NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:02 ast
07:02 msk

Марат Якупов: АИСТ - птица гордая: пока не пнешь, не полетит
"Слово было передано приглашенным экспертам, которые как бы тоже работали на блок АИСТ, однако их главная функция состояла в том, чтобы раскритиковать все, что предлагали украинцы…"
14.10.2005 / интервью

"Время", 13 октября

После публикации в прошлом номере нашей газеты интервью Марата ЯКУПОВА ("Как это было. История одной провокации", см. "Время" от 6.10. 2005 г.) мы с некоторым удивлением констатировали повышенный интерес к истории, которая является одним из эпизодов незаконного вмешательства зарубежных "политтехнологов" (во главе с украинским медиа-олигархом Вадимом РАБИНОВИЧЕМ) во внутренние дела нашей страны в период прошлогодних парламентских выборов в Казахстане.

"Время" продолжает публиковать некоторые любопытные, на наш взгляд, фрагменты книги Марата Якупова "Под крылом олигарха. Украина и Казахстан глазами журналиста", рукопись которой любезно предоставлена автором.

...Штаб АИСТа находился в Астане не с самого начала кампании. Вначале он был в Алматы под контролем Гражданской партии и Машкевича. В этом был свой резон, поскольку координация медиа-кампании из Алматы намного удобнее. В старой столице остались все телевизионные студии, а Астана в этом смысле оставалась провинцией. Затем было принято "мудрое" решение разделить штабы и центр перенести в Астану, что губительно сказалось на всей организации кампании. Соответственно, контроль над финансированием перешел в руки мадинова (лидер Аграрной партии. - Ред.).

"Меня попросили старшие товарищи..."

...Телерекламу производили в Киеве. Это были мультфильмы, главным героем которых была птица аист. Аист спасал людей от беды, например от автокатастрофы, и приносил им счастье. При этом он не говорил им, что на самом деле он не птица, а политический блок. Информации о выборах в первых аистиных роликах вообще не было. Это просто запрещалось на тот момент законом: агитацию разрешалось начинать ровно за месяц до выборов. Поэтому телезрители воспринимали ролики как коммерческую рекламу непонятно какой услуги. Многие думали, что это реклама страховой компании.

Музыкальным фоном роликов была известная старая песня "Аист на крыше" в исполнении популярной еще со времен Советского Союза певицы Софии Ротару.

- Почему вы не поставите на радио ролики с песней Ротару? - спрашивал Рабинович Мадинова.

Мадинов с виноватым видом объяснял, что радиостанции не будут этого делать.

Весь разговор свелся к перечислению всех препятствий, которые объясняли бездействие штаба. Мадинов оправдывался, как школьник. Так что я и не сразу осознал, что передо мной сидит депутат парламента, лидер партии и бизнесмен.

Через час была назначена встреча с членами штаба в конференц-зале.

На совещание было приглашено много людей, среди которых оказались известные в Казахстане журналисты, социологи и политологи. Во главе стола рядом с Мадиновым уселся смуглый молодой человек. Это был сопредседатель блока АИСТ, первый секретарь Гражданской партии Азат Перуашев. Немного позже я узнал, что Перуашев просто наемник, который даже не может, по большому счету, называться политиком. Он не был в списке АИСТа, не был ни действовавшим депутатом, ни кандидатом в члены парламента. И это несмотря на то, что в парламенте работал добрый десяток членов Гражданской партии. Позже, когда я брал у него интервью для агитационной газеты "АИСТ", Перуашев, не мудрствуя лукаво, так и сказал: "Меня попросили старшие товарищи, и я согласился на эту работу". Его личное неучастие в выборах отразилось и на его слабой вовлеченности в избирательную кампанию блока.

По другую сторону от Мадинова сидел его заместитель по партии и в бизнесе Владимир Чалышев.

Открыл заседание Вадим Кулько (один из людей Рабиновича. - Ред.), которому приходилось восстанавливать репутацию украинских политтехнологов в глазах Рабиновича.

Визуальный обман

В качестве визуальной акции Кулько предложил вывешивать на балконах зданий простыни с надписями об АИСТе. Изготовить их должны были своими руками активисты блока и сочувствующие, чтобы продемонстрировать народную поддержку, которой якобы пользуется АИСТ. Идея была очень неплохой. Но мадиновцы ее похерили. Зато ее взял на вооружение "Асар". Правда, асаровцы развесили простыни, изготовленные в промышленных условиях, что во многом снивелировало всю затею.

Еще одно грандиозное визуальное действие - так называемый ленд-арт. На территории площадью один квадратный километр предлагалось выложить из камней гигантское изображение аиста. Место - недалеко от аэропорта, так, чтобы пассажиры самолетов могли легко увидеть это рукотворное создание. Такую картину можно было бы сотворить довольно быстро. Причем можно было сделать ее дважды: в Астане и в Алматы. Несмотря на то, что авиапассажиров в Казахстане достаточно, главная целевая аудитория ленд-арта состояла из одного человека - президента Назарбаева. Таким образом блок должен был показать главе государства, что всерьез настроен стать важной частью парламента. Мне кажется, руководители блока не поняли саму идею или сделали вид, что не поняли, и ее просто не обсуждали. Видимо, они подумали, что это будет им дорого стоить. А как выяснилось, главной их целью на выборах была максимальная "экономия" средств предвыборного фонда.

Слово было передано приглашенным экспертам, которые как бы тоже работали на блок АИСТ, однако их главная функция состояла в том, чтобы раскритиковать все, что предлагали украинцы. "Видный казахстанский социолог и политолог", как его везде и всегда рекомендовали, Сабит Жусупов сказал, что образ аиста непонятен казахстанскому избирателю. Во-первых, такой птицы нет в Казахстане, во-вторых, те ролики, которые идут по телевидению, не несут никакой информации о том, что это за блок. Эти простые мысли он излагал достаточно долго и успел утомить внимающих ему слушателей.

Рабинович, собрав всю свою волю в кулак, выдавил из себя знаки почтения и спросил:

- А что же вы предлагаете?

Видный ученый повторил то же самое, но в два раза короче.

- А предлагаете вы что? - не унимался украинский олигарх.

Эксперту пришлось в третий раз повторить свое выступление, еще раз его сократив, но все так же без каких-либо предложений. Рабинович понял, что упорствовать бесполезно, и перестал поддерживать "дискуссию".

Зато в нее вступил молодой политик Перуашев. Он повторил все, что до него сказал приглашенный эксперт, и сказал, что недопустимо в избирательной кампании не говорить о Гражданской партии, которая уже имеет своих депутатов.

- Так мы растеряем всех своих избирателей, - негодовал он.

- Не растеряете, - успокаивал его Рабинович. - И наберете новых, которые поверят в сказку об АИСТе, приносящем счастье.

В деликатной форме Рабинович стал объяснять молодому товарищу, что АИСТ и не должен у избирателя ассоциироваться с зажравшимися Гражданской и Аграрной партиями. Однако в конце своего спича он заверил, что, как только наступит разрешенный законом срок начала агитации, на всех логотипах блока появится упоминание о двух партиях.

Все время дискуссии Мадинов или молчал, довольно поглядывая на критиков идеи АИСТа и с ехидством - на украинцев, или говорил что-то незначительное очень тихим голосом.

Странно было то, что идея блока и его название вообще обсуждались на этом совещании, когда предвыборная кампания шла уже полным ходом. Более того, АИСТ о себе уже заявил во всеуслышание. Правда, Мадинову хватило ума сказать журналистам, что в парламенте Аграрная партия будет действовать отдельной от Гражданской партии фракцией.

После перерыва некоторых участников совещания как будто подменили. Например, Перуашев стал говорить словами Рабиновича, и они только что не целовались друг с другом. Оказалось, что в перерыве у Азата состоялся телефонный разговор с Машкевичем, который объяснил ему, как надо себя вести и что говорить.

Другой лидер блока - Мадинов - подобную обработку прошел несколько ранее, и не где-нибудь, а "наверху". Там ему передали слова о том, что "аист - замечательная казахстанская птица". С тех пор и Мадинов уверовал в эту истину.

Вторая часть совещания, которая прошла под знаком всеобщего согласия, была посвящена "креативу". Творил сам Рабинович. Он буквально вслух выбрасывал идеи, которые приходили ему в голову. Он искал какую-то идею главной акции, которая бы покорила избирателей Казахстана, но главным образом - президента, раз и навсегда. В процессе поиска рождались небольшие идейки, которые было решено тоже взять на вооружение. Правда, время показало, что руководители штаба и не собирались ничего такого брать в свой арсенал. К этим маленьким идеям, например, относилась акция под кодовым названием "Чистая вода". В Казахстане во многих селениях есть проблема не столько чистоты воды, сколько наличия воды как таковой. Люди стоят в очередях с разнообразными сосудами к колодцам или водопроводным колонкам. Часто казахстанцы пьют абсолютно непригодную для питья техническую воду. Было предложено провести раздачу избирателям бутылей воды с этикетками, на которых был бы изображен аист. Акция мыслилась во всеказахстанском масштабе, что навевало на Мадинова и Чалышева тоску, поскольку это пахло большими затратами.

Однако все это было "не то". Нужна была одна "убийственная" идея, которая бы положила на лопатки всех врагов АИСТа. Надо было показать всем, и прежде всего президенту, что АИСТ - это сила. И такая идея была найдена. Рабинович предложил начать войну против принадлежавшего оппозиционному "Ак жолу" Казкоммерцбанка. По его плану надо было обвинить банк в пропаже вкладов советских граждан, которые на самом деле обесценились вследствие коллапса Советского Союза. АИСТ со своей стороны должен был пообещать людям возврат пропавших денег.

- Надо еще объявить, что Казком и "Бутя-капитал" связаны с Березовским! - радостно заявил Рабинович. Таким образом он собирался бросить тень одиозного российского олигарха, находящегося в изгнании в Великобритании, на имидж акжоловских финансовых структур.

- Но ведь Березовский - ваш друг, - попытался возразить Мадинов.

- У меня много друзей... - парировал шеф, многозначительно глядя в глаза Мадинову.

Имидж - ничто...

Тогда ни Мадинов, ни Чалышев не углублялись в дискуссию по поводу идеи с Казкомом. Видно было по всему, что они просто терпеливо ждут отъезда Рабиновича, после которого все гениальные идеи украинского комбинатора рассосутся сами собой, а они могли бы делать то, что они посчитают нужным. А нужным они считали вообще ничего не делать.

Мадинову и Чалышеву мы действительно были не нужны. Мы мешали им "экономить" деньги избирательного фонда АИСТа. Их стратегия была до предела простой: не тратить деньги, которые выделила на выборы Аграрная партия, и "освоить" средства финансово-промышленной группы Машкевича. Мы одним своим присутствием заставляли их что-то делать и хотя бы имитировать агитацию. С первых дней меня удивляло наше положение. Создавалось впечатление, что украинцам больше нужна победа на выборах, чем самим членам АИСТа.

Наши казахстанские партнеры полагались больше не на политтехнологии, а на договоренности "наверху". Исход выборов решался именно там, а не в кабинках для голосования. Помню, как меня поражало, когда после каждого креативного предложения украинцев Мадинов ездил в администрацию, чтобы спросить там разрешение или даже просто мнение о той или иной планируемой акции. Его козырем в споре с нами было:

- Да в администрации просто смеются над этим.

Хоть в администрации и "смеялись", но наши предложения находили свою реализацию в кампании конкурирующего с нами "Асара". Это было слабым утешением для главного креативщика АИСТа Вадима Кулько.

Очень скоро у нас создалось твердое убеждение, что Мадинов договорился о прохождении блоком 7-процентного барьера, что обеспечивало лично ему, значившемуся в списке АИСТа первым, депутатский мандат. И все наши творческие старания теряли всякий смысл.

Нам оставалось, подобно представителям администрации президента, самим смеяться над тем, как наши коллеги реализовывали наши предложения. Так, например, наша группа предложила облет удаленных от городов аулов сельскохозяйственными самолетами ("кукурузниками"), с которых бы сбрасывались агитационные листовки АИСТа. Для Аграрной партии техническое осуществление такой акции не представляло особой сложности, ведь сельское хозяйство - это как раз ее епархия.

С высоты птичьего "пролета"

Однажды члены штаба нарушили бойкот, которым негласно была окружена наша группа, и пригласили одного из наших консультантов на "испытательный" полет над аулом. По бездорожью его завезли довольно далеко за город, где стоял в ожидании биплан. От того, что он нам потом рассказал, мы хватались за головы и животы. К самолету подъехала еще одна машина с "листовками". На самом деле вместо листовок привезли резаную чистую бумагу - другими словами, макулатуру. А в это время типография "Агроиздат", где мы располагались, была завалена кипами полиграфической продукции АИСТа. На вопрос, почему бумага чистая, был ответ:

- Так полет-то испытательный.

Вот этим мусором и стали забрасывать деревню. Если раньше местные жители могли и не знать, что такое АИСТ, то теперь узнали, так как под фюзеляжем самолета развевался вымпел с логотипом блока. Для "балласта" внизу троса, державшего вымпел, проволокой была примотана пудовая гиря, готовая в любой момент пробить крышу какого-нибудь дома или расквасить голову одного из избирателей.

Потратив впустую деньги на этот полет и заработав скорее отрицательные очки у избирателей той деревни, члены штаба решили больше не покорять небо.

Другая эпопея была связана с бейсболками и футболками с эмблемой АИСТа. Мы видели их образцы во время встречи Рабиновича в аэропорту Астаны. Однако крупной партии этой продукции для всего Казахстана тогда не существовало. Мадинов и Чалышев, видимо, вообще не хотели заниматься этим делом и думали еще раз сэкономить. Однако под натиском украинских консультантов, когда уже были потеряны драгоценные дни, аграрии все-таки решились разместить заказ на изготовление бейсболок и футболок в... Турции. Так, говорили они, будет дешевле. По-видимому, так оно и было, потому что перед самым днем выборов в штаб привезли мешки с турецкой продукцией, которая расползалась прямо в руках.

Педерастическая поэма

Как будто не ведая, что вредят сами себе, аграрии всю свою энергию направляли на борьбу с украинцами, а не с конкурентами по выборам. В самый разгар избирательной кампании Чалышев, желая утереть нам нос, все-таки пригласил к участию в ней своего друга - журналиста Грюнберга (или Грюндика, как мы его прозвали). Еще до старта кампании Грюндик предложил листовку, на которой были изображены крестьянин и рабочий, вытянувшие вверх серп и молот наподобие скульптуры Мухиной "Рабочий и колхозница", которая стоит в Москве у Выставки достижений народного хозяйства. Только на листовке Грюндика оба персонажа были мужчинами, что дало повод Рабиновичу ерничать по поводу двух педерастов.

От этой листовки Грюндик да, видимо, и сами аграрии, осознавшие всю ее нелепость, впоследствии отказались. Зато вся дальнейшая деятельность журналиста-левака нанесла серьезный вред АИСТу. То, что он предложил, полностью поломало всю логику, идеологию и эстетику задуманной нами кампании. Если мы предлагали избирателю сказку, миф об аисте, приносящем счастье, обращались к потенциальному среднему классу, заявляли о стремлении к социально ориентированному рынку, то Грюндик возвращал людей к коммунистическим стереотипам о борьбе трудового народа за светлое будущее. В городах Казахстана появились билборды с изображением уродливого аиста, больше похожего на птеродактиля, и маленькими фигурками трудящихся. Все это было исполнено в стиле "Окон РОСТа" Владимира Маяковского, изобличавшего буржуазию в 20-х годах прошлого столетия. В таком же духе были исполнены теле- и радиореклама Грюндика. Слоганом его кампании было: "У АИСТа два крыла - Гражданская и Аграрная партия". Далее в роликах назывались конкретные суммы денег, на которые могли рассчитывать работающие и пенсионеры в случае прихода к власти АИСТа.

Мы могли наблюдать, какой эффект произвела эта кампания на людей.

- Это кто? АИСТ? - спрашивали они. - У которого два крыла?

Социологические исследования показывали, что рейтинг АИСТа резко упал. Избиратель был дезориентирован. Те, кто было начал симпатизировать блоку, отшатнулись от него, так как почувствовали душок старой коммунистической пропаганды. А левый электорат АИСТ уже никак не мог привлечь, потому что на этом поле и так паслось достаточно радетелей за народное счастье. К тому же избирателю прямым текстом сообщили, что за права трудящихся будут бороться ненавистные им партии казахстанской буржуазии - Аграрная и Гражданская.

Клич пионера

Одним из немногих дел, по которому украинской группе разрешалось давать консультации, были межпартийные телевизионные дебаты.

Участников от АИСТа мы готовили в Астане, а подсказки получали из Киева от самого Рабиновича, считавшего себя докой в телевизионном PR. Пока аистиные "телезвезды" долетали до Алматы, они забывали напрочь все наши рекомендации. С завидной регулярностью такое происходило с Азатом Перуашевым. На телеэкране он совсем не был похож на партийного лидера. Скорее на перепуганного мальчика-пионера, которого неожиданно для него вытолкали в телестудию под свет софитов.

Мадинов и Чалышев были очень недовольны. Но свое недовольство они направили на нас. В очередном провале были снова виноваты украинцы...

Публикацию подготовил Виктор ВЕРК


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Умирзак Сарсенов: Казахстанская оппозиция – это братья по несчастью, вылетевшие из коридоров власти 31.10.2005
"Хотелось бы вернуться в Россию" 31.10.2005
Ради Марса - никакого секса! 31.10.2005
Передозировка 28.10.2005
Двигаясь вперед, улучшить качество жизни людей 22.10.2005
"Оценивать себя - дело неблагодарное" 20.10.2005
О гендере в американской политике и тайных агентах оппозиции 19.10.2005
Куаныш Султанов: Мы открыты для сотрудничества 19.10.2005
Булат Утемуратов: Никто не сможет "разменять" реформы для народа 17.10.2005
Справедливость всегда относительна 17.10.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz