"Известия", 18 апреля
На этой неделе армянская оппозиция обещает устроить новые, еще более масштабные акции протеста в Ереване. Главное и по сути единственное требование - отставка действующего президента. Требование это на данном этапе не имеет шансов на выполнение, но, по мнению экспертов, попытки провести "армянскую революцию" в ближайшем будущем будут только нарастать. О том, как власть собирается реагировать на действия и лозунги оппозиции, что является причинами политического обострения, президент Армении Роберт КОЧАРЯН рассказывает обозревателю "Известий" Екатерине ГРИГОРЬЕВОЙ.
- Роберт Седракович, то, что сейчас происходит в Армении, это политический кризис, недоразумение, временное явление?
- Видимо, временное явление вместе с недоразумением, в некой комбинации. Происходит то, что наша оппозиция под впечатлением от грузинских событий решила спроецировать эту ситуацию на армянскую действительность. В результате мы имеем то, что имеем. Это - недоразумение, потому что нельзя сравнивать нашу действительность с грузинской. И это безусловно временное явление.
- Тем не менее действия армянских властей вызвали критику как внутри страны, так и извне, со стороны, например, европейских структур.
- Есть реакции сбалансированные, есть не очень. Но что важно отметить: подобные заявления должны отражать причинно-следственные связи того, что происходит. Если они не отражают эту причинно-следственную цепочку, то они могут просто поощрять политический экстремизм. Мне кажется, большая часть заявлений, поступающих в наш адрес, вполне сбалансированы.
- Но если говорить о причинно-следственных связях, то что, помимо наглядного и близкого грузинского примера, является причиной активизации оппозиции?
- А других причин, собственно, и нет. Очевидно, что наша страна пока является страной переходного периода, очевидно, что часть населения живет плохо, собственно, так же, как и в России. И очевидно, что на этих социальных условиях, так как и везде, оппозиционные силы пытаются собирать политические дивиденды. Но очевидно также, что страна динамично развивается, страна дает двузначные темпы экономического роста, и с каждым годом сокращается количество людей, живущих за чертой бедности. Это та ситуация, когда страна последовательно преодолевает сложности и идет к тем целям, которые намечены программой развития государства.
- Возможны ли какие-либо компромиссы с оппозицией ради снятия напряженности?
- Я не знаю, какие оппозиция выдвигает еще требования, кроме требований отставки президента. Я не понимаю, почему нужны такие действия, если оппозиция представлена в парламенте, она может активно работать, доказывать обществу свою состоятельность и свою способность решать вопросы лучше, чем действующий президент или правительственная коалиция. Все это должно происходить в стенах парламента, а не на улице. Я понимаю, что на улице не нужна программа действий, на улице не нужна кропотливая работа над законами, там все это гораздо проще, но я не считаю, что все это полезно для страны. Также не думаю, что это полезно для самой оппозиции. Пока она таким образом последовательно ведет себя к маргинализации. А такую оппозицию опять-таки не полезно иметь для страны. Я искреннее считаю, что оппозиция должна быть, что она должна подпирать своей работой исполнительную власть, заставляя ее быть более динамичной, работать более эффективно. И отсутствие такой оппозиции - это тоже потеря для страны. Относительно компромисса - я сказал именно об этом. Парламент - это дом оппозиции, она там представлена, она там должна работать по определению и по своей обязанности. Что-то ей предлагать для того, чтобы она вернулась в свой дом и выполняла то, что должна выполнять, - для меня это не совсем понятно. Ей никто не мешает заниматься тем, чем она должна заниматься по Конституции.
- А не планируете ли вы, исходя из ситуации, внести некие коррективы в собственную политику, например, устроить масштабную кампанию по борьбе с коррупцией, как это делает новый президент Грузии?
- Нет. Мы планируем более энергично работать над программой преодоления бедности, которая разработана вместе с Всемирным банком, МВФ, другими организациями и утверждена в Армении. Экспертный потенциал этой программы очень высок, она предполагает серьезные шаги, направленные на весь спектр действий исполнительной власти. Программа предполагает ежегодные, очень серьезные увеличения затрат на социальные нужды. Думаю, она в гораздо лучшей степени может оздоровить ситуацию, чем какие-либо другие решения. Разрабатывается также программа по борьбе с коррупцией, но здесь у нас подход несколько другой, чем в Грузии. Ситуация не диктует неких авральных действий, она предполагает последовательную работу по сокращению коррупционных рисков по конкретным направлениям работы исполнительной власти. Эта программа также разрабатывается совместно со многими организациями, в частности, экспертами ОБСЕ и международных финансовых институтов.
- И все же, если митинги оппозиции будут продолжаться, какова будет реакция властей?
- Если митинги не будут переходить в перекрытие важных транспортных магистралей, никто не намерен мешать оппозиции высказывать свою точку зрения. Собственно, что и было у нас на Театральной площади в течение многих дней. Никто не мешал оппозиции проводить сидячие акции протеста, митинги. Но если со стороны оппозиции будут попытки привлечения внимания к себе путем перекрытия магистралей или блокирования работы госучреждений, то полиция будет делать то, что она обязана делать. И президент будет делать то, что он обязан по Конституции делать. То есть обеспечивать нормальное функционирование органов власти. Это моя прямая должностная обязанность. Вот если я этого не буду делать, тогда можно будет меня обвинять в бездействии. И подобное бездействие может быть причиной импичмента.
- Армения планирует провести конституционный референдум по внесению изменений в Основной закон, которые увеличат объем полномочий Национального собрания. Будет ли это означать движение в сторону парламентской республики?
- Этот конституционный референдум мы пытались провести год назад, вместе с парламентскими выборами, но не набрали достаточного количества голосов. Сейчас речь скорее идет о более правильной сбалансированности всех ветвей власти, о большей независимости судебной власти (проект, который представлен, уделяет много внимания этому компоненту). Кроме того, должен быть сделан больший уклон на защиту прав человека, что должно получить институциональное закрепление в Конституции. Но речь не идет о парламентской республике. Я убежден, что Армении еще долгие годы нужна сильная президентская власть. |