Алексей Иконников, "КонтиненТ", 26 мая
- Уважаемый Биржан Бисекенович, сейчас много говорят о либерализации рынка связи, причем большинство комментариев в прессе касается прекращения действия эксклюзивных лицензий для национального оператора. Однако перемещение международной связи в сферу конкурентных услуг – это хотя и важная, но только часть ожидаемых изменений на рынке телекоммуникаций. Какие изменения в целом, по вашему прогнозу, затронут отрасль в ближайшем будущем? Какие положительные результаты, на ваш взгляд, получит отрасль и государство в целом после либерализации?
– Казахстанская программа либерализации отрасли разработана с учетом опыта развитых стран и включает в себя несколько механизмов – это ребалансирование тарифов и ведение раздельного учета затрат по видам услуг телекоммуникаций, определение порядка предоставления универсальных услуг телекоммуникаций и обеспечение недискриминационного подключения операторов связи к доминирующему, досрочная отмена эксклюзивного права АО "Казахтелеком" на предоставление услуг междугородней и международной связи, обеспечение национальной безопасности в условиях либерализации отрасли.
Либерализация рынка начнется после принятия закона "О связи", который сейчас обсуждается в Сенате. В соответствии с концепцией нового закона предполагается открыть рынки междугородней и международной связи, сразу же после снятия эксклюзивных прав с АО "Казахтелеком" на эти услуги. Предполагаемыми конкурентами АО "Казахтелеком" на этом сегменте рынка будут существующие на сегодняшний день крупные ведомственные операторы.
С началом деятельности новых альтернативных операторов у пользователей появится возможность выбора оператора-поставщика услуг междугородней и международной связи. Развитие конкуренции и выравнивание тарифов между категориями пользователей будет стимулировать снижение стоимости междугородней и международной сотовой связи, передачи данных, Интернета и других видов услуг. После создания соответствующих условий на рынке телекоммуникаций и организации конкуренции ожидается снижение тарифов на местную связь в городах и сельских населенных пунктах.
В целом, в результате либерализации отрасль телекоммуникаций получит необходимый импульс, итогом чего станет ускоренное развитие рынка, появление новых высокотехнологичных услуг и передовых технологий, повышение инвестиционной привлекательности всех секторов рынка и уровня качества ввиду усиления конкурентной борьбы.
– Пожалуйста, несколько слов об основных принципах, которые заложены правительством в концепцию либерализации рынка, о новом законе "О связи" и его отличиях от предыдущего.
– Основными принципами либерализации является обеспечение свободной конкуренции на рынке телекоммуникаций, создание равных условий для всех категорий пользователей (население, бюджетные организации, хозяйствующие субъекты) и операторов, соответствие оплаты потребляемому объему и качеству услуг связи, обеспечение интересов малоимущих слоев населения, упрощение порядка лицензирования.
Основные изменения, вносимые в законодательство, заключаются в следующем.
Вводятся новые правила взаимодействия операторов, основной целью которых является закрепление недискриминационных условий доступа всех операторов к сетевым ресурсам.
Законопроектом устанавливается, что право на присоединение имеют все операторы – международные, междугородные и местные, как давно функционирующие, так и вновь созданные. Доминирующие операторы связи обязаны заключать договоры присоединения и не имеют права отказываться от их заключения. При этом тарифы за подключение к сетям и пропуск трафика должны быть обоснованными и равными для всех операторов.
Эти нормы позволят открыть рынок телекоммуникаций для большего числа операторов связи.
Законопроектом предусматривается дальнейшее совершенствование порядка лицензирования. Лицензии на деятельность по организации теле- и радиовещания будут выдаваться уполномоченным органом по делам средств массовой информации. В свою очередь, уполномоченный орган в области связи (Агентство по информатизации и связи) будет осуществлять координацию использования радиочастот по заявке уполномоченного органа по делам средств массовой информации путем проведения необходимых расчетов.
В случае использования ограниченного радиочастотного ресурса предусматривается возможность лицензирования деятельности на конкурсной основе. К участию в конкурсах допускаются любые физические и юридические лица, отвечающие установленным требованиям и правилам проведения конкурса.
Вводится понятие национальных ресурсов в области связи – это радиочастотный спектр и нумерация. Уполномоченный орган в области связи наделяется правом управлять ограниченными национальными ресурсами в области связи и выделять их операторам связи на платной основе.
В законопроекте впервые дается определение универсальных (общедоступных) услуг связи – это минимальный перечень услуг телекоммуникаций, разрабатываемый уполномоченным органом и утверждаемый правительством, оказание которых любому пользователю услуг связи в любом населенном пункте в заданный срок, с установленным качеством и уровнем цен, обеспечивающим доступность этих услуг, – является обязательным для операторов универсального обслуживания. Устанавливаются нормы по утверждению перечня универсальных услуг и тарифов на них правительством, порядок выбора операторов универсального обслуживания, а также компенсации убытков таким операторам.
При этом, учитывая социальную значимость универсальных услуг, правительством предлагается обеспечить компенсацию части платежей за услуги связи социально защищаемым слоям населения в городах, а в сельской местности, где уровень тарифов будет еще какое-то время оставаться ниже себестоимости, через бюджет будут выплачиваться субсидии операторам связи.
Кроме того, для обеспечения функционирования закона "О связи" предусматривается внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов: "О лицензировании" – для упрощения порядка лицензирования; "О национальной безопасности" – для ограничения влияния иностранных компаний на телекоммуникации, как одну из стратегических отраслей экономики; "О естественных монополиях" – для ограничения недобросовестной конкуренции; "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" – для обеспечения финансирования универсальных услуг и компенсации убытков операторам сельской связи.
Реализация норм, предусмотренных законопроектами, создаст необходимые условия для активного развития бизнеса во всех секторах отрасли связи (международная, междугородняя и местная связь) и организации реальной конкуренции, повышения качества и расширения перечня предоставляемых услуг, обеспечивая дальнейшее развитие отрасли телекоммуникаций.
– Как известно, в Закон о национальной безопасности РК были внесены поправки, согласно которым нерезиденты Казахстана могут владеть в стране не более 49-процентной долей компаний-операторов, управляющих магистральными сетями фиксированной междугородней и международной связи. Несколько слов о предпосылках такого решения. Против каких потенциальных угроз интересам государства, его граждан и бизнеса была направлена такая мера?
– Национальная сеть телекоммуникаций, как одна из важнейших систем жизнеобеспечения любого государства, требует взвешенного подхода к проблемам ее развития и регулирования.
Основными факторами, которые лежат в основе пересмотра текущей ситуации, является открытие перспективных и наиболее прибыльных рынков для свободной конкуренции, что привлечет внимание иностранных корпораций, а также трансформация национального оператора с его исключительными правами и соответствующими государственными обязательствами в одного из доминирующих участников рынка. Вопрос о целесообразности введения ограничений на иностранный капитал изучался самым тщательным образом.
Кроме этого, необходимо учитывать, что Казахстану предстоит вступать в ВТО, где также существуют ограничения присутствия иностранного капитала в уставном фонде отдельных видов операторов связи.
При либерализации национального телекоммуникационного рынка по правилам ВТО была выбрана политика разумного уровня протекционизма для обеспечения конкурентоспособности и становления отечественных операторов. Механизмы защиты национальных операторов существуют во всех странах мира, они получили широкое применение в США, Канаде, Китае, Таиланде, Индии, Индонезии и других государствах. Совсем недавно сняли ограничения Япония, Испания, Греция, Мексика.
Положительные результаты подобной политики наглядно видны в Испании. Здесь внутренний рынок был открыт для иностранцев в 1998 году, после того как правительство удостоверилось в высокой конкурентоспособности внутренних операторов. Политика "правильного" протекционизма привела к тому, что компания Telefonika (Испания) стала одним из крупнейших игроков на мировом рынке телекоммуникаций, закрепившись, помимо Европы, на рынках многих стран Латинской Америки.
– Как будет решаться вопрос финансирования убыточной сельской связи после того, как АО "Казахтелеком" перестанет использовать схему ее кросс-субсидирования за счет высоких тарифов на международные переговоры? Создан ли механизм плавного перехода с одного источника на другой, и если да, то какой это механизм? Будут ли соблюдены интересы абонентов?
– Как я уже сказал выше, одним из мероприятий либерализации отрасли является ребалансирование тарифов, которое направлено на устранение непрозрачного механизма кросс-субсидирования и создание экономических основ для появления конкуренции в каждом секторе телекоммуникационного рынка. Оно предполагает доведение тарифов до уровня обеспечения нормальной рентабельности на все услуги. Ребалансирование будет проводиться в течение полутора лет, начиная со второго полугодия 2004 года. При этом в городах предполагается осуществить полное ребалансирование тарифов и доведение их до рыночно обоснованного уровня, что позволит операторам получить возмещение своих затрат и определенный уровень прибыльности, который установится в результате конкуренции на этом сегменте рынка. В этой связи в республиканском бюджете предусмотрена компенсация социально защищаемым гражданам, являющимся абонентами городских сетей.
В сельской местности ребалансирование будет осуществлено по услугам междугородней и международной связи, тарифы на которую прогнозируются к снижению. Абонентская плата для физических лиц останется на прежнем уровне.
Для покрытия убытков деятельности операторов на селе предусмотрен механизм государственного субсидирования, обеспечивающий им нормативный уровень прибыли на этом сегменте рынка.
С другой стороны, это создаст условия для финансовой привлекательности сельской связи для операторов и будет стимулировать приток новых операторов. В то же время будет обеспечено предоставление услуг по социально доступным тарифам.
Кроме этого, в соответствии с Программой развития отрасли телекоммуникаций для финансирования универсального доступа в ходе либерализации будет создан общенациональный механизм солидарного участия операторов междугородней и (или) международной связи.
Отчисления операторов междугородней и международной связи будут формироваться в республиканском бюджете и затем направляться на субсидирование операторов, предоставляющих убыточные универсальные услуги связи в сельской местности.
– Какие регулирующие меры намерено предпринять государство для обеспечения своих интересов, интересов государственных телекоммуникационных компаний, в целом для сохранения стабильности в отрасли?
– Об отдельных регулирующих мерах, предусмотренных в новом законе "О связи", я уже упомянул. Кроме того, Агентством в соответствии с законопроектом разработаны квалификационные требования и критерии по выбору операторов междугородней и (или) международной связи. Из этого следует, что не каждый оператор сможет получить такой статус.
На операторов междугородней и международной связи будут возложены обязательства по развитию сети телекоммуникаций и обеспечению национальной безопасности. Эти операторы получат право осуществлять весь спектр услуг телекоммуникаций – при условии получения соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством Казахстана.
Зарубежный опыт реформирования свидетельствует, что доминирующий оператор связи, располагающий разветвленной сетью, для сохранения и усиления своего положения может устанавливать дискриминационные условия присоединения по отношению к небольшим операторам. С целью устранения такого подхода разработаны Правила присоединения сетей телекоммуникаций общего пользования и регулирования пропуска телефонного трафика, основанные на принципах обязательности присоединения и обоснованности тарифов за подключение и пропуск трафика. Для доминирующих операторов связи будут предусмотрены особые условия присоединения – договор, структура которого, а также связанные с ним обязательства по взаимодействию сетей, пропуску трафика и взаиморасчетам утверждаются уполномоченным государственным антимонопольным органом. В то же время не допускается отказ от заключения договора о присоединении.
Следующим важным условием повышения конкуренции в сфере телекоммуникаций является упрощение порядка входа на рынок новых участников. Для этого вносятся соответствующие изменения в Правила лицензирования. В частности, предполагается исключить из числа лицензируемых видов деятельности предоставление посреднических услуг (платные телефоны, переговорные пункты, справочные службы и т. д.), что позволит расширить конкурентную среду. В целях поддержки предпринимательства, в соответствии с рекомендациями Совета иностранных инвесторов, совершенствуется система лицензирования услуг связи. Планируется сократить лицензируемые виды деятельности с 25 до 13.
Кроме того, дополнительно разработан ряд подзаконных актов, которые необходимы для успешной реализации задач по либерализации отрасли. Это правила раздельного учета затрат по видам услуг телекоммуникаций, правила оказания услуг сотовой и телефонной связи и другие нормы. Можно сказать, что к настоящему времени совместно с Советом операторов и Национальной телекоммуникационной ассоциацией нами практически завершена работа по подготовке необходимой нормативно-правовой базы для начала либерализации отрасли телекоммуникаций республики, которая будет утверждена после принятия законопроектов.
– Ваше видение ожидаемых конкурентных тенденций на телекоммуникационном рынке после либерализации: как будет меняться тарифная политика операторов, какие новые услуги могут появиться?
– В результате принятых мер произойдет перераспределение рынка телекоммуникаций, при этом доля доходов всех альтернативных операторов будет увеличиваться за счет снижения соответствующих доходов национального оператора. Реальную конкуренцию национальному оператору составят АО "Транстелеком" и АО "Казтранском", владеющие разветвленной сетью магистральных линий связи. Введение этих игроков с такими же правами и обязанностями, как у АО "Казахтелеком", на этот сегмент рынка, наряду с отдельными операторами междугородней связи ("ТНС плюс", "Астел", "Нурсат" и другими) позволит снизить тарифы на эти услуги.
Таким образом, рынок международной и междугородней связи будет поделен между АО "Казахтелеком" и альтернативными операторами, предположительно поровну, после 2006 года с началом полной либерализации.
На рынке местной связи в силу исторически сложившейся ситуации на первом этапе АО "Казахтелеком" сохранит доминирующее положение и, соответственно, в дальнейшем будет происходить нарастание доли участия альтернативных операторов.
Безусловно, условия конкуренции будут стимулировать операторов связи расширять спектр предоставляемых услуг (IP-телефония и различные виды услуг связи на основе беспроводного радиодоступа, спутниковой связи и другие сервисы).
По поручению правительства РК Агентством осуществляется работа по проведению конверсии радиочастотного спектра, которая включает в себя совокупность мероприятий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения.
В плане предоставления технических возможностей Агентством ведется работа по внедрению фиксированной цифровой радиосвязи стандарта CDMA-450 в сельской местности, а также по закреплению полос частот для внедрения беспроводного радиодоступа.
В целях внедрения новых технологий и либерализации рынка мобильной связи объявлен конкурс на предоставление услуг нового стандарта сотовой связи DCS-1800.
Ведется работа по разработке концепции развития сетей подвижной связи на перспективу, в которой будут определены основные пути внедрения систем сотовой связи 3-го поколения (3G).
Крупными операторами связи активно ведутся работы по расширению магистральных сетей связи, которые являются базовым элементом внедрения современных технологий в отрасли телекоммуникаций.
В настоящее время реализуется проект по запуску первого казахстанского спутника, что, безусловно, тоже будет способствовать развитию национального рынка связи и вещания.
Внедрение новых технологий, базирующихся на последних достижениях научно-технического прогресса в области радиосвязи, будет непосредственно содействовать динамичному развитию всех отраслей экономики, предоставлению широкого спектра услуг, доступных по цене гражданам, и обеспечит нашей стране полноценную интеграцию в мировое информационное пространство. |