NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 10:03 ast
08:03 msk

Демократия есть "правление через обсуждение"
Б.Утемуратов: Полагаю, мне не придется искать общий язык с лидерами различных политических сил - со всеми я знаком лично и никогда не испытывал проблем в общении
12.11.2004 / интервью

Евгений КОНОНОВИЧ, "Казахстанская правда", 11 ноября

Как уже сообщала наша газета, на прошлой неделе Глава государства подписал указ "О Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан". Сам по себе этот факт служит яркой оценкой уровня развития государственной власти на современном этапе, характеризуя степень ее открытости и готовности к прямому и беспристрастному диалогу с различными политическими силами общества. Вместе с тем появление новой общественно-политической структуры вызвало немало вопросов. О задачах, стоящих перед комиссией, о перспективах политического диалога и путях дальнейшей демократизации общества "Казахстанская правда" попросила рассказать председателя Национальной комиссии Булата УТЕМУРАТОВА.

- Булат Джамитович, в обществе высказываются различные мнения о целесообразности и своевременности создания Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества. Какова ваша позиция на этот счет?

- Как известно, идея преобразования Постоянно действующего совещания (ПДС) в Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества была высказана Главой государства еще в июне текущего года на VII съезде партии "Отан".

Это вызвало дискуссии, которые продолжаются и сейчас, после подписания соответствующего указа.

Спектр мнений здесь широк. Хотел бы подчеркнуть, что и цена вопроса очень велика. На первых порах становления государственности конструктивный диалог власти и общества был практически невозможен в условиях острейшего экономического кризиса, преобладания эмоций, личных амбиций и накала страстей, несших угрозу раскола общества. Тогда быстро меняющиеся обстоятельства требовали оперативного реагирования на них со стороны власти, решительных действий по укреплению стабильности и государственной безопасности. В первую очередь, по этим соображениям Казахстан не спешил с подобными нововведениями.

Сегодня уже очевидно, что сделанная в начале 90-х годов ставка на эволюционный путь развития, без рывков и политических потрясений, позволила за годы независимости выработать собственный курс демократического развития, накопить, пусть пока небольшой, опыт социальной активности в экономической, политической и культурной сферах. Настал своего рода момент истины. Страна подошла к очередному рубежу своего государственного строительства, который нельзя преодолеть без дальнейшей демократизации, без более активных действий по созданию гражданского общества. Мы должны провести реформирование в своей политической системе с тем, чтобы еще активнее включить в созидательный процесс различные политические силы нашего общества. При этом необходимо обеспечить поступательный характер этих реформ, дабы не "раскачать лодку", не разрушить политическую стабильность и межнациональное согласие.

- На каких принципах будет строиться работа Национальной комиссии?

- Уже сам состав Национальной комиссии, а представлена она в основном руководителями политических партий - от радикально оппозиционных до наиболее лояльных к действующей власти, призван отражать политический расклад сил в стране и учитывать всю палитру мнений в обществе. Ставилась задача пригласить к конструктивному диалогу все политические партии вне зависимости от числа представительства в Парламенте.

За относительно короткий срок партиями накоплен немалый политический опыт. Они выражают интересы различных социальных слоев общества. Поэтому каждая партия должна иметь официальную трибуну, где она могла бы излагать свои предложения по модернизации нашей политической системы.

Такой трибуной и станет Национальная комиссия, которая должна аккумулировать все предложения, исходящие от партий, государственных органов и неправительственных организаций, отдельных граждан, и выработать на этой основе свои рекомендации для рассмотрения их Главой государства.

В одном из своих недавних интервью Олжас Сулейменов призвал всех нас помнить, что народ Казахстана тысячелетиями мечтал о своей государственности, и теперь ее нельзя терять в мелких распрях. Я полностью поддерживаю этот тезис. Необходимо стремиться к консенсусу решений через поиск компромисса.

- Но ведь в Казахстане уже существовала структура для ведения диалога различных политических партий. На заседаниях ПДС рассматривались вопросы по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Этим же будет заниматься Национальная комиссия. Получается просто "смена вывески"?

- Не согласен с такой постановкой вопроса. Речь не идет о простом переименовании. Создание комиссии является качественно новым шагом вперед. Она образована как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, а ПДС было органом при Правительстве.

Считаю, что ПДС выполнило задачу, поставленную перед ним, - начать диалог, собрать партии за одним столом для обсуждения реальных проблем.

Существенным и принципиальным отличием Национальной комиссии от ПДС является то, что комиссия имеет право вносить на рассмотрение Главе государства проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также рекомендации по вопросам, связанным с дальнейшей демократизацией и развитием гражданского общества, совершенствованием политической системы.

Хочу развеять опасения некоторых политических лидеров относительно реализации данного права. Глава государства по законопроектам и иным предложениям, разработанным комиссией, может дать поручение любому государственному органу, в том числе Правительству, которое обязательно для исполнения. Президент также может реализовать предложения комиссии своими указами. Кроме того, положение о Национальной комиссии предусматривает, что на ее заседаниях может председательствовать Глава государства.

У комиссии есть реальный механизм влияния на принятие жизненно важных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам политического развития Казахстана. Она вправе осуществлять контроль за ходом выполнения принятых решений, получать от центральных и местных исполнительных органов и иных организаций соответствующую информацию.

Разницу между ПДС и Национальной комиссией можно сформулировать и так: ПДС призвано было сформулировать самые актуальные вопросы, а Национальная комиссия создана для того, чтобы предложить конкретные пути их решения.

Клемент Эттли, избранный премьер-министром Великобритании после второй мировой войны, говорил: "Демократия означает правление через обсуждение". Самое сложное - добиться именно конструктивного обсуждения, а не простого сотрясания воздуха. Убежден, что формат проведения заседаний Национальной комиссии позволит всем политическим партиям страны наполнить содержательную часть ее работы конструктивными предложениями и поможет шаг за шагом решать конкретные проблемы.

- Некоторые политические партии Казахстана требуют рассмотрения нарушений на прошедших выборах в Мажилис Парламента и даже признания недействительными их итогов. Будет ли эта тема затрагиваться на первом заседании комиссии? Какова ваша позиция по данному вопросу?

- Главной целью созданной комиссии является выработка мер, направленных на совершенствование политической системы, и определение первостепенных задач по дальнейшей демократизации гражданского общества, а не рассмотрение конкретных фактов нарушения законности. Поэтому не думаю, что затронутый вами вопрос может стать предметом обсуждения на заседаниях комиссии.

Нарушения любого законодательства, в том числе и выборного, относятся к вопросу правоприменительной практики и должны решаться соответствующими государственными органами и судом. По каждому выявленному факту нарушений потерпевшая сторона имеет право на восстановление нарушенных прав в соответствии с действующим законодательством. Признание итогов выборов недействительными на отдельном избирательном участке является исключительной компетенцией судебных органов.

А вот если выяснится, что эти нарушения стали следствием пробелов в законодательстве, несовершенства законодательной базы, то комиссия постарается принять меры по устранению этих пробелов. Но еще раз повторюсь, что должны быть реальные факты и судебные решения.

- Булат Джамитович, для многих ваше назначение на должность председателя Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества стало неожиданным. Как думаете, удастся ли вам найти общий язык с представителями разных политических партий? И как это сочетается с тем фактом, что вы являетесь секретарем Совета безопасности?

- Откровенно говоря, для меня предложение возглавить комиссию было совершенно неожиданным, и я его рассматриваю как высокое доверие Президента страны. Полагаю, мне не придется искать общий язык с лидерами различных политических сил - со всеми я знаком лично и никогда не испытывал проблем в общении.

Моя твердая позиция заключается в том, что все партии, даже наиболее радикально настроенные, выражают интересы определенных слоев общества. Интересы, которые власть не может не учитывать. Все политические лидеры, независимо от их взглядов и убеждений, являются казахстанцами и патриотами. Мы все хотим блага для нашего государства, для нашего народа. Каждый из нас, естественно, в чем-то может ошибаться. В то же время это не должно затрагивать его право быть услышанным.

Другое дело, что есть силы, способные накалить политическую обстановку до предела, которые не останавливаются даже перед антиконституционными призывами. Диалог с такими силами бесполезен, поскольку они сами исключают его возможность.

В целом же моя работа в Совете безопасности вряд ли может помешать моей деятельности на посту председателя Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества. Ведь, согласно базовому Закону "О национальной безопасности Республики Казахстан", ее объектами являются "личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, независимость и территориальная целостность".

И я приложу все силы, чтобы деятельность комиссии была эффективной и способствовала дальнейшему развитию демократических институтов и укреплению правового государства. Могу также определенно сказать, что в основу будет заложен конструктивный подход и что работа комиссии будет максимально открытой, публичной и представительной.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Двоякое чувство…" 29.11.2004
Спина вождей и президентов 26.11.2004
"У президента Назарбаева довольно тесные отношения с семьей Буша" 22.11.2004
Герой на фоне героина 22.11.2004
Александр Мезенцев: Да, я питерский! И байконурский тоже 18.11.2004
"Несколько раз мне мерещилось, будто я стучу по клавишам лисьими лапами" 17.11.2004
Административная реформа: осознание миссии 15.11.2004
Болат Жамишев: Акции - не только рычаг управления, но и имущество 15.11.2004
Демократия есть "правление через обсуждение" 12.11.2004
Серик Умбетов: Плохого хозяина и хорошие условия не спасут 12.11.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz