NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:20 ast
04:20 msk

Цивилизация рынка
Социальная ответственность предпринимателей не означает благотворительности... Это стиль мышления и ведения бизнеса
11.04.2005 / интервью

Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 8 апреля

Союз предпринимателей Казахстана "Атамекен", прародителем которого стал Конгресс предпринимателей страны, объединил деловых людей, работающих в малом и среднем бизнесе. Впереди у нового игрока на казахстанском рынке - пять глобальных задач. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на конгрессе, обозначил их так: повышать конкурентоспособность, внедрять международные стандарты качества, активно участвовать в формировании кластеров, подходить к ведению дела, учитывая тенденции мировой экономики, и укреплять партнерство с государством. О том, как выстроить оптимальную парадигму "государство - предприниматель", как сделать бизнес социально ответственным, наш корреспондент беседует с Ержаном ДОСМУХАМЕДОВЫМ, членом координационного совета общенационального Союза предпринимателей и работодателей "Атамекен".

- Ержан Калиевич, каковы, на ваш взгляд, основные итоги состоявшегося 25 марта конгресса предпринимателей?

- Первое - предприниматели объединяют усилия разрозненных отраслевых и региональных ассоциаций с тем, чтобы быть лучше представленными во взаимоотношениях с государством.

Второе - предприниматели искренне желают дальнейших реформ, причем при их непосредственном и активном участии. Создание экспертных советов при министерствах - конкретный шаг в этом направлении.

Третье - государство заинтересовано в более качественном и постоянном диалоге с предпринимателями. Не случайно после завершения работы конгресса Нурсултан Назарбаев принял всех выбранных членов координационного совета у себя в резиденции. Президент придал консультативно-совещательный статус совету, признав его советом при Президенте республики. Этот факт подтверждает серьезное отношение Главы государства к предпринимательству.

Четвертое - конгресс предпринимателей выполнил очень важную историческую миссию, провозгласив концепцию корпоративной социальной ответственности.

- Если не возражаете, остановимся на последнем тезисе. О корпоративной социальной ответственности много и довольно путано говорят. В чем заключается суть этой концепции и насколько она актуальна для Казахстана?

- Идея корпоративной социальной ответственности зародилась в США более ста лет назад. Суть ее заключается в том, что компании, помимо производства товаров и услуг, имеют определенные обязательства перед обществом. Эти обязательства возлагаются на компании с тем, чтобы помочь обществу в решении наиболее острых проблем. Таким образом, концепция социальной ответственности бизнеса носит скорее этический характер, хотя за последние годы наметилась тенденция преобразования норм этических в нормы юридические.

В каждой стране, в зависимости от уровня ее просвещенности и цивилизованности, круг, охватываемый данной концепцией, более или менее широк. Он может включать вопросы, связанные с защитой окружающей среды, соблюдением прав человека, обеспечением определенных условий труда, гендерного равноправия и т. д. К примеру, еще в конце XIX века американские фармацевтические компании приняли кодекс поведения, в котором провозглашалось, что они призваны служить общественному здравоохранению, а не только извлечению прибыли. В 1977 году епископ Леон Салливан предложил кодекс прав человека для компаний, осуществляющих бизнес в Южной Африке. В 80-е годы более ста западных паевых и инвестиционных фондов осуществляли в обязательном порядке оценку инвестиций на предмет соблюдения прав человека и охраны окружающей среды.

В 1996 году после неудачной попытки незаметно утопить нефтяную платформу в северной Атлантике, а также вскрытых фактов трудовых злоупотреблений в Нигерии компания "Шелл" инициировала ежегодные социальные инвестиции в Нигерии в размере 50 миллионов долларов, а также приняла на себя обязательство ежегодных докладов о своей социальной и экологической деятельности. После известного скандала, связанного с использованием детского труда, компания "Найк" сделала пожертвование в сумме 7,7 миллиона долларов в Международный детский фонд.

Анализируя динамику транснационального и трансисторического развития концепции социальной ответственности, можно отметить очевидный переход от реактивного к проактивному поведению бизнеса по отношению к обществу. Сегодня упомянутые выше примеры становятся скорее исключением, чем правилом, в силу того, что для западных компаний репутация становится вопросом корпоративного выживания в высококонкурентной среде. Кстати, следует заметить, что в западных условиях и государство представляется корпорацией, и, следовательно, на него возлагаются те же требования, что и на бизнес-структуры, несмотря на то что оно суверен, создающий правила игры.

Для нашей страны появление понятия социальной ответственности бизнеса означает, что сделан большой шаг на пути к формированию цивилизованного рынка. Речь идет не только об отечественных, но и об иностранных компаниях, инвестирующих в Казахстан. В контексте предстоящего вступления нашей страны в ВТО успешно внедренная концепция социальной ответственности будет способна противостоять и тем иностранным компаниям, которые придут к нам с искаженным представлением о нашем рынке, где, на их взгляд, можно будет сфокусироваться лишь на безоглядном извлечении сверхприбылей.

- А не сродни ли в таком случае корпоративная социальная ответственность филантропии? Причем последняя нередко развращает общество…

- Нет. Это не одно и то же. Благотворительность - единовременный акт. Это жест. Социально ответственная корпоративность означает определенный повседневный стиль ведения бизнеса. К тому же благотворительность осуществляется в хорошие для компании времена, то есть когда у нее дела идут в гору и есть прибыль.

Социально ответственное поведение предполагается независимо от производственных циклов и рыночных колебаний.

И еще одна деталь: благотворительность осуществляется после извлечения прибыли, в то время как социально ответственное поведение предполагается и до, и во время, и после извлечения прибыли.

- От теории стоит перейти к практике. Вас избрали членом координационного совета Союза предпринимателей "Атамекен". В чем вы видите основные цели и направления его деятельности?

- Главными задачами являются представление предпринимателей страны в диалоге с государством, артикуляция и защита интересов бизнеса, а также совместная с государством работа по решению наиболее важных социально-экономических вопросов общества.

Об основных направлениях деятельности совета речь шла на приеме у Главы государства после окончания работы конгресса. К примеру, до июня предстоит провести большую работу по подготовке закона о предпринимательстве, создать эффективную сеть региональных отделений союза "Атамекен", определить конкретные меры по оказанию адресной социальной помощи, в частности, бездомным, инвалидам и ветеранам войны. Президент выразил особую обеспокоенность по поводу наиболее уязвимых слоев населения и призвал предпринимателей проявлять заботу о стариках, детях, творческой и научной интеллигенции. В связи с предстоящим 60-летием Победы в Великой Отечественной войне Нурсултан Абишевич рекомендовал бизнесменам страны оказать посильную помощь инвалидам и ветеранам.

Мне как юристу импонировали слова Президента о необходимости дальнейшего реформирования законодательства о предпринимательстве и искоренении административного прессинга на бизнесменов. Вызвали особую поддержку со стороны всех членов координационного совета слова Главы государства о необходимости строительства не столько независимой, сколько действительно честной и объективной судебной системы. И это внушает оптимизм.

Я только что вернулся из командировки в Великобританию, где был принят членом палаты лордов парламента, экс-премьер-министром Великобритании баронессой Маргарет Тэтчер. После обстоятельной беседы о ситуации в Центральноазиатском регионе, прошедшем конгрессе "железная леди", резюмируя состоявшийся обмен мнениями, особо подчеркнула необходимость создания реального правового государства. По мнению М. Тэтчер, "ничто так не наносит вред авторитету государства, как несправедливое решение суда, и ничто так не укрепляет веру граждан и мирового сообщества, как даже малое торжество справедливости в зале суда".

Думаю, что мои коллеги-юристы согласятся со мной в том, что авторитет нашей профессии, к глубокому сожалению, остается не на столь высоком уровне именно в силу сохраняющейся несправедливости при вынесении решений судами. Давайте признаем один факт: предприниматели и граждане понимают, что в конечном итоге не сила аргументов и профессионализм адвоката являются гарантами успеха в суде. Поэтому, уверен, слова Президента о честности и объективности судов - еще один, и весьма существенный, знак положительных перемен, который позволит укрепить и расширить социальную базу проводимых Главой государства реформ.

- В связи с этим вопрос: какие, на ваш взгляд, изменения следует внести в действующую законодательную базу, регулирующую предпринимательство?

- Прежде всего, следует переосмыслить философию законодательства. Некоторые нормативные акты продолжают по инерции обслуживать абсурд, оставшийся в наследство от ушедшей системы. К примеру, казахстанский законодатель продолжает совершенствовать нормативные акты, регулирующие импорт и экспорт промышленного сырья. Одновременно при обсуждении ежегодного бюджета парламентарии, соревнуясь друг с другом, предстают перед телекамерами как защитники интересов народа, голосуя за увеличение налогов, предназначенных для здравоохранения.

Абсурд заключается в том, что законодатель не ставит никаких заслонов на импорт вредных промышленных отходов из других стран, которые при переработке на территории Казахстана отравляют здоровье их избирателей. Вопрос: зачем повышать налоги с предприятий, которые продолжают из года в год перерабатывать вредное импортированное сырье для решения ими же создаваемой проблемы ухудшающегося из года в год здоровья населения? Не разумнее было бы защищать здоровье народа путем установления более жесткого контроля за источниками экологических отравлений и загрязнения, а не путем выколачивания денег из вредных предприятий уже после того, как они нанесли вред?

- Еще ранее вы говорили о том, что необходимо провести большую работу по систематизации и качественной доработке и переработке нормативного материала. Вы имеете в виду весь блок законов по предпринимательству, или?..

- Предпринимательство, конечно, регулируется не одним законом. Часто один акт противоречит или не корреспондируется с другим. Что касается содержательной части, то здесь - непочатый край. Выскажу, к примеру, лишь ряд личных соображений в области налогового законодательства, которое, думаю, неизбежно затрагивает интересы каждого предпринимателя.

Первое, к чему хотелось обратиться, это социальный налог. В настоящее время Налоговым кодексом установлена прогрессивная шкала ставки социального налога. То есть, чем выше заработок, тем более высокие ставки налога устанавливаются для такой категории работников. На мой взгляд, существующая норма нарушает декларированный Налоговым кодексом принцип справедливого налогообложения, порождает дифференцированное, а потому и несправедливое отношение к работникам разных профессий. Кроме того, такая норма кодекса отнюдь не способствует прозрачности в деятельности субъектов предпринимательства, поскольку они уходят от налогового учета и скрывают истинный объем фонда оплаты труда и размер выплачиваемой зарплаты, выдавая ее, как подтверждает повседневная практика, "черным налом". Таким образом, хотелось как лучше, а получилось наоборот. Благородный мотив увеличить налоговые сборы для решения проблем "социальных" профессий из-за непродуманного механизма обернулся на практике их сокращением.

Второе, на что хотел бы обратить внимание, это налог на добавленную стоимость. Анализ практики применения законодательства при исчислении данного налога показывает, что в настоящее время предприниматели сталкиваются с проблемой исчисления НДС, поскольку существующий механизм весьма сложен и запутан. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения предпринимателей о разъяснении налогового законодательства в исполнительные органы и суды. Не вполне понятен экономико-политический смысл и установленного Налоговым кодексом 60-дневного срока возврата налоговыми органами НДС при экспортных операциях. Для предпринимателя двухмесячное отсутствие оборотных денег - огромная проблема! Что мешает сокращению срока, который откровенно вредит отечественному предпринимателю и существенно тормозит его рост? Не ясен и смысл в создании архисложного механизма возврата НДС? Надо честно признать - огромное количество предпринимателей не востребует НДС из-за некорректного толкования норм и связанного с этим произвола налоговых органов.

К примеру, в недавнем прошлом мне как юристу довелось защищать одну казахстанскую научно-производственную фирму, которую стали преследовать налоговые органы. После внимательного изучения материалов дела стало очевидно, что налогообложению были подвергнуты убытки! Дело дошло до Верховного суда, который и отменил ранее вынесенные решения всех нижестоящих судебных инстанций. Кстати, затем я пришел к председателю городского суда на прием. Я поделился с ним обнаруженным в результате скрупулезного анализа материалов дела фактом нарушения не только Налогового кодекса, но и одного из фундаментальных конституционных принципов. И что же в ответ. Он мне снисходительно заявил: "Ереке, как ученый человек, вы же понимаете, что у нас есть, конечно, Конституция, но есть и подзаконная реальность".

Страшно жить, когда судья руководствуется не Конституцией, а "подзаконной реальностью", не так ли? Таким образом, говоря об НДС, полагал бы целесообразным рассмотреть возможность существенного упрощения установленного порядка исчисления НДС либо замены его иным налогом, например, налогом с оборота.

Третье, о чем бы я хотел сказать - это корпоративный подоходный налог. Имеется ряд сомнений в обоснованности и целесообразности существования прогрессивной шкалы корпоративного подоходного налога. Полагаю, что данный подход в налогообложении более свойственен социалистической экономике. Принимая во внимание, что Казахстан намерен стать страной с рыночной экономикой, прогрессивная шкала подоходного налога представляется не вполне эффективной. Мировая практика допускает и применение регрессивной шкалы, которая способствовала существенному возрастанию экономической активности, особенно в кризисный и посткризисный периоды.

- А что вы думаете о сроке исковой давности? Проблема есть, но вслух о ней мало кто говорит и уж тем более возражает.

- Это как раз четвертое, о чем я хотел бы говорить. В настоящее время Налоговый кодекс установил пятилетний срок исковой давности по налоговым обязательствам. Принимая во внимание наше тоталитарное прошлое с традиционно сильной исполнительной властью, такая норма отнюдь не способствует формированию стабильной экономики. Она выхолащивает рыночную суть налогового законодательства, изначально способствуя формированию неприязненных отношений предпринимателя с налоговыми органами, основанных на презумпции виновности бизнесмена, создавая тем самым питательную среду для коррупции. Думаю, что этот дамоклов меч над головой отечественного предпринимателя пора снять. Он никак не дисциплинирует бизнесмена, а лишь вдохновляет некоторых недобросовестных представителей налоговых органов на необоснованные "наезды" и вымогательство.

Я предлагаю снизить срок исковой давности, хотя бы до трех лет.

- Опорой любого общества, как, впрочем, и его стабильности, является средний класс. Это стало аксиомой. В западных странах малые и средние предприятия, владельцами которых как раз и выступает этот средний класс, дает рабочие места почти половине населения. Причем в структуре ВВП доля продукции малых и средних предприятий доходит до 70 процентов. В Казахстане эта цифра значительно ниже - 25 процентов. Каким образом, на ваш взгляд, можно ускорить процесс становления малого и среднего бизнеса в нашей стране?

- К сожалению, Казахстан неизбежно идет по пути развития нефтедобывающих стран. Это легкий, но опасный путь. Отрадно, что руководство страны осознает эту опасность. Малый и средний бизнес, который государство стремится сегодня развить, это бизнес не сырьевого сектора, рост которого основывается на предпринимательской активности граждан. Активность в свою очередь может стимулироваться, в первую очередь, путем радикального снижения налогового бремени для малых и средних предприятий. Анализ действующего налогового законодательства и статистики фактической уплаты налогов позволяет сделать следующие выводы:

_ при действующей системе налогообложения залогом "выживания" является декларирование низкой прибыли и ведение части бизнеса в тени. Более половины отчитавшихся юридических лиц показала убытки, треть действующих предприятий заплатили подоходный налог менее 100 долларов за год;

_ бюджет в основном зависит от крупного бизнеса, вклад в бюджет остальных плательщиков относительно мал;

_ хотя каждый налог в целом справедлив, совокупная нагрузка распределена крайне неравномерно. Производства с высокой долей труда и низкими матзатратами испытывают налоговый пресс. Материалоемкие отрасли (горняки), напротив, несут наименьшую налоговую нагрузку. Кроме того, они, в большей степени, являются экспортерами сырья, то есть не имеют нагрузку по НДС;

_ относительно высокая ставка социального налога сдерживает легализацию зарплат. Нагрузка по соцналогу ложится на работодателя и в большинстве случаев при низкорентабельном производстве его вычет из налогооблагаемой прибыли не приносит выгоды.

- Но это минусы. Дайте рецепт "от Досмухамедова" - что делать? Каким путем идти?

- На мой взгляд, для стимулирования деловой активности и, следовательно, повышения потребительского спроса и вовлечения средств в легальный оборот, необходимо прежде всего устранить два главных барьера - контрпродуктивное налоговое бремя, что в свою очередь позволит решить вторую проблему - коррупцию, так как именно налоговое администрирование является главной питательной почвой для коррупции. Возможны два пути реформирования налоговой системы: снижение ставок и нулевые ставки.

По варианту снижения ставок возможна мягкая либерализация в виде снижения ставки корпоративного подоходного налога с 30 до 20 процентов для малого и среднего бизнеса, расширения круга предприятий, пользующихся упрощенной декларацией со сниженной единой ставкой (уплата соцналога, подоходный налог), увеличения порогового значения оборотов для обложения НДС. Однако лично я предпочел бы второй путь. По "нулевому" варианту можно было бы ввести налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса сроком на 5-7 лет по корпоративному и индивидуальному подоходному налогам, социальному налогу, местным имущественным налогам, платежам и сборам.

Экономический, социальный и политический эффект "нулевого" варианта был бы поистине колоссальным. Был бы дан мощный толчок развитию и созданию новых отечественных перерабатывающих производств и сферы услуг. Отсутствие фискальных ограничений максимально вовлечет бизнес в легальный оборот и существенно сократит возможные пути для коррупции, так как именно налоговое администрирование "кормит" многочисленный отряд чиновников-вампиров. Подсчеты показывают, что цена введения "нулевого" варианта приведет к дефициту госбюджета в сумме порядка 90 млрд. тенге. Однако, принимая во внимание, что, по оценкам зарубежных экспертов, теневая экономика в Казахстане составляет сегодня 45 процентов от ВВП, экономическая выгода от введения "нулевого" варианта очевидна.

Подчеркну, однако, что главным результатом должна стать не экономия бюджетных средств или сиюминутный приход в бюджет. В конце концов стартовый дефицит можно было бы компенсировать за счет средств Национального фонда. Главная цель "нулевого" варианта - создать стартовую площадку для наиболее предприимчивой и продуктивной части населения, которая, если создать предпосылки, несомненно увеличит размер общенационального экономического пирога. Именно малый и средний предприниматель уже сегодня выполняет роль социального "батута" и гаранта занятости для миллионов наших сограждан, преодолевающих нелегкий период реформ. Суть "нулевого" варианта заключается в том, чтобы сделать двигателем прогресса предпринимательскую активность граждан, а не государство-распределитель доходов от распродажи природных ресурсов. Суть - в этом.

- Из вашего выступления на конгрессе предпринимателей отечественные СМИ, словно сговорившись, процитировали: "У Казахстана были ошибки, были эволюционные недостатки, но плюсов гораздо больше. Доминирует в Казахстане положительный настрой, и люди здесь планируют свою жизнь на более длительный период, чем в других странах СНГ…". На фоне киргизских событий это звучало актуально. Но значительная часть вашего выступления посвящалась возможным "ловушкам" на пути вновь созданного союза предпринимателей. В чем они?

- Да, это так. Речь идет о пяти основных потенциальных проблемах. Во-первых, не следует идеализировать предпринимательство и наивно полагаться на его врожденный ген социальной ответственности. Даже в развитых индустриальных странах бизнес не автоматически заботится о благе общества. "Бес алчности" зачастую толкает предпринимателей в погоне за прибылью ставить под угрозу безопасность людей, разрушать экологию, нарушать правила честного ведения бизнеса.

- "Бес алчности" - это красиво звучит, но не убеждает. Так сказать, понятие из разряда нравственных. Пожалуйста, пример и желательно с казахстанской пропиской.

- Я бы мог привести ряд примеров. Но мы говорим о вещах концептуальных. И поэтому обозначение конкретного адреса будет расценено как "наезд". Поэтому скажем так. Некое предприятие на юге страны перерабатывает отходы иностранного предприятия. При этом на заводе практически не ведутся работы по утилизации вредных примесей и отходов. А это означает, что, способствуя развитию экологической безопасности иностранного металлургического производства, наш отечественный завод умышленно "способствует" отравлению граждан Казахстана.

Не менее интересным представляется и другой вопрос - почему казахстанское предприятие не перерабатывает отходы казахстанских металлургических предприятий, которые по своему составу менее экологически вредны? Как видно, его корпоративный менталитет явно не обременен идеей социальной ответственности.

Социальная ответственность не зародится сама по себе. Необходим толчок со стороны государства. В данном случае, уверен, что государству пора наконец серьезно заняться проблемой промышленных отходов, а не созерцать или просто механически обслуживать нынешний статус-кво. Для этого необходимо реально стимулировать малые и средние научно-производственные фирмы, которые занимаются экологической переработкой так называемых "промхвостов". Следует провести работу и по приведению в соответствие с международными стандартами всех существующих гостов, в частности, по приемке качества сырья.

Минэкологии должно разработать систему жесткого контроля импортируемого для дальнейшей переработки казахстанскими коммерческими структурами сырья, особенно содержащего вредные примеси. Естественно, сам предприниматель в условиях неограниченного строгими экологическими регламентами рынка преследует довольно эгоистические корыстные цели. Именно поэтому важно, чтобы государство не только провозглашало, но заставляло каждого предпринимателя осознать простую истину - без благополучия общества невозможно процветание индивидуального бизнеса.

В контексте сказанного следует подчеркнуть, и это во-вторых, необоснованность тезиса о необходимости ослабления контрольных функций государства. Часто представляется, что на Западе роль государства постепенно сводится к минимуму. Как человек проживший более пяти лет в США, Англии и ФРГ, могу заверить, что это не так. Государство по пятам следует за бизнесом - и в космосе, и при исследовании генетической структуры человека - везде присутствует государство. Оно следит не только за возможными материальными вредными последствиями предпринимательской деятельности, но и за возможными этическими проблемами. К примеру, уже сформирован целый ряд жестких нормативных актов, регламентирующих эксперименты по клонированию живых существ. Одним словом, в отношениях с бизнесом западные государства не столько создают ему благоприятный климат, сколько выступают гарантом его социальной ответственности. В Казахстане, где рынок только формируется, эта роль еще более, естественно, возрастает.

В-третьих, необходим разумный баланс между поддержкой бизнеса и сохранением его самостоятельности. В этом - залог успеха. Бизнес не должен быть служанкой государства, как и государство не обязано быть 24-часовой нянькой бизнеса.

В-четвертых, необходимо скорее вырасти из ползунков старого мышления. Даже самое малое предприятие должно сегодня видеть себя в контексте большой геополитической картины. Казахстан неизбежно вступит в ВТО. Будет сделан огромный шаг в неизведанную реку глобализации и к центру глобальной экономической, культурной, политической сети. Многие наши соотечественники, у которых сегодня нет достаточно средств на образование или рыночную переквалификацию, окажутся в довольно трудном положении. Незнание иностранных языков и компьютера сразу сделает миллионы наших граждан чернорабочими.

- Иногда эти ползунки старого мышления снимают вместе с кожей, как это было в первые годы становления независимости государства. Поэтому переведем наш разговор в более мягкий режим и вернемся к главной теме - концепции корпоративной социальной ответственности.

- Но прежде я закончу мысль: нам следует предотвратить социальную мину замедленного действия сегодня, не дожидаясь, когда государство наконец завершит реформу образования. Как вузовский профессор в прошлом, замечу также, что именно наука выступает на Западе гарантом правильного - глобального и системного - корпоративного мышления. К сожалению, в нашей стране неоправданно разрушена связь между наукой, в частности вузовской, и производством. Предприятия, переданные в управление иностранным инвесторам, не заинтересованы ни во внедрении экологически безопасных технологий, ни в воспитании своих будущих кадров. Это плачевный факт. Только государство-регулятор может восстановить эту связь. Например, создав жесткие требования по замене устаревших технологий на современные, обучению инженерного состава, финансированию отечественных научных лабораторий и институтов. Выполнив эту благородную миссию, оно вдохнуло бы жизнь и в отечественные науку, и вузы, и в производство, и в молодежь, которая, надо признать, пробивается через тернии транзитного периода самостоятельно.

Как бывший декан юридического факультета, я знаю, насколько тяжело приходится студентам, особенно приехавшим из села, получать высшее образование. У сельских ребят в силу воспитания не хватает совести просить денег у своих родителей, которые, как правило, воспитывают много детей. Поэтому обучение для них, по сути, связано с выживанием - поиском нормальных условий проживания, питания, поиском источников финансирования обучения, зачастую путем для девушек - выхода на панель, а для ребят - работы в криминальных структурах. Наиболее подорванное здоровье сегодня - у студентов вузов. Ситуацию необходимо срочно менять. Начать следует со всеобщей диспансеризации студентов и создания нормальных условий для их существования. Одновременно необходимо снять любое финансовое бремя, прежде всего, со студентов из сельской местности. Студент, даже частного вуза, - не курица, которая должна нести золотые яйца. Стратегическая задача государства заключается и в том, чтобы выявлять и максимально поддерживать одаренных студентов - завтрашний интеллектуальный гумус общества.

Завершая наш разговор, хотел бы отметить, что государству и Союзу предпринимателей "Атамекен" следует совместно начать формировать новую культуру. Мы до сих пор недооцениваем системную работу по формированию нового менталитета, ведь, как никогда, прав Эммануил Кант, утверждая: абсолютное большинство объективных проблем имеют истоки в субъективном человеческом сознании.

Для стимулирования деловой активности и, следовательно, повышения потребительского спроса и вовлечения средств в легальный оборот, необходимо прежде всего устранить два главных барьера - контрпродуктивное налоговое бремя, что в свою очередь позволит решить вторую проблему - коррупцию, так как именно налоговое администрирование является главной питательной почвой для коррупции. Возможны два пути реформирования налоговой системы: снижение ставок и нулевые ставки.

Наша справка. Ержан Досмухамедов с отличием окончил юридический факультет Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета, магистр права (США) и первый выпускник - докторант права Оксфордского университета из бывшего СССР. После защиты докторской диссертации в Оксфорде провел год в качестве ученого-стажера на юридическом факультете Йельского университета (США). После вернулся в Великобританию, где на два года был избран членом профессорско-преподавательского состава юридического факультета и членом конгрегации - высшего собрания Оксфордского университета. Один из соучредителей Международного центра нового мышления, созданного по инициативе профессора Эдварда де Боно и лауреата Нобелевской премии профессора Роберта Манделла на конференции, организованной ЮНЕСКО в 2001 году. С 1999 по 2002 год - президент Оксфордского банковского форума. Работал в отделе законодательства, правовой экспертизы и анализа аппарата Верховного Совета, Администрации Президента и советником-посланником РК в ФРГ. Соавтор ряда законодательных актов страны, изданных в период с 1994 по 1996 год. Автор монографии о политико-правовых аспектах посткоммунистического транзита, опубликованной издательством "Макмиллан" в Великобритании и США и удостоенной премии имени Пола Фрэнкеля Британского института нефти. В настоящее время является советником президента АО "Национальная компания "КазМунайГаз".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Нельзя использовать веру в политических целях" 29.04.2005
"Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции финансовых рынков России и Казахстана" 28.04.2005
"Качество дорог требует принятия безотлагательного решения" 25.04.2005
Шалбай Кулмаханов: "Такого нет ни в одной области" 25.04.2005
"Кто в 30 лет не был оппозиционером, тот не имеет сердца, кто в 50 лет не стал сторонником Назарбаева, тот не имеет головы" 20.04.2005
АПК: казахстанский бренд 18.04.2005
Знания - категория экономическая 11.04.2005
Цивилизация рынка 11.04.2005
Заварили "Мюзиколу" 11.04.2005
Границы полномочий: властная вертикаль 08.04.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz