NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 11:32 ast
09:32 msk

Границы полномочий: властная вертикаль
К.Келимбетов: Реформа госуправления, которую мы проводим уже не один год, - это вовсе не нечто, насаждаемое сверху, а необходимость, вызванная реалиями. И ее успех ведет не только к росту авторитета страны на мировом рынке. Реформы ведут к улучшению благосостояния народа. Местная власть понимает это не менее четко
08.04.2005 / интервью

Ирина НОС, "Казахстанская правда", 7 апреля

Реформирование экономической системы, которое началось с момента обретения страной независимости, - процесс, похоже, перманентный. Но пусть скептики не ищут в этом скрытого смысла. Глава государства неоднократно говорил, что с проведением основных реформ совершенствование госуправления не заканчивается. Вот и внесенный на рассмотрение парламентариев пакет законопроектов по вопросам разграничения полномочий между уровнями исполнительной власти и совершенствования бюджетных отношений - еще один шаг к профессиональному управлению страной. К разговору на столь важную тему "Казахстанская правда" пригласила министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова.

- Децентрализация функций госуправления, его совершенствование, сокращение контрольных и надзорных функций госорганов - все это этапы реализации Стратегии "Казахстан-2030". В этом основополагающем документе Президент Нурсултан Назарбаев установил долгосрочный приоритет - профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

И, подготовив пакет законопроектов, над которыми уже начали работать депутаты Парламента, мы выполняем поставленную перед нами руководством страны задачу: создать эффективную, современную госслужбу, модернизировать структуру управления так, чтобы она была оптимальной для рыночной экономики.

- Кайрат Нематович, на последнем заседании Правительства, когда рассматривался вопрос о законопроекте по вопросам разграничения полномочий между уровнями власти, Премьер-Министр сказал о том, что нельзя допустить роста численности госслужащих. И из вашего доклада проистекало, что таковая должна стать меньше. Но пока видится обратное, особенно на местах. Что делать?

- Скажу, что уже многое сделано. Сравните: в 1996 году в едином с настоящим правовом поле, которое определяется Конституцией, у нас было 30 министерств и госкомитетов. К тому же действовало 12 самостоятельных ведомств - комитетов, главных управлений, национальных комиссий. Теперь в Правительство входит 16 министерств, действует 5 агентств. Разница, как можете убедиться, велика.

И такому сокращению предшествовал глубокий функциональный анализ деятельности госорганов, который мы теперь перевели на постоянную основу. Государство практически отошло от непосредственной хозяйственной деятельности, во всех отраслях экономики доминируют частные предприятия. Власть только регулирует социально-экономические процессы. А это как раз соответствует требованиям современной рыночной экономики. Свое присутствие государство сохранило лишь в стратегически важных секторах - через участие в акционерном капитале хозсубъектов.

На первом этапе разграничения полномочий между уровнями госуправления, в 2003 и 2004 годах, в частный сектор передана часть не свойственных государству функций, четко очерчен круг вопросов, которые должны реализовывать все же государственные учреждения и те организации, что оказывают услуги госсектору. В марте мы подготовили новый блок предложений по разграничению полномочий по отраслям (секторам) и сферам управления. Мы сделали упор на продолжающийся процесс передачи функций и полномочий из центра на места, а также на повышение ответственности местного уровня госуправления за принятие решений по большей части вопросов территориального развития.

- Надо так понимать, что акимов разного уровня ждет расширение самостоятельности, а значит, четкое законодательное закрепление полномочий в принятии решений. Но если областной или районный аким имеет бюджет, то до акима аула/села никаких денег, можно сказать, не доходит...

- А здесь вы затрагиваете другой вопрос, тесно увязанный с административной реформой. Ведь сам процесс разделения функций на государственные и негосударственные сопровождался и сопровождается совершенствованием бюджетной системы. В связи с закреплением функций между уровнями госуправления разграничены направления расходования бюджетных средств: между республиканским и местными бюджетами. Эту работу начали еще в 1998-2000 годах. И продолжаем согласно концепции разграничения полномочий между уровнями госуправления и совершенствования межбюджетных отношений.

23 марта на заседании Госкомиссии по разграничению полномочий под председательством Ахметжана Есимова мы выработали принципиальные подходы к завершению процесса разграничения. На новом этапе акимам областей будет передано регулирование сельского хозяйства (защита и карантин растений, семеноводство, животноводство и часть ветеринарии, регулирование земельных отношений). Здесь же, на областном уровне, будет контролироваться охрана окружающей среды, станет осуществляться архстройконтроль за всеми объектами. Будут усилены функции местной власти по обеспечению конкуренции и защите от недобросовестной конкуренции.

Районы, в свою очередь, примут с областного уровня работу по поддержке и развитию инфраструктуры малого предпринимательства, материальное обеспечение для детей-инвалидов, обучающихся на дому, функции по обеспечению занятости населения, назначению и финансированию жилищной, адресной социальной помощи.

К ним также частично перейдет регулирование земельных отношений, животноводства и ветеринарии. Госкомиссия предложила также расширить полномочия поселковых акимов в принятии решений в социальной сфере.

В связи с этим мы предлагаем внести изменения и дополнения в 20 действующих законов, поскольку результаты любых реформ зависят от правового и институционального обеспечения. Все названные функции акимов разного уровня получат финансовое обеспечение, с тем чтобы повысилась эффективность услуг, оказываемых государством населению.

Таким образом, госкомиссия разграничила полномочия более чем в 12 отраслях госуправления. И с 1 января вступило в силу более 120 нормативных правовых актов, в которые внесены изменения и дополнения. Главное, что как раз и дает ответ на ваш вопрос о "местной власти без финансов", - принятие нового Бюджетного кодекса, поскольку органы госуправления на всех уровнях должны быть наделены как четко определенными полномочиями, так и самостоятельным бюджетом и собственностью.

- Кайрат Нематович, но сколь эффективна структура местного госуправления?

- Учитывая унитарное построение государства, Правительство утвердило типовую структуру: в областях (городах республиканского значения, столице) - 20 департаментов (управлений) и аппарат акима; в городах областного значения, районах с населением свыше 50 тысяч человек - 9 отделов и аппарат акима; в районах с населением менее 50 тысяч человек - 6 отделов и аппарат акима.

Этот вариант признан оптимальным для нынешнего этапа развития страны.

- Хочу уточнить, готова ли власть на местах, к примеру, вести контроль архитектурно-строительной деятельности? Это тем актуальнее, что республика начала реализацию госпрограммы жилищного строительства.

- Здесь мы с вами должны перейти к вопросу о сокращении и систематизации контрольных и надзорных функций госорганов. Выполняя поручение Главы государства, данное им Правительству на II Форуме предпринимателей, мы пришли к следующему. На заседаниях рабочей группы по выработке рекомендаций относительно уменьшения контрольных и надзорных функций под председательством заместителя Премьер-Министра Сауата Мынбаева пересмотрели функции и полномочия центра. В итоге за министерствами закреплены стратегические функции, а разрешительные и контрольные переданы ведомствам.

Что касается архстройконтроля, мы исходим из того, что его осуществляли сразу и Комитет по делам строительства Мининдустрии, и местные органы архитектуры и градостроительства. Это дублирование. А если соотносить архстройконтроль с тем, что госпрограмму жилищного строительства выполняют акимы, то контроль на местах приобретает особое значение. Так что местная власть получила не просто полномочия, но и серьезную ответственность.

- Государство практически ушло из хозяйственной деятельности, и руководство страны справедливо ожидает активизации малого и среднего бизнеса. Прошедший недавно конгресс предпринимателей, в котором принял участие Президент, показал обостренное внимание обеих сторон к диалогу и взаимодействию - для роста экономики. Ранее вы сказали, что развитие инфраструктуры предпринимательства - задача акимов областного и районного уровней. Какова заинтересованность Правительства в этом?

- Коли мы говорим, что услуги населению должны предоставляться максимально приближенным уровнем власти, то давайте отдадим связанные с этим вопросы на местный уровень: такова идеология. Выполнение поставленной Главой государства задачи напрямую связано с упорядочением контрольных и надзорных функций госорганов. Именно через реализацию контрольных и надзорных функций проявляется эффективность работы госаппарата с населением, формируется отношение населения к государственному аппарату в целом.

Да, пока целый ряд госорганов наделен полномочиями по контролю и надзору за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса. Иногда их компетенция пересекается и дублируется. Но мы-то построили рыночную экономику, значит, "тотальный контроль" за бизнесом недопустим! Законом о господдержке малого предпринимательства не допускается необоснованное вмешательство должностных лиц госорганов в хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства, в нем закреплены нормы, согласно которым проверки их финансово-хозяйственной деятельности производятся не чаще раза в год. А те предприятия, где трудится до 10 человек, и вовсе можно подвергать проверке раз в три года.

Поэтому, чтобы госорганы не ссылались на отраслевые законодательные акты, инициируя многочисленные проверки, мы вводим в практику понятие "государственный контроль за предпринимательством". Он должен быть обоснованным, то есть следует раскрыть, в каких случаях инспектор может выйти на проверку. Необходимо также уточнить предмет контроля, указав, что именно контролируется и подлежит проверке со стороны государства. В связи с этим Министерству индустрии и торговли поручено разработать проект закона "О предпринимательстве", Министерство экономики и бюджетного планирования с учетом понятия госконтроля за предпринимательством определит перечень функций по контролю.

Ко всему необходимы (и они уже разрабатываются) изменения в Административном кодексе. Например, за различные правонарушения в большинстве случаев делается "вилка" штрафов - от пяти до тысячи МРП для юридических лиц. А в ряде статей установлены только верхние границы - тысяча МРП. Выбор же конкретного размера штрафа остается за должностным лицом. Но рост штрафных ставок подталкивает предпринимателя к "полюбовному" решению вопроса. И еще: единый подход по штрафам к малому и крупному предпринимательству заведомо ставит их в неравное положение, а это уже прямое противоречие с общепринятой законодательной практикой. Поэтому нам ближе подход, когда разным госорганам законом будет запрещено налагать на предпринимателя штрафы за одно и то же нарушение.

Кроме того, выполнение поручения Президента по внедрению принципа "одного окна", когда любое физическое лицо, желающее организовать свое дело, будет регистрироваться в одном госоргане, ведет к разработке соответствующих правил, регулирующих взаимоотношения госорганов при осуществлении ими контрольных функций.

- Работа по исполнению реформы госуправления идет системно. Министерства и ведомства выступают согласованно. И все же, как, по-вашему, власть на местах готова к тому, что резко возрастет степень ответственности?

- Вся работа, о которой мы говорили, - оптимизация деятельности центрального аппарата, дальнейшее разграничение полномочий между уровнями власти, систематизация контрольных и надзорных функций - завершилась подготовкой единого законопроекта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в законодательные акты. Кроме того, для укрепления проводимых реформ по совершенствованию работы госорганов будут внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституционный закон "О Правительстве РК".

Но надо понимать, что это совсем не окончание работы. Совершенствование госуправления - постоянный процесс. Ведь меняется жизнь, привнося новые веяния и ставя новые задачи. Мы признали, что нам необходимо укрепить низовой уровень госуправления, и уже работаем в этом направлении. Важно проанализировать эффективность выполнения переданных на местный уровень функций, чтобы располагать информацией о том, как с ними справляются на местах. Надо продолжать функциональный анализ и разграничение полномочий между уровнями госуправления.

Готовы ли на местах к повышению ответственности? Но ведь реформа госуправления, которую мы проводим уже не один год, - это вовсе не нечто, насаждаемое сверху, а необходимость, вызванная реалиями. И ее успех ведет не только к росту авторитета страны на мировом рынке. Реформы ведут к улучшению благосостояния народа. Местная власть понимает это не менее четко.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Нельзя использовать веру в политических целях" 29.04.2005
"Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции финансовых рынков России и Казахстана" 28.04.2005
"Качество дорог требует принятия безотлагательного решения" 25.04.2005
Шалбай Кулмаханов: "Такого нет ни в одной области" 25.04.2005
"Кто в 30 лет не был оппозиционером, тот не имеет сердца, кто в 50 лет не стал сторонником Назарбаева, тот не имеет головы" 20.04.2005
АПК: казахстанский бренд 18.04.2005
Знания - категория экономическая 11.04.2005
Цивилизация рынка 11.04.2005
Заварили "Мюзиколу" 11.04.2005
Границы полномочий: властная вертикаль 08.04.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz