственных органов, ответственных за реализацию эффективной экономической политики, в условиях мобильности капитала, когда принятие экономических решений субъектами рынка определяется все более экономическими, а не административными факторами.

Почти все мероприятия, предусмотренные Программой либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы, сейчас уже выполнены. Разработана новая Программа либерализации валютного режима на 2005-2007 годы. Это будет уже второй этап либерализации, который предполагает переход на принципы полной конвертируемости по текущим и капитальным операциям начиная с 2007 года. В нынешнем году НБК будет работать над созданием необходимой правовой базы для дальнейшей либерализации валютного режима. Планируется, что изменения в валютное законодательство вступят в силу уже с середины следующего года.

Либерализация прямых инвестиций за границу должна еще более активизировать участие резидентов Казахстана на рынках соседних стран. Кроме того, предполагается совершенствование валютного регулирования портфельных инвестиций и операций с производными финансовыми инструментами. Хотя о полной отмене ограничений на данные операции в рамках второго этапа либерализации говорить не приходится - планируемые изменения в законодательство создадут возможности для более активного использования инструментов хеджирования рисков и вложения средств в более широкий перечень финансовых инструментов.

- Как обстоит сегодня ситуация с вывозом капиталов, уменьшились ли масштабы этого процесса? Какие тенденции здесь отмечаются? Ведь, если судить по официальным заявлениям, деньги стало выгодно хранить и вкладывать в Казахстане?

- Приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в 2000-2003 гг. в среднем финансировал порядка 36 процентов импорта товаров услуг в сравнении с 22 процентами за предшествующий пятилетний период. Доля репатриированных доходов, в том числе доходов прямых инвесторов, к экспорту товаров услуг сохраняется стабильно на уровне десяти процентов. Несмотря на рост краткосрочных операций частного сектора, приток краткосрочного капитала в среднем за последние три года на 94 процента покрывает его отток. Учитывая, что данные потоки отражают большей частью операции, связанные прежде всего с реальными условиями производственной и финансовой деятельности, рост доли краткосрочных операций не может однозначно рассматриваться как спекулятивный капитал. Сопоставление по долгосрочному капиталу показывает превышение притока над оттоком в полтора раза. Кроме того, привлечение отечественными банками в 2003 году долгосрочных кредитов на сумму более полутора миллиардов долларов США, что почти втрое превышает аналогичный показатель за предыдущий период, стало еще одним подтверждением привлекательности вложения средств в нашу страну.

В целом, несмотря на рост доли краткосрочных финансовых операций, структура потоков капитала достаточно устойчива. По данным международной инвестиционной позиции Казахстана, накопленные внешние обязательства республики на две трети обеспечиваются иностранными прямыми инвесторами. Доля совокупных краткосрочных обязательств практически не меняется, оставаясь на уровне 6-8 процентов от внешних обязательств республики. В структуре активов резидентов значительную долю составляют долгосрочные иностранные активы Национального банка, тогда как частный сектор предпочитает краткосрочные внешние активы.

Либерализация валютных операций, связанных с созданием резидентами дочерних организаций, активизировала операции прямого инвестирования за рубеж. Общая сумма вложений в акционерный капитал за границу прямых инвесторов во втором полугодии прошлого года почти в три раза превысила данные за первую половину года.

- Как известно, некоторые казахстанские банки стали выходить на зарубежные рынки. Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы этого процесса (это ведь тоже своеобразный вывоз капиталов за рубеж)?

- В последнее время рынок банковских услуг в Казахстане насыщается и способен удовлетворять потребности многих граждан, а по темпам развития опережает банковские системы стран СНГ. Поэтому, на мой взгляд, выход на внешние рынки является в какой-то мере правильным и закономерным.

При этом банки все же не вывозят капитал, а инвестируют его в дочерние структуры, функционирующие на территории других государств. Поэтому в этом процессе все же больше плюсов, чем минусов, так как это свидетельствует о переходе наших банков на новый этап их развития.

- Скоро Нацбанк презентует годовой отчет о работе банковской системы. Могли бы вы отметить самые значительные успехи и недоработки отечественных банков.

- Ситуация в банковском секторе в прошлом году оставалась стабильной. Улучшились основные количественные и качественные показатели, что в основном обусловлено ростом капитализации банков, повышением объема и перечня проводимых операций. Размер совокупного собственного капитала банков второго уровня составил к началу года 233,6 миллиарда тенге, увеличившись за год на 45 процентов. Увеличение собственного капитала в основном обусловлено агрессивной процентной политикой банков, а также тем, что банки использовали дополнительные капитальные инструменты в виде субординиированных долгов.

За 2003 год размер совокупных активов банков возрос на 46,4 процента, достигнув более чем полутора миллиардов тенге. В то же время доля активов, деноминированных в иностранной валюте, в общей сумме снизилась за год на десять процентов. На фоне стабильного функционирования финансового сектора, роста доходов населения ситуация на депозитном рынке страны была благоприятной. Характерно, что значительно возрос объем депозитов в национальной валюте при незначительном снижении депозитов в иностранной валюте за счет курсовой разницы в условиях заметного укрепления тенге по отношению к доллару США. Так, тенговые депозиты возросли более чем на шестьдесят процентов, тогда как депозиты в иностранной валюте снизились почти на пять процентов. При этом валютный эквивалент депозитов в иностранной валюте возрос на 3,5 процента - до 2,4 миллиарда долларов США.

Также сохранилась тенденция роста вкладов населения - за прошлый год они возросли примерно на треть - до 343,2 миллиарда тенге. Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным депозитам физических лиц в тенге снизилась с 11,2 до 10,9 процента, в иностранной валюте - с 6,1 до 5,9 процента. На фоне благоприятных макроэкономических условий и продолжающегося роста ресурсов кредитный рынок оставался одним из динамично развивающихся сегментов финансового рынка. За 2003 год объем кредитов банков экономике возрос почти в полтора раза - до 978,1 миллиарда тенге, или семи миллиардов долларов США.

Что касается недоработок банков, то они прежде всего связаны с приближением их деятельности к международным стандартам, в том числе рекомендуемым Базельским комитетом и принятым ЕС. В частности, требуется дальнейшее совершенствование систем управления рисками в банках, обеспечение адекватности и надежности предоставляемой банками финансовой отчетности, внедрение единых подходов и требований к аудиту банков.

В целом практически все вопросы, связанные с дальнейшим развитием банковской системы, предусмотрены в Концепции развития финансового сектора, реализация которой предусмотрена в период с 2004 по 2006 годы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"11 сентября "Аль-Каида" отплатила американцам за дружбу" 29.04.2004
Оналсын Жумабеков: Амнистии не будет! 28.04.2004
Людмила Жуланова: Мне есть чем гордиться 28.04.2004
"Миссия Казахстана - кормить планету" 26.04.2004
Казахстан пользуется авторитетом в ОБСЕ 21.04.2004
Алексей Можин: Украсть деньги МВФ вообще невозможно 20.04.2004
Икрам Адырбеков: Опыт Малайзии полезен 19.04.2004
Роберт Кочарян: Нельзя сравнивать нашу действительность с грузинской 19.04.2004
Болат Жылкышиев: У нас живут люди с открытой душой 15.04.2004
Двенадцать звездных фрагментов Тохтар-ага 15.04.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz