Иван САНИН, "АиФ-Казахстан", 26 мая
21-22 мая в Екатеринбурге прошел 9-й Российский экономический форум. Повестка дня звучала так: "Интеграция экономического пространства стран СНГ". Как видится эта проблема из Казахстана? На этот вопрос отвечает сегодня глава ассоциации "Деловой совет ЕврАзЭС-Казахстан", почетный председатель ТОО "Казфосфат", доктор технических наук Марс УРКУМБАЕВ.
- Марс Фазылович, вы работали в Казахском химико-технологическом институте, были ректором Джамбулского гидромелиоративно-строительного института, зампредом Джамбулского облисполкома и главой Чимкентской области. После этого вас назначили министром экономики. На всех постах вы так или иначе занимались проблемами фосфорной промышленности. Можете ли вы привести несколько примеров, когда интеграция принесла реальную пользу?
- Логика продвижения пяти государств, входящих в ЕврАзЭС, к практической интеграции требует новых форм и механизмов взаимодействия. Такой новой формой явился "Деловой совет ЕврАзЭС". Разумеется, возглавив ассоциацию "ДС ЕврАзЭС-Казахстан", я попытался раскрыть новые интеграционные возможности.
Одна из самых трудных задач, которую мы решаем последние четыре года, - возврат утерянных рынков сбыта, их расширение.
Дальнейший рост возможен только с вводом новых мощностей. Нам нужна интеграция, опыт соседей. Мы четко понимаем, что решение поставленных задач возможно только в тесной интеграции с российскими предприятиями. Но обидно - мы могли бы сотрудничать более плодотворно. Мешают железнодорожные тарифы, которые значительно повышают стоимость товаров.
- Поговорим об общих тенденциях. Вскоре после создания ассоциации "Деловой совет ЕврАзЭС", которую возглавил бывший первый вице-премьер России и Казахстана Олег Сосковец, вы приняли эстафету, организовав представительство этой ассоциации в Казахстане. Что получилось, а что - нет?
- Самое главное: предприниматели, заинтересованные в интеграции, получили практический выход на уровень правительств всех стран - участниц ЕврАзЭС с конкретными предложениями.
Сегодня сложилась несколько парадоксальная ситуация: противников у интеграции нет, но и сторонников маловато. Встречи со многими руководителями частных компаний свидетельствуют о некоторой осторожности, определенном недоверии к новой общественной организации. Возможно, это связано с неудачным опытом других общественных объединений в рамках СНГ, центральноазиатского сотрудничества (ЦАС) и других межрегиональных блоков. Ведь цели провозглашались аналогичные. Мы же, как мне кажется, нашли практический механизм реализации проектов. И, что самое главное, просматривается желание руководства ЕврАзЭС сотрудничать с бизнесом стран, входящих в это образование.
Примеров немало. Создан казахстанско-российский "Агромашхолдинг" - в него с российской стороны вошли "Кустанайдизель", "Красноярсксельмаш", Назаровский моторный, Волгоградский тракторный и другие заводы. Немало совместной выгоды и в создании общего энергетического рынка Казахстана и России.
Однако многие наши предложения не находят решения. Так, например, далеки от реализации задачи, поставленные пятью президентами в Астане в 2000 году. Я имею в виду формирование общего рынка транспортных услуг, создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.
- Мы априори считаем, что интеграция России и Казахстана поможет поднять конкурентоспособность каждого государства. Но так ли это на самом деле?
- После развала СССР каждое из государств стало искать свой собственный путь в мировое экономическое сообщество. Сегодня, спустя полтора десятка лет, следует признать это ошибкой. Пренебрежение наработанными связями, реальным потенциалом интеграции, которым мы тогда располагали, привело к серьезным катаклизмам, связанным с вхождением в рынок. Вы помните рассуждения о том, кто кого кормит, кто старший брат, а кто младший?
К сожалению, Россия до сих пор не стала "центром кристаллизации" постсоветского пространства, как однажды отметил Аркадий Вольский. Я глубоко убежден: необходимо превратить интеграционный фактор в реальный источник динамичного экономического роста. В развязке интеграционных узлов может и должна проявиться роль неправительственных организаций стран ЕврАзЭС. Но самотеком эти процессы не пойдут. Конкретные контакты будут буксовать и дальше. И в этом смысле достойно сожаления, что убедительный опыт интеграции стран Европы в рамках Европейского союза глубоко не изучен, а все полезное не взято на вооружение.
- Специалисты вашего бюро, как мне рассказывали, решили проследить, как выживают в Евразийском сообществе те предприятия, которые ориентированы на сотрудничество друг с другом, какие имеют выгоды.
- Давайте подождем конца 2004 года. Тогда будут видны конкретные результаты. Но уже сейчас могу отметить, что появилось явное стремление многих товаропроизводителей, да и правительств, не только к восстановлению на новых условиях, но и к дальнейшему расширению и углублению ранее прерванных связей. Это неотъемлемая часть интеграции и глобализации.
По моему глубокому убеждению, в XXI веке ни одна национальная экономика не сможет оставаться конкурентоспособной на мировом рынке без реальной интеграции в составе того или иного региона. При этом основными действующими субъектами на этом рынке будут не национальные государства и компании, а региональные политико-экономические группировки. Я вижу в ЕврАзЭС реальный путь вхождения в мировое экономическое сообщество - в качестве равноправного сильного и надежного партнера. |