NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:29 ast
09:29 msk

Условия будут равными для всех
На вопросы "КонтиненТа" отвечает председатель Агентства по информатизации и связи Республики Казахстан Биржан Канешев
01.06.2004 / интервью

Алексей Иконников, "КонтиненТ", 26 мая

- Уважаемый Биржан Бисекенович, сейчас много говорят о либерализации рынка связи, причем большинство комментариев в прессе касается прекращения действия эксклюзивных лицензий для национального оператора. Однако перемещение международной связи в сферу конкурентных услуг – это хотя и важная, но только часть ожидаемых изменений на рынке телекоммуникаций. Какие изменения в целом, по вашему прогнозу, затронут отрасль в ближайшем будущем? Какие положительные результаты, на ваш взгляд, получит отрасль и государство в целом после либерализации?

– Казахстанская программа либерализации отрасли разработана с учетом опыта развитых стран и включает в себя несколько механизмов – это ребалансирование тарифов и ведение раздельного учета затрат по видам услуг телекоммуникаций, определение порядка предоставления универсальных услуг телекоммуникаций и обеспечение недискриминационного подключения операторов связи к доминирующему, досрочная отмена эксклюзивного права АО "Казахтелеком" на предоставление услуг междугородней и международной связи, обеспечение национальной безопасности в условиях либерализации отрасли.

Либерализация рынка начнется после принятия закона "О связи", который сейчас обсуждается в Сенате. В соответствии с концепцией нового закона предполагается открыть рынки междугородней и международной связи, сразу же после снятия эксклюзивных прав с АО "Казахтелеком" на эти услуги. Предполагаемыми конкурентами АО "Казахтелеком" на этом сегменте рынка будут существующие на сегодняшний день крупные ведомственные операторы.

С началом деятельности новых альтернативных операторов у пользователей появится возможность выбора оператора-поставщика услуг междугородней и международной связи. Развитие конкуренции и выравнивание тарифов между категориями пользователей будет стимулировать снижение стоимости междугородней и международной сотовой связи, передачи данных, Интернета и других видов услуг. После создания соответствующих условий на рынке телекоммуникаций и организации конкуренции ожидается снижение тарифов на местную связь в городах и сельских населенных пунктах.

В целом, в результате либерализации отрасль телекоммуникаций получит необходимый импульс, итогом чего станет ускоренное развитие рынка, появление новых высокотехнологичных услуг и передовых технологий, повышение инвестиционной привлекательности всех секторов рынка и уровня качества ввиду усиления конкурентной борьбы.

– Пожалуйста, несколько слов об основных принципах, которые заложены правительством в концепцию либерализации рынка, о новом законе "О связи" и его отличиях от предыдущего.

– Основными принципами либерализации является обеспечение свободной конкуренции на рынке телекоммуникаций, создание равных условий для всех категорий пользователей (население, бюджетные организации, хозяйствующие субъекты) и операторов, соответствие оплаты потребляемому объему и качеству услуг связи, обеспечение интересов малоимущих слоев населения, упрощение порядка лицензирования.

Основные изменения, вносимые в законодательство, заключаются в следующем.

Вводятся новые правила взаимодействия операторов, основной целью которых является закрепление недискриминационных условий доступа всех операторов к сетевым ресурсам.

Законопроектом устанавливается, что право на присоединение имеют все операторы – международные, междугородные и местные, как давно функционирующие, так и вновь созданные. Доминирующие операторы связи обязаны заключать договоры присоединения и не имеют права отказываться от их заключения. При этом тарифы за подключение к сетям и пропуск трафика должны быть обоснованными и равными для всех операторов.

Эти нормы позволят открыть рынок телекоммуникаций для большего числа операторов связи.

Законопроектом предусматривается дальнейшее совершенствование порядка лицензирования. Лицензии на деятельность по организации теле- и радиовещания будут выдаваться уполномоченным органом по делам средств массовой информации. В свою очередь, уполномоченный орган в области связи (Агентство по информатизации и связи) будет осуществлять координацию использования радиочастот по заявке уполномоченного органа по делам средств массовой информации путем проведения необходимых расчетов.

В случае использования ограниченного радиочастотного ресурса предусматривается возможность лицензирования деятельности на конкурсной основе. К участию в конкурсах допускаются любые физические и юридические лица, отвечающие установленным требованиям и правилам проведения конкурса.

Вводится понятие национальных ресурсов в области связи – это радиочастотный спектр и нумерация. Уполномоченный орган в области связи наделяется правом управлять ограниченными национальными ресурсами в области связи и выделять их операторам связи на платной основе.

В законопроекте впервые дается определение универсальных (общедоступных) услуг связи – это минимальный перечень услуг телекоммуникаций, разрабатываемый уполномоченным органом и утверждаемый правительством, оказание которых любому пользователю услуг связи в любом населенном пункте в заданный срок, с установленным качеством и уровнем цен, обеспечивающим доступность этих услуг, – является обязательным для операторов универсального обслуживания. Устанавливаются нормы по утверждению перечня универсальных услуг и тарифов на них правительством, порядок выбора операторов универсального обслуживания, а также компенсации убытков таким операторам.

При этом, учитывая социальную значимость универсальных услуг, правительством предлагается обеспечить компенсацию части платежей за услуги связи социально защищаемым слоям населения в городах, а в сельской местности, где уровень тарифов будет еще какое-то время оставаться ниже себестоимости, через бюджет будут выплачиваться субсидии операторам связи.

Кроме того, для обеспечения функционирования закона "О связи" предусматривается внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов: "О лицензировании" – для упрощения порядка лицензирования; "О национальной безопасности" – для ограничения влияния иностранных компаний на телекоммуникации, как одну из стратегических отраслей экономики; "О естественных монополиях" – для ограничения недобросовестной конкуренции; "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" – для обеспечения финансирования универсальных услуг и компенсации убытков операторам сельской связи.

Реализация норм, предусмотренных законопроектами, создаст необходимые условия для активного развития бизнеса во всех секторах отрасли связи (международная, междугородняя и местная связь) и организации реальной конкуренции, повышения качества и расширения перечня предоставляемых услуг, обеспечивая дальнейшее развитие отрасли телекоммуникаций.

– Как известно, в Закон о национальной безопасности РК были внесены поправки, согласно которым нерезиденты Казахстана могут владеть в стране не более 49-процентной долей компаний-операторов, управляющих магистральными сетями фиксированной междугородней и международной связи. Несколько слов о предпосылках такого решения. Против каких потенциальных угроз интересам государства, его граждан и бизнеса была направлена такая мера?

– Национальная сеть телекоммуникаций, как одна из важнейших систем жизнеобеспечения любого государства, требует взвешенного подхода к проблемам ее развития и регулирования.

Основными факторами, которые лежат в основе пересмотра текущей ситуации, является открытие перспективных и наиболее прибыльных рынков для свободной конкуренции, что привлечет внимание иностранных корпораций, а также трансформация национального оператора с его исключительными правами и соответствующими государственными обязательствами в одного из доминирующих участников рынка. Вопрос о целесообразности введения ограничений на иностранный капитал изучался самым тщательным образом.

Кроме этого, необходимо учитывать, что Казахстану предстоит вступать в ВТО, где также существуют ограничения присутствия иностранного капитала в уставном фонде отдельных видов операторов связи.

При либерализации национального телекоммуникационного рынка по правилам ВТО была выбрана политика разумного уровня протекционизма для обеспечения конкурентоспособности и становления отечественных операторов. Механизмы защиты национальных операторов существуют во всех странах мира, они получили широкое применение в США, Канаде, Китае, Таиланде, Индии, Индонезии и других государствах. Совсем недавно сняли ограничения Япония, Испания, Греция, Мексика.

Положительные результаты подобной политики наглядно видны в Испании. Здесь внутренний рынок был открыт для иностранцев в 1998 году, после того как правительство удостоверилось в высокой конкурентоспособности внутренних операторов. Политика "правильного" протекционизма привела к тому, что компания Telefonika (Испания) стала одним из крупнейших игроков на мировом рынке телекоммуникаций, закрепившись, помимо Европы, на рынках многих стран Латинской Америки.

– Как будет решаться вопрос финансирования убыточной сельской связи после того, как АО "Казахтелеком" перестанет использовать схему ее кросс-субсидирования за счет высоких тарифов на международные переговоры? Создан ли механизм плавного перехода с одного источника на другой, и если да, то какой это механизм? Будут ли соблюдены интересы абонентов?

– Как я уже сказал выше, одним из мероприятий либерализации отрасли является ребалансирование тарифов, которое направлено на устранение непрозрачного механизма кросс-субсидирования и создание экономических основ для появления конкуренции в каждом секторе телекоммуникационного рынка. Оно предполагает доведение тарифов до уровня обеспечения нормальной рентабельности на все услуги. Ребалансирование будет проводиться в течение полутора лет, начиная со второго полугодия 2004 года. При этом в городах предполагается осуществить полное ребалансирование тарифов и доведение их до рыночно обоснованного уровня, что позволит операторам получить возмещение своих затрат и определенный уровень прибыльности, который установится в результате конкуренции на этом сегменте рынка. В этой связи в республиканском бюджете предусмотрена компенсация социально защищаемым гражданам, являющимся абонентами городских сетей.

В сельской местности ребалансирование будет осуществлено по услугам междугородней и международной связи, тарифы на которую прогнозируются к снижению. Абонентская плата для физических лиц останется на прежнем уровне.

Для покрытия убытков деятельности операторов на селе предусмотрен механизм государственного субсидирования, обеспечивающий им нормативный уровень прибыли на этом сегменте рынка.

С другой стороны, это создаст условия для финансовой привлекательности сельской связи для операторов и будет стимулировать приток новых операторов. В то же время будет обеспечено предоставление услуг по социально доступным тарифам.

Кроме этого, в соответствии с Программой развития отрасли телекоммуникаций для финансирования универсального доступа в ходе либерализации будет создан общенациональный механизм солидарного участия операторов междугородней и (или) международной связи.

Отчисления операторов междугородней и международной связи будут формироваться в республиканском бюджете и затем направляться на субсидирование операторов, предоставляющих убыточные универсальные услуги связи в сельской местности.

– Какие регулирующие меры намерено предпринять государство для обеспечения своих интересов, интересов государственных телекоммуникационных компаний, в целом для сохранения стабильности в отрасли?

– Об отдельных регулирующих мерах, предусмотренных в новом законе "О связи", я уже упомянул. Кроме того, Агентством в соответствии с законопроектом разработаны квалификационные требования и критерии по выбору операторов междугородней и (или) международной связи. Из этого следует, что не каждый оператор сможет получить такой статус.

На операторов междугородней и международной связи будут возложены обязательства по развитию сети телекоммуникаций и обеспечению национальной безопасности. Эти операторы получат право осуществлять весь спектр услуг телекоммуникаций – при условии получения соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством Казахстана.

Зарубежный опыт реформирования свидетельствует, что доминирующий оператор связи, располагающий разветвленной сетью, для сохранения и усиления своего положения может устанавливать дискриминационные условия присоединения по отношению к небольшим операторам. С целью устранения такого подхода разработаны Правила присоединения сетей телекоммуникаций общего пользования и регулирования пропуска телефонного трафика, основанные на принципах обязательности присоединения и обоснованности тарифов за подключение и пропуск трафика. Для доминирующих операторов связи будут предусмотрены особые условия присоединения – договор, структура которого, а также связанные с ним обязательства по взаимодействию сетей, пропуску трафика и взаиморасчетам утверждаются уполномоченным государственным антимонопольным органом. В то же время не допускается отказ от заключения договора о присоединении.

Следующим важным условием повышения конкуренции в сфере телекоммуникаций является упрощение порядка входа на рынок новых участников. Для этого вносятся соответствующие изменения в Правила лицензирования. В частности, предполагается исключить из числа лицензируемых видов деятельности предоставление посреднических услуг (платные телефоны, переговорные пункты, справочные службы и т. д.), что позволит расширить конкурентную среду. В целях поддержки предпринимательства, в соответствии с рекомендациями Совета иностранных инвесторов, совершенствуется система лицензирования услуг связи. Планируется сократить лицензируемые виды деятельности с 25 до 13.

Кроме того, дополнительно разработан ряд подзаконных актов, которые необходимы для успешной реализации задач по либерализации отрасли. Это правила раздельного учета затрат по видам услуг телекоммуникаций, правила оказания услуг сотовой и телефонной связи и другие нормы. Можно сказать, что к настоящему времени совместно с Советом операторов и Национальной телекоммуникационной ассоциацией нами практически завершена работа по подготовке необходимой нормативно-правовой базы для начала либерализации отрасли телекоммуникаций республики, которая будет утверждена после принятия законопроектов.

– Ваше видение ожидаемых конкурентных тенденций на телекоммуникационном рынке после либерализации: как будет меняться тарифная политика операторов, какие новые услуги могут появиться?

– В результате принятых мер произойдет перераспределение рынка телекоммуникаций, при этом доля доходов всех альтернативных операторов будет увеличиваться за счет снижения соответствующих доходов национального оператора. Реальную конкуренцию национальному оператору составят АО "Транстелеком" и АО "Казтранском", владеющие разветвленной сетью магистральных линий связи. Введение этих игроков с такими же правами и обязанностями, как у АО "Казахтелеком", на этот сегмент рынка, наряду с отдельными операторами междугородней связи ("ТНС плюс", "Астел", "Нурсат" и другими) позволит снизить тарифы на эти услуги.

Таким образом, рынок международной и междугородней связи будет поделен между АО "Казахтелеком" и альтернативными операторами, предположительно поровну, после 2006 года с началом полной либерализации.

На рынке местной связи в силу исторически сложившейся ситуации на первом этапе АО "Казахтелеком" сохранит доминирующее положение и, соответственно, в дальнейшем будет происходить нарастание доли участия альтернативных операторов.

Безусловно, условия конкуренции будут стимулировать операторов связи расширять спектр предоставляемых услуг (IP-телефония и различные виды услуг связи на основе беспроводного радиодоступа, спутниковой связи и другие сервисы).

По поручению правительства РК Агентством осуществляется работа по проведению конверсии радиочастотного спектра, которая включает в себя совокупность мероприятий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения.

В плане предоставления технических возможностей Агентством ведется работа по внедрению фиксированной цифровой радиосвязи стандарта CDMA-450 в сельской местности, а также по закреплению полос частот для внедрения беспроводного радиодоступа.

В целях внедрения новых технологий и либерализации рынка мобильной связи объявлен конкурс на предоставление услуг нового стандарта сотовой связи DCS-1800.

Ведется работа по разработке концепции развития сетей подвижной связи на перспективу, в которой будут определены основные пути внедрения систем сотовой связи 3-го поколения (3G).

Крупными операторами связи активно ведутся работы по расширению магистральных сетей связи, которые являются базовым элементом внедрения современных технологий в отрасли телекоммуникаций.

В настоящее время реализуется проект по запуску первого казахстанского спутника, что, безусловно, тоже будет способствовать развитию национального рынка связи и вещания.

Внедрение новых технологий, базирующихся на последних достижениях научно-технического прогресса в области радиосвязи, будет непосредственно содействовать динамичному развитию всех отраслей экономики, предоставлению широкого спектра услуг, доступных по цене гражданам, и обеспечит нашей стране полноценную интеграцию в мировое информационное пространство.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Алтай Тлеубердин: Чиновников надо все время подгонять 25.06.2004
Олег Гайданов: "Мы - частица Казахстана в Москве" 21.06.2004
Политические партии: время ответственности 14.06.2004
Господин начальник 14.06.2004
Наши студенты дойдут до Ирландии 11.06.2004
Астана должна стать столицей мирового уровня 10.06.2004
Человек из "Отана" 10.06.2004
"Вашингтон, говорящий сегодня о нарушении прав человека в мире - это смешно" 03.06.2004
Условия будут равными для всех 01.06.2004
Душа мушкетера и генеральские погоны 28.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz