Евгений РАЧЕНКОВ, "АиФ-Казахстан", 29 декабря
Кабинет любого руководителя может многое рассказать о его характере. Кабинет акима Алматинской области можно выделить особо. Просторная комната как бы объединила все номенклатурные стили: и портрет главы государства на месте, и куча документов на рабочем столе (идут отчеты акимов), и спортивные кубки в шкафу, и фото любимого коня рядом со снимками семьи… Все это как-то трудно увязывается с рассказами о хозяине кабинета как о властном, жестком и требовательном руководителе-трудоголике. Шалбай КУЛМАХАНОВ в канун Нового года любезно согласился встретиться с корреспондентом "АиФ Казахстан" и ответить на его вопросы.
- Шалбай Кулмаханович, в нашем новогоднем номере акимы рассказывают о своих планах на будущее (другие обещания акимов читайте ниже. – Ред.), которые они обещают, кровь из носу, но выполнить. Вам первому и ответ держать.
- Продолжим благоустройство областного центра. Приведем в порядок городской парк. Закончим строительство десяти многоквартирных домов, предназначенных для приобретения через ипотечное кредитование, и начнем строительство новых зданий. Отремонтируем и введем в эксплуатацию городскую гостиницу. Качественно отремонтируем свыше ста километров дорог по области.
- Ваши требовательность и жесткость в работе стали притчей во языцех. Говорят, что за малейший просчет вы можете уволить человека, освободить от должности. Каким, на ваш взгляд, должен быть хороший работник?
- Хороший работник – прежде всего тот, кто дисциплинирован и исполнителен, профессионально подготовлен, умеет аналитически мыслить, владеет ситуацией, не боится ответственности и способен решать поставленные задачи. Если при этом достигает необходимых результатов, значит, он на своем месте.
Насчет увольнений без разбору – это все больше слухи и преувеличения. За три с половиной года работы акимом области из 19 районных акимов я освободил от должности лишь троих. А недавно уволил двух сельских акимов – не справлялись с обязанностями.
Я очень ценю командный дух. И если человек - в команде, если трудится в поте лица не за страх, а за совесть - значит, и место ему всегда найдется.
- Любое дело требует финансирования. Хватает ли денег области, нет ли по этому поводу разногласий с Центром? И сколько нужно Алматинской области "для полного счастья"?
- Особых проблем во взаимоотношениях с Центром - я имею в виду администрацию президента и правительство - у нас нет. Кабинет министров разрабатывает республиканские программы, определяет приоритеты - мы же на их основе, с учетом нашей специфики, формируем свои местные программы жилищного строительства, развития сельских территорий инновационных технологий и т. д. и работаем над их выполнением.
Бывают иногда и разногласия по тому же финансированию. Из Астаны не все можно видеть и не все знать. К примеру, в прошлом году из-за подъема грунтовых вод многие дома в Енбекшиказахском районе оказались в аварийном состоянии. Нужна была финансовая помощь. В правительстве всячески занижали сумму, подозревая, что мы просим больше, чем необходимо. Тогда мы сняли фильм - сделали снимки аварийных домов - и отвезли в Астану. Зону бедствия посетил премьер-министр Даниал Ахметов и сам убедился, что деньги нужны на реальные дела.
Вообще богатый бюджет – это сильная экономика и благополучие региона. Не скажу, что мы достигли заоблачных высот. Но сравнивать казну 2000-го и 2003 года - все равно что сравнивать карман нищего с карманом преуспевающего бизнесмена. Если в 2000-м бюджет Алматинской области составлял 19 млрд. тенге, в 2003-м – 47,5 млрд., то в нынешнем – свыше 55 миллиардов.
- Многие наши читатели, по-видимому желающие стать землевладельцами и заняться сельским хозяйством, задают вопрос: "Что, земля, особенно близ Алматы, уже вся распродана, и никаких шансов ее приобрести нет?" Так ли это?
- Не совсем. Понятно, что земли вокруг Алматы было экономически выгодно использовать, и они, естественно, использовались. После принятия Закона "О земле" часть из них была выкуплена, часть на паях распределена между хозяйствующими субъектами – крестьянскими, охотничьими и другими хозяйствами. Многие из крестьян продали свои паи или доли более удачливым бизнесменам, которые сумели сколотить капитал в предыдущие годы. Тем не менее незанятые земли, возможно менее привлекательные в экономическом плане, остались. Любой желающий может их приобрести. Другое дело, что в них нужно вкладывать средства, и немалые. Но земля никогда не давала мгновенной отдачи.
- Сколько времени нужно руководителю, чтобы нормально войти в должность и добиться в работе ощутимых результатов?
- Когда в мае 2001 года глава государства назначил меня акимом Алматинской области, я прекрасно осознавал, что беру на себя тяжелую ношу. Была поставлена задача - в кратчайшие сроки осуществить передислокацию центра области из Алматы в Талдыкорган, стабилизировать экономику, возродить все отрасли огромного хозяйства. Но было желание, была уверенность, что я смогу выполнить эту миссию. Мне понадобилось три месяца, чтобы вникнуть в ситуацию. Мы разработали двухлетнюю программу развития области. В намеченные сроки передислоцировали все областные структуры в Талдыкорган. Построили 31 дом общей площадью 86 тыс. кв. м и 93 административных здания. Да вообще-то слова не нужны. Любой, кто бывал в Талдыкоргане, может увидеть и сравнить, каким город был и каким стал.
Теперь нами разработана и внедряется в жизнь программа развития области на три года. Поэтому времени на достижение в работе определенных результатов любому руководителю нужно ровно столько, сколько он запланировал. Думаю, чтобы успешно решить поставленные широкомасштабные задачи, хорошему руководителю нужно лет пять, не меньше.
- И последний вопрос. Не кажется ли вам, что идея выборности акимов для нашего государства несостоятельна? Сможете ли вы управлять районным или сельским акимом, которого не вы наделили полномочиями? Пример России, которая отказалась от подобной системы, весьма характерен.
- Со временем, когда наше общество достигнет определенного уровня демократии, это станет неизбежным. Пока же, в условиях унитарной государственной системы, вертикаль власти должна быть четко обозначена. С другой стороны, при правильной организации и выбранные акимы из командной обоймы не выпадут. Пример – село Шамылган. Там акима выбрали, но это не означает, что он неконтролируем и неподвластен. Задача любого управленца – грамотное проведение государственной политики. И если он с этим не справляется, электорат, безусловно, сразу даст ему отставку. |