NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:19 ast
16:19 msk

Финконтроль: гласно и прозрачно
О.Оксикбаев: Предстоящий год можно будет смело назвать годом начала кардинальных изменений не только в деятельности Счетного комитета, но и всей системы государственного финансового контроля в целом
02.09.2004 / интервью

"Казахстанская правда", 1 сентября

Вчера в Астане открылась пятая встреча руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ. А с 1 января будущего года вступает в силу Бюджетный кодекс РК. О встрече лидеров финансового контроля Содружества, о связанных с принятием Бюджетного кодекса нововведениях и стратегических направлениях развития казахстанской системы государственного финансового контроля наш корреспондент беседует с председателем Счетного комитета Омарханом ОКСИКБАЕВЫМ.

- В последний день лета в Астане открылась пятая встреча руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ. Какова повестка дня этого авторитетного форума?

- Встреча проводится по решению Совета руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ. Как известно, деятельность совета осуществляется с ноября 2000 года, и создан он по инициативе Счетной палаты Российской Федерации. Его сессии прошли уже в Москве, Киеве, Тбилиси и Бишкеке. А теперь гениев финансового контроля принимает Астана. Как правило, на сессиях совета обсуждаются насущные вопросы развития государственного финансового контроля в государствах - участниках СНГ, осуществляется обмен опытом, согласовываются планы проведения совместных мероприятий, конференций и семинаров.

На встрече в Астане мы обсуждаем вопросы гласности и прозрачности деятельности высших органов финансового контроля и их взаимодействия с различными ветвями власти. По итогам встречи планируется подписать декларацию, в которой гласность и прозрачность провозглашаются основными принципами деятельности наших органов. Кроме того, мы планируем утвердить разработанные нами Модельные методические рекомендации по осуществлению контроля эффективности. В повестку дня также входят принятие Глоссария терминов, применяемых в деятельности высших органов финансового контроля государств - участников СНГ, а также внесение изменений и дополнений в Положение о совете.

- Омархан Нуртаевич, от дел Содружества обратимся к нашим - казахстанским. Насколько кардинальны изменения в деятельности Счетного комитета в связи с принятием Бюджетного кодекса?

- Предстоящий год можно будет смело назвать годом начала кардинальных изменений не только в деятельности Счетного комитета, но и всей системы государственного финансового контроля в целом. С новым бюджетным законодательством мы сделали еще один шаг вперед в направлении совершенствования управления государственными финансовыми ресурсами. До сегодняшнего дня деятельность государственных органов финансового контроля ограничивалась контролем исполнения бюджетов различных уровней государственными органами и учреждениями. Контроль доходной части бюджетов также был ограничен контролем деятельности государственных органов в части обеспечения ими полного и своевременного поступления бюджетных средств. Как вы понимаете, содержание государственного финансового контроля наиболее обширно. Одной из причин этих ограничений было отсутствие законодательного закрепления определения государственного финансового контроля.

Одним из положительных, на мой взгляд, моментов принятого Бюджетного кодекса является более полное и четкое определение в нем государственного финансового контроля, который не ограничивается теперь вопросами исполнения бюджета. Кодекс уже со следующего года позволяет нам давать оценку исполнению бюджетов, осуществлять контроль за использованием грантов и активов государства, а также денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. Кроме того, на предмет обеспечения полноты поступлений бюджета мы сможем охватывать контрольными мероприятиями организации всех форм собственности, контролировать возврат сумм поступлений из республиканского бюджета. Если ранее большая часть контрольных мероприятий была ориентирована на расходы бюджета, то теперь мы имеем основания для полноценного осуществления контроля доходов бюджета.

- Кажется, вы вступаете на путь революций! В чем важность момента?

- В том, что сегодня необходимо усиление контроля за исполнением доходной части бюджета. Теперь объектами контроля будут являться не только государственные органы и учреждения, но и все получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, а также лица, оказывающие финансовые услуги, в том числе на основе гражданско-правовых сделок, на всех стадиях освоения бюджетных средств.

Таким образом, Бюджетный кодекс будет способствовать определенному усилению прозрачности бюджетной процедуры в стране.

Кардинальные изменения в деятельности Счетного комитета будут, прежде всего, обусловлены приданием ему статуса высшего органа финансового контроля.

- А в чем функции высшего органа финансового контроля отличаются от обязанностей Счетного комитета?

- Высший орган финансового контроля - это государственный орган финансового контроля, формируемый в зависимости от государственного устройства Главой государства и/или Парламентом страны и осуществляющий независимый внешний контроль. Во всех развитых странах мира и в целом в большинстве стран мира действуют высшие органы финансового контроля. Существуют определенные требования (Лимская декларация руководящих принципов контроля, стандарты Международной организации высших органов финансового контроля ИНТОСАИ и т. д.), предъявляемые к высшим органам финансового контроля. Они предполагают наличие у высших органов финансового контроля прежде всего прочной, стабильной и применимой законодательной базы, закрепленной в Конституции и законодательстве. Требуется также функциональная, организационная и финансовая независимость, позволяющая объективно и эффективно выполнять возложенные на него задач. И, конечно, необходимы полномочия и возможности по контролю всех государственных средств, ресурсов и деятельности (независимо от их включения в бюджет государства).

Следует отметить, что Счетный комитет в определенной степени отвечал этим требованиям с момента своего образования. Так, вопросы формирования состава нашего органа нашли отражение в Конституции, законодательством закреплены полномочия Счетного комитета.

Вместе с тем нам еще предстоит огромная работа по созданию сильного институционально укрепленного высшего органа финансового контроля. Так, ключевым принципом его деятельности является независимость. В настоящее время данный принцип у нас в полной мере не реализован.

К примеру, в соответствии с требованиями действующего законодательства финансовая деятельность Счетного комитета может проверяться Комитетом финансового контроля Министерства финансов, Агентством по государственным закупкам и т. д. Данная практика ограничивает независимость Счетного комитета. Высший орган финансового контроля не должен контролироваться со стороны его же объектов контроля. Мы намерены осуществлять свою деятельность прозрачно, но не в ущерб независимости. На мой взгляд, целесообразно ввести порядок проведения контроля за финансовой деятельностью высшего органа финансового контроля страны независимой аудиторской компанией, отбираемой по итогам конкурса.

Я привел только один аспект проблемы независимости нашего органа. Здесь же отмечу, что проблема обеспечения независимости высшего органа финансового контроля актуальна не только для Казахстана. Подтверждением является проведение ИНТОСАИ совместно с ООН симпозиума, на котором активно обсуждались вопросы независимости высших органов финансового контроля. При этом одним из принятых предложений по итогам сессии было обеспечение максимальной независимости высшего органа финансового контроля вплоть до самостоятельного формирования собственного бюджета и его рассмотрения и принятия Парламентом страны.

Решению данной проблемы положено начало, так как законодательное придание статуса высшего органа финансового контроля значительно расширяет наши возможности.

- И Бюджетный кодекс расширил ваши компетенции и полномочия? Интересно, до каких масштабов?

- В нашу компетенцию теперь входят установление порядка за проведением внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета, разработка, утверждение и контроль за соблюдением стандартов государственного финансового контроля, осуществление контроля за исполнением принятых по итогам контрольных мероприятий решений.

Мне не хотелось бы перечислять все дополнительные (новые) полномочия Счетного комитета, вмененные Бюджетным кодексом. Это более 10 пунктов. Скажу одно, что реализация всех этих полномочий от нас требует тотальной мобилизации имеющегося потенциала.

- Способен ли Счетный комитет уже с начала предстоящего года в полной мере реализовывать новые полномочия?

- Вы задали очень хороший и наиболее актуальный для нас на сегодняшний день вопрос. Я уже говорил о необходимости мобилизации потенциала. В целом, работа по реализации всех полномочий, закрепленных Бюджетным кодексом, нами уже начата. Однако мы сталкиваемся с определенными трудностями. Так, для контролирования активов государства, прежде всего, требуется решение вопроса кадрового обеспечения аппарата Счетного комитета. Крайне необходимо пополнить аппарат Счетного комитета подготовленными кадрами "актуальных для финансового контроля" специальностей, а именно: финансистов, аудиторов, бухгалтеров и ряда технических специальностей. Штатная численность работников Счетного комитета составляет 40 единиц. Данная цифра вызывает недоумение у наших коллег из других стран и международных экспертов. И это понятно. К примеру, численность работников высшего органа финансового контроля Австрии составляет 1 700 человек, Канады - около 1 000, Японии - более 1 200, России - более 800, Кыргызстана и Молдовы - порядка 200 человек, Грузии - более 200. Несмотря на это, вопрос об увеличении числа наших работников пока не находит решения со стороны Правительства.

Хотелось бы верить, что Правительство в духе высказывания Главы государства на внеочередном съезде партии "Отан" об усилении Счетного комитета путем распространения его контрольных возможностей на региональный уровень решит вопрос институционального укрепления Счетного комитета.

Что касается вопросов методологического обеспечения контрольных мероприятий, нам необходимо разработать целый ряд нормативных правовых актов, в том числе закон о высшем органе финансового контроля, внести соответствующие изменения и дополнения в положение о Счетном комитете и другие нормативные документы, регулирующие нашу деятельность. Кроме того, необходимо провести работу по приведению утвержденных стандартов контроля в соответствие с принятым кодексом, а также разработке методологических документов по осуществлению внешнего государственного финансового контроля.

Относительно организации повышения квалификации, переподготовки кадров нами было инициировано открытие соответствующей кафедры в Академии государственной службы РК при Президенте РК. Кроме того, нами налажено сотрудничество с рядом международных организаций, проводящих обучающие семинары для работников высших органов финансового контроля. Только в 2003 году 8 работников Счетного комитета совершенствовали свою квалификацию, принимая участие в международных семинарах за рубежом. Аппаратом Счетного комитета на постоянной основе проводится техническое обучение.

- В соответствии с Бюджетным кодексом вы не только должны будете "ловить", но и - впервые! - предупреждать финансовые нарушения. Неужели хватит сил и на это?

- Несмотря на то, что предупреждение нарушений отражается в законодательстве в качестве полномочий Счетного комитета в первый раз, им (т. е. предупреждением нарушений) мы занимались и ранее. Для предупреждения нарушений необходимо определять и анализировать причину нарушений. В частности, в основе большинства выявляемых нарушений лежит несовершенство нормативных правовых актов. В данном случае нами готовятся соответствующие рекомендации по совершенствованию нормативных правовых актов. Предоставление информации по результатам контрольных мероприятий (в частности, распространение бюллетеня Счетного комитета, размещение результатов контрольных мероприятий на веб-сайте и т. д.) государственным органам и общественности также следует рассматривать как косвенную меру предупреждения нарушений. Кроме того, мы планируем проведение мероприятий с участием объектов контроля, других органов финансового контроля по актуальным проблемам государственного финансового контроля.

- Омархан Нуртаевич, как вы считаете, насколько новое бюджетное законодательство улучшит финансовую дисциплину в стране? Бюджетный кодекс отменил отзыв за нецелевое использование бюджетных средств, вызвав дискуссию среди депутатов. А что вы думаете по этому поводу?

- Действительно, Бюджетный кодекс отменяет отзыв средств бюджета, использованных не по целевому назначению. И это правильно. Все мы понимаем, что при отзыве бюджетных средств наказывается не конкретное лицо, допустившее данное нарушение, а администратор бюджетной программы, т. е. организация. Данная мера не обеспечивает устранения последствий нарушения эффективным путем, так как происходит "двойное отвлечение бюджетных средств": реализуемая программа недополучает положенные средства из-за нецелевого использования и, в отдельных случаях, во второй раз из-за отзыва. Наказывая администраторов путем отзыва, мы, в конечном счете, наказываем конечных потребителей государственных услуг - население, которое недополучает эти услуги или получает некачественные услуги.

Наиболее действенной мерой, по моему мнению, является установление адресного наказания за нецелевое использование бюджетных средств, применение адекватных санкций. Действующие на сегодняшний день санкции абсолютно неадекватны. Так, нецелевое использование средств бюджета влечет штраф на должностных лиц в размере от 10 до 25 месячных расчетных показателей. Независимо от того, было ли допущено нецелевое использование 1 тысячи тенге, 1 млн. тенге или 1 млрд. тенге, должностное лицо обязано выплатить штраф в размере от 9 тысяч до около 23 тысяч тенге. Кроме того, санкции могут быть применены за административные правонарушения только в течение двух месяцев после совершения нарушения. Как правило, правонарушения выявляются значительно позже срока их совершения. На мой взгляд, необходимо данный срок увеличить. В некоторых странах предусматривается срок до 10 и более лет после совершения нарушения, независимо от того, работает ли виновный в государственном секторе или уже нет.

Нами уже были внесены соответствующие предложения в Правительство по усилению административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, в соответствии с которыми предусматривается адресная административная ответственность виновных лиц со штрафными санкциями до 200 МРП.

Как я отметил, в целом принятие Бюджетного кодекса снимает многие проблемы. Кроме того, отдельные нормы Кодекса по обеспечению прозрачности бюджетной процедуры "сослужат хорошую службу" нам в плане уменьшения числа нарушений. Однако Бюджетный кодекс по объективным причинам не может сразу решить всех проблем и обеспечить эффективное функционирование системы государственного финансового контроля. Нам еще предстоит провести работу по совершенствованию системы государственного финансового контроля…

- А это значит, что реформы в системе государственного финансового контроля республики еще не завершены?

- В настоящее время межведомственной рабочей группой под руководством заместителя руководителя Администрации Президента РК Е. Орынбаева обсуждается разработанный нами проект стратегии развития государственного финансового контроля РК до 2010 года. В ней определены четкие приоритеты дальнейшего развития системы. Принятие и реализация стратегии позволит значительно повысить эффективность контрольной деятельности государства в сфере финансов.

- На что нацелена стратегия и каковы ожидаемые результаты?

- Главная цель в нашем стратегическом развитии - это обеспечение эффективного управления финансовыми ресурсами государства путем повышения эффективности нашей деятельности. Успешная реализация позволит нам оптимизировать организационную структуру системы государственного финансового контроля и институционально укрепить органы, осуществляющие внешний контроль. В стратегии предусмотрено создать единую методологическую и методическую базу осуществления государственного финансового контроля и эффективную систему подготовки и повышения квалификации работников системы государственного финансового контроля. В числе приоритетов также информатизация деятельности. И, наконец, стратегия, в конечном итоге, позволит нам приблизиться к международным стандартам в области государственного финансового контроля.

- Реализация стратегии требует концептуального подхода. Он уже "созрел"?

- Предполагаются три этапа реализации стратегии. До 2006 года мы планируем разработать и принять закон о высшем органе финансового контроля страны, институционально укрепить Счетный комитет и ревизионные комиссии маслихатов. Здесь же нами будет активизирована работа по формированию единой методологической базы, а также информатизации государственных органов финансового контроля. Кроме того, немаловажным является решение вопросов о подготовке кадров, стимулировании научных исследований и разработок. К примеру, мы планируем перенять опыт успешного функционирования экспертных советов при высших органах финансового контроля других стран и создать у нас аналогичный совет. Все это позволит нам поднять на качественно новый уровень проводимые нами контрольные мероприятия.

К 2008 году (завершение реализации второго этапа) планируется создать единую систему внешнего контроля, Комитет финансового контроля вывести из состава Министерства финансов и придать ему статус самостоятельного государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Правительству, а также усиливать службы внутреннего контроля на уровне каждого государственного органа. Это организационные изменения.

Планируются также изменения содержательного характера. Предстоит большая работа по приближению содержания наших контрольных мероприятия к содержанию аудита, проводимого органами финансового контроля развитых стран. Нам необходимо, и, на мой взгляд, времени вполне достаточно, перейти на международные стандарты аудита, активизировать внедрение новых направлений аудиторской деятельности государства.

На третьем этапе предполагается расширение полномочий Счетного комитета по осуществлению контроля на местном уровне, сформировать децентрализованную систему внутреннего контроля путем ликвидации уполномоченного Правительством Республики Казахстан органа с передачей его функций, штатной численности высшему органу финансового контроля и службам внутреннего контроля. С целью координации деятельности служб внутреннего контроля, методологического обеспечения и повышения квалификации их работников необходимо создание соответствующего центра.

В результате, нами будет сформирована стройная и организационно эффективная система государственного финансового контроля.

Следует подчеркнуть, что разработанный нами проект стратегии был представлен международным экспертам. Мы получили положительное экспертное заключение. Хочу повторить, что это проект, и он будет совершенствоваться.

- Претворение в жизнь любой стратегии - это дорогое удовольствие. Кто и каким образом будет финансировать ее реализацию?

- Вполне закономерный вопрос. Нами предполагается реализовать стратегию без привлечения дополнительных финансовых ресурсов государства. В частности, предполагаемые организационные изменения, а именно увеличение штатной численности работников аппарата Счетного комитета и ревизионных комиссий маслихатов будет осуществлено за счет реорганизации уполномоченных акимами государственных органов, а также уполномоченного Правительством государственного органа.

Информатизация государственных органов финансового контроля будет проводиться в рамках Государственной программы формирования и развития национальной инфраструктуры Республики Казахстан.

Счетный комитет активно сотрудничает с различными международными организациями и является членом ряда международных объединений высших органов финансового контроля. Это позволит нам привлечь дополнительные средства и техническую помощь в части формирования методологической базы и организации повышения квалификации наших работников.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"У нас могут быть разные точки зрения…" 25.09.2004
Анвар Сайденов: "У наших банков нет проблем с ресурсами" 22.09.2004
Пора отличать демагога от подлинного политика 19.09.2004
Виталий Воронов: "Если ты не борешься, ты уже проиграл…" 18.09.2004
Успехи нынешние и будущие 18.09.2004
Ни одно государство СНГ не оказывает такую помощь селу, как Казахстан. И от этой помощи должна быть отдача 14.09.2004
Личность в политике: Ермухамет Ертысбаев 09.09.2004
Больше чем любовь 09.09.2004
Ромин Мадинов: Я бы хотел, чтобы к нам присоединилась партия "Ауыл" 03.09.2004
Лейла Храпунова: Я сделала выбор в пользу семьи 03.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz