NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 09:27 ast
07:27 msk

Ерлан Кожагапанов: Алматинцы за год купили машин на полмиллиарда долларов
Как устроиться в таможню? Почему таможенники улыбаются авиапассажирам, но ими недовольны предприниматели? Будут ли понижены налоги на импорт автомобилей?
16.12.2004 / интервью

Евгений РАЧЕНКОВ, "АиФ-Казахстан", 15 декабря

Как устроиться в таможню? Почему таможенники улыбаются авиапассажирам, но ими недовольны предприниматели? Будут ли понижены налоги на импорт автомобилей? На эти и другие вопросы "АиФ Казахстан" отвечает начальник Алматинского департамента таможенного контроля Ерлан КОЖАГАПАНОВ.

Я хотел быть космонавтом

- Ерлан Токтарханович, давайте начнем разговор несколько нетрадиционно. Не с работы Алматинской таможни, а с того, что вы расскажете о себе. Как вы оказались в таможне, долго ли шли к высокой должности? Какой он - руководитель таможенного управления самого большого города страны - вне службы? Чем увлекается, как отдыхает, в каком доме живет, как строит отношения с семьей?

- Не поверите, до семи лет сильно хотел быть космонавтом, а потом посмотрел "Белое солнце пустыни" и понял, что таможенник - профессия героическая. Так что с юных лет мечтал защищать экономические интересы страны (смеется). На самом деле я в таможне с 1997 года. Устраивался сюда на конкурсной основе. До этого долгое время занимался бизнесом.

Окончил юридический факультет Карагандинского государственного университета, второе образование у меня - экономическое. И сейчас продолжаю учиться - теперь в Российской таможенной академии, параллельно пишу кандидатскую диссертацию.

Женат, воспитываю двоих детей. Живу в квартире, частного дома у меня, к сожалению, нет. Играю в большой теннис - не постесняюсь похвастаться: я неоднократный чемпион Алматы в парном разряде. Еще люблю горные лыжи и футбол.

- Вы дослужились до полковника. Соответствует ли это звание армейскому полковнику? Приравнивается ли служба таможенника к службе в других силовых структурах? Есть ли в таможне свои спецподразделения, выполняющие боевые задачи?

- Таможенные органы, как записано в Таможенном кодексе, являются правоохранительными - наряду с органами внутренних дел, национальной безопасности, Финансовой полицией и спецслужбами. Естественно, у нас есть прекрасно оснащенные и вооруженные группы быстрого реагирования, которые осуществляют физическую защиту во время выполнения специальных операций, в том числе и защиту наших сотрудников.

Специальные офицерские звания сотрудников таможенных органов не соответствуют армейским должностям и званиям. В армии майорскую должность может занимать и лейтенант. В таможне же звание зависит от должности. Например, у нас инспектор - это младший лейтенант или лейтенант, старший инспектор - старший лейтенант, заместитель начальника отдела - капитан. И так далее.

- Что нужно для того, чтобы устроиться на работу в таможню?

- Прием на работу в таможенные органы осуществляется строго на конкурсной основе. Это правило введено нашим председателем Бердибеком Сапарбаевым. Одно из самых важных условий - наличие высшего профильного образования, т.е. экономического, юридического и таможенного дела. Предпочтение отдается лицам, которые отслужили в армии. Кстати, как показывают результаты конкурса кандидатов на службу в таможенные органы, лица, окончившие вузы по "таможенному делу", показывают наихудшие результаты. Сегодня почти в каждом вузе есть такой факультет. В стране по этой специальности сегодня обучается около 25 тысяч студентов. А в таможне - всего 5800 служащих. Понятно, что не все эти студенты смогут устроиться в таможню.

Более того, вопрос специфического профильного образования очень серьезно рассматривается нашим комитетом. Откуда вузы берут преподавательский состав? У нас служба молодая, ей только 13 лет в декабре исполнилось. Многие, кто пришел когда-либо в таможню, еще служат. Так какие знания могут дать студентам люди, которые вообще не имеют представления о таможне? Я лично знаю только одного человека, который ранее служил в таможне, а сейчас преподает таможенное дело в одном из университетов города. В общем, наше руководство считает, что в стране должен быть один или несколько специализированных таможенных вузов. А пока лучшее таможенное образование получают в России. Кроме того, для очистки рядов таможенников и набора достойных квалифицированных кадров проводится аттестация. Только в нашем департаменте за 2 года по отрицательным результатам аттестации уволены 22 человека.

Казна для народа

- Создается впечатление, что между таможней (как рычагом пополнения государственного бюджета) и представителями среднего и малого бизнеса (ощутимым источником пополнения того же бюджета) возникло некоторое противостояние. Возьмем, к примеру, недавние ситуации на границе с Китаем или фармацевтами. Так и решаете проблемы силовыми методами?

- Сначала - о фармацевтах. Вот суть проблемы. В России и лекарства, и пищевые добавки освобождены от таможенных пошлин. В Казахстане же только лекарственные средства освобождены от таможенных пошлин и налогов, а пищевые добавки - нет. Поставщики-фармацевты нашли лазейку: завозили в Казахстан витамины, которые классифицируются, в соответствии с ТН ВЭД ЕврАзЭС, как пищевые добавки, а декларировали их как медикаменты, меняя при этом код товара, присвоенный страной происхождения. Вплоть до подделки грузовых таможенных деклараций. А выплыло это наружу при сверке товарооборота с российскими коллегами, которая производится ежегодно. В результате бюджет недополучил огромную сумму. Попытки ее взыскания, естественно, вызвали у поставщиков негодование, вплоть до прекращения поставок витаминов в республику. Сегодня руководством ситуация решается следующим образом: задолженность будет взыскана лишь за 2004 год, т. е. со дня установления новых кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕврАзЭС. Насколько мне известно, такой шаг со стороны Комитета таможенного контроля предпринимателей устраивает.

История на границе с Китаем вызвана ужесточением таможенного контроля товаров. Глава государства поставил перед нашим председателем две приоритетные задачи: навести порядок на китайской границе и в аэропортах республики.

На границе речь в первую очередь шла о фискализации, т. е. о достоверной уплате таможеных платежей и налогов с товаров, ввозимых из КНР. На таможне "Коргас" установили новое оборудование - электронные весы, системы TC SCAN и АСКДТ, позволяющие досматривать или просвечивать крупногабаритные транспортные средства длиной до 30 метров и высотой до 4 метров, отличать органику от неорганики и так далее. Это делалось для сокращения времени таможенного оформления и экономии времени и средств предпринимателей. И тут выяснилось, что отдельные участники ВЭД зачастую декларируют не те товары, которые на самом деле находятся в транспортном средстве, занижают или меняют таможенную стоимость. То есть занимаются контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей. Вот и скопилось на границе около 200 машин, отказывающихся проходить таможенный досмотр с использованием новых технических средств. На сегодняшний день ситуация разрешилась: очереди на "Коргасе" нет, платежи в бюджет поступают исправно.

Хочу отметить, что коррупция - дело, как правило, обоюдное. Зачастую предприниматели сами идут на сговор с сотрудниками таможни. Бизнесмену выгодно занизить инвойсовую стоимость товаров - он вступает в сговор с таможенником, а страдает от этого государство. Нововведения направлены как раз на то, чтобы ни предприниматели, ни таможенники не искушались обмануть государство. Сейчас основные наши усилия направлены на предупреждение коррупции, а не на борьбу с ее последствиями, как это было ранее. Мы устраняем причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений. Только в этом году по отрицательным мотивам были уволены 9 сотрудников департамента.

Воздушная гавань

- Вы говорили о распоряжении президента навести порядок в аэропортах…

- Дело в том, что раньше на порядок проведения таможенных процедур в аэропорту поступало много жалоб, особенно от иностранных граждан. Оно и понятно: кому будет приятно, когда после утомительного перелета досматривают твой багаж, пересчитывают валюту, тем более на глазах у других пассажиров?

Анализ показал, что из 100 пассажиров, которые прилетают в Алматинский аэропорт, только двое являются потенциальными контрабандистами. Зачем тогда остальных досматривать? В общем, было принято решение кардинально изменить устаревшую схему таможенного контроля "барьеров и ограничений" и перейти к скрытому и выборочному таможенному контролю. То есть весь процесс таможенного контроля скрыт от глаз пассажиров. Используем видеокамеры, психологов, которые наблюдают за поведением граждан. Багаж очень быстро просвечивается еще до его выдачи.

По рейсам из дальнего зарубежья европейского направления вообще проблем нет. Поэтому эти пассажиры входят в категорию минимального риска, и мы досматриваем их в исключительных случаях.

Мы упростили процедуру прохождения контроля для одних рейсов через ужесточение контроля в отношении других. Тщательным образом досматриваем рейсы из Таджикистана, Пакистана, Китая, транзитные - из Афганистана. И результаты - налицо. Алматинский аэропорт стал привлекательным для пассажиров. Я недавно встретил человека в транзитном зале. Он летел в Индонезию из Брюсселя. Я поинтересовался, как он у нас оказался. Он объяснил, что из Брюсселя долетел до Франкфурта, потом - в Алматы, а через четыре часа у него самолет в Сеул. Оттуда - полет в Джакарту. То есть люди выбирают наш аэропорт. Раньше он никогда бы так не полетел - выбрал бы маршрут через Россию, ОАЭ, Узбекистан. Но раз он здесь летает - значит, ему нравится и качество сервиса, и уровень обслуживания.

Сегодня во всем мире признали успехи Казахстана и его динамично развивающуюся экономику. На открытии Алматинского аэропорта глава государства привел в пример работу Сингапурского аэропорта, где на видном месте висит плакат, на котором написано: "Если вас не обслужили за 15 секунд, вы вправе идти без контроля". Сегодня мы внедрили новую технологическую схему оформления авиапассажиров, которая даже превосходит по некоторым параметрам технологии крупнейших аэропортов мира.

Автовладельцам на заметку

- Ерлан Токтарханович, наверняка вы - автомобилист. Как вы относитесь к заявлению Айткуль Самаковой о намерениях государства запретить ввоз подержанных иномарок старше 10 лет? Может быть, есть смысл сразу пойти по российскому примеру и "омолодить" ввозимые авто до 7 лет?

- Как чиновник, выполняющий задачу по пополнению государственной казны, скажу, что таможенные платежи от импорта подержанных автомобилей существенны. Сегодня с оформления автотранспортных средств мы ежемесячно получаем 1,5-2 миллиарда тенге. По итогам года мы рассчитываем, что сумма платежей достигнет 20 миллиардов. Могу сказать, что в Алматы в течение этого года легковых автомобилей ввезли почти на полмиллиарда долларов. Столько потратили алматинцы на покупку импортного автотранспорта. Думаю, что ограничение ввоза автомобилей может изменить сумму таможенных и налоговых платежей в меньшую сторону.

Как жителю города, мне кажется, что эта мера - правильная. Например, в нашем городе уже нечем дышать - разве что автомобильными выхлопами. Пробки на дорогах такие, что добраться в час "пик" никуда невозможно. Думаю, что отказ хоть и от импортного, но автометаллолома серьезно повлияет на экологическую и транспортную ситуацию в лучшую сторону.

- Насколько известно, официальные автодилеры объединились в общественную организацию, которая выступает за цивилизацию авторынка. Бытует мнение, что снижение таможенных и налоговых нагрузок на новые импортные автомобили сделает их значительно дешевле и потому доступнее для казахстанского потребителя. При этом поступления в бюджет не только не уменьшатся, а даже увеличатся. Что вы думаете по этому поводу?

- Сегодня трудно предположить, увеличатся или уменьшатся в такой ситуации поступления в бюджет. Сейчас рынок новых автомобилей стабилен, есть тенденции к его росту. Не думаю, что уменьшение ставок таможенных пошлин на новые автомашины будет способствовать увеличению поступлений в бюджет.

- И последний вопрос. В вашем кабинете на столе стоит великолепный макет здания - строиться собираетесь?

- Алматинская таможня на сегодня - единственное подразделение в республике, которое не имеет собственного здания. А ведь к нам ежедневно приходят тысячи людей - заплатить налоги, оформить документацию. Они должны делать это в комфортных условиях, а не в тех, в которых мы находимся сейчас. Поэтому правительством республики принято решение о строительстве в Алматы нового регионального учебно-методического центра, где также будут располагаться и некоторые подразделения алматинской таможни. На это уже выделены необходимые средства.

- Что ж, с будущим новосельем вас!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Шалбай Кулмаханов: Землю может купить любой желающий 30.12.2004
"Без связи прошлого и настоящего не может быть сильной спецслужбы" 27.12.2004
И власть, и слезы, и любовь 24.12.2004
"Мой гражданский долг и служебная обязанность - всемерно помогать президенту" 23.12.2004
"Пока сложно сказать что-то определенное..." 23.12.2004
Не каждый сядет в это кресло 23.12.2004
Качество доходов и расходов 21.12.2004
Ромин Мадинов: Оппозиция - что дама , выходящая из "Мерседеса" 20.12.2004
Ерлан Кожагапанов: Алматинцы за год купили машин на полмиллиарда долларов 16.12.2004
От вопроса "Кто виноват?" надо переходить к вопросу "Что делать?" 13.12.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz