NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 06:13 ast
04:13 msk

"Бодрые шаги в сторону максимального налогового послабления приведут страну в стан оффшорных государств"
Мусиралы Утебаев: Идея о переносе налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, на мой взгляд, преждевременна. Дело в том, что для этого пока не созданы необходимые предпосылки
20.06.2005 / интервью

Татьяна Абраменко, "Известия-Казахстан", 17 июня

В одном из майских номеров "Известий" мы писали о том, что Министерство экономики и бюджетного планирования вынашивает новую революционную идею - о переносе основного налогового бремени с юридических лиц на физические. Мысли на этот счет у разных людей возникают неоднозначные. Бизнесмены и предприниматели, которые уже давно ратуют за минимизацию налогообложения своих доходов, выступают, безусловно, "за". Физические же лица, у кого зарплаты и без того не хватает на обеспечение своих насущных нужд, разумеется, возмущены. Есть и те, кто пока соблюдает нейтралитет - это чиновники, которые еще не определились, какова будет в этом вопросе стратегическая линия.

Своей точкой зрения по этому вопросу поделился с корреспондентом "Известий" Татьяной Абраменко председатель Комитета сената по экономике, финансам и бюджету Мусиралы Утебаев.

Утебаев: Идея о переносе налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, на мой взгляд, преждевременна. Дело в том, что для этого пока не созданы необходимые предпосылки. Прежде чем говорить о подобных налоговых реформах, необходимо сделать очень многое.

Во-первых, значительно повысить степень благосостояния большей части населения. Ведь что мы сегодня видим: средний класс в Казахстане еще не сформирован, не в достаточной мере функционирует рынок ценных бумаг, соответственно, у рядовых казахстанцев нет возможности приобретать акции высокодоходных предприятий и так далее.

Во-вторых, необходимо ввести всеобщее налоговое декларирование доходов физических лиц, а для этого, в свою очередь, надо создать глобальную информационно-телекоммуникационную систему, которая бы фиксировала все случаи получения доходов и расходов человека. Так, в США налоговыми службами ежегодно вводятся в информационно-телекоммуникационную систему свыше 250 млн налоговых деклараций физических лиц, проживающих на территории США, которые затем должным образом обрабатываются для выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов или скрывших какую-либо часть своих доходов от налогообложения. Выявляются такие лица очень просто. В данную систему в отношении каждого физического лица стекается вся информация по произведенным им операциям, включая все купли-продажи, и, таким образом, у налоговых органов формируется своего рода вторая налоговая декларация. Сличение представленной налогоплательщиком декларации с имеющимися у налоговых органов данными позволяет последним безошибочно выявлять "уклониста".

По масштабам, техническим параметрам и характеристикам данная информационная система налоговых органов значительно превышает информационные системы ЦРУ, ФБР, а также всех иных финансовых структур страны. Нам об этом остается пока только мечтать.

В-третьих, нужно обязательно присоединить к информационно-телекоммуникационной системе налоговых органов все существующие информационные системы государственных органов, в том числе правоохранительных, таможенных служб, а также информационные системы банковских структур, обеспечив при этом конфиденциальность информации.

Кроме того, столь же необходимо создать в стране единое "платежное" пространство по обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий с применением платежных карточек. Без этого невозможно будет максимально снизить налично-денежный оборот и обеспечить прозрачность проводимых физическими лицами покупок и продаж.

И еще один немаловажный момент - в стране надо сформировать качественно новую форму налоговой культуры, когда угроза попасть в "черный список" налогового департамента перевешивает все соблазны, связанные с сокрытием своих доходов от налогообложения.

"Известия": Действительно ли, на ваш взгляд, бизнес настолько слаб, что его нужно освобождать от налогов? Неужели недостаточно тех преференций, которые сейчас создаются для малого и среднего бизнеса? Ведь при пересмотре принципов налогообложения наверняка под льготы попадут не только представители СМБ, но и все юридические лица в целом, в том числе и сырьевые предприятия, которые сейчас дают казне хорошие доходы.

Утебаев: На самом деле, считать, что бизнес слаб, неверно, поскольку изначально ставится под сомнение его дальнейшее существование с экономической точки зрения.

Объективно сегодня малому и среднему предпринимательству мешает наличие высокого уровня разрешительных функций у государственных органов (лицензии, получение различного рода разрешений на право осуществления каких-либо действий при проведении хозяйственной деятельности и т. д.), которые создают искусственные препоны на стадии развития и расширения бизнеса. Не способствует развитию МСБ и ограниченность доступа к банковским кредитам, непомерно высокие банковские проценты. Максимальное устранение этих факторов стало бы катализатором бурного роста предпринимательской активности большей части населения.

Так, по официальным данным за I квартал 2005 года, только на деятельность 21% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывали воздействия никакие ограничивающие факторы. К этой группе относятся в основном предприятия сырьевого сектора экономики, а также группа хозяйствующих субъектов в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Сейчас, на мой взгляд, стимулировать предпринимательскую активность надо не путем максимальных налоговых послаблений, а проведением дебюрократизации всех процедур, сопутствующих становлению малого и среднего бизнеса.

Кстати, для субъектов малого бизнеса в налоговом законодательстве предусмотрено льготное налогообложение в виде специального налогового режима. Кроме того, введены значительные преференции для плательщиков, обеспечивающих индустриально-инновационное развитие стран. В Налоговом кодексе предусмотрен особый налоговый режим на территориях вновь создаваемых экономических зон в виде уменьшения исчисленного к уплате корпоративного подоходного налога, освобождения от налога на добавленную стоимость, налога на имущество и земельного налога. С этого года в НК введена норма, стимулирующая отечественные предприятия к производству товаров с высокой добавленной стоимостью и внедрению системы менеджмента качества и управления окружающей средой, соответствующей международным стандартам.

Чтобы поощрить инвестиционную активность предпринимателей и стимулировать развитие конкурентоспособных экспортоориентированных производств, расширена сфера предоставления инвестиционных налоговых преференций по корпоративному подоходному налогу. Речь идет об освобождении от уплаты налога вновь зарегистрированных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств. При этом правительству предоставляется возможность устанавливать срок действия преференций до десяти лет.

Кроме того, в парламенте рассматривается еще один законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

"Известия": Мы долго боролись за то, чтобы зарплату не выдавали в конвертах, чтобы изжить черный нал, который высокими налогами только стимулируется. Положительный результат, хоть и небольшой, есть. Неужели пора начинать обратный процесс?

Утебаев: В прошлом году в Налоговый кодекс, в соответствии в указанием главы государства, были внесены изменения и дополнения, конечной целью которых являлось стимулирование легализации доходов определенной категории граждан и дальнейшее увеличение заработной платы. С 1 января 2004 года было осуществлено дифференцированное снижение ставок индивидуального подоходного налога, в том числе максимальной ставки данного налога с 30 до 20 процентов, а исчисление социального налога производится по регрессивной шкале ставок, варьируемых в зависимости от облагаемого дохода работника от 20 до 7 процентов.

Более того, в представленном в мажилис проекте закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" предусматривается минимизация уровня ставок налога на имущество физических лиц посредством снижения для них ставок данного налога до 0,5 процента с шагом промежуточных ставок в 0,05 процента.

Поэтому предлагаемый перенос налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц не согласуется с сегодняшней фискальной политикой в части налогообложения доходов физических лиц.

"Известия": Каким может быть процент налогового бремени физического лица при новой системе, если учесть к тому же выплаты в пенсионные фонды?

Утебаев: В данном случае такое налоговое бремя окажется непосильным для физических лиц.

Например, по итогам 2004 года в государственный бюджет по 3 видам налогов (подоходный, социальный, налог на имущество) поступило 680,9 млрд тенге, из них в виде налогообложения доходов физических лиц поступило только 100,1 млрд тенге, в том числе индивидуального подоходного налога – 98,5 млрд тенге, налога на имущество – 1,6 млрд тенге.

"Известия": Переход на принципиально новую систему налогообложения, на мой взгляд, требует долгой подготовки, и тремя годами здесь не обойтись. Иначе можно спровоцировать социальную напряженность. Вы согласны?

Утебаев: В ответе на ваш первый вопрос я уже привел ряд причин, по которым в ближайшее время невозможно осуществить перенос налогового бремени на физических лиц. Для реализации иной системы налогообложения необходимы огромные капиталовложения из государственного бюджета, исчисляемые не одной сотней миллиардов тенге. А может ли позволить себе государство такие траты, вопрос, конечно, риторический.

"Известия": Какого уровня благосостояния казахстанцы должны достичь, чтобы было целесообразно возложить на них дополнительную налоговую нагрузку? Что при этом выиграет бюджет?

Утебаев: Мы еще не достигли уровня благосостояния даже стран Восточной Европы. Например, в Польше минимальный размер заработной платы составляет 274 доллара США, или 35620 тенге, в Словакии - 217 долларов США, или 28210 тенге.

По данным ОЭСР, в 2000 году налоговые поступления (в % к ВВП) в Польше составили 34,1%.

Аналогичный показатель по итогам 2001 года во Франции составил 45,4%, в Финляндии - 49%, в Норвегии - 44,9%, в Швеции - 50,8%, в Казахстане - 22%. То есть чем выше социальный стандарт жизни в стране, тем выше уровень налоговых изъятий. Пока нигде в мире еще не реализована такая формула экономического развития, как "самые низкие налоги для предпринимателей и самые высокие социальные обязательства государства для своих граждан". В данном случае должен превалировать разумный баланс интересов.

Одно только можно сказать: бодрые шаги в сторону максимального налогового послабления приведут любую страну в стан оффшорных государств.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кайрат Мами: Борьба с коррупцией у нас никак не связана с политическим заказом 30.06.2005
Отставка правительства: когда и за что? 30.06.2005
Серик Туржанов: Космос - это большой бизнес 29.06.2005
В Казахстане нет "голландской болезни" 27.06.2005
"Запад не обязан нас любить" 21.06.2005
Кремлевский подносчик 21.06.2005
"Бодрые шаги в сторону максимального налогового послабления приведут страну в стан оффшорных государств" 20.06.2005
Главная работа – принятие законов 20.06.2005
Бакытжан Жумагулов: В семье не без... оппозиции 16.06.2005
Все посчитает Счетный комитет 16.06.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz