NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 21:48 ast
19:48 msk

Батытжан Абдраимов: Парламент нового созыва работает более эффективно
"У президента страны имеется полное взаимопонимание с парламентом, более слаженной стала работа парламента с правительством, Конституционным советом, Верховным судом"
04.07.2005 / интервью

Торгын НУРСЕИТОВА, "Литер", 1 июля

Итак, завершилась первая сессия парламента третьего созыва. Депутатов много критиковали, и упреки нам давно знакомы: "карманность", зависимость, лоббизм, отсутствие своего "лица".

Кстати, о лицах. Многих народных избранников в стране начали узнавать в лицо благодаря и нашей газете. В своих интервью и даже "колючих вопросах" мы всегда стремились объективно показать работу высшего законодательного органа страны. Что решили сделать и сегодня, "допросив с пристрастием" представителя главы государства в парламенте Бахытжана Абдраимова. С ним вместе мы подводим итог первой сессии.

– Бахытжан Жарылкасымович, о деятельности парламента население имеет достаточно полную информацию – заседания носят открытый характер, депутаты часто общаются как с прессой, так и с народом. Но вот накануне прошлогодних выборов в мажилис, да и сейчас, временами раздаются голоса о том, что стране нужен однопалатный парламент. Ведь двухпалатный парламент обходится государству дорого, законопроекты проходят слишком долгий путь обсуждения.

– Каждый из принимаемых парламентом актов без всякого преувеличения является судьбоносным для страны. Некачественные законы обходятся народу гораздо дороже, чем содержание второй палаты парламента.

Год от года парламент набирает силу, профессионализм. Обе палаты продуктивно сотрудничают, обе палаты важны, так как, согласитесь, только в диалоге профессионалов рождается совершенство. Конечно, при этом замедляется ход принятия законов, но еще создатели римского классического права придерживались принципа "Festina lente" – "торопись не спеша". Поэтому в работе парламента на первый план ставится качество законов, а не их количество, и в обозримой перспективе нет необходимости кардинально менять структуру. Но однозначно, что его деятельность будет совершенствоваться беспрерывно.

– В чем же преимущество двухпалатных парламентов перед однопалатными?

– Демократический принцип системы сдержек и противовесов касается не только разделения властей, но и разделения компетенции палат высшей законодательной власти, при котором две палаты взаимно ограничивают друг друга, решая единую стратегическую задачу.

Двухпалатная конструкция парламента, по мнению как западных, так и восточных, например японских, экспертов, обеспечивает "безопасность народа, которая становится вдвое надежнее, ибо любые замыслы узурпации либо измены потребуют договоренности между двумя автономными палатами"; верхняя палата сможет стать своего рода "тормозом", который необходим на случай, если "безответственное большинство" захватит контроль в нижней палате. Кроме того, бикамерализм (двухпалатность) содействует преемственности в работе парламента, так как смена депутатов в нижней палате осуществляется чаще, чем в верхней.

Другими словами, однопалатные парламенты больше востребованы в периоды революционных потрясений, когда представители народных масс принимают решения, нередко кардинально меняющие не только правовую систему, но и сам статус страны.

– В нашем государстве есть тому примеры?

– Есть. Например, принятие однопалатным парламентом Казахстана 25 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР и 16 декабря 1991 года конституционного Закона РК "О государственной независимости Республики Казахстан". Эти шаги потребовали от депутатов оперативности, единогласия и, должен сказать, немалого мужества. Известно, что "революция, отложенная на один день, может не состояться". Вот почему однопалатный парламент того периода оправдал свое историческое предназначение.

Сейчас у нас наступил другой этап – этап эволюционного совершенствования правовой системы Казахстана, требующий тщательной законотворческой работы. А это лучше происходит в условиях двухпалатного парламента.

Французский сенатор Эмери де Монтескью на международной конференции по проблемам парламентаризма, прошедшей недавно в Астане, заявил, что не нужно слишком увлекаться законотворчеством. По его мнению, важнее проконтролировать, как исполняются законы на практике. К примеру, в его стране, во Франции, 80 процентов законов не работают. Это еще один аргумент в пользу не количества и скорости принимаемых законов, а их качества.

– Насколько деятельность парламента последнего созыва отличается от деятельности парламента прошлого, второго созыва?

– Многие депутаты мажилиса избраны на второй срок, стабильность и отлаженность работы демонстрирует сенат парламента. По моим наблюдениям, деятельность депутатов парламента нового, третьего созыва, все же отличается большей динамичностью и результативностью. Если сравнить работу мажилиса с ноября 2004 по май 2005 года с аналогичным периодом работы мажилиса второго созыва, то это можно заметить по многим параметрам. Например, новым составом мажилиса одобрено и направлено в сенат 69 законопроектов, старым составом – 37. В действующий мажилис только в первом квартале этого года поступило 108 законопроектов, сейчас находится на рассмотрении более 80. В прежнем мажилисе за этот же период рассматривалось 46. Значительно выросло количество законов, принятых парламентом и подписанных президентом. Если новый состав парламента успел принять 10 полных законов и 27 законов, вносящих изменения и дополнения в действовавшие законы, то мажилис второго созыва за аналогичный период принял только 9 законов, вносящих изменения и дополнения, не принял ни одного основного закона.

Особо следует отметить роль депутатов сената парламента, которые осуществляют "доводку" законопроектов до кондиции, внося весьма дельные замечания и предложения.

– Каждый принятый закон имеет свои особенности прохождения. И все же, Бахытжан Жарылкасымович, какие из принятых парламентом законов вы бы отметили особо?

– "О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон РК "О выборах в Республике Казахстан", а также законопроекты, объявленные президентом приоритетными: "О республиканском бюджете на 2005 год" и о внесении изменений и дополнений в него, что было связано с реализацией масштабной социальной программы президента. Также принят ряд других приоритетных законов о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан: по вопросам налогообложения, социального обеспечения участников Великой Отечественной войны, инвалидов и получателей пособий по случаю потери кормильца, "О противодействии экстремизму", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О торговом мореплавании", сейчас рассматриваются Трудовой кодекс и другие законы.

– Бесспорно, вопросы выборов, бюджета, налогообложения, противодействия экстремизму очень важны, и, в общем-то, это понятно. А вот насколько актуальным является принятие иных законопроектов, например, изменений и дополнений в Закон "О торговом мореплавании"? Ведь Казахстан – страна сухопутная, находится в центре континента…

– Формирование флота и развитие торгового мореплавания в Казахстане обусловлено рядом причин. В первую очередь, нарастанием объемов нефтеперевозок. Через Каспий Казахстан имеет прямой выход к морским портам Черного, Средиземного и Балтийского морей и даже в Африку. Если помните, Казахстан и Египет в 2002 году договорились о необходимости использования потенциала Актауского порта для развития транспортного коридора Казахстан – Иран – Персидский залив – Египет. Пока в Казахстане перевозку отечественных грузов осуществляют в основном зафрахтованные иностранные суда. Создание полноценного отечественного морского торгового флота планируется осуществить до 2006 года.

В перспективе ожидается инвестиционная активность Казахстана в портах Грузии, России, Прибалтики. Вот почему надо совершенствовать соответствующее законодательство.

– В обществе говорят, что депутаты в законотворческой деятельности несколько пассивны. Как вы полагаете, имеет под собой почву такое мнение?

– Напротив, депутаты очень активно участвуют в законотворческой деятельности, всесторонне обсуждают каждый законопроект, постоянно выдают свежие мысли, вносят дельные предложения. Они стали очень активно инициировать подготовленные ими самими законопроекты.

– Вероятно, это преимущественно те законопроекты, которые носят социальную направленность, касаются пенсий, пособий и так далее?

– Депутаты не связаны каким-либо императивным мандатом, в том числе наказами или поручениями, и голосуют в парламенте по своему убеждению. Их интересы не ограничиваются лишь чаяниями избирателей, это государственно мыслящие люди. Только за первый квартал этого года депутаты внесли шесть законопроектов, в том числе "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О рынке ценных бумаг", "О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон РК "О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РК и Закон РК "О прокуратуре" и другие.

– Интересно, что нового внесли депутаты в закон о ценных бумагах? Ведь рынок ценных бумаг у нас так и не нашел своего должного развития…

– Не спорю, в Казахстане до сих пор фондовый рынок развит слабо, несмотря на то что мировой фондовый рынок имеет 400-летнюю историю. В связи с бурным развитием промышленности президент страны поставил задачу совершенствовать фондовый рынок как эффективный рыночный механизм привлечения средств как иностранных, так и отечественных инвесторов. Работа в этом направлении продвигается. В названном вами законопроекте депутаты предложили расширить перечень ценных бумаг, ввести инфраструктурную облигацию с целью более эффективного использования накопленных как населением, так и различными фондами средств для развития промышленной инфраструктуры, и в первую очередь автомобильных и железных дорог.

– Взаимоотношения исполнительной и законодательной ветвей власти во все времена и во всех государствах были непростыми. Как часто в нашем парламенте держат отчет министры?

– Во-первых, сотрудничество парламента с правительством идет по нарастающей. Во-вторых, что касается вашего вопроса, выступления министров перед депутатами парламента проходят достаточно часто, в рамках представления законопроектов и в так называемых "правительственных часах", когда крупные руководители исполнительной власти докладывают депутатам об основных результатах и планах своей деятельности. Здесь, наверное, надо говорить не только об отчете, но и о "сверке часов" различных ветвей государственной власти.

– Это очень серьезно?

– Судите сами: во время встречи депутаты задают министрам до полусотни вопросов, стороны намечают какие-то совместные действия, мероприятия в дополнение к уже существующим планам. Причем обсуждается самый широкий спектр тем – от задач общегосударственного масштаба, международной деятельности до проблем конкретных предприятий, населенных пунктов и судеб людей. Мелочей в государственной деятельности нет.

– Часто ли депутаты обращаются с запросами к представителям исполнительной власти? А к премьер-министру, генеральному прокурору, председателю КНБ и к другим первым руководителям могут обратиться?

– Практически каждое заседание палат начинается с депутатских запросов. За сессию число запросов достигает от 600 до 800. В поле зрения парламентариев – все стороны жизни государства. Нередко депутатские запросы позволяют восстановить нарушенные права граждан, содействовать решению как местных, так и общегосударственных задач.

– Состав депутатского корпуса третьего созыва уже адаптировался к новым для многих депутатов обязанностям?

– Не только адаптировался, но и вполне весомо заявил о своем потенциале. У президента страны имеется полное взаимопонимание с парламентом, более слаженной стала работа парламента с правительством, Конституционным советом, Верховным судом. У Казахстана огромные перспективы, масштабные задачи, намеченные главой государства. Их можно осуществить только командой единомышленников, патриотов, работающих на процветание республики. В целом вся деятельность парламента показывает, что, несмотря на то что в нем представлены различные политические партии, разные по характеру, образованию, мировоззрению, убеждению люди, они уже стали хорошей командой, достойно осуществляющей высшую законодательную власть страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Нам нужны менеджеры новой формации" 29.07.2005
Айталы защищал 100 тысяч старых дев 29.07.2005
"Переворот должны делать 15 миллионов человек" 29.07.2005
Деньги для "Наурыза" 28.07.2005
"Буду резать ножом" 28.07.2005
"Раз хозяева "Хабара" попрятались - надо его национализировать" 28.07.2005
Талгат Теменов: Ничего личного 28.07.2005
Загипа Балиева: "Я всегда иду по солнечной стороне жизни" 27.07.2005
Курманбек Бакиев: "Присутствие России в нашем регионе - гарантия стабильности и безопасности" 27.07.2005
Шамиль Абилтай: Я чувствовал, что иду по чужой дороге 22.07.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz