Евгений АНИСИМОВ, Александр ГАМОВ, "Комсомольская правда", 5 апреля
"Фрадков сам себя открыл"
- Старожилы "Белого дома" утверждают, что это премьер Степашин открыл Фрадкова, пригласив его в 1999 году в правительство на должность министра внешнеэкономических связей...
- Да, это была моя инициатива. Но по большому счету Михаил Ефимович сам себя открыл. Мы с ним плотно работали начиная с 1993 года: он тогда был первым замминистра внешнеэкономических связей, а я - на Лубянке, реализовали несколько интересных проектов. Фрадков - работоспособный и очень порядочный человек.
- То же говорит и Путин. А чем докажете?
- Благодаря ему мы серьезно продвинулись в вопросах международного военно-технического сотрудничества. А еще он очень помог мне в 1999 году вести переговоры в США с Клинтоном и Гором, когда американцы начали бить нас за "демпинг".
- А могло ли повлиять на назначение Фрадкова то, что он работал в налоговой полиции и знает всю подноготную тех же олигархов?
- Нет ничего зазорного в том, что человек прошел такие разные должности. Но, мне кажется, на назначение Фрадкова прежде всего повлияло то, что он очень образованный человек, прежде всего в экономическом плане. Реформы в России вступили в период, когда началась тяжелая черновая работа. Вот на нее президент и поставил Михаила Ефимовича. А тема "Силовики у власти" в данном случае надуманная.
- А как вы в целом оцениваете то, что Путин сотворил с правительством?
- Вы про реформирование? Сейчас рано оценивать.
- Но хотя бы ваши прогнозы.
- С точки зрения идеологии сделано абсолютно все правильно. Но сейчас меня волнуют две темы. Первая - скорейшее назначение людей на свои участки, потому что время идет, а вакансии не все заполнены.
И второе. Каким образом будут финансироваться все эти агентства и службы? Видимо, самостоятельно. Значит, нам придется перестраивать систему финансового контроля.
Самое главное, конечно, чтобы новая структура эффективно заработала уже в мае, когда будут принимать за основу бюджет 2005 года.
Вы обратили внимание, что президент все больше берет на себя, по сути дела, как глава исполнительной власти, а не только как гарант Конституции? Поэтому спокойной жизни никому не будет. Ведь он не зря сказал на совещании в Минфине, что через три года бедных в России должно быть в два раза меньше. Не через четыре, а через три.
- И что же за этим кроется? Неужели досрочный уход президента?
- Предстоящие 2 - 3 года во многом должны изменить политическую палитру в стране. Будет и настоящее соперничество на выборах. Конструктивная оппозиция всегда нужна. Это бесплатный рентген, бесплатный диагноз... Путин прекрасно это понимает - не случайны же его контакты и с представителями самого широкого политического спектра.
- А вы сами-то давно с президентом встречались?
- Мы видимся регулярно, раз в полтора-два месяца. Последний раз встречались, когда поздравляли президента с победой на выборах. Где и как, говорить не буду.
- Значит, у вас бывают и неформальные встречи?
- У нас нормальные человеческие отношения.
- Вы к нему сами подъехали?
- Просто встретились, несколько человек нас было, поздравили... Есть люди, которых связывает что-то большее, чем политика. И слава Богу, что это есть у нас.
Олигархизму приходит конец
- А какое будущее ждет российский "бандитский капитализм"?
- Бандитским он уже перестал быть, мне кажется, года 3 - 4 назад. Сейчас все становится на свои места. И это не нарушение демократии. Меня мои американские коллеги в этом плане смущают. В 1999 году во время моей поездки в Америку мы встречались в Овальном кабинете Белого дома с Клинтоном, и он, взяв меня за руку, сказал: "Наведите вы порядок с этим Березовским. Он же дискредитирует вашу страну".
- Так это Клинтон вам все насоветовал?
- Конечно, Клинтон. Он от души это делал...
- Кстати, насчет олигархизма. Вы всерьез считаете, что он уходит в историю?
- Безусловно. Да, было время - это 96-й, 98-й, 99-й годы, когда богатые люди непосредственно влияли на формирование политики, даже на отставки премьер-министров. Это я сам пережил.
Но сегодня не могу себе представить, чтобы кто-то из богатых людей мог повлиять на Путина или Фрадкова. Казус, который случился с Ходорковским, для многих стал определенным сигналом: ребята, страна дала заработать, надо аккуратно относиться к своей стране.
Сейчас я перейду к своей любимой футбольной теме... Обратите внимание, Абрамович уже вон и в ЦСКА вложился, "Нафта-Москва" не в итальянский клуб "Рома" вложилась, а в наш "Сатурн", "Промстройбанк" - в питерский "Зенит", Дерипаска - в "Кубань". Это футбольные школы, это поля, это дети... Это нормально! Руководитель крупной нефтяной компании как-то заявил: дескать, то, что мы там немножко умыкнули, готовы вернуть в бюджет страны. Но Дерипаска еще дальше пошел и совсем недавно на страницах одной из газет сказал: мол, в России были резко занижены оценки национального богатства, которое мы приобрели, поэтому определенную часть мы готовы отдать государству.
- Конечно, их Степашин пугает...
- При чем тут Степашин? Степашин работает по закону и по Конституции. И никого я не пугаю.
- Но Абрамовича-то вы сильно напугали... Кстати, ваши аудиторы уже нагрянули на Чукотку?
- Почему нагрянули? Спокойно работают. 16 апреля заканчивают проверку. В мае подведем итоги.
- Там, говорят, им чинят всякие препятствия, угрожают?
- Не сказал бы, что напрямую угрожают. Кое-какие документы не хотели давать, намеки разные были. Но прямых угроз нет. Мы там вместе с Министерством внутренних дел работаем. Я это называю оперативным прикрытием.
- Для чего это нужно?
- А мы всегда так делаем, если видим, что не обошлось без экономических правонарушений. Недавно с Рашидом Нургалиевым (министр внутренних дел РФ. - Ред.) подписали план совместной работы на этот год. Один из пунктов плана - Чукотка. Тем более что не закрыто старое, еще 95-го года, уголовное дело по "золотому кредиту". И к Абрамовичу это отношения не имеет.
- А сам Абрамович вам не звонил?
- Нет.
- Такое ощущение, что только вы один и наезжаете на Абрамовича.
- Ни на кого я не наезжаю. Мы больше всего проверяем Министерство финансов, но почему-то никто не говорит, что я на Кудрина наезжаю.
Ну высказался я по поводу футбола - это мое право. Что, я не могу высказать свою точку зрения? Я сказал это искренне. Потом через "КП" поблагодарил Романа Аркадьевича за помощь ЦСКА. Личная позиция - это одно, а действуем мы по закону. Когда будем коллегию проводить по Чукотке, я Романа Аркадьевича обязательно приглашу.
- Счетная палата уже проверяла "Сибнефть", пришла к выводу, что от налогов они уходили, но на законных основаниях. Что делать с такими схемами ухода от налогообложения?
- Схемы закрыли. То, что мы предлагали и президенту, и Касьянову, было услышано. Решением правительства внутренние оффшоры закрыты. После принятия Налогового кодекса все так называемые налоговые льготы тоже прекратили свое существование.
- В последний год в работе Счетной палаты появилось новое - переход от финансового аудита к аудиту эффективности. Что это такое?
- Это очень просто и очень сложно одновременно. Во-первых, мы все равно будем отслеживать, куда и как идут бюджетные средства. Пока еще нельзя говорить о том, что порядок наведен полностью.
А что касается аудита эффективности... Скажем, была федеральная программа "Дети Севера". Совместная с канадцами, которые туда вложили немало денег. В мае мы выносим результаты ее проверки в Госдуму и Совет Федерации. Выясняли, эффективные вложения в эту программу были или нет? Оказалось, что нет. Вопрос: а надо ли было вообще сюда деньги вкладывать?
- То есть нужны проверки не только по итогам, но и до того как?
- Совершенно верно.
И дело не только в отдельных программах. Главный финансовый документ страны - бюджет. Он до сих пор формируется на базе бюджетов предыдущих лет - здесь чуть убавили, тут чуть добавили... Нужны новые принципы формирования бюджета. Мы внимательнейшим образом изучим бюджет 2005 года и подготовим свое заключение по поводу его эффективности.
- А другие законы и законопроекты смотрите? Может, экспертизу на предмет коррупционной опасности проводите?
- Осенью будет выдан на-гора анализ всего нашего законодательства на предмет его коррупционности. Работаем вместе с фондом "Индем", с Национальным антикоррупционным комитетом, который ваш покорный слуга в свое время и создавал.
- Вам, наверное, легко работается? Прошли по всем этажам власти: там антикоррупционный комитет создали, там ваши кадры сидят, там - друзья. Наверное, любые ваши решения тут же проходят по-дружески?
- Что значит по-дружески? Просто те материалы, которые мы готовим, их качество такое, что отшвырнуть их в сторону не удается. Да и то, что к нашей информации очень внимательно относится глава государства, уже приучило людей: лучше ответить Счетной палате, чем президенту.
- Счетная палата вроде бы собиралась заняться анализом итогов приватизации...
- Она этим и занимается. Это будет серьезнейшее исследование. В июле его результаты рассмотрим на коллегии.
- Цели исследования?
- Первая - еще раз посмотреть, где были грубейшие нарушения законодательства, если таковые были. И вторая - все-таки подвести определенную черту.
Известный пример - завод холодильников "Стинол" в Липецке. Как он там был приватизирован в свое время - понятно. Но сегодня это эффективно работающее предприятие, одно из лучших в стране. Когда-то мы должны поставить точку в разговорах о приватизации. Это очень важно и для нас, и для тех иностранцев, кто с нами работает.
- Что для вас главное при анализе итогов приватизации? Целесообразность или законность?
- И то, и другое. Но в первую очередь, конечно, законность.
Я не пятый, я Степашин
- Судя по всему, президент Путин держит Степашина в резерве... И может его кем-то еще назначить.
- Отвечу коротко. С президентом этот вопрос мы не обсуждали. Поэтому комментировать мне тут просто нечего. А то, что слухи ходят, что же тут сделаешь...
Меня больше волнуют поправки к закону о Счетной палате, чтобы изменился порядок назначения и аудиторов, и председателя.
- Но если эти поправки примут, вы тогда - по ранжиру - точно станете пятым человеком в государстве.
- А вот это замечание - насчет ранжира - я комментировать не стану.
САМЫЕ ГРОМКИЕ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ В 2004 ГОДУ
Ловилась рыбка большая и маленькая...
Январь 2004 года
Проверен порядок управления зарубежной федеральной собственностью. На декабрь 2003 г. в реестре было учтено всего 3 процента (!) находящейся за рубежом федеральной государственной собственности. Не учтены объекты недвижимости балансовой стоимостью 2,6 миллиарда долларов (!), находящиеся в ведении МИДа, Минобороны, МПС и других ведомств.
Февраль 2004 года
Проверена Российско-японская комиссия по урегулированию претензий, связанных с рыболовством. Установлено, что за 2000 - 2003 гг. неучтенные поставки в Японию рыбной продукции, добытой российскими судами в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России, оцениваются ежегодно в 83 - 117 тыс. тонн. Ее стоимость составила 3,3 миллиарда долларов.
Март 2004 года
Проанализировано расходование государственных средств, направляемых в Чеченскую Республику. С 2000 года на реализацию мероприятий по восстановлению Чеченской Республики было направлено 62 млрд. рублей. Общий объем выявленных финансовых нарушений превысил 5 млрд. рублей. Только за 2003 год предотвращены нецелевые, незаконные, неэффективные расходы на общую сумму около 1 млрд. рублей.
КСТАТИ
Что в ближайших планах у Степашина и его палаты?
Во втором квартале 2004 года предполагается: - рассмотреть результаты проверки, проведенной в особой экономической зоне в Калининградской области; - проанализировать законность и эффективность решений по вопросам собственности СССР и федеральной собственности России в странах Балтии; - подвести итоги проверок исполнения бюджета Чукотского автономного округа за 2003 год; - рассмотреть результаты законности и эффективности государственного управления госпакетом акций ОАО "Связьинвест". |