NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:08 ast
11:08 msk

В Казахстане нет "голландской болезни"
Развенчание мифов о Центральной Азии
27.06.2005 / интервью

Мариям Унгарова, ЦА монитор, 24 июня 2005 г.

Международные эксперты и стратеги отводят Казахстану новую роль - приоритетного партнера в Центральноазиатском регионе. Де-факто это произошло давно, но де-юре это начинают признавать только теперь.

Прежде чем занять новое место, казахстанцы должны оценить, что происходит в регионе, почему Казахстан, который в начале 90-х годов уступал Узбекистану, стал интересен Западу и что нужно сделать, чтобы не оказаться в дальнейшем в аутсайдерах, и главное - какие интересы должен отстаивать Казахстан, выполняя роль приоритетного партнера.

Мурат Лаумулин, заместитель руководителя аналитического центра Агентства по исследованию рентабельности инвестиций специально для газеты Central Asia Monitor высказал свою точку зрения на происходящее в Центральной Азии.

- В 1991 году все пять Центральноазиатских республик оказались в одинаково тяжелом положении. Тогда казалось, что один из выходов заключается в интеграции этих стран. Что было сделано для воплощения этой идеи?

- Разговоры о необходимости интеграции начались в 90-х годах на саммите в Ашгабаде, когда уже было ясно, что Советский Союз разваливается. Руководители всех пяти Центральноазиатских республик встретились в столице Туркмении и выступили единым фронтом в противовес саммиту славянских республик в Беловежской пуще. Именно к тому периоду относится идея интегрирования государств региона в экономической, транспортной, коммуникационной и других сферах. Это - одна сторона.

С другой стороны, мы слышали о необходимости интегрироваться всем Центральноазиатским республикам со стороны, извне, с запада. Основной мотив был такой: каждая страна в Центральной Азии сама по себе индивидуально не является достаточно привлекательным рынком в силу небольшого количества населения, слабой развитости экономики и так далее. Но все вместе, объединившись как единый рынок, говорили нам европейцы, вы станете для нас интересными. Европейские консультанты, политики подходили к нам с мерками своего опыта - интеграции Европейского Союза.

Первым плодом интеграционных усилий стало появление Центральноазиатского Союза в 1994 году, который охватывал первоначально три республики региона - Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Впоследствии к ним присоединился Таджикистан. По ходу развития союз менял названия. Как бы это объединение ни называлось, речь шла о создании некоего экономического, таможенного союза стран региона.

- Однако наличие союза не говорит о его существовании?

- Все это - фикция. Потому что реального союза не удалось создать. Наоборот, последние десять лет мы наблюдали дезинтеграцию не только в данном регионе, но и в целом по СНГ. Единое в советскую эпоху экономическое пространство стало ограждаться сначала таможенными барьерами, границами, торговыми тарифами, различными протекционистскими мерами.

- Не кажется ли вам, что в среднесрочной перспективе, действительно, создание Союза Центральноазиатских стран кажется проблематичным, но в дальнейшем может оказаться наоборот? Ведь действительно, европейские стратеги неспроста рассматривали наш регион как единое целое. Здесь есть общность культур и многое другое, что связывает местные народы.

- Наверное, мы будем наблюдать в будущем развенчание этого мифа. Достаточно вспомнить тот факт, что историки и географы рассматривали этот регион как два отдельных. В царскую эпоху он был разделен на две составляющие: Туркестанское генерал-губернаторство и Степной край. До революции и после нее было видно, что климатически, географически и даже культурно две эти части Центральной Азии отличаются друг от друга. А Западу издалека мы представляемся как единое целое. Большая часть народа, населяющая регион, тюркского происхождения, у нас общая история, культура, вера - исламская религия, которая представляет собой исторический фундамент. Но нужно учитывать тот опыт модернизации, который пережили эти народы в советскую эпоху. Мы заметим, что различия большие и с каждым годом они нарастают. Казахстан все больше превращается в ориентированную на Европу светскую страну. Реформы проводятся достаточно успешно. Кыргызстан шел по схожему с казахстанским пути, но со своими особенностями. Однако сейчас там политическая нестабильность, и это, как я подозреваю, надолго.

Туркменистан изолировался и стал типичной восточной деспотией. Таджикистан пережил сильнейшую гражданскую войну, и сейчас там идет процесс исламизации. Узбекистан - очень закрытое государство в силу объективных и субъективных обстоятельств. Оно старается сохранять светский характер, однако население страны быстро утрачивает те нетрадиционные внешние черты, которые были навязаны советским государством. Оказалось, что казахи глубоко модернизировались, так как кочевая культура была разрушена. Образ мышления, поведения был изменен в другую сторону. А в Узбекистане население живет в общинах, махаллях и ведет традиционный образ жизни. Каримов, быть может, и хотел бы изменить ситуацию, но не может.

- Но в Казахстане, по вашим же словам, население также неоднородно. Часть территории Южного Казахстана входила в Туркестанское генерал-губернаторство. У них также очень сильны общины. А Степной край составляет как раз то модернизированное население, о котором вы говорите. Не создает ли это проблем?

- Но здесь сказалось различие экономик. Казахстан выступает неким пылесосом из-за закрытости соседей. И в банковской сфере и сфере развлечений он вытягивает трудовые, финансовые и материальные ресурсы. Вот вам хотя бы такой пример. У нас нереальные урожаи хлопка. Они не соответствуют тем площадям, которые здесь возможно обрабатывать. То есть хлопок в Южный Казахстан поступает полулегально. В силу тех преимуществ, которые имеет наша экономика, мы, грубо говоря, просто их эксплуатируем. Население наших южных областей, действительно, с одной стороны, напоминает узбекское население, но с экономической точки зрения проявляет хватку, инициативу, буржуазную деловитость. Там есть свои латифундисты, богатеи, есть крупные животноводческие, зерновые и хлопковые хозяйства, которые процветают во многом благодаря эксплуатации трудовых ресурсов соседей.

- Но, возможно, все эти факты - процесс доминирования Казахстана в регионе, возможность эксплуатации нами соседей - связаны прежде всего с тем, что мы раньше стали эксплуатировать свои природные богатства?

- Это - распространенное заблуждение. Все дело в экономической модели. В Казахстане была создана такая экономическая модель, которая высвободила государственную собственность, появилась частная собственность, и это привело в свою очередь к деловой активности местного населения. Россия и Казахстан доказали на своем примере, что, проводя экономические реформы, даже половинчатые и противоречивые, можно добиться успеха, достаточно лишь завести мотор экономической активности, который создает рост экономики, но никак не ресурсы.

- Если государства дезинтегрированы и в ближайшей перспективе обратный процесс вряд ли возможен, то, может быть, стоит поговорить о перспективах развития нашей модели государственного устройства? Особенно меня интересует вопрос возможности развития "голландской болезни", некоторые признаки которой наблюдают в Казахстане зарубежные эксперты.

- Если говорить об интеграции, то формально мы дезинтегрируемся, отгораживаемся друг от друга всевозможными барьерами. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан входят в Таможенный союз и ЕврАзЭС. Как это ни парадоксально, интеграция идет неофициальным путем: через легальную и нелегальную трудовую миграцию, контрабандные (и внушительные) потоки продукции, вывоз капитала из тех республик, где существуют жесткие ограничения. Например, из Узбекистана - в Казахстан.

Что касается опасений по поводу "голландской болезни", они во многом преувеличены. Причины ее не социальные или экономические, а политические. Ее смысл заключается в том, что средства, полученные от сырьевых источников, просто проедаются населением. Если вы внимательно взглянете на экономическую политику правительства, то увидите, что оно всеми силами борется с ней. Сдерживает рост неоправданных выплат в бюджетной сфере, социальных программ, пенсий и так далее. Точнее, повышает, но так, чтобы удержать инфляцию. Безусловно, надо направлять средства в собственную экономику. Но и здесь также можно ожидать угрозу "голландской болезни". Это - создание неоправданных с экономической точки зрения проектов. Строительство дорог там, где их не надо строить, потемкинских деревень, вкладывание значительных средств в строительство по большей части престижных объектов, а не в проекты, которые будут приносить реальную экономическую отдачу и действительно нужны. То есть может наблюдаться, на первый взгляд, трудовая занятость, но на самом деле деньги могут быть просто проедены.

Чрезвычайно важно определить нашу конкурентоспособность на внешних рынках: что мы можем производить сами и находить рынки сбыта. Мы должны занять ниши, потихоньку вытесняя конкурентов. Диапазон такой продукции в Казахстане не такой уж и большой. И этому есть множество объективных причин. У нас мало населения, мы - традиционно сырьевая республика. Но постепенно, шаг за шагом мы можем изменить ситуацию. У нас сильная банковская составляющая в финансовой системе, интеллектуальное население, и в связи с этим прогноз для достаточно стабильного развития экономики есть. Мы довольно неплохо представлены на соседних рынках - российском, в странах Центральной Азии.

- Таким образом, жизненно важно для Казахстана стимулировать развитие обрабатывающей промышленности. Это движение должно идти снизу. Между тем процесс развития идет слишком медленно. Может ли государство стимулировать развитие производства через преференции для малого, среднего бизнеса и даже крупного бизнеса, работающего в сфере переработки, увеличения цепочки добавленной стоимости?

- Да, мы с коллегами проводили подсчеты, которые подтверждают, что Казахстан в нынешнем состоянии может себе позволить налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса. Мы предложили радикальный вариант - нулевую ставку по всем налогам. Хотя существует компромиссный вариант: существенное смягчение налогового бремени за счет снижения налоговых ставок. Наше предложение исходило из того, что почти 90% всех налоговых поступлений формируется за счет крупных сырьевых компаний. Они все на учете и налоги скрыть не могут.

Нужно пользоваться одним из основных преимуществ Казахстана - наличием огромного нереализованного потенциала в виде активной самозанятой части общества - и развитой финансовой системой. Программа роста несырьевого сектора должна опираться на предпринимательскую активность. Незначительная доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП и в налоговых поступлениях в бюджет говорит не только о сложившейся диспропорции в экономике, но и о наличии существенного объема ненаблюдаемой экономики, поскольку при действующей системе налогообложения единственным средством "выживания" для большинства предприятий МСБ является декларирование низкой прибыли и официальное занижение уровня оплаты труда.

Этот тезис подтверждается конкретными данными. Так, корпоративный подоходный налог от 100 крупнейших предприятий составляет более 85% от объема данного налога, собранного в целом по республике. Доля остальных 60 тысяч действующих юридических лиц составляет соответственно 15%. Почти треть из них заплатили менее 100 долларов за весь 2004 год. Более половины действующих предприятий официально убыточны, незначительная часть имеет возможность платить мизерные суммы и лишь примерно 100-200 рентабельных и относительно крупных плательщиков платят налоги. Бизнес в ответ на смягчение шкалы и снижение ставок вопреки ожиданиям сохраняет "зарплаты в конвертах" и стремится втиснуть официальную зарплату в малооблагаемые шкалы.

Вполне закономерно, что эта ситуация не создает условий для вывода бизнеса из тени и нуждается в радикальном пересмотре.

Как показывают расчеты, потери бюджета от налоговых послаблений на определенный период будут незначительны для экономики в целом, однако практически весь малый и средний бизнес Казахстана получит мощный стимул для развития. При этом будут задействованы такие элементы экономического роста, как платежеспособность населения и потребительский спрос. Последствия предпринятых шагов будут носить революционный характер для всей социально-экономической структуры РК.

И этот шаг, по мнению многих компетентных экспертов, даст колоссальный экономический и социальный эффект.

Произойдет рост ВВП, причем не за счет сырьевых отраслей; возрастут экспортные возможности Казахстана; существенно расширится рынок труда и возрастет занятость; быстрыми темпами начнут расти доходы занятого населения и резко увеличится объем потребительского рынка; произойдет качественный переход казахстанской экономики и всего общества на новый уровень; и наконец, все это положительно скажется на социальной и политической стабильности в стране.

Выбор правильной финансово-экономической и налоговой стратегии позволит Казахстану в среднесрочной перспективе радикально изменить сырьевой характер своей экономики, существенно увеличить значение других секторов хозяйства, поднять уровень жизни населения и увеличить занятость, выйти на новые рубежи экономического развития и занять лидирующее положение в Центральной Азии и СНГ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кайрат Мами: Борьба с коррупцией у нас никак не связана с политическим заказом 30.06.2005
Отставка правительства: когда и за что? 30.06.2005
Серик Туржанов: Космос - это большой бизнес 29.06.2005
В Казахстане нет "голландской болезни" 27.06.2005
"Запад не обязан нас любить" 21.06.2005
Кремлевский подносчик 21.06.2005
"Бодрые шаги в сторону максимального налогового послабления приведут страну в стан оффшорных государств" 20.06.2005
Главная работа – принятие законов 20.06.2005
Бакытжан Жумагулов: В семье не без... оппозиции 16.06.2005
Все посчитает Счетный комитет 16.06.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz