NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 00:52 ast
22:52 msk

Ислам против ислама?
М.Телибеков: "Вся эта шумиха по поводу суфийского братства, на мой взгляд, непомерно раздута и является следствием передела власти. В акимат пришла новая команда, старых выбросим за борт; много обиженных, недовольных. Это чисто внутридворцовая интрига"
01.06.2005 / интервью

Жибек АМЕРБЕКОВА, "Мегаполис", 30 мая

За последние десятилетия ислам стал одним из серьезных составляющих факторов внутри- и внешнеполитической жизни большинства государств. Однако если раньше подобный факт вызывал у людей положительный отклик, то теперь многие стали с тревогой говорить о надвигающейся исламской угрозе. Проблема еще усугубляется тем, что исламский мир далеко не однороден, да и в этой среде, судя по выступлениям ряда деятелей, нет единства. Появились даже публикации, в которых говорится о возможном приходе к власти воинствующих религиозных фанатиков, в частности, суфизма с радикальным ваххабитским содержанием - "полоса цветных революций в СНГ грозит поменять цветовую гамму с желто-оранжевой на зеленую в казахской стране". Но насколько возможна подобная религиозная революция у нас в Казахстане? Что происходит в действительности в мире казахстанского ислама? По мнению Мурата Телибекова, президента Союза мусульман Казахстана, как таковой религиозной опасности в нашей стране нет, идет искусственное нагнетание страстей.
- Издревле популярна политика "Разделяй и властвуй!", когда не только религиозные, но и политические, националистические группы натравливают друг на друга. Суфизм не представляет большой опасности, поэтому, я думаю, что угроза исламской революции сильно преувеличена. Зачастую такие конфликты искусственно создаются спецслужбами, которые пытаются тем самым оправдать свое существование. Это издержки бюрократической системы, которые присутствуют в любом государстве.
- Вот вы говорите, что сам по себе ислам не представляет угрозы, но факты – упрямая вещь – говорят об обратном… К примеру, недавно в некоторых Интернет-изданиях появилась статья, где говорится, что "религиозные экстремисты земли казахстанской прикрываются вывесками "невинных" на первый взгляд объединений". В адрес Галыма Бокаша, заместителя акима Алматы, звучат обвинения: "Гитлер с азиатским лицом и идеями религиозно-расовой чистоты", использующий государственный канал "Казахстан-1" как "логово гидры суфистского экстремизма". Более того, автор пишет, что, занимая пост зам.акима, он распространяет влияние секты на образование, молодежь и социально неустроенные слои общества…
- Мы должны найти в себе мужество признаться, что основная причина всех этих процессов – социально-экономические условия. Люди идут в религиозные экстремистские организации от отчаяния и безысходности. В обществе царит тотальная коррупция, растет пропасть между бедными и богатыми. Люди не верят политикам и не видят будущего. Неужели в нищенском существовании наших пенсионеров виноват "Хизб-ут-Тахрир"?! Неужели безработицу и наркотики плодят ваххабиты или "Свидетели Иеговы"?! Вот откуда эта ненависть. Вот они, составные компоненты взрывной смеси. А искру может поднести любой человек…
Что касается Галыма Бокаша, то я с ним встречался несколько месяцев назад. Его интересовала работа нашей организации. Он произвел на меня впечатление преуспевающего чиновника, но отнюдь не человека одухотворенного какими-то идеями. Вся эта шумиха по поводу суфийского братства, на мой взгляд, непомерно раздута и является следствием передела власти. В акимат пришла новая команда, старых выбросим за борт; много обиженных, недовольных. Это чисто внутридворцовая интрига. Но здесь следует отметить небольшой нюанс. Распространение суфизма в Казахстане, на мой взгляд, в определенной степени санкционировано властью. Галым Бокаш не тот человек, который может пойти против нее. Особенность этого течения - абсолютная аполитичность, отстраненность от мирской жизни. Такой ислам, конечно же, устраивает чиновников. Он очень удобен, безопасен. В определенной степени на него возлагалась роль альтернативной идеологии, которая могла бы противостоять радикальному духовенству.
- Какой вам представляется нынешняя модель казахстанского ислама?
- Я думаю, она находится в процессе формирования. Казахстанская умма сегодня представлена двумя четко выраженными полюсами: с одной стороны – официальный ислам в лице Духовного управления мусульман Казахстана, пропагандирующего консервативный, догматический ислам; с другой стороны – фанатично настроенные радикалы. Хотя надо признать, что большая часть казахстанских мусульман не приемлет ни тот ни другой вариант. Поэтому назрела необходимость сформулировать новую модель ислама, которая устроит большую часть населения Казахстана. Это должен быть прежде всего толерантный, либеральный ислам с присутствием элементов национальной культуры, отрицающий радикальные экстремистские взгляды.
- Но ведь ислам в нашей стране и так представлен различными течениями, зачем придумывать еще что-то?
- Возникновение нового течения обусловлено прежде всего стремлением отразить перемены, которые происходят в культурной и политической жизни общества. Так было всегда. Трагедия ислама в Центральной Азии заключается в том, что естественный процесс развития был прерван, и сегодня наши имамы пропагандируют архаичный, дореволюционный ислам, который совершенно не отвечает духу нашего времени. Количество различных религиозных течений в Казахстане увеличивается, и этот процесс не остановить. Наша республика - это открытое государство с прозрачными границами, поэтому все многообразие исламских течений, существующих в мире, рано или поздно будет возникать и в нашей стране. Чем больше наций, языков, культур, религий, тем устойчивей государство. Власть должна уметь работать в этом религиозном многоликом поле. Мы должны учиться полемизировать, терпимо относиться к различным течениям – всего этого очень не хватает священнослужителям. Кстати, подобное обвинение я хотел бы адресовать и Духовному управлению мусульман Казахстана, которое сознательно культивирует нетерпимость, причем не только к представителям других религиозных конфессий, но и различным течениям внутри ислама.
- Но если вы говорите о культивировании ДУМКом нетерпимости по отношению к иным религиозным организациям внутри ислама, то почему управление поддержало создание нового движения "Ак Орда"?
- "Ак Орда" не является религиозным течением. Я бы назвал ее, скорей, дочерней компанией ДУМК. Тем не менее этот факт заслуживает внимания. Впервые власть, по сути, санкционировала создание исламской партии. Это будет иметь большие последствия. Завтра с подобной инициативой могут выступить православные, католики и протестанты. Впрочем, политическая ангажированность духовенства в нашей жизни всегда была очевидной. Иначе и быть не может. Отделение религии от государства - это нонсенс! Невозможно отделить людей, живущих в одном обществе. Где и как провести эту границу? Пришло время внести изменения в Конституцию и объявить, что религия – это часть государства. Государство должно нести ответственность за развитие религии и налагать на нее определенные обязательства. Это очень мощный идеологический фактор, который мог бы оказать благотворное действие на развитие страны. Жаль, что мы его не используем. Государство с какой-то опаской и подозрением смотрит на религию и видит в ней не партнера, а соперника. Такой подход порождает нездоровую атмосферу. Приведу характерный пример. Многие государственные чиновники совершают хадж в Мекку тайком, пытаясь не предавать это огласке…
- Но почему?! Ведь у нас в Казахстане свобода вероисповедания! В чем причина?
- Причина в том, что официально Казахстан – светское государство. Принимая во внимание глобальную исламофобию, которая царит в мире, многие чиновники боятся, что откровенная религиозность отрицательно скажется на продвижении по служебной лестнице.
- Кстати, в одном из своих выступлений вы обвинили ДУМК в монополизации ислама, которое чревато злоупотреблением духовенства и конфронтацией между религией и государством?
- Я долгое время работал в журналистике, и мне приходилось общаться со многими имамами. Все они открыто признают, что несвободны в своих суждениях. Дело в том, что ДУМК контролирует все мечети Казахстана, хотя по закону не имеет права этого делать. Может быть, в этом есть какая-то необходимость, но тогда подобные взаимоотношения надо узаконить. К тому же монополизация имеет свою негативную сторону. Политика Духовного управления зачастую реализуется в очень грубых и примитивных формах: от имамов требуют беспрекословного выполнения всех указаний; не допускается полемика, споры. К примеру, существует негласный указ, что все имамы, прежде чем дать интервью, должны получить разрешение у пресс-службы ДУМК. Это возмутительно! Ведь ДУМК не оказывает мечетям никакой финансовой поддержки, все они находятся на самофинансировании. Все это ведет к деградации духовенства. Во главе мечетей мы видим покорных людей, готовых исполнять любые указы. У нас нет прогрессивных имамов, способных рассуждать, отстаивать СОБСТВЕННУЮ точку зрения! Имидж духовенства значительно померк.
- В народе бытует мнение, что имамы, кроме своего главного долга – сбора пожертвований, другими делами не занимаются. Что вы думаете по этому поводу?
- Духовное управление мусульман Казахстана - составная часть государственного аппарата, и оно переняло все его болезни: формализм, бюрократию, коррупцию. Однако положение ДУМК усугубляется еще и тем, что мусульманское духовенство совершенно не привыкло работать в состоянии конкуренции. В результате мы не видим среди имамов харизматических личностей, интеллектуалов. Впрочем, эта болезнь характерна для всего мусульманского мира, находящегося в состоянии застоя, стагнации. Союз мусульман Казахстана намерен добиваться выборности имамов в нашей республике. Сегодня все они назначаются сверху. Очень часто имеют место факты коррупции - должность имама мечети попросту покупают.
- А для чего покупать должность? Есть ли в этом какая-то материальная выгода?
- Имамы крупных мечетей – очень состоятельные люди. Деньги, которые поступают от прихожан, как правило, находятся в их личном распоряжении! Необходимо срочно менять взаимоотношения религии и государства. Можно, к примеру, воспользоваться опытом Турции. Там имамы получают заработную плату из государственного бюджета. Поэтому в мечетях не встретишь этих безобразных ящиков, которые сейчас присутствуют практически в каждой нашей мечети, отсутствует неконтролируемая теневая бухгалтерия - все на цивилизованном уровне.
- Сейчас многие чиновники и религиозные деятели высказываются против обучения нашей молодежи в зарубежных религиозных учебных заведениях. Что вы думаете по этому поводу?
- Парадоксальность ситуации в том, что, отказывая студентам учиться за рубежом, наша страна не создает подобные условия здесь, в Казахстане. Более того, закрываются учебные заведения, созданные при содействии других государств. Порой создается впечатление, что власть идет на поводу геополитической коньюнктуры, причем в ущерб национальным интересам. Маленькие учебные заведения - медресе, которые сегодня существуют, допустим, при ДУМК, представляют собой жалкое зрелище. Отсюда и кадры с весьма низкой культурой, не владеющие порой элементарными правилами этикета. Я думаю, что настало время создать современные учебные заведения для подготовки прогрессивного духовенства, которое отражало бы не только истинные исламские ценности, но и отстаивало национальные интересы. В этом есть свои плюсы. Когда будущие имамы находятся в самой гуще светского общества, это формирует здоровое мировосприятие.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кайрат Мами: Борьба с коррупцией у нас никак не связана с политическим заказом 30.06.2005
Отставка правительства: когда и за что? 30.06.2005
Серик Туржанов: Космос - это большой бизнес 29.06.2005
В Казахстане нет "голландской болезни" 27.06.2005
"Запад не обязан нас любить" 21.06.2005
Кремлевский подносчик 21.06.2005
"Бодрые шаги в сторону максимального налогового послабления приведут страну в стан оффшорных государств" 20.06.2005
Главная работа – принятие законов 20.06.2005
Бакытжан Жумагулов: В семье не без... оппозиции 16.06.2005
Все посчитает Счетный комитет 16.06.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz