Жибек АМЕРБЕКОВА, "Мегаполис", 13 июня
В N 21 (234) от 30 мая 2005 года газеты "Мегаполис" в своем интервью президент Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков обвинил Духовное управление мусульман Казахстана в монополизации ислама, которое чревато злоупотреблением духовенства, в сознательном культивировании нетерпимости, причем не только к представителям других религиозных конфессий, но и к различным течениям внутри ислама. Насколько эти обвинения соответствуют истине? Сегодня наш собеседник - Шейх-уль-Ислам Мухаммад-Хусайн АЛСАБЕКОВ, заместитель председателя Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).
- Для начала нужно разобраться: кто обвиняет ДУМК и что это за личность. Во-первых, человек, выдвигающий подобные заявления, должен иметь высшее духовное образование. Во-вторых, в так называемый Союз мусульман Казахстана входят только секты, которые появились после распада Советского Союза как грибы после дождя. Беда в том, что такие люди, как Телибеков, сбивают народ Казахстана с истинного пути. Ахмадийцы, исмаилиты и им подобные секты признаны Всемирной исламской лигой не исламскими течениями. К сожалению, они прошли в Казахстане регистрацию. Сейчас ДУМК всячески старается восстановить то, что было разрушено в течение 75 лет во времена Союза. Для этого нужно время.
- Кстати, это не единственное обвинение со стороны г-на Телибекова. "Имеют место факты коррупции - должность имама мечети попросту покупают… Деньги, которые поступают от прихожан, как правило, находятся в их личном распоряжении", - заявляет он.
- Я один из основателей ДУМК. С приходом нового верховного муфтия Абсаттара-хаджи Дербисали более 1000 имамов прошли аттестационную комиссию. Как оказалось, среди имамов были судимые, без образования и даже случайные люди. Они освобождены от занимаемых должностей. Сейчас кандидатуры имамов предлагаются областными имамами, акимы расписывают их биографию, дают характеристику, предоставляется справка о состоянии здоровья. Только затем, собрав все необходимые документы, он направляется на аттестацию. А аттестационная комиссия – это не один человек, а несколько авторитетных богословов. Поэтому я не понимаю, как можно купить целую аттестационную комиссию? Конечно, иногда бывают исключения, когда из-за нехватки кадров на пост имама назначаются люди без высшего духовного образования, но все они богобоязненные люди. К тому же аппарат у нас большой, поэтому ничего не скроешь. У многих из них небольшая заработная плата, и они трудятся ради Аллаха. Это очень оскорбительно. Что касается пожертвований прихожан, то ящики для пожертвований открываются в присутствии специальной комиссии. На все приходы и расходы имеются документы.
- Судя по вашим словам, территория Казахстана стала благодатным местом для внедрения различных, подчас даже запрещенных в других государствах религиозных культов. Вы не пытались принять меры в отношении этих псевдорелигиозных организаций: обратиться к президенту, депутатам, в средства массовой информации...
- Духовное управление мусульман Казахстана выпустило фетвы в отношении этих сект. Многие из сектантов не хотят даже вступать в диалог с ДУМК. Между тем Духовное управление – это не частная лавка, оно принадлежит всем мусульманам. В отношении госорганов мы уже неоднократно обращались к ним, но пока результатов нет. Надеемся, что в ближайшем будущем меры будут приняты. Что касается СМИ, то они зачастую требуют деньги за свои услуги. Однако у ДУМК нет средств на это, а государство не финансирует нас.
- В последнее время все чаще стали появляться публикации о том, что в Казахстане набирает силу суфийское течение экстремистского толка. Псевдосуфисты обращаются к хикметам Ходжи Ахмеда Ясави наравне со священным Кораном, покровителем признают Исматуллу из Пакистана, но самое главное - власти благосклонно относятся к ним, к примеру, среди лидеров фигурирует фамилия заместителя акима Алматы Галыма Бокаша.
- Реальный суфизм признается Духовным управлением. Потому что это абсолютно толерантная, возвышенная часть ислама, не приемлющая светскую жизнь и насилие. Такие великие люди, как Ходжа Ахмед Ясави, Шакарим, придерживались суфизма. Но такой степени духовности не каждый достигает.
Между тем в Казахстане в последнее время силы извне пытаются внедрить политику экстремизма, прикрывая ее суфизмом. К примеру, псевдосуфисты утверждают: намаз не обязателен, если ты делаешь зикр. Аллах обязал мусульман совершать пятикратный намаз! Настоящих суфистов очень мало, а те люди, которые пропагандируют суфизм, имеют хорошие дома, дорогие машины, стремятся заполучить хорошую должность и т.д. Они прикрываются суфизмом для достижения личных целей. Что касается Галыма Бокаша, то я не знаю. Утверждать что-то не могу. Время покажет…
- Кстати, ходят слухи, что некоторые имамы, к примеру, имамы мечетей в микрорайонах "Орбита", "Аксай" придерживаются такого суфистического направления, как нахшбадия? На самом ли деле это так?
- Мы не имеем ничего против, если они проповедуют настоящее, истинное направление.
- Тем не менее ДУМК намерено в ближайшее время принять какие-то меры в отношении псевдорелигиозных организаций?
- Надо с ними проводить разъяснительную работу. Они тоже наши братья, но сбились с истинного пути ислама.
- Но вы не думаете, что завтра может быть поздно. И каким вы видите выход из этого положения?
- Надо торопиться. Если эти организации не воспринимают истинный ислам, тогда государство должно принять меры. Иначе на самом деле может быть поздно. Поэтому ДУМК призывает мусульман всего Казахстана объединиться и сохранить единство нашего государства. |