Елена Меньшикова, "Известия-Казахстан", 8 июня
"Известия" (№92 от 2 июня) уже писали о конфликтной ситуации, возникшей на рынке авиаперевозок, в связи с тем, что чартерные рейсы в Анталью, с учетом которых некоторые турагентства уже реализовали путевки, не были разрешены Комитетом гражданской авиации. Аргументировался запрет тем, что по маршруту Алма-Ата - Анталья -Алма-Ата летает регулярный рейс авиакомпании "Эйр Астана". Туроператоры обвинили Комитет гражданской авиации в лоббировании интересов компании.
Однако руководство "Эйр Астана" не согласно с такой постановкой вопроса. Оно утверждает, что действует в рамках закона.
На вопросы корреспондента "Известий" Елены Меньшиковой отвечает вице-президент компании по развитию проектов Азат Бектуров.
"Известия": Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?
Азат Бектуров: Никакой вины авиакомпании в том, что произошло, нет. Однако нам важно общественное мнение, а не то, что думают о нас туроператоры.
Очевидно, что они отстаивают свои интересы, поскольку оказались перед клиентами в незавидном положении. По сути, они продали им тот товар, которого у них не было. И теперь лукавят, утверждая, что о решении Комитета гражданской авиации узнали только в конце мая. Тендер на регулярный маршрут Алма-Ата - Анталья - Алма-Ата был проведен еще в сентябре прошлого года, и выиграла его "Эйр Астана". А согласно действующим в республике правилам, там, где летает регулярный рейс, чартерных быть не может. Правила для всех едины.
"Известия": Но, как утверждают туроператоры, тендер проходил без альтернативы, при наличии лишь одного участника.
Азат Бектуров: Это не соответствует истине. В таком случае он был бы объявлен несостоявшимся. Просто наши условия оказались наиболее приемлемыми. И в октябре мы получили свидетельство на выполнение регулярного маршрута Алма-Ата - Анталья - Алма-Ата сроком на год. Однако, когда мы делали заявку, то осознавали, что это сезонный маршрут, который не будет востребован круглогодично. Поэтому регулярные рейсы предполагалось установить с 1 июня по конец сентября. На самом же деле мы даже опередили заявку - самолет в Анталью летает уже с 29 мая.
"Известия": Но вы согласны с тем, что при этом были затронуты и интересы потребителя, ведь, когда существует единый перевозчик по маршруту, он имеет возможность и диктовать цену?
Азат Бектуров: Та цена, которая сейчас существует, не изменялась. То есть нельзя сказать, что компания, пользуясь своим монопольным положением на маршруте, подняла цены.
"Известия": Но, согласитесь, цена и без того высока. Скажем, из Москвы в Анталью и обратно можно слетать за 200 долларов.
Азат Бектуров: Мы можем вступить в долгую дискуссию о том, почему в Казахстане многие вещи дороже, чем в других странах. Это все объясняется тем, что у нас большие территории и мало населения. В одной Москве платежеспособного населения столько же, сколько во всем Казахстане. У них больше рынок. И поэтому очень важно учитывать факторы, которые определяют тарифную политику нашей компании.
"Известия": То есть высокую цену вы объясняете себестоимостью полетов?
Азат Бектуров: Абсолютно верно. Я скажу больше - такого не бывает ни в одном бизнесе, чтобы компания не повышала тарифы. Но мы за время существования ни разу не поднимали цены. Вся тарифная сетка, кроме московского маршрута, остается прежней. А расходы авиакомпании сильно возросли. Тарифы повышают те компании, услугами которых мы пользуемся и которые действительно занимают монопольное положение. Например, аэропорты. Скажем, в Алма-Атинском аэропорту нерегулируемые услуги подорожали недавно на 71 процент. Основная же доля себестоимости полетов приходится как раз на стоимость топлива и аэропортовых услуг.
"Известия": А вы пытаетесь бороться с повышением цен на эти услуги?
Азат Бектуров: Пытаемся, ссылаясь на те же законы, которые упоминали туроператоры, - "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", "О защите прав потребителей". Аэропорты во всем мире монополисты. И во всем мире есть превентивные меры, предпринимаемые государством, которые не позволяют им завышать цены. Аэропорты надо контролировать, нужно контролировать норму их рентабельности. У нас же законодательство, которое регулирует эти виды услуг, было изменено в прошлом году. Раньше услуг, которые регулируются государством, было семь, а теперь оставили только две - посадка и авиационная безопасность. Обслуживание пассажиров, сверхнормативная стоянка, бортовое питание, предоставление, хранение авиатоплива, заправка и т.д. - все это сейчас отдано на усмотрение аэропортов. Любое движение вокруг воздушного судна нами оплачивается. И, поверьте, недешево.
Что касается более дешевых чартерных рейсов. Я могу привести аналогию с автомобилями. Если вы ездите на "Жигулях", то у вас одни расходы на топливо, на его обслуживание и т.д. Но нельзя ожидать того же, если вы покупаете "шестисотый" "Мерседес".
"Известия": Но у каждого товара есть свой потребитель - так и у дешевого чартера свой пассажир, который менее платежеспособен, но тоже хочет отдохнуть в Турции.
Азат Бектуров: К сожалению, так получилось, что на этот раз пассажиры пострадали. Но правило, ограничивающее нерегулярные перевозки на том маршруте, где летает регулярный перевозчик, существует, и его придумал не я. В данный момент оно касается только Антальи. Однако в Турции есть другие приморские города, куда чартерные рейсы могут летать.
"Известия": А если не будет хватать регулярного рейса, чтобы перевезти всех желающих поехать именно в Анталью?
Азат Бектуров: Сегодня мы осуществляем один рейс в неделю по маршруту Алма-Ата - Анталья - Алма-Ата. С 15 июня самолеты в Анталью будут летать два раза в неделю, а с июля - три раза в неделю. Это большое воздушное судно - "Боинг 757" , вмещающее 170 пассажиров. Если будет наблюдаться еще больший спрос (у нас есть служба, которая проводит мониторинг), то возможно введение дополнительного рейса. Мы постараемся, чтобы спрос был удовлетворен полностью.
"Известия": Чем объясняется то, что цены на билеты на один и тот же самолет одного и того же класса имеют разную стоимость, причем разница - чуть ли не в два раза?
Азат Бектуров: Цены варьируются в зависимости от времени выкупа билета, от того, когда вы собираетесь лететь обратно, предусматриваете ли возможность изменения времени вылета. Это общемировая практика в авиационном бизнесе. Чем раньше вы берете билет, тем дешевле он вам обходится.
"Известия": Но кроме таких объективных причин, влияющих на стоимость полета, бывают и субъективные. То есть кассиры, продающие билеты, возможно, "придерживают" их намеренно, создают дефицит, чтобы продать дороже. Эту проблему, помнится, даже депутаты поднимали.
Азат Бектуров: Я понимаю, о чем вы говорите. Мы с этим боремся, это не в интересах компании. Я лично писал в авиационную прокуратуру, чтобы разобраться в ситуации. Были такие недобросовестные кассиры. Но авиакомпания не занимается продажей билетов сама. Те, кто этим занимается в авиакассах, - старая "мафия", не вчера созданная. Это началось еще с советских времен. Они блокируют места под какими-то именами. Говорят, что билетов нет. Пассажир доплачивает им, и билет вдруг появляется. Мы обнаружили недавно двоих таких агентов и изъяли у них билеты. Они больше не будут заниматься их продажей. У нас в этом отношении жестко - в случае нарушения правил вы лишаетесь права торговать нашими билетами. Впредь же мы намерены принять дополнительные меры и постараться решить проблему окончательно. |