NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 21:29 ast
19:29 msk

"Мой гражданский долг и служебная обязанность - всемерно помогать президенту"
Нуртай Абыкаев: Сегодня, чтобы быть успешным в публичной политике, мало только наладить ее внешнюю сторону. Нужно иметь устойчивый фундамент, который, как я считаю, и был заложен всем характером моей предыдущей работы, которая дала мне много знаний и информации по скрытым, теневым процессам
23.12.2004 / интервью

Б.Габдуллин, "Central Asia Monitor", 10 декабря

Нуртай Абыкаев - один из самых известных и влиятельнейших политиков Казахстана. Он редко дает интервью журналистам, но нашей газете удалось это сделать. Он любезно согласился ответить на вопросы "Central Asia Monitor".

- Нуртай Абыкаевич, давно замечено: если депутаты Мажилиса себя достаточно ярко проявляют, то сенаторы за редким исключением неизвестны широкому кругу казахстанцев. Отсюда возникает мнение об инертности Сената. Чем Вы это объясните?

- Я бы этого не сказал. Среди депутатов Сената всегда были и есть известные в нашей стране люди. Это и писатели Щеголихин Иван Павлович, Кекилбаев Абиш Кекилбаевич, известный врач Каюпова Нина Амировна, академик Абдильдин Жабайхан Мубаракович, финансист Сембаев Д.Х., политик Султанов К.С. Их, наверно, представлять никому не надо. Депутатами Сената были некоторые нынешние члены Правительства, например, Самакова Айгуль Байгазиевна, Карагусова Гульжана Джанпеисовна, Айтимова Бырганым Сариевна.

Не надо представлять вам и Абдыкаримова Оралбая Абдыкаримовича, Федотову Зинаиду Леонтьевну. Ряд бывших сенаторов в настоящее время занимают должности в Конституционном Совете Республики Казахстан, работают акимами, в том числе и областей. Это - что касается известности.

Если же говорить о яркости, инертности и тому подобное, то все это - виртуальные явления, которые весьма характерны для нашего информационного века. В плане содержательном, если исходить именно из законодательной работы, ситуация выглядит совершенно по-иному.

Поверьте мне.

Видимость же для телезрителя и читателя также вполне объяснима. И связана она и с различиями в системе выборов депутатов, и с различиями в самой системе работ Палат. Как вы знаете, депутаты Мажилиса избираются от избирательных округов и политических партий. Отсюда и более широкие масштабы предвыборной агитации, рассчитанной на широкий круг избирателей. Депутаты же Сената избираются выборщиками, куда входят депутаты местных маслихатов.

Поэтому депутат Мажилиса заинтересован ярко выглядеть для большой аудитории, которой является вся страна. Во-вторых, свою работу мы, в основном, проводим в рабочих группах и заседаниях комитетов.. Именно там должны сниматься все спорные вопросы по законопроектам. Для этого используются и такие формы работы, как проведение круглых столов, конференций, парламентских слушаний, выездные заседания комитетов в регионы. Также используются возможности депутатского запроса. И в такой ситуации, когда использованы все механизмы, депутаты не пытаются использовать трибуну заседания Сената для пропаганды своей личности.

- Почему от Сената трудно услышать заявления и комментарии о тех или иных событиях в стране и вокруг нее?

- Частично я ответил на этот вопрос выше. Можно лишь добавить следующее:

Сенат в отличие от Мажилиса меньше охвачен партиями и политическими движениями - соответственно, менее политизирован.

Как верхняя Палата страны он отвечает, в первую очередь, за качество закона, где и сосредотачивает свои усилия.

Делать какие - либо заявления или, тем более, комментарии - это не основная функция. Более того, это не входит в наши обязанности, очерченные законом.

Вообще, посмотрите на мировую практику. Везде в мире верхние Палаты обычно гораздо сдержаннее в своих высказываниях, чем нижние.

- Двухпалатный парламент является прерогативой федеративных государств. Казахстан есть унитарное государство. Не является ли Сенат компромиссом между центральной властью и региональными элитами?

- Я с вами не согласен. Двухпалатность не связана обычно с федерализмом или унитарностью. Существуют разные подходы к определению структуры представительного органа государственной власти. В соответствии с одним структура парламента действительно определяется формой государственного устройства. В унитарных государствах создаются однопалатные парламенты, а в федеративных государствах (независимо от типа федерации) - двухпалатные. Причем в последних вторая, или верхняя, палата является представительством интересов составных частей федерации - субъектов. Однако есть и достаточно большой перечень унитарных государств, которые имеют двухпалатные парламенты (например, Палата лордов в Великобритании, Сенат во Франции).

Этот подход исходит из различного функционального предназначения палат парламента. Принято считать, что вторые палаты выражают региональные интересы. Принимая во внимание, что Казахстан очень большая по территории страна, с целью учета государственных, региональных интересов и потребностей населения, а не элит, проживающих в них, Сенат формируется путем равного представительства всех регионов.

Следует также отметить, что, исходя из мировой практики, во вторую палату могут входить не только представители регионов. За основу может быть взят и политико-географический, территориальный (экстерриториальный) фактор.

Так, согласно ч.3 ст.24 Конституции Франции, "французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате". Это - шесть сенаторов, которые назначаются самим Сенатом по представлению Высшего совета французов, проживающих за границей.

Конституция Италии устанавливает, что "каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не откажется от этого. Президент Республики может назначить пожизненно пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературной областях" (ст.59).

Вы знаете, что по Конституции Республики Казахстан Глава государства наделен правом назначать семь сенаторов на срок полномочий Сената.

Кроме того, вторая палата может рассматриваться как необходимая часть парламента, выполняющая интеграционную функцию. В этом смысле второй палате отводится роль сдерживающего фактора. Комментируя американскую Конституцию, знаток американского конституционного права Дж. Брайс писал, что назначение сената состоит в том, чтобы "сдерживать горячность и неосмотрительность народных представителей в нижней палате и этим способом предохранять правительство от влияния народных страстей и возможных перемен общественного мнения". Парламенты нуждаются в создании гарантий от всевозможных ошибок в законодательном процессе, и каждая палата двухпалатного парламента как бы сдерживает "горячность" другой и способна ее поправить. Этим обеспечивается действие системы сдержек (контрбалансировки) внутри парламента.

Таким образом, двухпалатность казахстанского Парламента не является чем - то необычным, не известным мировой практике. В целом в пользу двухпалатной системы парламента можно привести следующие два аргумента: во-первых, такая система обеспечивает стремление к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается второй, формируемой на иной основе; во-вторых, она заставляет парламентскую машину работать, если и не более эффективно, то, по крайней мере, более гладко, благодаря наличию так называемой контрольной палаты, в обязанность которой входит осуществление тщательной проверки решений первой палаты.

Девятилетний период деятельности двухпалатного парламента в нашей стране убедительно свидетельствует в его пользу.

- Следует ли перейти от косвенных к прямым выборам депутатов Сената?

- Если обратиться опять к мировому опыту, то способы формирования "верхних" палат могут быть различными:

- посредством непрямых, т.е. косвенных, или многоступенчатых выборов (например, во Франции, Индии);

- посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат (например, в США, Бразилии);

- на основе наследования (такой способ применяется в Великобритании);

- посредством назначения (например, в Австралии, Канаде);

- смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследования (например, в Италии).

Таким образом, единства мнений о характере представительства верхних палат и способах их формирования нет. На наш взгляд, более существенным для определения представительного характера палаты является не столько порядок ее формирования, сколько осуществление ею в своей деятельности воли народа, так как представительная демократия не должна исчерпываться лишь "периодически проводимыми выборами".

Народное представительство (выражение и осуществление воли народа) - это основополагающий принцип демократически организованной государственной власти. Указанный принцип реализуется путем конституционного закрепления представительной функции парламента, которая специально оговаривается конституциями большинства стран мира.

Поэтому, согласно Конституции (ст.49) нашей страны, Парламент в целом является высшим представительным органом республики.

- Какие черты характера для Вас наиболее ценны в людях?

- Естественно, что я ценю в людях те черты характера, которые можно было бы назвать базовыми по отношению к политику, тому, кто находится на административной работе или в иной форме отдает себя общественному служению. Здесь как нигде наиболее востребованы такие черты характера как честность, верность долгу, приоритет государственных и народных интересов над личными, самопожертвование.

Я лично очень дорожу теми людьми, на кого можно положиться в трудную минуту, кто ясно и четко соизмеряет свои силы и объективные возможности, может преодолевать препятствия и добиваться своего.

Не терплю как в коллегах, так и в близких людях безответственности, неустойчивости в определении для себя жизненных ценностей, кто словами прикрывает неумение делать дело и отвечать за свои поступки, тем более - предательства, готовности поступиться жизненными принципами ради сиюминутных интересов.

А в целом считаю, что идеальных людей не бывает. Надо видеть в окружающих и недостатки, и положительные стороны, не отталкивать от себя людей, работать с ними, воспитывать их на благо им самим и, конечно, всему обществу.

- Согласно Конституции Председатель Сената является вторым лицом в государстве. В 2006 году Казахстан ожидают президентские выборы. Какое участие в них намерены принять Вы?

- В этом отношении у меня сложилась, как я считаю, четкая и ясная позиция. Считаю, что наш Президент Нурсултан Назарбаев - уникальная личность, неоспоримы его заслуги в строительстве государства, в том, что уровень жизни людей в Казахстане - один из самых высоких в СНГ, в стране царит мир и согласие. В то же время не все идет гладко, много трудностей и неизведанных препятствий, которые Президент успешно преодолевает и приобрел на этом пути огромный, продуктивный опыт, который будет востребован еще долгое время.

Поэтому считаю, что мой гражданский долг и служебная обязанность - всемерно помогать ему, быть опорой в непростое предвыборное время, когда перед страной и обществом стоят серьезные вызовы на пути строительства новой экономики, социальной сферы и гражданского общества. В этом я вижу свое участие.

- Нуртай Абыкаевич, Вы долгое время проработали главой Администрации Президента, руководили спецслужбами. Нетрудно сегодня привыкать к публичной должности Председателя Сената?

- Журналисты почему-то вспоминают именно эту часть моей служебной карьеры, где, действительно, публичная деятельность ограничена. Но я ведь работал и секретарем райкома, и заместителем министра иностранных дел, и послом - где выступать приходилось чуть ли не ежедневно.

Поэтому вопрос, наверно, не в привыкании, а в новом содержании этого понятия.

Сегодня, чтобы быть успешным в публичной политике, мало только наладить ее внешнюю сторону. Нужно иметь устойчивый фундамент, который, как я считаю, и был заложен всем характером моей предыдущей работы, которая дала мне много знаний и информации по скрытым, теневым процессам, движущим пружинам в обществе, тем явлениям, которые можно осмысливать в сопоставлении и развитии. Это и придает мне уверенности. Я не считаю, что проигрываю в публичности другим опытным политикам, потому что мои поступки и слова продиктованы, прежде всего, не эмоциями и желанием произвести внешний эффект. Стараюсь, чтобы мой имидж складывался не в манере поведения, а в результатах.

- Чем, на Ваш взгляд, для Казахстана должен стать регион Центральной Азии, где наша страна является, безусловно, лидером по проведению политических и экономических реформ?

- Государства Центральной Азии во все времена были в центре политических и экономических событий.

Сегодня этот регион находится в весьма сложном положении, с достаточно слабой экономикой и непростыми внутриполитическими процессами.

Более того, он оказался в эпицентре и глобальной мировой политики, где решаются колоссальные вопросы безопасности и происходят крупные внутренние изменения.

В этой связи, по-моему мнению, приоритетной задачей для Казахстана является важным, чтобы данный регион не был для нас источником хаоса и угроз, импорта террора и насилия, подрыва межэтнического и межконфессионального согласия в нашей стране. Это - задача минимум.

В будущем хотелось бы видеть этот регион стабильным и устойчивым, живущим в достатке. Мы на собственной истории убедились, что лучше иметь богатых и оптимистичных соседей.

- Огромное спасибо Вам за ответы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Шалбай Кулмаханов: Землю может купить любой желающий 30.12.2004
"Без связи прошлого и настоящего не может быть сильной спецслужбы" 27.12.2004
И власть, и слезы, и любовь 24.12.2004
"Мой гражданский долг и служебная обязанность - всемерно помогать президенту" 23.12.2004
"Пока сложно сказать что-то определенное..." 23.12.2004
Не каждый сядет в это кресло 23.12.2004
Качество доходов и расходов 21.12.2004
Ромин Мадинов: Оппозиция - что дама , выходящая из "Мерседеса" 20.12.2004
Ерлан Кожагапанов: Алматинцы за год купили машин на полмиллиарда долларов 16.12.2004
От вопроса "Кто виноват?" надо переходить к вопросу "Что делать?" 13.12.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz