NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)
За кого Вы проголосуете на президентских выборах?








Поиск  
Среда 22.05.2019 08:10 ast
05:10 msk

"Олигархический период закончен. Забудьте"
Российский крупный бизнес меняет облик. На смену интегрированным бизнес-группам, или ФПГ, пришла новая для России организационная форма - компании. Компании адаптируются под стандарты и правила глобальных рынков капитала: финансового и фондового…
11.10.2005 / интервью

"Деловые люди", № 174, сентябрь 2005 г.

О новом этапе в жизни крупного российского бизнеса доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ беседует с Еленой Старостенковой.

- Российский крупный бизнес меняет облик. На смену интегрированным бизнес-группам, или ФПГ, пришла новая для России организационная форма - компании. Компании адаптируются под стандарты и правила глобальных рынков капитала: финансового и фондового. Этот процесс продолжается более пяти лет, он изменил и сам крупный бизнес, и формы его диалога с государством. Каковы, на ваш взгляд, нынешние отношения бизнеса и власти? Можно ли сказать, что они сформировались под воздействием "дела ЮКОСа"?

- Отношения бизнеса и государства - модная тема, активно обсуждаемая журналистами. Однако с точки зрения реальных процессов, происходящих в российской экономике, уже далеко не самая серьезная.

Я бы сказал так. Для успеха в крупном бизнесе любовь или нелюбовь государства - важное обстоятельство, но не главное. В лидерах остаются (или в лидеры выходят) прежде всего те, кто добился благосклонности инвесторов, в частности, международного фондового и финансового рынков. Судьба крупнейших отечественных бизнес-структур и бизнес-проектов уже несколько лет как определяется не только и не столько в Москве или в Кремле, сколько в банках и на биржах Лондона, Нью-Йорка, Франкфурта и Токио.

Осознав этот факт, все российские интегрированные бизнес-группы (ИБГ) начали перестраиваться для выхода на международные рынки. Этот процесс имел много разнообразных последствий. И главное состоит в том, что изменился основной субъект российского крупного бизнеса. Теперь эту роль выполняют компании. ИБГ никуда не делись, но превратились в "мягкие" коалиции компаний. То есть из российского варианта чеболей они трансформировались в российский же вариант финансовых холдингов или инвестиционных фондов.

Интересно, что можно с определенной точностью указать моменты возникновения и завершения в основном этого процесса. Началось все весной 2000 года, когда был создан "Русский алюминий" - первая отечественная компания мирового уровня, возникшая не по воле государства. Второй - весна 2005 года, когда произошло успешное IPO (первое публичное размещение акций) "Северсталь-Авто", показавшее, что международные инвесторы готовы вкладываться даже в те отрасли российской экономики, которые никогда не были успешными.

То есть процесс в целом занял около пяти лет. Примерно столь же продолжительным был и период доминирования ИБГ.

Всего за 10 лет лидеры российского бизнеса успели и родиться, и вырасти, и радикально измениться. Вместо одиозной фигуры олигарха, кормящегося от эксклюзивных отношений с государством, на первый план выходят бизнесмены, успешно осваивающие премудрости жизни в условиях глобализации.

Государство, на мой взгляд, в основном поддерживает этот процесс. Конечно, не всегда осознанно и последовательно. Но в целом факты говорят о нежелании государства ни раскулачивать крупный бизнес, ни препятствовать его встраиванию в мировую экономику. К нему предъявляются лишь два безусловных требования.

Первое - экономическое. Оно состоит в необходимости следовать не только букве, но и духу законодательства. Так, как этот дух понимает власть. Отсюда налоговые претензии за прошлые годы. Но для благонамеренных подданных они не носят разрушительный характер. Как известно, налоговые претензии к "ЛУКойлу", "Сибнефти" и "Вымпелкому", с которыми компании согласились, не нанесли урон их бизнесу.

Второе требование - безусловная политическая лояльность и отказ от самостоятельной политической активности. В знак подтверждения серьезности этого требования и была уничтожена ИБГ "ЮКОС-Менатеп".

Крупному бизнесу пришлось с этими требованиями согласиться, и в настоящее время его стратегия сочетает политическое разоружение и активный лоббизм по конкретным хозяйственным вопросам.

- И что, российский бизнес-лоббизм стал цивилизованным?

- Давайте определимся с тем, что сегодня у нас называют лоббизмом. Первое - это откровенная коррупция и ее сестра-противоположность - бизнес конкретных чиновников. Экономисты-теоретики даже термины придумали специальные: "state capture" и "business capture". Второе - жесткое олигархическое давление на государство, за которое во многом поплатился "ЮКОС". Третье - споры и дискуссии между заинтересованными сторонами по конкретным экономическим проблемам, пусть и максимально жесткие. Это и есть цивилизованная практика. Такой способ обсуждения во всех развитых странах применяется по отношению к тем вопросам, которые в принципе не могут быть решены ни чиновниками, ни бизнесом по отдельности. Лоббизм при этом - способ обратной связи для власти, способ получения информации о возможных негативных последствиях принятия того или иного решения. Было бы очень плохо, если бы такие формы диалога были объявлены политическим преступлением.

- A походы к президенту, когда состав "ходоков" обсуждается не менее активно, чем состав Политбюро в прежние годы?

- Такие встречи - это не лоббизм. У них другая функции. Одна из них в том, чтобы продемонстрировать всем заинтересованным сторонам, кто у нас самый "равноудаленный" от власти. Вторая - показать, какие отрасли, секторы и направления государство считает приоритетными. Поэтому иногда на такие встречи приглашаются люди, по формальным признакам к представителям крупного бизнеса не относящиеся. Такие как разработчик программного обеспечения Андрей Карачинский или фондовик Рубен Вардянян. Наконец, для президента такие встречи - канал прямого доведения своей позиции до лидеров бизнеса. И одновременно - обратной связи.

Я считаю диалог в такой форме полезным. Но, конечно, подобные встречи могут прекратиться в любой момент. Как только власть сочтет их ненужными. И ни для кого ничего страшного при этом не произойдет.

МОТИВЫ И СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

- Сколько в России всего крупных компаний, сколько у них собственников? И кто сможет пополнить эти списки по итогам нынешнего года?

- На сегодня количество субъектов крупного бизнеса, по моим оценкам, 50-100. А количество влиятельных на федеральном уровне бизнесменов - свыше 100 человек. Что касается новых субъектов, то их появление уже невозможно в металлургии. Маловероятно в нефтяной промышленности и нефтехимии. И вполне возможно в таких отраслях, как машиностроение, стройиндустрия, пищевая промышленность и торговля. "Звезд" бизнеса скорее всего будет становиться все больше.

При этом важно отметить, что возникновение новых крупных бизнесов уже не связано напрямую с приватизацией. Главное действующее лицо сегодня - это тот предприниматель, который покупает уже имеющиеся частные предприятия и формирует из них новые эффективные конструкции. То есть новый крупный бизнес рождается там, где не завершена концентрация производства, либо там, где оно быстро растет. А случаи рождения принципиально нового крупного бизнеса с нуля остаются в российской практике единичными. Среди них можно упомянуть "Вымпелком", "Пятерочку" или "Евросеть".

- Какие изменения в деятельности крупного бизнеса произошли в результате выстраивания компаний?

- У компаний-лидеров новые для России мотивы деятельности и показатели ее успешности. Во-первых, их поведение детерминировано не государством и вообще не внутренними факторами, а позицией зарубежных инвесторов и кредиторов. Как фактических, так и потенциальных.

Во-вторых, главным критерием эффективности становится капитализация, а не размеры контролируемых финансовых потоков, что было наиболее важным с точки зрения ИБГ. Собственник при этом реализует свои интересы через получение дивидендов и доходов, связанных с ростом капитализации.

В-третьих, для компаний, "респектабельных" с позиции международных инвесторов и кредиторов, обесценивается административный ресурс. А личная уния с властью, активное участие в политике и прочие атрибуты "олигархичности" становятся прямо контрпродуктивными. Они воспринимаются глобальными рынками не как конкурентное преимущество, а как дополнительный риск. И котировки акций, и кредитные рейтинги реагируют на любые подобные явления отрицательно. Однозначно. Здесь любимое словечко Владимира Жириновского абсолютно точно характеризует ситуацию.

Структура собственности компаний, ранее утаиваемая и чаще всего запутанная до полной непонятности, перед международными инвесторами раскрывается полностью - вплоть до конечных бенефициаров.

Ресурсы для развития крупные компании получают на мировых финансовых и фондовых рынках. Причем процедуры, с этим связанные, приобрели характер вполне привычных технологических операций. Даже новейший для нас способ - IPO - последний год используется с частотой один-два раза в месяц. А синдицированные кредиты и выпуск еврооблигаций на сотни миллионов долларов стали доступными для любой успешной и известной в мире российской структуры. В балансе крупнейших компаний задолженность в сотни миллионов - обычное явление. А у нефтяников она, как правило, измеряется миллиардами.

- В каких направлениях и формах идет подстройка российских компаний под международные стандарты?

- Основных направлений три. Во-первых, это введение норм хорошего корпоративного управления. Устоявшийся, но не вполне удачный перевод - good corporate governance; более адекватный - "хорошее корпоративное построение". Эти нормы включают многое: в уставах закрепляются способы определения объемов выплачиваемых дивидендов, принимаются кодексы корпоративного поведения, создаются системы защиты интересов миноритарных акционеров, используется институт независимых директоров и тому подобное.

Во-вторых, меняется исполнительный менеджмент: идет переход на международные стандарты отчетности, приглашение надлежащих аудиторов, назначение иностранцев на ключевые управленческие должности. Одна из основных целей здесь - убедить рынки в отсутствии пресловутой российской специфики.

Третье - формирование правильной с точки зрения кредиторов и инвесторов производственной структуры и продажа непрофильных активов. Даже если в условиях современной России это приведет к определенным потерям в текущей эффективности.

- Где, в каких сферах экономики сконцентрирована деятельность крупных российских компаний? А в каких их нет, почему?

- Основная часть крупного частного бизнеса связана с сырьевыми и базовыми отраслями (нефть, нефтехимия, черная и цветная металлургия, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность). Далее - ВПК, гражданское машиностроение, промышленность стройматериалов и строительство, телекоммуникации. Неожиданно много крупных компаний в АПК, причем их список быстро пополняется. Например, в него недавно вошла компания "Объединенные кондитеры".

Относительно новая и, несомненно, успешная сфера деятельности крупного российского бизнеса - розничная торговля. Здесь, кстати, компании растут быстрее всего. Например, "Евросеть" очень быстро достигла миллиардного оборота и вошла в тройку лидеров отрасли (вместе с "Эльдорадо" и "Пятерочкой").

Однако по-прежнему нет крупных компаний в легкой промышленности. Не могу сказать почему. Просто факты таковы: крупный бизнес обошел ее стороной.

- Каким будет следующий этап в жизни российского крупного бизнеса?

- Для компаний-лидеров - все очевидно. Они будут превращаться в транснациональные по образцу своих западных собратьев. Об этом говорит активная скупка активов за рубежом. Вопрос лишь в темпах, географической широте и направленности экспансии и доле, которую будут составлять зарубежные активы. Первыми - еще в 90-е годы - по этому пути пошли "Газпром" и "ЛУКойл", что вполне естественно. Они и самые старые, и самые крупные. Но их серьезная экспансия пока ограничена территориями бывшего СССР и Восточной Европы. В других регионах эти компании сделали лишь имиджевые покупки.

Значительно дальше пошли металлурги. "Новолипецкий металлургический комбинат" имеет завод в Голландии. "Северсталь" - две дочки в Италии и США, дающие уже примерно четверть ее оборота. Причем иностранные предприятия являются прямым продолжением их технологических цепочек, дают доступ к отсутствующим в России технологиям и существенно облегчают возможность работы на европейском и североамериканском рынках. "Русский алюминий" за счет своих иностранных активов стремится обеспечить себя бокситами и глиноземом. Его последняя покупка - 20 процентов крупнейшего в мире глиноземного завода в Австралии, паритетными собственниками которого являются крупнейшие мировые производители алюминия.

С процессом выстраивания отечественных ТНК, который следует оценить, безусловно, положительно, не надо смешивать иностранные портфельные инвестиции, осуществляемые рядом субъектов российского крупного бизнеса. Яркий пример последнего - покупка за 3 миллиарда долларов крупного пакета акций турецкого оператора мобильной связи Turkcell, которую планирует "Альфа-групп". С чисто экономических позиций это, конечно, просто вывоз капитала, вероятно, с целью хеджирования политических рисков. Эта жесткая формулировка нуждается, однако, в двух оговорках. Во-первых, та же "Альфа-групп" несколько лет назад привела в Россию и BP, и Holcim, и Glaverbel. С их технологиями и капиталом. Во-вторых, планируемая сделка с Turkcell почему-то получила прямую поддержку президента России.

- Какова судьба банков, выступавших прежде ядром интегрированных бизнес-групп?

- Давайте уточним. Ядром ИБГ, то есть источником основного потока доходов, банки были очень недолгое время в середине 1990-х годов. До того, как эти группы получили контроль над компаниями и предприятиями сырьевых и базовых отраслей. После чего банки стали лишь сервисными структурами, правда, оказывающими важнейшие услуги, которые нельзя было получить на рынке: они обслуживали внешнеторговые операции, кредитовали и обеспечивали налоговую оптимизацию.

Ситуация вновь изменилась в 2002-2003 годах. Можно сказать, что реальный сектор окончательно перерос финансовый. В частности, кредитные потребности крупных компаний стали несопоставимы (в разы и даже порядки) с возможностями любых частных российских банков. А налоговая оптимизация перестала быть актуальной из-за изменившегося отношения к соответствующим схемам со стороны государства. Что касается обслуживания внешнеторговых операций, то эта услуга для крупного бизнеса уже к концу 1990-х годов стала общедоступной и вполне рыночной.

В результате в рамках ИБГ произошла дезинтеграция реальной и финансовой составляющих. Значимость дочерних, аффилированных или дружественных банков резко упала. Роль главных внутренних кредиторов российской промышленности с 2002-2003 годов стали играть государственные "Сбербанк" и "Внешторгбанк". А ведущие частные банки, вынужденные обеспечивать рентабельность своего бизнеса, перестали делить надежных заемщиков на "своих" и "чужих".

"Групповые банки никто пока не продал. Возможно, потому, что не нашлось желающих дорого купить. Но их в большинстве случаев отпускают в свободное плавание. А наиболее успешных менеджеров переводят в промышленность, как это случилось с Евгением Ивановым из "Росбанка" (перешел в золотодобывающую компанию "Полюс". - Ред.) и Владимиром Рашевским из "МДМ-банка" (возглавил СУЭК. - Ред.).

Российские банки, оказавшись без прежних заемщиков в лице своих хозяев, рискуют остаться изгоями в собственной стране. Не случайно такой популярностью пользуется сегодня идея развития розничного банковского бизнеса. Кстати, в этой ситуации у среднего бизнеса появился реальный шанс получить доступ к необходимым кредитным ресурсам, то есть занять место основного заемщика российских банков, которое ранее принадлежало исключительно бизнесу крупному.

СКЕЛЕТ И МЫШЦЫ ЭКОНОМИКИ

- Давайте поговорим об опасностях для экономики, какие события или процессы несут с собой угрозу стабильному экономическому росту?

- На мой взгляд, главная опасность, равно как и главные возможности для экономического развития страны, лежат в тех сферах, о которых мы еще не говорили.

Крупный бизнес - это далеко не вся экономика. Образно говоря, он лишь ее несущий каркас или скелет. А мышцы и мясо - это бизнес средний. Так вот, сейчас, по моей экспертной оценке, средний бизнес растет, но на 2-3 процентных пункта медленнее, чем российская экономика в целом. И это неудивительно, поскольку основным мотором роста сейчас является сырьевой экспорт, а в этом секторе доминирует "крупняк".

Но дело не только в этом, а еще и в принципиально неверной, на мой взгляд, модели развития, на которую ориентируют средний бизнес подавляющее большинство и политиков, и администраторов, и экспертов.

- Что вы имеете в виду?

- Модель, о которой я говорю, сводится к следующему. Россия - большая экономика с емким внутренним рынком. С ростом доходов емкость эта будет только увеличиваться. И потому средний бизнес должен ориентироваться на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. А дело государства - создавать для этого условия, в том числе с помощью протекционистских мер. Выход же на мировой рынок ассоциируется с чем-то "большим и чистым": нефть, газ, турбины, истребители, коммерческие космические запуски. И ясно, что это дело для крупного бизнеса. Возможно, даже приближенного к государству.

Посыл этот, на мой взгляд, неверен. Россия - это маленькая экономика. По мировым стандартам численность населения у нас невелика, а его платежеспособный спрос еще долго будет оставаться низким. В результате успешный средний бизнес, как правило, обречен очень быстро перерастать масштабы национального рынка. А потому он с самого начала должен быть ориентирован на поиск своей ниши в мировой экономике. Только открытость и выход за рубеж даст бизнесу возможность успешно развиваться и достигать таких объемов производства, при которых обеспечивается высокая эффективность.

Больших экономик в мире, похоже, только четыре. США, ЕС, Китай и Индия. Из них развивающиеся - только две последние. Но с этими странами нам не равняться. Значительно ближе мы к таким странам, как Бразилия, Мексика, Турция. Они, как известно, сейчас реализуют стратегию максимальной открытости. Продают все, что можно, и там, где можно. И покупают все, что нужно.

Хотя целый ряд успешных примеров выхода среднего частного бизнеса из России на мировой рынок уже имеется, сделать это массовым явлением - задача крайне сложная. И по историческим, и по культурным, и даже по географическим причинам. В частности, необходимо завоевывать технологические и продуктовые ниши в очень плотном рыночном пространстве. Без серьезной государственной поддержки успешно решить ее, по-видимому, не удастся. Но это должен быть отнюдь не прямой протекционизм, а гораздо более сложная и развитая система мер. Каких конкретно - сказать сейчас не возьмусь.

ЗАПАДНЫЙ КАПИТАЛ: НОВЫЕ СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ

- Как западный капитал относится к российскому среднему бизнесу? В каких случаях западные инвестиционные ресурсы могут быть ориентированы не на крупный, а на средний российский бизнес?

- На этот вопрос ответ дан. В 2004 году началась активная иностранная экспансия в несырьевой сектор российской промышленности. Прежде всего - в средние по масштабам предприятия и проекты. Иностранцы не только покупают пакеты акций уже работающих российских предприятий, но и строят новые. Список только широко известных примеров исчисляется несколькими десятками.

- Что это, рост инвестиционной привлекательности России?

- На мой взгляд, это свидетельствует о положительной оценке западным бизнесом перспектив экономического развития нашей страны. О том же, в частности, говорит готовность портфельных инвесторов вкладывать деньги в бумаги российских торговых сетей. Я имею в виду успешные IPO "Седьмого континента" и "Пятерочки". Такие приобретения имеют смысл, если есть уверенность, что россияне будут покупать все больше. Такая же логика и в приходе все новых мировых гигантов в отечественную автомобильную промышленность.

- Может ли набраться сумма событий - не обязательно связанных с одной компанией, которая бы по масштабам влияния на восприятие России западными инвесторами сравнялась бы с "делом ЮКОСа"? Например, обещают создать список стратегических объектов, куда иностранцев не пускают, налоговый климат может измениться или специфика российская может уж очень себя показать...

- В принципе такое не исключено, поскольку власть в России может сегодня действовать без оглядки на кого бы то ни было. Но пока я такой назревающей суммы событий не вижу. Ни упомянутые выше налоговые претензии к ряду компаний, ни возможная покупка "Сибнефти" "Газпромом", ни конфликт "Альфа-групп" с Telenor"ом критической массы негатива не создают.

И тем более нет никаких оснований драматизировать запрет на продажу Simens"у контрольного пакета акций "Силовых машин". Когда признанный лидер национального энергетического машиностроения продается прямому конкуренту, государство не только может, но и обязано вмешаться. И разобраться, будет ли покупатель заинтересован в развитии или хотя бы в сохранении приобретенного актива. Своим одобрением одних сделок (например, продажа Самарского металлургического завода американской компании Alcoa) и запретом других власть просто демонстрирует, что у нее есть свои содержательные соображения по поводу того, чем могут и чем не могут владеть иностранцы в России. Но они не сводятся к простейшей формуле "держать и не пущать".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Умирзак Сарсенов: Казахстанская оппозиция – это братья по несчастью, вылетевшие из коридоров власти 31.10.2005
"Хотелось бы вернуться в Россию" 31.10.2005
Ради Марса - никакого секса! 31.10.2005
Передозировка 28.10.2005
Двигаясь вперед, улучшить качество жизни людей 22.10.2005
"Оценивать себя - дело неблагодарное" 20.10.2005
О гендере в американской политике и тайных агентах оппозиции 19.10.2005
Куаныш Султанов: Мы открыты для сотрудничества 19.10.2005
Булат Утемуратов: Никто не сможет "разменять" реформы для народа 17.10.2005
Справедливость всегда относительна 17.10.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.05.19 Среда
76. ВЛАСОВ Николай
74. ЖУМАБАЕВ Бейбит
72. БУЛЕКБАЕВ Виктор
68. ДОБРЫШИН Федор
66. БРАГИНСКИЙ Александр
64. МУРЗАБЕКОВ Шаттыкберген
61. КОЖАХМЕТОВ Асылбек
60. МУТАЛИЕВ Нурлан
60. МЫРЗАБАЕВ Максат
59. АЙТПАЕВА Сауле
55. ЖУМАБАЕВ Айдар
50. НУРЖАНОВ Сабиржан
49. ДЖАНАБЕКОВ Нуржан
48. ИСЕНОВА Бакытгуль
48. РАХИМЖАНОВ Гумар
...>>>
23.05.19 Четверг
78. АХМЕТОВ Адил
72. АХЕТОВ Амантай
71. ЕРМЕКБАЕВ Серик
66. ТЛЕУХАН Рамазан
62. МЫРЗАБЕКОВ Есмахан
57. МАЙЛЫБАЕВ Актай
56. ТУРГАЕВ Мейркан
55. МАКСУТОВ Халел
52. БАЙМУКАШЕВ Мурат
45. ШАРИПОВ Мурат
44. АБЖАНОВА Динара
43. АРПАБАЕВ Бек
43. ШУЖЕЕВА Азиза
42. ПИРМЕТОВ Султан
42. САДЫКОВ Ерик
...>>>
24.05.19 Пятница
80. СПИЦЫН Анатолий
71. БУТИН Вячеслав
67. УРКУМБАЕВ Булат
65. ДЖИЕНБАЕВ Ринат
64. ЧЕПУХИН Василий
63. СКУЙБЕДА Александр
62. МОЛДАГАРИНОВ Аскар
61. ДАДИКБАЙ Марат
61. ЗЛОТНИКОВ Сергей
61. СЕЙДАХАНОВ Искандер
58. АКТАЕВА Куляйша
58. АЛИЕВ Туманбек
54. КОЖАХМЕТОВ Канат
54. НУРМАГАМБЕТОВ Талгат
51. АБЫЛГАЗИН Талгат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz