NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 11:31 ast
09:31 msk

"Пока сложно сказать что-то определенное..."
Ержан Утембаев: Если собрать в кулак нефть, железку, навигацию, связь и т.п., а также если все это попадет в достаточно умелые руки, которые захотят расширять свое участие на рынке, то, конечно, такая мощь может заработать
23.12.2004 / интервью

"Central Asia Monitor", 17 декабря

Беседа с Ержаном Утембаевым, руководителем аппарата Сената, председателем совета директоров Банка развития Казахстана

- Ержан Абулхаирович, Президент, выступая в парламенте, вновь заявил о необходимости объединить национальные компании в рамках госхолдинга по примеру сингапурского "Темасека". Как вы к этому относитесь?

- Я тоже впервые услышал эту идею от Президента. До этого с ней я не сталкивался. Даже в кулуарах не слышал, хотя обычно многие идеи в кулуарах активно обсуждаются. Поэтому я точно не знаю, что за этим кроется. Хотя можно просто догадываться. Одна из причин, я думаю, кроется в попытках улучшить управление государственными пакетами акций. Во-вторых, тут, видимо, присутствует задача расширения фондового рынка. Одна из мер расширения фондового рынка - это создание такого холдинга.. Имеется в виду то, что часть пакетов акций госкомпаний будет выставлена на продажу. Эта идея и была озвучена. Что за этим кроется еще и каков сингапурский опыт - я, честно говоря, не знаю. Насколько эта мера будет эффективной - тоже достаточно сложно пока говорить. Потому что здесь есть множество нюансов. В частности - каков будет состав, какой набор компаний туда войдет, каковы будут принципы формирования менеджмента этих компаний, какова будет степень их автономности. Будет ли приватизироваться какая-то часть этих дочек. Если будет - то какая. Только после этого можно будет делать какие-то выводы. Идея еще на уровне конкретики не обсуждалась.

- А разве это нельзя сделать другим способом?

- В принципе, конечно, можно идти по традиционному пути: улучшать менеджмент, улучшать финансы. Но, как показывает практика, такая форма не очень эффективна. Что касается опасений частного бизнеса, они пока абстрактны. Никто толком не знает, что будет создаваться. И это нигде не расшифровывается. Я тоже пытался там узнать. Но, судя по всему, новые госкомпании создаваться не будут. Будут объединяться в рамках холдинга действующие. Поэтому доля государства на рынке в абсолюте не увеличится. А влияние, конечно, усилится. Если собрать в кулак нефть, железку, навигацию, связь и т.п., а также если все это попадет в достаточно умелые руки, которые захотят расширять свое участие на рынке, то, конечно, такая мощь может заработать. Поэтому опасения имеют под собой основание. Но я думаю, что государство не будет ставить себе целью расширение своего участия в различных секторах и выдавливание частного капитала. Потому что частный сектор для экономики гораздо более важен, чем государственный. Куда государству надо внедряться, так это в те сектора, где участие частника не срабатывает. А если срабатывает, то не так, как надо бы. В системе здравоохранения и системе образования, скажем, порядок с частным сектором надо наводить. А в экономике, я думаю, он достаточно эффективно себя проявил. Смысла его выдавливать оттуда или расширять там свое участие нет. Но эффективность поднимать надо. Потому что все госпакеты в нацкомпаниях у нас управляются неэффективно.

- А что, если провести частичную приватизацию нацкомпаний? Это разве не даст результатов?

- В принципе возможны всякие результаты. Сейчас это гадание на кофейной гуще - будет или этак. Да, возможно, это будет эффективно. Но возможен и прямо противоположный результат. Тогда будет еще хуже. Можно будет что-то моделировать тогда, когда появятся первые документы.

- Непонятно, как будет функционировать холдинг. Ведь в него предполагается объединить совершенно разные компании, например, "Казатомпром" и КТЖ , "КазМунайГаз" и "Эйр Астана"?

- Я уже говорил о степени автономности и степени централизации этого холдинга. Если намерения серьезные, а судя по всему, так оно и есть, тогда надо будет четко учитывать отраслевой характер. Надо поднимать вопрос финансовой прозрачности всех потоков, построения жесткой системы финансового планирования в каждом холдинге и каждом предприятии. Инвестиционные программы должны жестко отслеживаться, и для этого нужен такой очень грамотный и политически весомый менеджмент. Поскольку всю мишуру в этих компаниях (а ее там хватает) надо просто выделить и выбросить. Вот если такая задача будет решена, то это приемлемо. Я считаю, что она необходима для такого холдинга. С другой стороны, ее и достаточно для него. А ставить задачу объединения извне разных по профилю, технологической специфике компаний, я считаю, смысла никакого нет. В то же время повышение эффективности - это наведение порядка в системах учета, финансов, с налоговыми платежами. Если это будет сделано, то уже можно будет ставить себе памятник. Я думаю, что этого достаточно. Поскольку нацкомпании созданы государством каждая для решения соответствующих задач. Но если технологически они их как-то выполняют, то в финансовом отношении полный туман. Сколько там денег, куда они уходят, что за благотворительность? Ну и еще. Если будет приватизация, и эти компании начнут превращаться в открытые акционерные общества, частному сектору, я думаю, не стоит опасаться. В собственности государства останется, скажем, по 60% акций, а холдинг, он как бы всеми этими пакетами будет управлять. И если будет управлять хорошо - дай бог ему здоровья.

- А сможет?

- Надо проводить мощнейший аутсорсинг. Всех сосредотачивать на их профильном бизнесе и максимально выкидывать все непрофильное в частный сектор. Потому что прозрачность и эффективность достигается лишь при сосредоточении каждого на своей профильной деятельности и тендерными процедурами. Это на самом деле очень тяжелая работа, если ее проводить в каждой компании. И правительство в лице своих министерств, там отраслевики сидят хорошие, грамотные, а вот специалисты-финансисты фондового рынка… Может, потому, что у нас нехватка людей такого профиля, и необходимо навести чистоту и порядок. Если проанализировать то, что сказал президент про мегахолдинги, получается, что это во многом относиться и к нашим нацгоскомпаниям. Потому что "Казмунайгаз" - это огромный мегахолдинг. Железная дорога - тоже. И весь непрофильный бизнес, который при них существует, в том числе и частный порождает вопросы. Потому что надо разобраться с его аффилированностью. Здесь надо щеточкой всюду пройтись.

- А не получится ли так, что в результате деятельности холдинга по оптимизации финансов в экономике Казахстана появится банк-доминант?

- У нас по законодательству все нацкомпании обязаны финансовые счета диверсифицировать и держать в трех разных банках. Думаю, этот порядок останется. Потому что нельзя, исходя из многих позиций, все деньги сосредотачивать в одном банке. Просто нельзя. Ни политически, ни экономически. Поэтому как раньше были счета в трех-четырех банках, так и все останется. Другое дело - это то, что раньше каждая компания сама их выбирала. В рамках же холдинга могут определить три каких-то основных. Это, возможно, приведет к переделу и перераспределению на финансовом рынке. Но все опять же будет зависеть от набора каких-то конкретных людей. Возможно, будут какие-то установки по каким-то банкам. Этого я не исключаю. Но создавать под холдинг банк или какую-то финансовую структуру - это вряд ли. Потому что все, и в первую очередь сам Президент, понимают, что это большие риски и экономические и политические.

- В состав "Темасека" входит сингапурский Банк развития…

- Честно говоря, я узнал о "Темасеке" тоже из уст Президента. В публичной экономической печати публикаций о его опыте встречать не доводилось.. Но от ребят, которые ездили в Сингапур, знаю, что есть там такая компания, но не более.. Никаких отголосков деятельности этой компании я не слышал. И о том, что туда входит Банк развития, - тоже. Но насколько все это надо Казахстану и что это даст - вот главная загадка.

- Возможно ли такое, что БР Казахстана станет финансовым ядром холдинга?

- Видите ли, проблема в том, что Банк развития не будет играть такую же роль, какую играют банки в финансово-промышленных группах. Мы - инвестбанк. Поэтому единственное, что мы можем делать, - это финансировать чисто инвестиционные проекты "КазМунайГаз", "Казакстан Темир Жолы", КЕГОКа. Это - не финансирование проводок или чисто политические финансирования. И перестраивать банк смысла нет. А какие у них есть бизнес-проекты - мы достаточно хорошо знаем.

- А вообще насколько корректно переносить сингапурский опыт на казахстанскую почву?

- Безусловно, там и концентрация населения, и уровень подготовки другие. Я, работая председателем совета директоров Банка развития, чувствую целесообразность консолидации капитала. Но не с какими-то компаниями, они нам не нужны. Консолидация нам нужна с корпорацией по страхованию экспорта, с инвестиционным фондом, есть потребность в создании лизинговой компании. Потому что по многим достаточно крупным проектам (30-40 млн. долларов) существуют высокие риски, и выход тут в предоставлении, допустим, необходимого оборудования в лизинг. Понятно, что для заемщика это будет несколько дороже. Но зато с позиции коммерческих и политических рисков он, наоборот, очень сильно выигрывает. Ну и конечно, банк сейчас готовится к выходу на международные рынки. Думаю, в следующем году мы пойдем на рынок России. Но туда надо выходить с уставным капиталом в миллиард долларов, чтобы брать какие-то серьезные проекты. Необходимость собрать в кулак инвестиционные и банковские ресурсы есть, а сливаться с какими-то национальными компаниями ни к чему. Особенно в наших условиях. У нас гораздо более диверсифированная и многоотраслевая экономика по сравнению с Сингапуром. Сингапурская экономика - я же там был - это финансовый сектор, НПЗ, морской порт. Там же ни сельского хозяйства, ни, скажем, пищевой отрасли нет вообще. Промышленности как таковой тоже практически нет. Поэтому сравнению даже не может подлежать. И сингапурская экономика уже изначально построена на высокотехнологичных вещах. Тому были свои такие объективные причины, как отсутствие площадей, природных ресурсов. Мы тоже ставим задачу перейти на высокотехнологичную основу. Какие-то успехи уже есть. Но пока, знаете, все это очень умозрительно. Хотя у нас есть такой опыт, когда принимались какие-то сумасшедшие идеи. И часто бывало так, что они проходили. И поэтому, возможно, что-то такое и в этом есть. Но идейные разработки пока не понятны. Раз президент загорелся, там, видимо, есть что-то такое новаторское, инновационное. Сложно сказать, пока сложно сказать что-то определенное...
- Насколько будет влиятелен создаваемый холдинг? И не появится ли в результате его создания еще один альтернативный "центр влияния"?

- Если холдинг будет создан, да еще с учетом финансовых институтов (Банк развития, инвестфонд), то это будет, конечно, сумасшедшая громадина. Она по масштабам станет ой-ей-ей какая! А по существу, чисто политически она будет, конечно, огромным весом обладать. Но насколько в этом есть целесообразность?

- Григорий Марченко считает, что создание холдинга позволит избежать оперативного вмешательства правительства в экономику…

- Ну, к нам в банк оно так уж оперативно не лезет. В КМГ, в "железку" - тоже. Оно оперативно как не лезло, так и не лезет. Так что какое там оперативное вмешательство?! Я считаю, его в особенности-то и нет.

Я понимаю, что если улучшить ситуацию в руководстве нацкомпаний, поставить грамотных менеджеров, то это нормально. Если получится оперативно управлять, то ради бога. Но правительство и сейчас занято больше бюджетом, законами и разработкой программ. У него оперативного управления не было и нет. С конспирологической точки зрения - дабы, мол, обеспечить концентрацию перед выборами - тоже не ясно. Запутать запутанное - это бессмыслица какая-то. Если надо мобилизовать и задействовать финансовые ресурсы нацкомпаний, это можно сделать и так. При холдинге реализовать такую задачу будет только сложнее.

- И все же насколько именно такое решение, через госхолдинг, экономически оправданно?

- Если рассматривать организационную целесообразность, то это - наведение порядка, подведение сверху такого очень жесткого, весомого менеджмента, который бы выламывал руки, добиваясь наведения порядка. С экономической целесообразностью не ясно. Если есть некая политическая целесообразность, то тоже хотелось бы знать и понимать, какая. Ну, может быть... сейчас есть разговоры, что будут какие-то перестановки, как говорят сплетники в аппарате... ну может быть, в этом тоже есть резон. Пока трудно говорить. Потому что может, как часто бывает, произойти то, о чем и не думаешь. И оно может иметь свой глубокий смысл.

- Мнение Ораза Жандосова...

- Надо две вещи признать. Сейчас акции переданы в управление и пользование министерствам, и их представители входят в совет директоров. Получается, во-первых, надо констатировать, что сегодняшние министерства плохо работают. Но тогда для начала надо вынести выговор министру какому-нибудь, А затем определить, в чем недостаток работы наших национальных компаний. Это ведь тоже непонятно. Надо какой-то анализ сделать для начала - хорошо они работают или хреново.

Я считаю, что в тех компаниях, которые являются естественными монополиями, важно провести должным образом реструктуризацию и создать нормальный регулятивный режим. Что требует и хорошего законодательства, и сильного регулятора как института. Мы к этому только подбираемся. Причем по институту понятно - есть отставание от жизни. Вот это сейчас, если говорить про актуальность, - главное. А теперь о тех компаниях, которые работают в конкурентных секторах. На мой взгляд, идеальная схема - это их приватизация. Причем их можно приватизировать и внутри страны, если мы не хотим, чтобы они уходили за рубеж. Но тогда надо это делать постепенно. Фондовый рынок контролировать, чтобы контрольный пакет не уходил. Постепенно продавать маленькие пакеты, а контрольный поначалу сохранять у государства. А потом, когда контрольный пакет через сколько лет от государства уйдет, должно быть общее законодательное требование, чтобы нерезиденты в совокупности могли владеть максимум 49 процентами. А за этот период времени необходимо, чтобы министерства прописали для компаний четко то, чем они должны заниматься. Ибо сейчас непонятно, чем они занимаются. А они сами хотят - и тем, и этим. "Казмунайгаз", я смотрю, чем только не занимается. А во-вторых, в контрактах с менеджерами (еще сто лет назад говорили, что их надо нанимать по конкурсу, а не по признаку политической лояльности) должны быть критерии, завязанные на результат. На эффективности, сравнениях с показателями мировых компаний. А сейчас никакой ясности в области эффективности управления нет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Шалбай Кулмаханов: Землю может купить любой желающий 30.12.2004
"Без связи прошлого и настоящего не может быть сильной спецслужбы" 27.12.2004
И власть, и слезы, и любовь 24.12.2004
"Мой гражданский долг и служебная обязанность - всемерно помогать президенту" 23.12.2004
"Пока сложно сказать что-то определенное..." 23.12.2004
Не каждый сядет в это кресло 23.12.2004
Качество доходов и расходов 21.12.2004
Ромин Мадинов: Оппозиция - что дама , выходящая из "Мерседеса" 20.12.2004
Ерлан Кожагапанов: Алматинцы за год купили машин на полмиллиарда долларов 16.12.2004
От вопроса "Кто виноват?" надо переходить к вопросу "Что делать?" 13.12.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz