Татьяна Абраменко, "Известия-Казахстан", 17 июня
В одном из майских номеров "Известий" мы писали о том, что Министерство экономики и бюджетного планирования вынашивает новую революционную идею - о переносе основного налогового бремени с юридических лиц на физические. Мысли на этот счет у разных людей возникают неоднозначные. Бизнесмены и предприниматели, которые уже давно ратуют за минимизацию налогообложения своих доходов, выступают, безусловно, "за". Физические же лица, у кого зарплаты и без того не хватает на обеспечение своих насущных нужд, разумеется, возмущены. Есть и те, кто пока соблюдает нейтралитет - это чиновники, которые еще не определились, какова будет в этом вопросе стратегическая линия.
Своей точкой зрения по этому вопросу поделился с корреспондентом "Известий" Татьяной Абраменко председатель Комитета сената по экономике, финансам и бюджету Мусиралы Утебаев.
Утебаев: Идея о переносе налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, на мой взгляд, преждевременна. Дело в том, что для этого пока не созданы необходимые предпосылки. Прежде чем говорить о подобных налоговых реформах, необходимо сделать очень многое.
Во-первых, значительно повысить степень благосостояния большей части населения. Ведь что мы сегодня видим: средний класс в Казахстане еще не сформирован, не в достаточной мере функционирует рынок ценных бумаг, соответственно, у рядовых казахстанцев нет возможности приобретать акции высокодоходных предприятий и так далее.
Во-вторых, необходимо ввести всеобщее налоговое декларирование доходов физических лиц, а для этого, в свою очередь, надо создать глобальную информационно-телекоммуникационную систему, которая бы фиксировала все случаи получения доходов и расходов человека. Так, в США налоговыми службами ежегодно вводятся в информационно-телекоммуникационную систему свыше 250 млн налоговых деклараций физических лиц, проживающих на территории США, которые затем должным образом обрабатываются для выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов или скрывших какую-либо часть своих доходов от налогообложения. Выявляются такие лица очень просто. В данную систему в отношении каждого физического лица стекается вся информация по произведенным им операциям, включая все купли-продажи, и, таким образом, у налоговых органов формируется своего рода вторая налоговая декларация. Сличение представленной налогоплательщиком декларации с имеющимися у налоговых органов данными позволяет последним безошибочно выявлять "уклониста".
По масштабам, техническим параметрам и характеристикам данная информационная система налоговых органов значительно превышает информационные системы ЦРУ, ФБР, а также всех иных финансовых структур страны. Нам об этом остается пока только мечтать.
В-третьих, нужно обязательно присоединить к информационно-телекоммуникационной системе налоговых органов все существующие информационные системы государственных органов, в том числе правоохранительных, таможенных служб, а также информационные системы банковских структур, обеспечив при этом конфиденциальность информации.
Кроме того, столь же необходимо создать в стране единое "платежное" пространство по обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий с применением платежных карточек. Без этого невозможно будет максимально снизить налично-денежный оборот и обеспечить прозрачность проводимых физическими лицами покупок и продаж.
И еще один немаловажный момент - в стране надо сформировать качественно новую форму налоговой культуры, когда угроза попасть в "черный список" налогового департамента перевешивает все соблазны, связанные с сокрытием своих доходов от налогообложения.
"Известия": Действительно ли, на ваш взгляд, бизнес настолько слаб, что его нужно освобождать от налогов? Неужели недостаточно тех преференций, которые сейчас создаются для малого и среднего бизнеса? Ведь при пересмотре принципов налогообложения наверняка под льготы попадут не только представители СМБ, но и все юридические лица в целом, в том числе и сырьевые предприятия, которые сейчас дают казне хорошие доходы.
Утебаев: На самом деле, считать, что бизнес слаб, неверно, поскольку изначально ставится под сомнение его дальнейшее существование с экономической точки зрения.
Объективно сегодня малому и среднему предпринимательству мешает наличие высокого уровня разрешительных функций у государственных органов (лицензии, получение различного рода разрешений на право осуществления каких-либо действий при проведении хозяйственной деятельности и т. д.), которые создают искусственные препоны на стадии развития и расширения бизнеса. Не способствует развитию МСБ и ограниченность доступа к банковским кредитам, непомерно высокие банковские проценты. Максимальное устранение этих факторов стало бы катализатором бурного роста предпринимательской активности большей части населения.
Так, по официальным данным за I квартал 2005 года, только на деятельность 21% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывали воздействия никакие ограничивающие факторы. К этой группе относятся в основном предприятия сырьевого сектора экономики, а также группа хозяйствующих субъектов в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Сейчас, на мой взгляд, стимулировать предпринимательскую активность надо не путем максимальных налоговых послаблений, а проведением дебюрократизации всех процедур, сопутствующих становлению малого и среднего бизнеса.
Кстати, для субъектов малого бизнеса в налоговом законодательстве предусмотрено льготное налогообложение в виде специального налогового режима. Кроме того, введены значительные преференции для плательщиков, обеспечивающих индустриально-инновационное развитие стран. В Налоговом кодексе предусмотрен особый налоговый режим на территориях вновь создаваемых экономических зон в виде уменьшения исчисленного к уплате корпоративного подоходного налога, освобождения от налога на добавленную стоимость, налога на имущество и земельного налога. С этого года в НК введена норма, стимулирующая отечественные предприятия к производству товаров с высокой добавленной стоимостью и внедрению системы менеджмента качества и управления окружающей средой, соответствующей международным стандартам.
Чтобы поощрить инвестиционную активность предпринимателей и стимулировать развитие конкурентоспособных экспортоориентированных производств, расширена сфера предоставления инвестиционных налоговых преференций по корпоративному подоходному налогу. Речь идет об освобождении от уплаты налога вновь зарегистрированных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств. При этом правительству предоставляется возможность устанавливать срок действия преференций до десяти лет.
Кроме того, в парламенте рассматривается еще один законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс.
"Известия": Мы долго боролись за то, чтобы зарплату не выдавали в конвертах, чтобы изжить черный нал, который высокими налогами только стимулируется. Положительный результат, хоть и небольшой, есть. Неужели пора начинать обратный процесс?
Утебаев: В прошлом году в Налоговый кодекс, в соответствии в указанием главы государства, были внесены изменения и дополнения, конечной целью которых являлось стимулирование легализации доходов определенной категории граждан и дальнейшее увеличение заработной платы. С 1 января 2004 года было осуществлено дифференцированное снижение ставок индивидуального подоходного налога, в том числе максимальной ставки данного налога с 30 до 20 процентов, а исчисление социального налога производится по регрессивной шкале ставок, варьируемых в зависимости от облагаемого дохода работника от 20 до 7 процентов.
Более того, в представленном в мажилис проекте закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" предусматривается минимизация уровня ставок налога на имущество физических лиц посредством снижения для них ставок данного налога до 0,5 процента с шагом промежуточных ставок в 0,05 процента.
Поэтому предлагаемый перенос налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц не согласуется с сегодняшней фискальной политикой в части налогообложения доходов физических лиц.
"Известия": Каким может быть процент налогового бремени физического лица при новой системе, если учесть к тому же выплаты в пенсионные фонды?
Утебаев: В данном случае такое налоговое бремя окажется непосильным для физических лиц.
Например, по итогам 2004 года в государственный бюджет по 3 видам налогов (подоходный, социальный, налог на имущество) поступило 680,9 млрд тенге, из них в виде налогообложения доходов физических лиц поступило только 100,1 млрд тенге, в том числе индивидуального подоходного налога – 98,5 млрд тенге, налога на имущество – 1,6 млрд тенге.
"Известия": Переход на принципиально новую систему налогообложения, на мой взгляд, требует долгой подготовки, и тремя годами здесь не обойтись. Иначе можно спровоцировать социальную напряженность. Вы согласны?
Утебаев: В ответе на ваш первый вопрос я уже привел ряд причин, по которым в ближайшее время невозможно осуществить перенос налогового бремени на физических лиц. Для реализации иной системы налогообложения необходимы огромные капиталовложения из государственного бюджета, исчисляемые не одной сотней миллиардов тенге. А может ли позволить себе государство такие траты, вопрос, конечно, риторический.
"Известия": Какого уровня благосостояния казахстанцы должны достичь, чтобы было целесообразно возложить на них дополнительную налоговую нагрузку? Что при этом выиграет бюджет?
Утебаев: Мы еще не достигли уровня благосостояния даже стран Восточной Европы. Например, в Польше минимальный размер заработной платы составляет 274 доллара США, или 35620 тенге, в Словакии - 217 долларов США, или 28210 тенге.
По данным ОЭСР, в 2000 году налоговые поступления (в % к ВВП) в Польше составили 34,1%.
Аналогичный показатель по итогам 2001 года во Франции составил 45,4%, в Финляндии - 49%, в Норвегии - 44,9%, в Швеции - 50,8%, в Казахстане - 22%. То есть чем выше социальный стандарт жизни в стране, тем выше уровень налоговых изъятий. Пока нигде в мире еще не реализована такая формула экономического развития, как "самые низкие налоги для предпринимателей и самые высокие социальные обязательства государства для своих граждан". В данном случае должен превалировать разумный баланс интересов.
Одно только можно сказать: бодрые шаги в сторону максимального налогового послабления приведут любую страну в стан оффшорных государств. |