NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Вторник 23.07.2019 03:46 ast
00:46 msk

Особый статус - быть на высоте
И.Тасмагамбетов: …На мой взгляд, в основе любви к людям, которую вы обозначаете как главное качество мэра, лежит чувство сопереживания. Понятно, что решить проблемы каждого лично я не смогу. Поэтому и делаю ставку на системную работу
05.09.2005 / интервью

Олег КВЯТКОВСКИЙ, "Казахстанская правда", 2 сентября

Восемь лет назад, когда столичный статус был передан Астане, скептики прочили Алматы неминуемую участь "провинциализации". Но годы шли, а взлелеянный в колыбели Заилийского Алатау город лишь хорошел, наполнялся динамизмом и обретал лоск респектабельности. Не утратив своей красоты и величия, южный мегаполис и сегодня остается местом знаковых событий в политической, деловой и культурной жизни страны. О дне современном и перспективах города в новом тысячелетии в беседе с нашим корреспондентом рассказал аким Алматы Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ.

- Имангали Нургалиевич, вы помните, как оказались в этом городе впервые в своей жизни? Какие были впечатления тогда?

- Полагаю, что этот момент не забывает ни один казахстанец. Поэтому, безусловно, помню. О том памятном дне скажу одно: мои ожидания не были обмануты.

Я увидел зеленый, уютный, но в то же время динамичный многоэтажный город. В нем чувствовалась особая аура. Смешение юношеского задора и своеобразной респектабельности. Такой город не может не влюбить в себя с первого взгляда…

- Первым градоначальником здесь был Павел Зенков, назначенный в 1877 году. Вы - 26-й здешний градоначальник. А был тут первый генерал-губернатор Семиречья Герасим Алексеевич Колпаковский. Вообще, разные у вас были предшественники… Мэр этого города - необычная, сложная должность. Так было всегда. Алма-Ата - столица Казахстана, областной центр - столько начальников... Мэр среди них - не самый главный, вы это чувствуете нынче?

- Я бы сказал, что аким - непростая, но вместе с тем очень интересная должность. Наперечет я не скажу имен моих предшественников. Но многих из истории знаю.

С переносом столицы в Астану, а областного центра - в Талдыкорган Алматы получил статус города республиканского значения. Так что плотность чиновничества на квадратный метр заметно уменьшилась.

Что касается рангов. Никогда не хотел чувствовать себя главным. Не говоря уже о переживаниях, что я таковым не являюсь.

Кстати, спасибо, что напомнили мой порядковый номер.

- Начальник вот такого города обязан по натуре быть активным созидателем. И - человеком, любящим людей. На мой взгляд, это главное качество настоящего мэра. Насколько оно, это качество, ожило за шесть месяцев в вас, как вы сам его чувствуете? Социальные программы, прием по личным вопросам...

- Судя по вопросу, вы считаете, что на прежних должностях я зачерствел. Заверяю вас, что этого не произошло. Хотя положение акима предполагает постоянное погружение в конкретные проблемы реальных людей. И они не могут оставить равнодушным.

На мой взгляд, в основе любви к людям, которую вы обозначаете как главное качество мэра, лежит чувство сопереживания. Понятно, что решить проблемы каждого лично я не смогу. Поэтому и делаю ставку на системную работу - принятие городских программ. Этим минимизируется сама возможность появления проблемных вопросов. Здесь помогает знание реальной картины, в которую жизнь ежедневно добавляет новый штрих…

- Человек - это стиль. Интересна и принципиально важна ваша личная система управления мегаполисом. Понятно, что замкнуть всe на себя - лучший способ обрушить всю схему городского руководства. Мэр - это тот же дирижер. Ему нужен оркестр. Как он вами составлен, составлен ли? По какой методике?

- Собственно, вы сами ответили на свой вопрос. Аналогия с оркестром вполне подходит. Для меня также важно, чтобы он играл мастерски и слаженно.

Методика? Она довольно проста. Остаются ли прежние люди или приходят новые, они должны быть профессионалами. Этот принцип - один из главных. Другой не менее важный принцип - преемственность. Нельзя начинать созидание с разрушения. Особенно в такой тонкой системе, как управление большим городом.

Понятно, что люди бывают с разными характерами, подходами и увлечениями. Но они должны еще уметь работать в команде. Поэтому не терплю тех, кто фальшивит. И в прямом, и в переносном смысле.

- Позиция и настроение людей в крупнейшем городе страны всегда очень важны для всей республики. Отношение к власти, воспитание принципов социального мира здесь следует, на мой взгляд, сформировать в самую первую очередь. Ведь все революции происходят в столицах, все самые лучшие и самые страшные процессы в них идут... Как вы сейчас оцениваете настроение горожан?

- Согласен с вами. Крупные города давно стали средоточием наиболее важных процессов. Крупнейшие в истории события происходят не на открытых полях, а в ограниченном пространстве мегаполисов. Поэтому оценка социального самочувствия горожан, безусловно, важна. Его я могу охарактеризовать как позитивное. Большинство алматинцев адекватно воспринимают как решаемые проблемы, так и положительные изменения. Абсолютно довольных своим положением людей не бывает.

Но заметьте перемену в запросах. Если раньше жителям города требовалось элементарное - вовремя выплачиваемые пенсии, пособия, зарплата, трудоустройство и т. п., то теперь их все больше интересуют благоустройство, освещение, досуг детей, строительство объектов соцкультбыта. Не этих ли перемен в настроении мы ждали?..

- В своей новой книге "В сердце Евразии" Нурсултан Абишевич, пожалуй, впервые так откровенно, жестко, точно рассказал, обосновал перенос столицы в Астану - фактически спас тогда Алма-Ату... Между тем и вы, и я помним, как в 1998-1999 годах вся наша южная столица напоминала брошенную женщину. Сейчас ведь нет такого ощущения! Есть ощущение двух городов в одном сердце. Во всяком случае, со мной случилось нынче точно так: а у вас нет этого чувства? Есть у вас свой заповедный город в сердце, кроме Алматы?

- Анатомически мне трудно рассуждать. Но то, что именно эти два города задают нынешний дух нации, - бесспорно. Алматы олицетворяет собой лучшие традиции, а столица - стремление к будущему и динамику современности.

Кроме них, символичных города у меня два. Родной Атырау, с которого началось знакомство с феноменом урбанизации. И Уральск, где прошли годы студенчества.

- Алматы - богатый город. Но когда мы так говорим, надо помнить, что город ведь сам заработал свои капиталы. Он много лет был донором и только отдавал. Борьба за повышение процента сохраняемых в местном бюджете налогов здесь всегда была истинно титанической. И далеко не всегда завершалась она в пользу алма-атинского мэра. Как сейчас обстановка на этом вот фронте?

- Да, налоги Алматы - важная составляющая республиканского бюджета. Всегда бытовало мнение, что город чересчур много отдает в центр. Нельзя забывать, что Казахстан - унитарное государство. К тому же молодое, нуждающееся в решении общенациональных интересов и стратегических задач. Есть общенациональные интересы и стратегические задачи.

И на сегодняшний день я бы не стал обозначать понятием фронт межбюджетные отношения города и центра. Баталий не происходит. Есть диалог компетентных специалистов, которые находят компромисс через разумную аргументацию. Понятное дело, каждый доказывает и отстаивает свою позицию.

К примеру, у нас есть вопросы по бюджетной политике центра. В прошлом году остались неосвоенными более 31 миллиарда тенге республиканского бюджета. Теперь приведу нехитрые расчеты. В этом году у города изымают 52 процента доходов, в следующем планируют 61 процент, соответственно 45 и 56 миллиардов тенге. Рост изъятий на 17 процентов. А доходы в городскую казну выросли по сравнению с прошлым годом всего лишь на 6 процентов.

Почему бы, с учетом высоких цен на мировых рынках, не дать возможность направить больше средств на развитие инфраструктуры? Не надо доказывать, что это дает мультипликативный эффект, напрямую отражающийся на росте налоговых сборов в последующем. Астана это доказала.

- Менталитет - наш общий, очень сильный тормоз. У народа, который столетиями находился в составе империи, за полтора десятилетия не может сформироваться государственное или рыночное мышление. Патерналистские привычки очень нам вредят. Между тем власти тоже тут не без греха. Взять тот же малый бизнес, которым славен город и о котором пролито за эти годы столько слез... Разобраться, так нынче ведь крепкому, самостоятельному человеку ничего уже от государства не надо. Так и оставить бы его в покое, оградить от проверок, налоги облегчить ему! Пусть он работает в ноль: пусть от него идут минимальные налоги - он за счет косвенных налогов больше заплатит. Получим занятость и главное - ощущение собственной жизни. Каково сейчас в городе ощущение жизни у бизнесменов?

- Вот уж позвольте не согласиться с вашим утверждением. Рыночное мышление в бизнес-среде достаточно развито. И в этом большая заслуга Главы государства. Именно с его подачи делается все, о чем вы говорите: снижение налогов, ограждение от бюрократической волокиты. Во многом благодаря этому Алматы состоялся как город с активным слоем предпринимательства.

И сегодня повышение доли малого и среднего бизнеса в структуре экономики города - приоритетная задача. Уже сейчас мы получаем от этого сектора 53 процента налогов. Необходимо довести ее до 80 процентов.

В этом направлении мы и работаем. Причем речь идет не о том сегменте малого бизнеса, который живет по принципу "купи-продай". А о качественном повышении доли производственного сектора…

- Конечно, я чуть-чуть погорячился, сказав, что ничего уже не надо человеку от родного государства. Взять ту же преступность. Я помню, за год в Алма-Ате случалось 60 убийств - считалось, это очень много, из них раскрывалось до 90 процентов - считалось, это очень мало... А нынче здесь - истинный эпицентр криминала республики. Акимат хорошо помогает полиции, знаю. Полиция свой хлеб старается, как может, оправдать. Но все-таки что вы еще намерены сделать, как мэр, на этом очень важном направлении?

- Криминал - болезнь социальная. И в каждой стране он присутствует. Первые годы после развала Союза буквально царил разгул преступности. Разлад экономических связей, натуральный обмен, дефицит, неустроенность и масса других причин привели к тотальной дезорганизации общества. Одним из показателей этого стало повышение уровня криминогенности в стране. Отзвуки того времени до сих пор слышны, уж слишком глубоко криминалитет смог пустить корни. Но я бы не хотел драматизировать обстановку. Сегодня в городе заметно спокойнее. И для этого мы создаем все условия.

Ни один крупный город не избежал печальной участи быть прибежищем для асоциальных элементов. В них есть все условия не только для достойной жизни, но и для махинаций, обмана, воровства. С этим нельзя мириться. Поэтому мы ужесточаем систему правопорядка в городе. Не меньше сил мы уделяем профилактике правонарушений. К сожалению, предпосылки к криминальному будущему создаются еще в детстве. И здесь необходима кропотливая комплексная работа.

Что касается конкретных мер. В этом году нами выделено более трех миллиардов тенге на обеспечение деятельности правоохранительных органов. Практически 70 процентов затрат на охрану правопорядка несет местный бюджет. К укреплению системы правопорядка мы активно привлекаем новые технологии. К примеру, созданы экспериментальные площадки видеонаблюдения в районе ЦУМа и стадиона. Надо сказать, это приносит свои плоды. За последнее время нет ни одного тревожного сигнала с этих объектов…

- Любой и каждый город должен быть масштабным человеку. Хотя бы его центр... Но что получилось в последние годы, каким стал теперь облик старого центра? И каким его видите вы?

- Откровенно говоря, центр Алматы в последние годы стал терять свой колорит. Этому способствовали два фактора. Мусор, который отягощал собой лицезрение любой красивой панорамы. И новые здания, построенные без учета специфики и колорита города. К примеру, огромное жилое здание на пересечении улиц Абылай-хана и Кабанбай-батыра, разрушившее неповторимую архитектурную ауру того района.

Я считаю, что на то он и старый центр, чтобы его лелеять и холить, но ни в коем случае не подвергать радикальным изменениям. Вообще, в современных реалиях город мне видится полицентричным. Причем в каждом из них в равной степени должна быть представлена и деловая часть, и жилые массивы, и инфраструктура досуга.

В ином случае старый центр задохнется - от обилия машин, роста деловой активности. Тогда как в мировой практике он является местом притяжения туристского интереса. Для этого надо сделать все. Хотя нет пределов для совершенства. Как говорится, "Венеция была бы чудесным городом, если ее осушить"...

- Вы создали градостроительный совет. Что ему удалось? Прежний лозунг - "Архитектура национальная по форме, социалистическая по содержанию". Бани "Арасан", за которые критиковали Кунаева, поныне украшают город. Цирк и Дворец республики, Дворец бракосочетаний... Все крупные сооружения изначально мыслились как ансамбль. Но пришел дикий рынок, и начался хаос. Удастся остановить его? Удастся избежать такой опасной ситуации, при которой алматинцы обретут комфортное жилище, но потеряют теплый общий дом?

- Беспорядочную застройку удалось остановить. Но некоторые проблемы, порожденные в то время, остались по сей день. Они преодолимы. Полагаю, выше я уже ответил на вторую часть вопроса. Уверен, что теплый общий дом мы сохраним. И конечно, совместными усилиями.

Действительно, дело не только в жилищных условиях. Насколько пагубен смог, соли тяжелых металлов, которыми насыщен воздух Алматы сегодня, могут сказать медики. Достаточно сказать, что превышение предельно допустимых концентраций по формальдегидам более чем в 5 раз, по диоксиду азота - почти в 2 раза. Поэтому одна из важнейших наших задач заключается в решении экологических проблем, в том числе обеспечении проникновения горного бриза через тело города.

Но это одна часть проблемы. Всем известно, что наибольший вред воздушному бассейну города наносит автотранспорт. Чтобы решить эту проблему, мы должны создать принципиально новую систему общественного транспорта с соответствующей ей инфраструктурой. Это пробивка новых дорог, строительство автомобильных развязок, автопаркингов и т. д.

Нам также нужно буквально реанимировать "легкие" города - его зеленые насаждения, разбить новые скверы и парки, построить фонтаны и современную ирригационную систему, включая традиционный ее вид - арыки.

Однако хочу подчеркнуть, что утвержденный нами генеральный план развития города ни в коем случае не представляет собой нечто, подобное "священной корове", на которую следует молиться. За последние 15 лет стратегия застройки города трижды корректировалась.

Наш вариант отвечает потребностям сегодняшнего дня, но в перспективе с появлением новых прогрессивных технологий в градостроительстве, новых задач развития мегаполиса может стать мал для нас и должен будет изменяться.

- Есть программа "Дворы". Очень важная, как мне кажется! Переулки, дворы и скамейки, которые, собственно, и есть судьба. Те кусочки планеты, за которые уцепилась твоя жизнь. Вообще, городу нужен уют. Уют есть соразмерность. Москва, например, втрое ниже Нью-Йорка, но вдвое шире. В декабре Москва - город третьего мира; в июне - классный город, первого разряда... Природа вокруг города - она одновременно создает и суперауру, и постоянно угрожает... Как совместить хотите вы природу, безопасность и уют?

- Бесспорно, понятие уют чуть ли не главное применительно к большому городу с его размахом, динамикой, темпом и стилем жизни. На Западе в поисках уюта люди уезжают из каменных теснин административного центра на окраины. У нас тоже наметилась такая тенденция, хотя по-прежнему жить в центре города престижно.

Безусловно, природу, безопасность и уют надо совмещать. И это мы стараемся делать. К примеру, не устаю объяснять, что решение о запрещении строить высотные дома выше Аль-Фараби, продиктовано экологическими соображениями. Высотки закрывают элементарный доступ воздушных масс со стороны гор. Ну не может быть Алматы выше своего разумного предела. Так что три указанных параметра не просто желательно, а обязательно совмещать. Это в интересах всех горожан…

- Что происходит в городе сейчас на стройплощадках? Реконструкция или строительный бум? Мне кажется, очень важен здесь точный ответ. Реконструкция отличается от строительного бума тем, что власть проводит ее с определенной целью. Подобный бум бывает раз в сто лет. Город может стать подлинной архитектурной столицей? Но станет ли?

- Честно сказать, не понял вашего взгляда на различия между двумя понятиями. А если же имеется в виду, идет ли в городе простое обновление? Или это целенаправленное строительство? То отвечу, что строительный бум налицо. Только по программе жилищного строительства мы вводим в этом году 445 тысяч квадратных метров жилья. С учетом частной инициативы темпы невиданные даже в советское время.

Другой вопрос - архитектурный облик города. Казалось бы, здесь нет пределов фантазии. Но, как показала практика, она ограничивается железом, бетоном и обилием прямых углов. Это прошлый век. У Алматы нет простора, как у других городов, к которым применима фраза: "Машины расплодили пригороды и убили город". Уехать из города, наставив в центре коробки административных зданий, мы не можем. А жить в каменных джунглях никому не хочется. Поэтому ни один проект не проходит келейно. Все обсуждается градостроительным советом. И от этой практики мы не намерены отступать.

И не подумайте, что это прихоть эстета-градоначальника, глаз которого не приемлет неприглядных фасадов. Это и продиктованная реалиями необходимость обеспечить безопасность более чем полутора миллионного населения крупнейшего мегаполиса страны, расположенного в зоне высокой сейсмической активности. Согласитесь, неуютно жить в незащищенном от капризов природы городе.

- Вы предложили пересмотреть все ранее выданные архитектурные задания, ужесточить контроль строительства в пределах красной линии и линии разлома. Что это уже дало?

- Прежде всего это дисциплинирует застройщиков. Городская среда не терпит самодеятельности. Грамотная и системная планировка становится главным условием нормальной жизнедеятельности города.

Без этого задачу гармоничного развития можно даже не ставить. Не говоря уже о безопасности. К большому сожалению, люди думают о своей безопасности в последнюю очередь. "Обойдется" - такова установка большинства. А, как известно, ломать стереотипы труднее всего.

- Очень остро стоит сейчас в городе проблема сноса старого жилья и оптимальных компенсаций за него. Как нынче договариваются в городе с хозяевами тех хибарок, что идут под снос?

- Никто сегодня не отрицает, что ветхое жилье надо сносить. Но как только в дело вступает конкретный механизм, дают о себе знать законы рынка. С одной стороны, собственники требуют как можно большей компенсации. С другой - застройщики предлагают минимизировать его. Разумный баланс найти нелегко. Собственно, это и есть задача городских властей как посредника в их отношениях привести обе стороны к консенсусу. Такие пути есть.

Приведу в качестве примера недавний случай. Я встретился на днях с представителями и временного комитета "Узаконим наш дом", где объединились жители нескольких микрорайонов, возникших на месте присоединенных к городу территорий.

Так как проблема имеет комплексный характер, было предложено создать комиссию из числа заинтересованных городских структур, суда и членов временного комитета. На ежедневных совещаниях они будут рассматривать каждый вопрос в отдельности и выносить решения, подключая суд в спорных вопросах. К слову, первые 400 решений об узаконении земли уже мной подписаны. Это говорит о том, что диалог может строиться на конструктивных началах. А вовсе не на оголтелом обвинении власти во всех немыслимых бедах…

К слову о том, почему тема сноса удобна для политических спекуляций.

Сегодня среди охваченных ажиотажем людей, в том числе тех, кто угрожает нам проведением несанкционированных митингов (о так называемой "политической" составляющей этого вопроса я скажу позже), можно выделить две категории. Те, чьи права действительно были нарушены, и те, кто чувствует, что сам находится вне закона.

Среди последних - жители 500 домов, незаконно возведенных в зоне так называемой красной линии, а иначе говоря, на магистральном газопроводе в 55 атмосфер. Завтра кто-то из этих домовладельцев решит выкопать себе яму под погреб или еще какую-нибудь нужду, нарушит его герметику, а кто-то в этот момент просто закурит. И все! Зона термического поражения может достичь 150 метров, и все, кто в ней окажется, просто сгорят. Кто ответит за это?! Можем ли мы делать вид, что проблемы не существует, и легализовать эту собственность?

Не сегодня и не вчера был начат самозахват этих участков, и на них начато строительство. Единичные случаи произошли еще в 1995 году, а особый размах это явление получило с 2000 года. Ошибка городских властей, и в первую очередь собственников газопровода, в том, что они допустили эти явления. Если бы иски в суды подавались на первых нелегальных застройщиков, их строения демонтировались, а еще и налагались соответствующие административные меры, то такого беспредела сегодня бы не было.

Но есть еще около полутора тысяч домов, возведенных без оформленных должным образом правоустанавливающих документов на землю, иногда на специально отведенных территориях для строительства дорог, водопроводов, роддомов, больниц, школ, детских садов.

Что бы делали вы на моем месте? Раздали бы все эти участки тем, кто их занял без всяких на то оснований? Но что будет, если каждый алматинец, и даже не имеющий городскую прописку, и даже нелегальный мигрант из соседней республики, придет и станет самовольно нарезать себе по кусочку земли. И на что тогда вообще власть?

По закону мы должны просто выселить этих людей, вернув землю в городскую собственность. Но, понимая социальную значимость этого вопроса, мы принимаем решение об изъятии этой земли с выплатой компенсации. Хотя мы этого делать не должны!

Но вот тут находятся те, кто в угоду своим политическим амбициям приходит к этим людям и говорит что-то вроде: "Власть - народу!", "Земля - крестьянам!", "Айда на баррикады!", "Мы поддержим вас, а вы нас!". На выборах, конечно. К власти рвутся. Ведь грядет электоральный период. И не важно, выполнит ли тот, кто обещает землю, свои обязательства, главное - создать шумиху.

Поэтому хочу заявить, что нет в вопросе изъятия земель и сноса политической составляющей. Есть вопросы хозяйственные, экономические, правовые! Все остальное, как я уже сказал, не более чем политические спекуляции.

- Идея культурного центра - одна из главных сейчас. Но ведь культурный центр - это чтобы сначала в подъездах не воняло, это тот же менталитет горожан. Как здесь добиться перемен и есть тут какой-нибудь временной лаг?

- На этот вопрос я бы ответил примером из недавно вышедшей книги бывшего мэра Нью-Йорка Р. Джулиани. Главной проблемой этого города к моменту его прихода на должность была преступность. Систему борьбы с преступностью он нашел в теории "разбитых окон". Она гласит, что разбитые окна в брошенных зданиях напрямую ведут к более серьезным проявлениям социального, нравственного и психологического распада. Вкратце суть ее такова: тот, кто ни при каких обстоятельствах не бросит камень, чтобы разбить окно в обычном доме, возможно, швырнет его в здание с уже разбитым окном. Третье, четвертое безнаказанно разбитое окно с большей вероятностью ведут к более тяжким преступлениям. Занявшись мелкими правонарушениями, власти Нью-Йорка снизили уровень преступности в целом. И это не парадокс.

Принципом "не забывать о мелочах" пронизаны все принятые нами городские программы. Внутренняя культура человека формируется не только в семье, школе. Она черпается и из окружающей его городской среды. В красивом, ухоженном месте, оборудованном мусорными корзинами, у человека не будет причин бросить окурок или обертку под ноги. Очищая город от мусора, расставляя контейнеры по их сбору, ремонтируя дворы, парки, скверы, фонтаны, мы серьезно рассчитывали на мультипликативный эффект. Есть он или нет, прошу убедиться самим…

- В Алматы когда-то, на мой взгляд, была создана определенная социальная модель для всего Казахстана. Сюда стремились представители элит и всех родов и жузов. В СССР тут был достаточно высок процент казахского населения - 22 по переписи 1989 года. И этот город был действительно не "казахским", не "русским", а лишь евразийским. Тут не было диаспор и общин, все нации составляли единое целое, поскольку люди должны были еще в раннем детстве научиться договариваться друг с другом, уметь всегда друг друга понимать. Эти качества город экстраполировал на всю республику. Важнее и дороже, чем взаимопонимание, для нас нет ничего - об этом постоянно говорит наш первый Президент.

- Это не вопрос, а скорее утверждение. С ним я соглашусь. Образно говоря, История в обилии расставила грабли, одна из них - национальный вопрос. Кто только не наступал на них! Особенно в прошлом веке. Для казахстанцев это более чем понятно.

Алматы в этом плане действительно уникален. Без намека на природное месторасположение города скажу, что здесь действительно плавильный котел культур и народов. И это надо ценить и беречь. Во всяком случае, я приложу к этому все силы.

- И кстати, о базарах. Их решено заметно сократить. Сейчас рынки дают полтора миллиарда тенге налогов, но недоплачивают в бюджет тех же самых налогов на 60 миллиардов! Там грязь, преступность, антисанитарные условия. Но вы прекрасно понимаете: базары цепки, как репей. Что удалось вам сделать в этой сфере?

- Свой вопрос вы предварили теми доводами, которыми и я руководствуюсь, принимая решения по базарам. Это не моя прихоть. Любой, кто был на наших барахолках, позвольте мне их так называть, может поделиться отнюдь не лучшими впечатлениями. Многие из них организованы и работают в худших традициях соцреализма. Я же считаю, что город должен не только называться городом, а быть им. И не только в центре.

Могу сказать, что весь перечень проблем, связанных с ними, мы знаем. Самый главный вопрос - это санитарное состояние рынков, а также качество завозимых продуктов, миграционные процессы. И как вы заметили, бюджет города теряет огромные деньги, которые являются неучтенными. Поэтому речь идет не о механическом сокращении рынков, а о придании им цивилизованного вида.

Но это не может сопровождаться исключительно административными мерами. Особенно учитывая то, что на них одевается и закупает продукты 90 процентов горожан, а основные доходы четверти населения так или иначе связаны с базарами. Поэтому никакой спешки не будет. Взвешенность, продуманность и системность способны помочь разрубить гордиев узел "базарных" проблем…

- Аким всегда хоть в чем-нибудь, но непременно окажется виноватым. Специфика должности такова. Часть людей всегда против всего, даже против хорошего. Так уж люди устроены. Осложняет вам жизнь вот такая естественная философия должности вашей?

- Я уже как-то отвечал на подобный вопрос. И могу повторить: как человека это меня задевает, но работе не может помешать. Вы назвали это философией, вот и я стараюсь относиться к этому по-философски…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Абылай Мырзахметов: "Налоги в Казахстане можно и нужно снизить" 29.09.2005
"Казахстан – моя вторая Родина" 27.09.2005
"Черный пиар" ударит бумерангом 21.09.2005
Поствыборная стратегия президента 21.09.2005
Высшие ценности - мир и согласие 21.09.2005
Воспитатель 15.09.2005
"Уверен, что народ Казахстана сделает правильный выбор в пользу действующего Президента" 14.09.2005
"Армия должна быть освобождена от несвойственных ей функций" 14.09.2005
"Когда мы декларируем свободную экономику, речь идет не только о свободе бизнеса" 09.09.2005
Курултай соберет казахов всего мира в Астане 08.09.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.07.19 Вторник
76. КАЖИБАЕВ Амангельды
73. КЕНЖИН Тулеш
73. ЧЕРДАБАЕВ Магауия
71. БЕКТУРСЫНОВ Ызгарбек
68. ДЕНИНГ Николай
67. ЖУБАНДЫКОВ Серик
66. ЕГИЗБАЕВ Алтынбек
64. САБДЫКОВ Нур
61. БАЗАРБАЕВА Асия
58. БЕГЕШЕВ Ахмет
56. АРЫСТАНОВ Талгат
50. МАЛЫБАЕВ Бакитжан
48. ЛАВРИНЕНКО Элина
47. МАТАЕВ Талгат
46. СЫДЫКОВ Архат
...>>>
24.07.19 Среда
83. БЭНГ Чан Йан
82. САБИРОВ Шмидт
76. АХМЕТОВ Иманали
71. ФОГЕЛЬ Виктор
68. БОРОДИН Александр
62. ИСКАКОВ Адилхан
62. КУЛЕКЕЕВ Жаксыбек
62. МИРЗИЁЕВ Шавкат
61. КОЙШИБЕКОВ Болат
60. ОТАРБАЕВ Ганибек
58. КУСПАН Айгуль
53. АСИЛЬБЕКОВ Алмас
53. ЕСКЕНДИРОВ Самат
53. ТОЛЕУЛИЕВ Мухтар
49. УАКПАЕВ Бауржан
...>>>
25.07.19 Четверг
93. МУСИН Курган
73. БАСИБЕКОВ Аскар
73. ЕСПАГАНБЕТОВ Келдыбай
72. РЫСБЕКОВ Туякбай
71. НЕТРЕБСКИЙ Николай
69. КЛЮЧНИКОВА Валентина
68. ЕРКЕБАЕВ Сагидулла
68. НУРГАЛИЕВ Болат
67. СОЛЮЛЁВ Александр
65. ИДРИСОВ Бахыткали
63. БАЙМУХАНОВ Тимур
63. ДЖУЛАМАНОВ Нурлан
58. БЕЙСЕМБАЕВ Кудайберген
57. СЕЙДАХМЕТОВ Бекен
56. ХАЙРУШЕВ Асылбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz