NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 15:23 ast
13:23 msk

В интересах народа
О.Оксикбаев: Наблюдается положительная картина и в части расходования бюджетных средств. Поскольку экономика развивается динамично и можно сказать, что улучшается качество работы соответствующих государственных органов, многие финансовые недостатки и нарушения искореняются
02.12.2005 / интервью

Тимур ДАВЛЕТОВ, "Казахстанская правда", 1 декабря

На вопросы "Казахстанской правды" отвечает председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан ОКСИКБАЕВ.

- В экономике Казахстана наблюдаются очень высокие темпы роста. Международные эксперты и аналитики "под лупой" рассматривают макроэкономическую и отраслевую политику страны, уровень развития человеческого капитала, инфраструктуры, научно-технической сферы, а также осуществление институциональных реформ. Многих наша динамика впечатляет… Омархан Нуртаевич, а какие тенденции можете отметить вы, как представитель высшего органа финансового контроля Казахстана?

- Годы устойчивого экономического развития служат весомым аргументом того, что проводимые в стране социально-экономические преобразования являются эффективными. В Казахстане имеются все предпосылки для того, чтобы решить все проблемы и не снизить набранные высокие темпы экономического развития. Поэтому не случайно многие зарубежные эксперты говорят о так называемом экономическом феномене Казахстана. Наш положительный опыт реформирования перенимают уже некоторые соседние государства. Это неоспоримое доказательство успешности казахстанского пути. Главный фактор (если хотите - главный секрет) успеха - конструктивное новаторство и готовность к любым, зачастую очень сложным, решениям Главы государства. Их направленность на повышение благосостояния казахстанцев.
Сегодня по многим направлениям наша республика является лидером не только в Центрально-Азиатском регионе, но и на постсоветском пространстве. Практически вряд ли можно найти пример какой-либо другой страны, которая за четырнадцать лет независимости добилась бы таких высот в экономике. Причем следует учитывать, что из этих четырнадцати первые семь лет пришлись на годы системного экономического кризиса, постоянных угроз национальной безопасности и повышения социальной напряженности. А ведь стояла задача не просто решать проблемы, а параллельно "выстраивать" новое, современное и, главное, демократическое государство с открытой рыночной экономикой.

Благодаря правильности определения стратегических направлений развития нашей республики были своевременно проведены преобразования в различных сферах экономики. Кардинальным реформам были подвергнуты банковская, пенсионная и бюджетно-налоговая системы. Наряду с этими положительными факторами подверглась изменениям и деятельность органов финансового контроля.

- Финансовый контроль во многих странах мира занимает ключевое место среди других государственных органов. Удалось ли нашему Счетному комитету стать таковым?

- Да. Ведь финансовый контроль - это основа демократии. Путем проведения независимого финансового контроля Главе государства, парламентариям и широкой общественности представляется объективная и достоверная оценка того, как исполнительная власть управляет средствами бюджета.

Все мы знаем, что бюджетные деньги - это народные деньги, это наши с вами деньги, деньги налогоплательщиков. Население вправе знать, на какие цели и как расходуются их деньги, все ли и должным ли образом предпринимается правительственными организациями для пользы будущих поколений. Полный и объективный ответ на перечисленные вопросы может дать только независимый внешний контроль. То есть обеспечивается прозрачность в системе государственных финансов. А правильно организованный контроль - это фундаментальная защита демократии.

Органы финансового контроля призваны не только проводить тщательный контроль за целевым и эффективным использованием средств государства, но и способствовать улучшению ситуации. В данном случае, опираясь на результаты финансового контроля, представительная власть в интересах народа может требовать улучшения качества работы соответствующих правительственных структур.

В условиях рыночной экономики независимый контроль приобретает особенное значение. Вы посмотрите сегодня на страны с развитой экономикой, везде органы внешнего финансового контроля играют важную роль в жизни общества. И это очень авторитетные структуры в системе государственных органов. С их мнением считаются не только проверяемые ими организации, но и парламентарии, которые принимают окончательное решение по бюджетам этих государств. И в этом плане у нас есть хорошие "заделы". Вы знаете, что мной неоднократно поднимался вопрос об усилении Счетного комитета. В текущем году при поддержке Президента численность аппарата Счетного комитета была увеличена на 30 человек, у нас появилась возможность привлекать частные аудиторские компании. То есть постепенно и уверенно мы приближаемся к полному соответствию требованиям международных стандартов. Это происходит благодаря тому, что Счетный комитет является непосредственно подчиненным и подотчетным Главе государства, не входит в структуру исполнительной власти, поэтому предоставляет независимую оценку использования бюджетных средств. Конечно, впереди еще колоссальная работа. И мы к ней готовы.

- Насколько положительные тенденции в экономике и ее достижения влияют на качество исполнения бюджета?

- Повышение деловой активности и рост прибыли в экономике в определенной степени положительно сказываются на исполнении доходов бюджета. И, действительно, денег в бюджете сегодня достаточно. Шутка ли, триллион с лишним тенге. Многие соседние страны только мечтают о таком бюджете. Министерствам средства выделяются миллиардами.

- Но как они расходуются?

- Наблюдается положительная картина и в части расходования бюджетных средств. Поскольку экономика развивается динамично и можно сказать, что улучшается качество работы соответствующих государственных органов, многие финансовые недостатки и нарушения искореняются. Происходит это за счет улучшения качества законов. Примером может служить отрегулированность вопросов планирования и исполнения бюджетов в Бюджетном кодексе.

Как правило, причина большинства нарушений кроется в недостатках планирования. Уже при исполнении выяснялось, что деньги выделили, но не было механизма их освоения. Деньги выделили, но не определили конкретные результаты их освоения. Или еще абсурднее - деньги выделили, а необходимости в этом не было. На сегодня в республике вопросы планирования бюджета подняты на новый уровень. Процесс планирования сегодня является прозрачным. Мы знаем ответственный орган - это Министерство экономики и бюджетного планирования. До представления проекта бюджета в Парламент он детально рассматривается и обсуждается республиканской бюджетной комиссией, создаваемой указом Президента.

Думаю, вы согласитесь, что проект закона о республиканском бюджете является самым обсуждаемым законом парламентариев. Именно поэтому Правительством до представления в Парламент проект отрабатывается досконально. Конечно, не все проблемы планирования бюджета устранены, но оно улучшается, и это факт.

- Главной проблемой бюджета 2004 года стало нецелевое использование. Есть ли панацея от этой болезни?

- В стране неуклонно повышается уровень жизни. Вряд ли вы будете спорить с тем, что чем устроеннее человек, тем меньше риск совершения им финансового нарушения. Убежден, со временем уйдет такое понятие, как "нецелевое использование государственных денег". Если говорить о тенденциях, то здесь есть две новости: одна плохая, другая хорошая.

- Начнем с плохой.

- Сегодня мы выявляем нарушения, которые больше классифицируем как неэффективное расходование средств. По итогам расходования бюджетных средств не достигается полный эффект. Именно поэтому Главой государства постоянно подчеркивается проблема обеспечения эффективного использования средств бюджета.

Стоит также отметить, что неэффективное использование денег характерно для всех стран, в том числе и для тех, где экономика прогрессивно развивается на протяжении нескольких десятков лет и где органы финансового контроля существуют с незапамятных времен. То есть эта проблема стоит не только перед нашей республикой. Многие страны задумываются над этим. К примеру, и в Национальном офисе аудита Великобритании (мы при финансовой поддержке ЮСАИД в октябре этого года организовали тренинг-тур в Лондон для представителей Парламента, Администрации Президента, Счетного комитета, Правительства, ревизионных комиссий маслихатов) задача эффективности использования средств налогоплательщиков злободневна. Хотя в этой стране орган финансового контроля является общепризнанным лидером во внедрении новых направлений финансового контроля и использовании передовых технологий аудита.

Теперь - хорошая новость. А она в том, что в Казахстане проблема эффективного расходования бюджетных средств поднимается своевременно и на уровне планирования, и на уровне исполнения, и на уровне контроля. Необходимость проведения контроля эффективности органами финансового контроля прописана в Бюджетном кодексе. Именно поэтому в наших проверках мы делаем акцент на эффективности. Главное - добиться положительного результата, чтобы все усилия и усилия всех не пропадали зря.

- К вопросу об усилиях. Близится к завершению 2005 год. Год, когда в соответствии с главным бюджетным законодательством - Бюджетным кодексом - вас наделили новыми полномочиями. По плечу ли Счетному комитету оказались задачи?

- Мы сейчас только подводим итоги. В нынешнем году наряду с контролем расходов республиканского бюджета мы проводили контроль доходов республиканского бюджета и эффективности использования активов государства. Провели ряд крупных комплексных проверок. Об итогах говорить рано, но однозначно - мы прилагаем максимальные усилия для реализации всех наших полномочий. При этом не просто оцениваем, но и рекомендуем Правительству, как исправить ситуацию в части эффективного использования средств.

В частности, Счетным комитетом были даны конкретные рекомендации Правительству по решению проблемы существования фирм-однодневок, которые используют механизмы уклонения от налогов. Ряд рекомендаций был сделан Счетным комитетом по вопросу обеспечения прозрачности процедур возмещения НДС из республиканского бюджета и обеспечения адресности данного налогового стимулирования для отечественных товаропроизводителей. Для нас главное не только выявить проблему, но и дать рекомендации, найти решение.

Мы всегда готовы к конструктивной работе. В частности, мы неоднократно совместно с налоговыми органами разрешали проблемы, совместив внешнюю оценку и рекомендации специалистов Счетного комитета. Ведь никто, кроме них, в своих проблемах лучше не разбирается. Устранить проблему, найти выход из сложившейся ситуации можно путем скоординированных действий всех государственных органов.

- Главой государства неоднократно делался акцент на получении конкретных результатов, которые непосредственно улучшат качество жизни казахстанцев. Что Счетный комитет предпринимает в этом направлении?

- Конечно, положительных тенденций в экономике достичь было нелегко, но на этом останавливаться не надо. Главой государства поставлены новые задачи. Это и дальнейшая реализация Стратегии индустриально-инновационного развития, и развитие приоритетных кластеров, и использование внутренних резервов и скрытых потенциалов нашей экономики. Все это требует концентрации усилий всех органов. Естественно, активно работает в этом направлении и Счетный комитет. Ведь оценку эффективности реализации всех программ, в том числе государственных и отраслевых, дает Счетный комитет.

Поскольку мы затронули этот вопрос, должен отметить, что необходимо повысить требования к государственной экспертизе проектов. Возможно даже проведение экспертизы независимыми специалистами, так как это повышает качество проектов. Именно при планировании необходимо четко определиться, нужна ли та или иная программа и так ли необходимо расходовать государственные средства. И это должно служить своего рода гарантией эффективного расходования бюджетных средств.

Нами совместно с Администрацией Президента была подготовлена Концепция развития государственного финансового контроля до 2010 года. В ней мы предлагаем институционально укрепить органы внешнего контроля, укрепить подотчетность по управлению государственными финансовыми ресурсами и активами органов исполнительной власти перед общественностью. Кроме этого, нужно также совершенствовать нормативно-правовую базу, подготовить закон о Счетном комитете. Сейчас мы работаем над проектом этого закона. Следует отметить, что реализация концепции не потребует увеличения штатной численности государственных органов и дополнительных затрат. Напротив, оптимизация организационной структуры, четкое разделение функциональных полномочий приведет к определенной экономии бюджетных средств. Мы надеемся, что Правительство поддержит нашу инициативу, и в ближайшее время мы сможем внести данный документ на рассмотрение Главе государства.

- Омархан Нуртаевич, какие перспективы и задачи ставит сегодня перед собой Счетный комитет?

- Одной из задач, обозначенных в Послании к народу Казахстана, является повышение эффективности государственного управления. Счетный комитет первым в Казахстане организовал проведение независимой экспертизы. Внешнюю комплексную оценку эффективности деятельности комитета проводили ведущие эксперты по реформе экономической политики, оценке потребностей организации и аналитики американских компаний "BearingPoint" и "Platinum Perfomance Group".

В отчете международных экспертов содержатся полезные рекомендации, направленные на улучшение деятельности Счетного комитета. В частности, рекомендовано закрепление законом максимальной степени независимости Счетного комитета, проведение контроля за его деятельностью организациями, определяемыми Президентом, оснащение необходимыми ресурсами. Помимо этого рекомендуется значительно расширить сферу контрольной деятельности, а именно - активизировать проведение контроля за эффективностью управления государственными активами, за доходами бюджета, за процессом госзакупок. Мы уже приступили к реализации этих рекомендаций.

Как я уже говорил, нами был организован тренинг-тур в Великобританию при финансовой поддержке ЮСАИД, для того чтобы "изнутри" узнать, как построена система государственного финансового контроля в развитой стране. Поездка оказалась очень полезной и информативно насыщенной. В числе других рекомендаций, реализация которых запланирована на ближайшее время, планируется проведение ряда обучающих семинаров, международных конференций, внедрение в нашу деятельность компьютерного аудита, а также проведение пилотных аудитов с привлечением иностранных экспертов.

- Вы обратились к международным делам. И здесь было бы интересно узнать о контактах с органами финансового контроля других стран.

- В этом направлении мы работаем очень активно. Международное сотрудничество играет большую роль в нашей деятельности. Только за последние два года мы подписали соглашения о двустороннем сотрудничестве с Белоруссией, Россией, Кореей. На стадии рассмотрения еще два соглашения - с Великобританией и Китаем. Важность этих договоренностей состоит в том, что они упрощают обмен опытом, важной информацией, а также способствуют объединению усилий органов финансового контроля против борьбы с международным терроризмом, незаконным вывозом капитала и решением проблем экологических и природных катаклизмов, для которых не существует государственной границы.

В настоящее время мы с коллегами из Счетной палаты РФ, как раз таки в рамках нашего соглашения, подводим итоги параллельного контроля, посвященного охране лесов и тушению лесных пожаров на казахстанско-российских приграничных зонах. Кроме того, здесь стоит отметить, что в данных формах сотрудничества одинаково заинтересованы обе стороны. Недавно Счетный комитет посетила делегация Национального офиса аудита Китая с целью ознакомления с нашей системой финансового контроля. Ревизоры Счетного комитета постоянно участвуют в различных обучающих программах и семинарах. Так, за последние два года мы за рубежом обучили более 30 ревизоров. Сами также организовываем семинары. Буквально на днях у нас прошел международный семинар Инициативы ИНТОСАИ по развитию (IDI) и АЗОСАИ для руководящего состава по оценке потребностей высших органов финансового контроля в наращивании потенциала. В нем приняли участие представители из Кыргызстана, Монголии, Азербайджана, а также инструкторы из Филиппин, Тайланда, Монголии, Азербайджана и эксперты-наблюдатели из Норвегии и Японии. По оценке экспертов, данный семинар был признан одним из самых успешных. И на следующий год в Астане запланировано проведение еще одного важного мероприятия, также финансируемого IDI и ЕВРОСАИ, - проведение семинара на тему "Аудит государственного долга" для участников более из чем десяти стран.

Так что мы не замыкаемся в узком кругу, не изобретаем велосипед. В своей работе Счетный комитет активно использует международный опыт.

- Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Таир Мансуров: Наша цель - не останавливаясь двигаться только вперед 31.12.2005
"Матрицу придумали казахи" 31.12.2005
Мы – на защите национальных интересов страны 29.12.2005
"Бирюльки" на миллион 15.12.2005
Стражи экономических рубежей 12.12.2005
Креативный раскольщик выбрал новую цель! 12.12.2005
"Всегда надо помнить, что ты представляешь Казахстан в великой стране" 08.12.2005
Деньги и армия. Часть 2 06.12.2005
С верой в будущее 05.12.2005
О тех, кто желает стране потрясений 02.12.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz