NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 21.07.2019 11:41 ast
08:41 msk

Оралбай Абдыкаримов: Думаю, дойдем и до "акул"
"…Что же касается главной задачи, поставленной передо мной Главой государства, то она состоит в совершенствовании деятельности республиканской комиссии по борьбе с коррупцией, которую я и возглавил"
02.04.2004 / интервью

Сергей НЕСТЕРЕНКО, "Казахстанская правда", 1 апреля

Происшедшие в начале марта этого года кадровые перестановки в высших эшелонах власти по-разному комментируются отечественными политологами и средствами массовой информации. При этом особый интерес у аналитиков вызывает назначение государственным секретарем республики Оралбая Абдыкаримова, который до этого на протяжении нескольких лет был председателем Сената Парламента. Изменятся ли в связи с назначением функции и полномочия госсекретаря? Какие задачи определены для него в качестве приоритетных? Ответить на эти и некоторые другие вопросы мы попросили самого Оралбая Абдыкаримова.

- Глава государства Нурсултан Назарбаев уже подписал Указ о статусе и полномочиях государственного секретаря Республики Казахстан, которые действительно несколько отличаются от прежних, - подтверждает Оралбай Абдыкаримович. - В соответствии с этим документом в сфере компетенции госсекретаря остается, в частности, выработка для Президента предложений по основным направлениям внутренней политики и регионального развития. Не претерпели изменений и такие функции, как координация деятельности консультативно-совещательных органов: Национального совета, Ассамблеи народов Казахстана, комиссий по присуждению Государственной премии мира и прогресса первого Президента РК и по государственным наградам, республиканских комиссий по государственным символам и по подготовке кадров за рубежом, а также Комиссии по присуждению Почетного диплома Президента РК за благотворительную и спонсорскую деятельность в культурной и гуманитарной сферах.

Если же говорить об изменениях, то нужно вспомнить, что одним из приоритетов деятельности прежнего госсекретаря - Имангали Тасмагамбетова - была разработка концептуальных основ социальной политики, в том числе совершенствование системы здравоохранения и образования, развитие культуры и искусства, народного творчества, сохранение историко-культурного наследия.

В мои функции не входит прямое кураторство над какими-то министерствами и ведомствами. Что же касается главной задачи, поставленной передо мной Главой государства, то она состоит в совершенствовании деятельности республиканской комиссии по борьбе с коррупцией, которую я и возглавил.

Вы сами знаете, что в последнее время работа этой важной структуры несколько ослабла, а ведь в своем Послании народу Казахстана Президент республики, поднимая вопросы государственного строительства и совершенствования системы государственной службы, однозначно заявил о необходимости жесткой борьбы с коррупционными преступлениями. Для этого крайне важно, используя в том числе зарубежный опыт, выстроить четкую систему, чем как раз и будет заниматься комиссия, состав которой Глава государства утвердил в прошлую пятницу.

Стоит отметить, что раньше в эту антикоррупционную структуру входили заместители руководителей правоохранительных органов. Теперь же она будет представлена первым лицами соответствующих ведомств, что, несомненно, позволит усилить действенность и эффективность работы. В ближайшее время проведем первое заседание, на котором, во-первых, проанализируем ход исполнения Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2001-2005 годы, а во-вторых, определимся с первоочередными задачами на будущее. Опубликуем телефоны доверия, по которым граждане смогут напрямую сообщать нам о фактах нарушений.

Я, как вы знаете, уже имею опыт работы в этой сфере: в свое время возглавлял Высший дисциплинарный совет, а чуть позже - Государственную комиссию по борьбе с коррупцией. На четыре с лишним года оторвался от этой деятельности. Ну да ничего, все, как говорится, восполнимо.

Сейчас, на мой взгляд, нужно в первую очередь выработать такие меры, которые бы позволили бороться с коррупцией на постоянной основе и осуществлять ее профилактику. Когда люди видят реальную работу - кого-то поймали, осудили, они по-другому начинают относиться и к правоохранительным органам, и к государству, которое они представляют. Но все дела нужно доводить до конца, а не так, как сейчас: уголовное дело возбудили, следствие провели, а, в конечном счете, человека полностью оправдывают. Не спорю: иногда в деянии провинившегося чиновника действительно отсутствует состав уголовно наказуемого преступления. А как же моральная ответственность? Почему забываем о ней?..

- О работе дисциплинарных советов и впрямь не слышно...

- Именно. А ведь в прежние годы именно эти органы по рекомендации комиссии по борьбе с коррупцией всерьез занимались проштрафившимися госслужащими. Я пока не знаю, в чем причина ослабления работы советов, но думаю, что вместе с руководством Агентства по делам государственной службы, под чьей эгидой они сейчас действуют, мы выработаем единую политику в их отношении. Нужно выстроить такую вертикаль управления, при которой бы эти органы ни в чем не зависели от акимов и могли оперативно и качественно принимать решения по фактам коррупционных правонарушений. Кстати, председатель агентства также входит в состав республиканской комиссии по борьбе с коррупцией.

Как вы знаете, в этом году госслужащим подняли зарплату на 50 процентов, она фактически самая высокая в СНГ. Льгот у них тоже достаточно. И теперь нужно добиться такого положения, при котором бы чиновники боялись не только угодить в места не столь отдаленные, но и просто потерять работу. А здесь многое зависит как раз от деятельности дисциплинарных советов, принимающих решения об административной ответственности, вплоть до освобождения человека от занимаемой должности. Главное, чтобы ни один факт коррупции, нарушений правил этики не остался не замеченным, не наказанным.

Во многих странах распространена система, так сказать, финансового наказания. Поймали, допустим, чиновника на получении взятки в 200 долларов, так он должен выплатить 15 тысяч долларов штрафа и еще освободить должность. Почему бы и нам такие меры не предусмотреть?

Особый разговор о взяткодателях. Я в свою бытность председателем комиссии по борьбе с коррупцией обращался к руководителю республиканского союза предпринимателей с тем, чтобы они приняли обращение, в котором бы заявили: мы отказываемся давать взятки и намерены сообщать о каждом случае вымогательства денег. К сожалению, это предложение так и не было в то время поддержано. Но все-таки к такой системе нужно стремиться. Ведь взяткодатели сами создают почву для распространения коррупционных правонарушений.

- Международная организация "Транспаренси Интернешнл" регулярно публикует рейтинги стран по состоянию коррупции. При этом наша страна в них постоянно сдвигается на более слабые позиции. И тут возникает вопрос: насколько справедливы критерии оценок Казахстана на Западе? Если вспомнить, не так давно поднимался вопрос о необходимости выработки индексов коррупции. Что сделано в этом направлении?

- Коррупция есть в любом государстве, даже в самом развитом. Смотрите, какие скандалы сотрясают ту же Западную Европу, Южную Корею, Израиль. Чтобы всерьез заниматься решением проблем распространения таких преступлений, в республике, на мой взгляд, должен быть создан специальный аналитический центр. Это, конечно, потребует определенных финансовых затрат, но нужно понимать, без изучения причин появления коррупционеров с ними невозможно бороться эффективно. По моему мнению, такой центр можно было бы создать на базе Академии государственной службы и привлечь для работы в нем специалистов как этого учреждения, так и тех аналитических подразделений, которые имеются в структурах правоохранительных органов.

Если говорить конкретно об индексах, то, на мой взгляд, работу по определению критериев коррупции нам нужно вести по отраслям, по ведомствам, в которых наиболее часто совершаются коррупционные правонарушения. Ведь ситуация в каждом из них особая. Кроме этого, необходимо рассматривать состояние дел в этой сфере и в разрезе регионов: данный показатель, по большому счету, вообще должен быть одним из важнейших при оценке работы того или иного акима.

Сейчас наше Правительство объявило о полномасштабной борьбе с теневой экономикой, которая, безусловно, непосредственным образом связана с коррупционными правонарушениями. Отношения между властью и бизнесом должны быть прозрачными, и мы намерены добиться этого. Конечно, на первых порах, возможно, будет попадаться лишь "мелкая рыбка", но потом, когда по отношению к нам возрастет доверие населения, когда появится опыт, думаю, дойдем и до "акул".

- В прежние годы в сферу деятельности госсекретаря входили и такие вопросы, как организация, проведение всевозможных юбилейных торжеств...

- Есть члены Правительства, которые отвечают за тот или иной участок, и такие комиссии должны возглавлять они. Повторюсь: в своей деятельности я намерен отойти от жесткого курирования министерств и ведомств. Каждый должен самостоятельно отвечать за свой участок. Ведь дублирование может нанести вред. Но это вовсе не означает, что не будет контроля. Я намерен постоянно отслеживать ситуацию, анализировать ее и затем вносить свои предложения Главе государства. Причем не только по конкретным отраслям, но и в целом по вопросам внутренней политики, по проблемам развития регионов: насколько эффективно проводится та или иная работа, насколько она соответствует задачам, поставленным Президентом республики? Ведь не всякие действия Правительства вызывают поддержку в обществе. И такие моменты я должен четко отслеживать.

Еще одна важная обязанность - контроль за исполнением конкретных актов и поручений Главы государства в соответствии с теми полномочиями, которые мне предоставлены. При этом в первую очередь я намерен следить за тем, как реализуются задачи, поставленные Президентом в своем Послании народу Казахстана.

- Сохранены ли за государственным секретарем полномочия в сфере отношений с политическими партиями и иными общественными объединениями?

- Для того чтобы знать реальное положение дел в государстве, качественно исполнять свои функциональные обязанности, госсекретарь должен постоянно встречаться с представителями общественности, лидерами партий, членами которых является значительная часть населения республики. Вариант один: такие встречи должны быть постоянными и регулярными. Причем инициатором их проведения может выступать как госсекретарь, так и сами руководители партий и общественных объединений.

Нельзя не упомянуть и о такой значимой сфере, как защита прав человека. В мои задачи входит координирование деятельности Комиссии по правам человека, которую возглавляет сенатор Жабайхан Абдильдин. Кстати, совсем недавно я провел заседание этого консультативно-совещательного органа, в ходе которого мы рассмотрели вопросы, касающиеся результатов работы за прошлый год, возможностей совершенствования деятельности.

- Оралбай Абдыкаримович, возглавляя Сенат, вы ежедневно, что называется, были в гуще событий: пленарки, бюро, запросы, порой - депутатские скандалы... А тут все же больше - кабинетная жизнь. Не скучаете?..

- Скучать некогда. Сама работа, связанная с подготовкой предложений по внутренней и региональной политике, просто обязывает больше общаться с людьми, чаще бывать в регионах. Ведь из кабинета всего не увидишь. Между прочим я всегда любил именно живую работу и постараюсь этим принципам следовать в дальнейшем. Тем более что в ближайшее время в республике состоится немало важных мероприятий, и прежде всего выборы в Мажилис, которые должны пройти в строгом соответствии с законодательством. А для этого нужно хорошо к ним подготовиться.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"11 сентября "Аль-Каида" отплатила американцам за дружбу" 29.04.2004
Оналсын Жумабеков: Амнистии не будет! 28.04.2004
Людмила Жуланова: Мне есть чем гордиться 28.04.2004
"Миссия Казахстана - кормить планету" 26.04.2004
Казахстан пользуется авторитетом в ОБСЕ 21.04.2004
Алексей Можин: Украсть деньги МВФ вообще невозможно 20.04.2004
Икрам Адырбеков: Опыт Малайзии полезен 19.04.2004
Роберт Кочарян: Нельзя сравнивать нашу действительность с грузинской 19.04.2004
Болат Жылкышиев: У нас живут люди с открытой душой 15.04.2004
Двенадцать звездных фрагментов Тохтар-ага 15.04.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.07.19 Воскресенье
87. МАЛЯР Иосиф
65. ИБРАЕВ Мурат
62. БИСЕНОВ Кылышбай
61. МАДИКЕНОВ Болат
59. ЖАРМУХАМБЕТОВ Мажит
59. СМИРНОВА Ирина
58. ДЖАНАБЕРГЕНОВ Кайрат
58. ИБАТОВ Марат
58. НУГМАНОВ Серик
57. ЖУМАЕВ Ерахмет
56. ЕСИМОВ Даулетхан
56. САГИНГАЛИЕВ Мухтар
55. МУХАНЖАРОВ Аблай
55. МУХИТОВ Кайрат
54. АБДРАХМАНОВ Мухтар
...>>>
22.07.19 Понедельник
98. ДЖИЕНБАЕВ Султан
90. КОЙБАГАРОВ Болатбек
84. ЛОБОВ Владимир
80. КЕСОГЛУ Лаки
71. МАНКЕЙ Бахитжамал
71. СЕГАЛ Илья
70. ЛАДЫГИН Валерий
70. ПЕРЗАДАЕВ Мурат
69. САУРАН Алихан
67. КУЦ Василий
66. ЕРОФЕЕВА Ирина
65. АУБАКИРОВ Шакен
63. РУСТЕМОВА Гаухар
59. ПЛОТНИКОВ Сергей
57. КОЖАМЖАРОВА Дария
...>>>
23.07.19 Вторник
76. КАЖИБАЕВ Амангельды
73. КЕНЖИН Тулеш
73. ЧЕРДАБАЕВ Магауия
71. БЕКТУРСЫНОВ Ызгарбек
68. ДЕНИНГ Николай
67. ЖУБАНДЫКОВ Серик
66. ЕГИЗБАЕВ Алтынбек
64. САБДЫКОВ Нур
61. БАЗАРБАЕВА Асия
58. БЕГЕШЕВ Ахмет
56. АРЫСТАНОВ Талгат
50. МАЛЫБАЕВ Бакитжан
48. ЛАВРИНЕНКО Элина
47. МАТАЕВ Талгат
46. СЫДЫКОВ Архат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz