NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 02:36 ast
00:36 msk

На прошлой неделе парламент одобрил и отправил на подпись главе государства проект Бюджетного кодекса
Министр Келимбетов: "Бюджетный кодекс призван помочь каждому из нас стать менеджером по управлению госрасходами"
12.04.2004 / интервью

Тулеген ИЗДИБАЕВ, "Панорама", 9 апреля

На прошлой неделе парламент одобрил и отправил на подпись главе государства проект Бюджетного кодекса. В связи с чем Панорама задала несколько вопросов министру экономики и бюджетного планирования Кайрату КЕЛИМБЕТОВУ.

- Каковы приоритеты проекта Бюджетного кодекса?.

- В кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, обеспечивающие ей устойчивость и стабильность, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования, подходы по формированию доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Свое развитие получила разработка среднесрочного бюджетного планирования, упорядочен процесс исполнения бюджета, усилены положения о системе контроля за использованием бюджетных средств. Вводится новый механизм перечисления средств в Нацфонд, которым все официальные трансферты, являющиеся источниками формирования этого фонда, будут перечисляться непосредственно из республиканского или местных бюджетов. В частности, из районных бюджетов в Нацфонд будут перечисляться поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом.

В развитие системы гармонизации стратегического и бюджетного планирования на этапе планирования бюджета предлагается разрабатывать среднесрочную фискальную политику - документ, который будет определять налогово-бюджетную политику на предстоящий трехлетний период. Главной задачей на стадии определения среднесрочной фискальной политики является четкое определение приоритетных направлений и вариантов налогово-бюджетной политики, с тем чтобы бюджет смог обеспечить нормальное функционирование госорганов, способствуя экономическому росту. Фискальная политика, рассчитанная на 3 года, служит основой для разработки среднесрочных бюджетных расходов. Даже если бюджет составляется ежегодно, деятельность государства носит более постоянный характер, и последствия налогово-бюджетной политики, как правило, сказываются и в последующие годы. Определение среднесрочной фискальной политики на 3-летний период будет осуществляться на всех уровнях власти, в том числе на районном.

- Как скажется введение кодекса на местных бюджетах?.

- В проекте кодекса процесс исполнения бюджета регламентирован более подробно, введены новые принципы исполнения бюджета, каждому этапу исполнения посвящена отдельная статья. В бюджетном устройстве систематизированы уровни бюджета, подробно расписаны расходы каждого уровня бюджета, вплоть до бюджета города республиканского значения, района областного значения, их поступления, порядок разработки их бюджетов. В действующем законодательстве в настоящее время отрегулированы только два уровня бюджетов - республиканский и областной, а нижестоящие уровни правила игры определяют сами. С целью обеспечения прозрачности и установления единых требований к их деятельности кодексом вводятся соответствующие нормы.

Основным мотивом распределения расходов была передача большей части расходов на местный уровень, принимая во внимание близость к населению в получении ими тех или иных государственных услуг. Кроме того, каждый бюджет должен иметь определенные, строго очерченные и устойчивые границы. Их неопределенность или же их постоянная перемена приводят к неустойчивости экономики региона и в целом страны. Направления расходов в Бюджетном кодексе определены вплоть до сельского уровня госуправления. Расходы, закрепленные за селом, будут утверждаться отдельными бюджетными программами в районном бюджете, администраторами которых будут аппараты акимов аулов и поселков. В соответствии с расходными полномочиями каждого уровня бюджета были четко разграничены их доходы. Наиболее важными предпосылками определения доходов того или иного уровня бюджетов являлась налогооблагаемая база, присущая экономическому содержанию налогов, сборов, также мы исходили из принципа "один налог - один бюджет" и соответствия видов доходов выполняемым функциям. Кроме того, для усиления самостоятельности бюджетов размеры бюджетных субвенций и изъятий будут устанавливаться на три года. Объемы соответствующих субвенций и бюджетных изъятий будут утверждаться отдельным законом и решением маслихата.

Основным новшеством в части проведения контроля за исполнением бюджета, который вносится Бюджетным кодексом, является введение вертикальной схемы внутреннего контроля республиканского и местных бюджетов. Т.е. внутренний контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов будет проводить Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего контроля остаются за счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов.

Расширено понятие бюджетных инвестиций, вводится поэтапный отбор инвестпроектов, также порядок оценки эффективности проектов. Отменяется заимствование местными исполнительными органами на внешних и внутренних рынках капитала с сохранением права заимствования только у вышестоящего бюджета.

- В чем заключалась причина разногласий между палатами парламента по проекту Бюджетного кодекса?.

- При рассмотрении проекта кодекса в парламенте депутатами мажилиса были внесены некоторые предложения в части распределения расходов между уровнями бюджетов. Одними из основных являются предложения по включению в республиканский бюджет расходов на централизованный закуп вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов и в местные бюджеты - расходов на обеспечение дальнейшего функционирования аварийных конструктивных элементов и оборудования многоквартирных жилых домов. В ходе рассмотрения проекта Бюджетного кодекса в сенате данные предложения не нашли поддержки со стороны сенаторов и стали предметом создания согласительной комиссии. Правительство также выразило свое несогласие с предложениями мажилисменов по следующим причинам.

Одним из принципов межбюджетных отношений является максимальное приближение уровня предоставления госуслуги к ее получателям, которое заключается в передаче исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества госуслуг.

В настоящее время проводится разграничение полномочий в области здравоохранения, которое основывается на принципе постепенного отхода центрального органа управления от организации непосредственного предоставления медицинских услуг населению (за исключением высокоспециализированной помощи, противодействия особо опасным инфекциям), в том числе лекарственного и материально-технического обеспечения (за исключением республиканских организаций здравоохранения), и концентрации ее усилий на общерегулирующих функциях и методической работе. Госкомиссией по разграничению полномочий было предложено передать в ведение областного уровня управления иммунопрофилактику населения, обеспечение населения лекарствами. По сути механизм закупа вакцин остается прежним, меняется только источник финансирования. После рассмотрения данных вопросов в согласительной комиссии по вопросу закупа вакцин было принято согласованное решение, на основе чего закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов будет производиться за счет средств областного бюджета, бюджета города республиканского значения и столицы и в связи с чем была одобрена схема взаимодействия центральных и местных исполнительных органов в сфере здравоохранения. Центральный уполномоченный орган в области здравоохранения будет являться единым организатором конкурса по госзакупкам вакцин, иммунобиологических, противодиабетических препаратов в порядке, установленном законодательством о госзакупках, и определять номенклатуру и объем вакцин, иммунобиологических, противодиабетических препаратов. По итогам конкурса госзакупок органами госуправления здравоохранения областей заключаются договора с поставщиками медпрепаратов, выбранными Минздравом. Средства, необходимые для закупа медпрепаратов, будут выделяться местным бюджетам либо в виде целевых текущих трансфертов, либо будут учитываться в расчете бюджетных субвенций и изъятий.

В соответствии с Конституцией РК проекты законов, предусматривающие сокращение госдоходов или увеличение госрасходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения правительства. В этой связи правительство дало отрицательное заключение на предложение по включению в местные бюджеты расходов на обеспечение дальнейшего функционирования аварийных конструктивных элементов и оборудования многоквартирных жилых домов. По предварительному анализу, сделанному местными акиматами, принятие этой поправки потребовало бы Т296 млрд., из них на капитальный ремонт (усиление) только несущих конструкций эксплуатируемого жилищного фонда, исключающий риск обрушения здания либо его элементов и угрозу здоровью и жизни людей, около Т136 млрд. Данная сумма является непомерным бременем для местных бюджетов, если учесть, что весь объем расходов местных бюджетов на 2004 год составил Т464 млрд. Кроме того, данные дополнения обязывают местные исполнительные органы финансировать указанные расходы, что приведет к существенной финансовой нагрузке на местные бюджеты. Действующее жилищное законодательство накладывает все эти расходы на плечи собственников квартир. Но и ранее действовавший Жилищный кодекс обязывал собственников квартир участвовать в капитальном ремонте общих конструктивных элементов. Решение о невключении расходов на обеспечение дальнейшего функционирования аварийных конструктивных элементов и оборудования многоквартирных жилых домов в местные бюджеты было принято только после двух согласительных комиссий.

Бюджетный кодекс должен изменить устоявшееся мышление относительно использования государственных денег: "Получить много, а дальше посмотрим, найдем, куда потратить". Бюджетный кодекс закладывает основу для изменения наших стереотипов, каждому из нас необходимо будет стать менеджерами по управлению госрасходами.

- Г-н Келимбетов, на ваш взгляд, чем является Бюджетный кодекс для участников бюджетного процесса?.

- Бюджетная упорядоченность - это ключевой элемент единой общегосударственной финансовой системы, поэтому механизмы управления бюджетными потоками составляют часть общего механизма госуправления экономикой. Бюджетный кодекс не есть некая политическая декларация. Данный документ является сводом правил игры для всех участников бюджетного процесса. Здесь вы увидите лишь исчерпывающий перечень правомочий участников бюджетного процесса, вписанный в рамки правового механизма функционирования всей бюджетной системы в целом. Исходным пунктом разработки Бюджетного кодекса послужил накопленный республикой опыт, результаты всестороннего анализа внутренних проблем бюджетного процесса и оптимальные модели его эффективного функционирования.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"11 сентября "Аль-Каида" отплатила американцам за дружбу" 29.04.2004
Оналсын Жумабеков: Амнистии не будет! 28.04.2004
Людмила Жуланова: Мне есть чем гордиться 28.04.2004
"Миссия Казахстана - кормить планету" 26.04.2004
Казахстан пользуется авторитетом в ОБСЕ 21.04.2004
Алексей Можин: Украсть деньги МВФ вообще невозможно 20.04.2004
Икрам Адырбеков: Опыт Малайзии полезен 19.04.2004
Роберт Кочарян: Нельзя сравнивать нашу действительность с грузинской 19.04.2004
Болат Жылкышиев: У нас живут люди с открытой душой 15.04.2004
Двенадцать звездных фрагментов Тохтар-ага 15.04.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz